Что обсуждали на 5-м Международном форум-диалоге «Школьный сад: пути и проблемы роста»

Пятый год подряд во время осенних каникул учителя сельских школ и представители школьных администраций приезжают в центр «Экология и здоровье» ОО БЗК, чтобы обменяться опытом развития пришкольных участков и скоординировать планы работы на новый сезон. В 2023 году Международный форум-диалог проходил 31 октября и 1 ноября и был посвящен путям и проблемам роста сети «Школьный сад».

Работа форума по традиции началась с приветствий. Первым плодотворной работы участникам пожелал представитель Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) Стефан Робинсон. Он также напомнил о совместной работе FAO и БЗК по распространению идеи развития школьных садов посредством разработки и адаптации соответствующего руководства. Как сказал г-н Робинсон: «Дети должны с детства понимать, как взаимодействовать с природой без вреда для себя и для природы. В этой связи расширение и инициативы сети школьных садов в Беларуси очень греют мое сердце».

Не менее теплые приветственные слова сказала главный специалист Смолевичской районной инспекции Минского областного комитета Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Ольга Мартинович. От лица министерства она поблагодарила активистов сети «Школьный сад» за их работу и выразила надежду на то, что участников этого движения будет становиться все больше.

Рабочую часть Форума как обычно открыл Владимир Шевцов – директор ОО БЗК и руководитель сети «Школьный сад». Коротко напомнив о том, с чего все начиналось, он сделал обзор достижений за текущий 2023 год, особо отметив расширение сети – уже 5 стран; продолжение исследовательской работы – новые сетевые эксперименты; активизацию туристического направления – стало больше ярмарок и праздников в школьных садах, проводятся образовательные туры для городских школьников; рост социальной значимости пришкольных участков – количество участников инициативы «Социальные грядки» увеличивается; непосредственную работу экспертов со школьниками – молодежные программы для сельских школьников выходят на регулярную основу; появление новых просветительных материалов. В завершение своего выступления Владимир Семенович обозначил основные направления работы Форума – обмен опытом и решение проблемных вопросов роста и развития школьных садов.

Смотреть презентацию

Эксперименты в теплице

После обзора речь зашла о конкретных школьных практиках. Первыми своим опытом поделились новые участники сети из Средней школы №22 г.п. Болбасово Оршанского района Витебской области. Активная работа на пришкольном участке там началась всего три года назад, когда в школе был организован агрокласс. Первым опытом, который помог привлечь детей к аграрной теме, был эксперимент по выращиванию картошки в грядке с палой листвой. Ребята получили хороший урожай и при этом увидели, что работа на земле может быть не сложной и не тяжелой. Эксперимент этого года – совместное выращивание картофеля и тыквы – также удался. Помимо хорошего урожая картошки в школе получили и хороший урожай сладких тыкв. Основное внимание в презентации участников из Болбасово было уделено теплице, которая также появилась в школе в 2021 г. и сразу стала экспериментально-опытной площадкой. В первый год изучали процесс черенкования роз и наблюдали за их приживаемостью. Выяснили, что лучше приживаются черенки с двумя-тремя почками, толщиной ствола не менее 1 см и длиной в 5-7 см. В этом году в теплице решили выращивать инжир. Для сравнения степени приживаемости посадили и молодые, и взрослые растения. Молодые принялись сразу и хорошо, а вот взрослым потребовалось некоторое время на адаптацию, но и они уже начали выпускать листья. Развивают в Болбасово и «Сад мечты». Первыми в этом саду, конечно, появились яблони, потом посадили и груши, и даже орехи. С этого года там пробуют выращивать голубику. В завершение своего выступления учителя отметили, что задача, которую они ставили в начале работы на пришкольном участке – пробудить интерес школьников к аграрным профессиям, уже заметен. Ребята с удовольствием работают в школьном саду, предлагают свою помощь на домашних огородах и даже учат своих родителей новым агротехнологиям.

Смотреть презентацию

Исследования и аграрное просвещение

Представители Мерецковской школы Глубокского района Витебской области продолжили тему многофункциональности пришкольного участка и, в частности, тепличного комплекса. Здесь, работая в теплице, школьники не только изучают современные агротехнологии, но и знакомятся с новыми культурами. Открытиями этого года стали стевия и бамия. Помимо этого, ребята изучают и аграрные производственные процессы. В этом году на продажу готовили рассаду капусты, а заодно провели сравнение сортов. Отдельной темой исследований этого года в Мерецковской теплице стали салатные помидоры. Используют теплицу и пришкольный участков в целом и для общего аграрного просвещения. Летом во время лагерей учителя проводят для младших школьников экскурсию по огороду с дегустацией, для старших в экскурсию включают и основы органического земледелия. После таких экскурсий на частных огородах все чаще стали применять технологию мульчирования. Результаты своей работы, особенно, исследовательской учителя и школьники представляют на различных площадках. Одно из последних достижений – участие в республиканском семинаре «Продовольственная безопасность Республики Беларусь: новые вызовы и возможности» с работами по сортоизучению лука и выращиванию теффа в условиях Беларуси. Представители Мерецковской школы особо отметили, что исследовательская деятельность на пришкольном участке дает детям понимание, что аграрная сфера связана не только с работой на земле, но и с микробиологией, и селекционной работой, и многими другими областями знаний.

Смотреть презентацию

Арбузные социальные грядки

Своим опытом привлечения детей из проблемных семей к работе на земле поделилась учитель Даниловичской школы Дзержинского района Минской области. Там пошли по пути организации социальных грядок. Поначалу пришлось преодолевать сопротивление – дети не хотели снова ходить в школу, что-то учить, обрабатывать землю, некоторых даже не привлекало то, что у них могут быть собственные арбузы. Но педагоги подошли к вопросу творчески и для начала предложили ребятам раскрыть секреты арбуза, пройдя квест. Это пробудило интерес школьников к культуре, а сладкий круглый стол помог окончательно преодолеть сопротивление и вовлечь ребят в работу над созданием социальных грядок. План и правила работы ребята определяли коллегиально: сами выбрали сорт «Бедуин», как основной для своих грядок; определили, что урожай будет полностью передан ребятам, работающим на грядках; определили план посадок; изучили методы выращивания и даже подготовили методические листовки. Для лучшего урожая ребята решили говорить своим растениям хорошие ласковые слова. Этот метод оправдал себя, урожай оказался отличным. Работа на арбузной соцгрядке сплотила ребят и учителей – они вместе ходили в экопоход, устраивали дегустации, угощали жителей деревни сладкими ягодами и даже провели праздник «Путешествие в страну Арбузию». Ребята уже начали строить планы на новый сезон – помимо производства уже думают и про возможность заработка, просчитывают затраты и возможную экономию семейного бюджета. Педагоги также отметили высокую социальную значимость такой формы работы – ребята заняты делом, становятся более заинтересованными, начинают строить планы на будущее, и, главное, у них появляется активный и позитивный жизненный опыт, что очень важно для ребят из неблагополучной среды.

Смотреть презентацию

Полезные сладости из школьного сада

Развивая тему школьных сельскохозяйственных бизнес-инициатив, учителя Рязанцевской школы Мстиславского района Могилевской области поделились успехами своих воспитанников в переработке школьного урожая. Вдохновившись опытом Юрцевской школы в Рязанцах также решили заняться изготовлением травяных чаев и сухофруктов. Начали с иван-чая – сушили, ферментировали разными способами, вялили, в смеси добавляли сушеные ягоды и кусочки фруктов. Когда в школе появился дегидратор, стали осваивать фрипсы и чипсы. Сушить пробовали все, что растет в школьном саду – яблоки, тыкву, кабачки, свеклу, прочие овощи и фрукты. В этом году начали экспериментировать с мармеладами и пастилой. Первой пробой стала «живая» пастила из вишни с кабачком, потом попробовали сделать пастилу из вишни и яблок. В отличие от традиционной пастилы «живая» не варится, перемолотая в пасту фруктово-ягодная масса сразу отправляется в дегидратор. В результате получается фруктово-ягодное лакомство в виде тонких пластинок. В конце лета младшие школьники попробовали варить мармелад, а старшие – зефир из тыквы. Все это пользовалось большим спросом на школьных ярмарках в сентябре и октябре. В школе решили не гнаться за экзотикой, а научиться перерабатывать все, что растет в школьных, приусадебных садах и даже в лесу. В результате попробовали и сделали цукаты и варенье из боярышника и красной рябины и даже представили эти продукты на областных «Дожинках». Помимо переработки в школе развивают еще две инициативы – домашние грядки и длинный цветок. Первая – это вариант социальных грядок, с тем отличием, что детские грядки размещаются на приусадебных участках. Учителя передают в семью семена и помогают методически с условием, что ребенок будет совместно со своими родителями выращивать выбранные овощи и зелень. Таким образом, школа старается стимулировать процесс воспитания внутри семьи, объединяя детей и родителей общим делом. Инициатива «Длинный цветок» подразумевает передачу семян или рассады цветов от одного ученика другим. Таким образом, не просто распространяются новые виды и сорта цветов, опыт их выращивания, но и продвигаются принципы сотрудничества и взаимопомощи.

Смотреть презенатцию

Африканский злак в Беларуси

Тема необычных для Беларуси культур была основной в выступлении представителей Опсовской школы Браславского района Витебской области. Продолжая прошлогодний эксперимент по выращиванию теффа, здесь решили выяснить может ли тефф зимовать и, если может, то чем он будет отличаться от ярового. Оказалось, что озимый тефф растет быстрее, более засухоустойчив, созревает быстрее и дает более высокий урожай. С озимого теффа собрали в 40 раз больше зерна, чем с ярового. Этого хватило, чтобы приготовить традиционную эфиопскую лепешку – инжер и оставить семена на будущий год. В школе также продолжили искать применение соломе теффа. В прошлом году уже опробовали ее как укрывной материал, делали из нее декоративные подставки и миски. В этом выяснили, что ее можно использовать как теплоизолятор. В планах опробовать эту технологию.

Школьный сад – центр сотрудничества

О том, как школа может стать центром сотрудничества целого района рассказала в своем выступлении директор Слободковской школы Браславского района Витебской области. Уже несколько лет подряд в августе школа проводит праздник, на который приглашает всех друзей не только из района и области, но и со всей республики. В этом году праздник прошел под названием «Слободка собирает друзей». В своем выступлении директор школы как раз остановилась на людях, которые помогали его организовать и провести, а это и местные садоводы, фермеры, владельцы агроусадеб, поэты, ремесленники, предприниматели, представители госадминистрации.

Смотреть презентацию

Школьные сады за рубежом

Международный опыт развития школьных садов был представлен презентациями из Молдовы, Азербайджана и России. В молдавской презентации большее внимание было уделено новым школам сети – 4 школы смогли присоединиться благодаря финансовой поддержке Правительства Швеции; основным учебным и бизнес-направлениям – выращивание овощей, фруктов и ягод, переработка ароматических трав, выращивание цветов; деятельности по продвижению. Смотреть презентацию

Представители Ордынского района Новосибирской области России, присоединившиеся к сети «Школьный сад» в прошлом году показали в своих презентациях ход и итоги работы на домашних социальных грядках, а также поделились своими идеями бизнес-инициатив. Смотреть презентацию

О перспективах открытия школьных садов в Азербайджане сказал несколько слов директор ОО БЗК Владимир Шевцов, посетивший заинтересованные школы этим летом. По его словам, там школы ставят перед собой задачу подобрать культуры и методики их выращивания, подходящие под засушливые климатические условия, а также распространение безопасных агротехнологий.

Просветительные программы ОО БЗК

Большой блок выступлений был посвящен интересным решениями и наработкам Белорусского зеленого креста. Анна Выгонная предложила участникам форума мини-обзор набора открыток «Вясковымі шляхамі Беларусі: Опса». Она обратила внимание на то, что его создание было большой коллективной работой, к которой подключились и учителя, и музейные сотрудники, и местные краеведы, а также исследователи, художники и филологи. В планах продолжить эту серию – уже готовится набор по Друе. В заключении, она предложила школам обдумать возможность подключиться к работе над серией, если будет интерес подготовить наборы по их населенным пунктам. Также Анна Альбертовна провела анонс нового выпуска интерактивного просветительского пособия по Днепро-Сожскому заказнику.

Подробный обзор просветительных программ, проводившихся в центре «Экология и здоровье», представили сотрудница центра Юлия Жуковская, рассказавшая о флористической квест-игре, учитель биологии Курковоской школы, проводившая здесь интерактивную программу «Как мы знаем деревья», и учитель одной из Смолевичских школ, которая поделилась впечатлениями своих учеников от участия в этих программах.

О том, как проходили летняя программа для сельских школьников и выездная программа для членов Минского семейного клуба, чем занимались и чему учились участники программ, коротко рассказали координатор просветительных программ ОО БЗК Наталья Святкина и фотограф Семен Шевцов.

Финальным выступлением этого блока стала презентация логических игр и, в частности, инженерного конструктора Cuboro, и их потенциала для развития логических и технических способностей детей и подростков.

Сетевой эксперимент 2023

Большой разговор был посвящен эксперименту по выращиванию стевии. Первым на эту тему выступил руководитель эксперимента из Лопатинской школы. Именно там первыми расчеренковали стевию, чтобы раздать участникам эксперимента. Стевия из черенков в школе выросла, но, к сожалению, не все растения сохранились. Семена вообще не дали всходов. Учитывая небольшое количество растений, в школе сосредоточились не на зеленой массе, а на размножении. Сейчас в школе черенкуют два генотипа стевии в надежде на то, что в следующем году удастся их переопылить и получить свои семена. Помимо стевии в школе занимаются и горшочными букетами. Их выращивают в холодный сезон под искусственным светом. Наиболее удачные композиции получаются с китайской гвоздикой. В этом сезоне планируют попробовать немезию. В этом выступлении также были даны некоторые советы по черенкованию и уходу за черенками и взрослыми растениями стевии. Например, черенковать можно как взрослые высокие растения (1 – 1,5 м), так и невысокие молодые (30-40 см). Во втором случае растение лучше черенковать под корень, иначе маточное растение начнет усыхать. Если черенковать цветущее растение, то можно быстрее получить цветы на черенках. Для черенков лучше выбирать субстрат без торфа, например, огородная земля с компостом, песок или супесь, можно с компостом и вермикулитом, компост с минеральными удобрениями. Черенки стевии чувствительны к свету и влажности, поэтому в холодный сезон им требуется досветка. При естественном освещении необходимо избегать прямых солнечных лучей, а также следить, чтобы на листиках не оставалось капель после полива и не скапливался конденсат, так как капли работают как линза и это может привести к ожогам. Во избежание загнивания черенков необходимо следить за влажностью, полив осуществлять по мере подсыхания субстрата и использовать воздухопроницаемые укрывные материалы. На зиму растения стевии следует выкапывать, так как она не переносит морозы, даже малые заморозки могут привести к гибели растения. Стевию можно выращивать и как комнатное растение, но это будет влиять на степень сладости зеленой массы. Смотреть презентацию

Своим опытом выращивания стевии поделились и представители некоторых школ-участниц эксперимента. В Опсе следовали всем рекомендациям, грунт выбрали без торфа, высадку проводили после того, как закончились все заморозки, из 24 высаженных растений погибло только одно. Самая большая кустистость была в три ствола, самое высокое растение достигало 68 см. Из собранной зеленой массы получили 100 г сухой массы, которую перемололи в порошок и уже в сентябре на семинаре для педагогов агроклассов предлагали попробовать чай со стевией (Смотреть презентацию). В Мерецких, опасаясь низких температур, стевию растили в теплице. В результате растения получились достаточно мощными и высокими. В Иолче несмотря на засуху, ливни и слабые черенки, растения, высаженные в грунт, выжили, но плохо развились, не выше 40 см, тем не менее удалось собрать до 150 г зеленой массы. Провели черенкование, но после начала проветривания растения стали загнивать.

Один из участников эксперимента из Речицы даже попробовал сделать вытяжку стевиозидов в виде сиропа. Для этого он залил 300 г сухой массы стевии в виде порошка 1 л водки, настоял два дня, профильтровал и выпарил спирт. Получилось 300 г густого темного сиропа без горчинки. При подслащивании напитков оказалось, что достаточно 2 капель на стакан, чтобы получить привычную сладость.

Социальные грядки, 3 сезон

Еще одной большой темой для разговора стала инициатива «Социальные грядки». Ее координатор напомнила как начиналась инициатива и представила некоторую статистику, показав рост количества и расширение географии. В 2023 г. участниками инициативы стали 23 белорусские и 9 российских школ. Она отметила, что в каждой школе выбирают свой формат работы: где-то это грядки на пришкольном участке, где-то домашние грядки на приусадебных участках или на партнерских агроусадьбах, как в случае с иолчанскими школьниками. Неизменным остается то, что планирование, работу на грядках, использование урожая проводят сами дети с родителями и при поддержке учителей. Как правило участниками инициативы становятся ребята из неблагополучных или малообеспеченных семей. К сожалению, не все школьные команды успешно завершают сезон: где-то это связано со сменой местного координатора, где-то с погодными или территориальными условиями. Тем не менее основная масса участников справляется с поставленными задачами. Она также привела некоторые примеры работы с иолчанскими школьниками, с которыми занимается сама, отметив, что интерес детей к работе на соцгрядках не ослабевает, так как ребята нуждаются в полезном совместном времяпровождении. В ее группе занимаются ребята от 4 до 17 лет, встречи проводятся круглый год, в холодный сезон планируют работу на весну и лето, изучают новые культуры и технологии, рецепты, занимаются переработкой и творчеством. Те, кто не первый год в инициативе, уже много чего знают и умеют и с удовольствием помогают новичкам, а также предлагают свои эксперименты – в этом году пробовали вырастить авокадо. Старшие участники инициативы, определяясь с будущим, чаще всего выбирают аграрные профессии.

Смотреть презентацию

Планы на новый сезон

В заключение рабочей части Форума представители ОО БЗК поделились своими предложениями на новый сезон. В планах проведение весеннего агросеминара, весенней и летней молодежной программы, сетевого эксперимента по выращиванию салатного цикория. Участники также озвучили, чего бы хотели в сезоне 2024 г. – продолжить эксперименты с теффом и стевией, возобновить выращивание артишоков, попробовать новый метод выращивания картофеля в палой листве.

Ярким завершением Форума стала презентация работы молодежных групп по направлениям программы, которая проходила в центре в эти же дни. Эта встреча придала положительный импульс и вдохновение на новый сезон работы сети “Школьный сад”.

Смотреть фотографии

Смотреть записи выступлений

Тэги: 
64801135