Международная конференция художников-педагогов «Современное художественное образование детей и молодежи»

Более 80 художников-педагогов из Беларуси и России собрались в центре «Экология и здоровье» ОО БЗК, чтобы обсудить вопросы современного художественного образования детей и молодежи во время международной конференции, которая проходила 7 и 8 февраля 2025 г.
Свои приветствия участникам конференции направили Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Сергей Масляк, заместитель директора Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь Сергей Козлов и директор Международного союза художников-педагогов Марина Астафьева (смотреть в VK). Владимир Шевцов, директор общественной организации «Белорусский зеленый крест», которая уже больше 20 лет проводит конкурс живописи и графики «На своей земле», в своем вступительном слове сравнил конкурс с маяком, который показывает, что такое красота и как к ней идти. Эту мысль поддержали многие эксперты, которые делились впечатлениями от работы жюри и наблюдательных групп.
Первый блок выступлений как раз был посвящен обзору происходившего в течение недели. Своим мнением об эксперименте «Взгляд из региона» и работе жюри поделились представители художественных школ из Витебска, Гродно, Калининграда, Магнитогорска, Самары, Омска, Новосибирска, Биробиджана, Хабаровска, Циньяна (Китай). В своих коротких выступлениях многие отметили бережность и внимание, с которыми члены жюри и эксперты относились к детским работам: каждую из них просматривали до 5 раз перед тем, как принять окончательное решение. Это, по мнению участников, то, что отличает конкурс «На своей земле» от многих других, делая его максимально объективным и честным. Говоря в целом о проекте, эксперты сошлись на мысли о том, что эта площадка стала для них лучшими «курсами повышения квалификации», благодаря открытой и искренней атмосфере, где не было места формальности, но была возможность услышать друг друга, узнать мнения коллег, перенять опыт – за неделю художники-педагоги успели побывать в двух художественных школах в Витебске и в Солигорске. Широкий состав жюри также многих порадовал, именно потому, что это дало больше общения и углубляло взаимопонимание.
Еще перед началом конференции, все участники смогли познакомиться с результатами эксперимента «Взгляд из региона» – 6 мини-выставками, составленными 7 экспертными группами из Беларуси, России и Китая. Мнение о них высказали как непосредственные участники, так и наблюдатели. В частности, многие отметили выбор экспертов из Калининграда, как наиболее разнообразный и яркий, выбор белорусских экспертов из Солигорска и Минска охарактеризовали как наиболее душевный, составляющий образ детства. Отдельно остановились на выборе представителя Китая. Специфика была в том, что эксперт делала выбор с двух позиций: первая – что выбрали бы китайские художники-педагоги, вторая – как представляют себе китайское детское творчество на постсоветском пространстве. В результате этого отбора у эксперта возник вопрос о том, можно ли в детских рисунках увидеть образ страны.
С точки зрения искусствоведения на выставки взглянули Ксения Колобова из Мурманской области и Нина Горюнова из Татарстана. В своих обобщающих выступлениях они обратили внимание на феномен ребенка-художника, который начал разрабатываться искусствоведами лишь в начале ХХ века, остановились на некоторых конкурсных работах, а также поделились своим личным и региональным опытом организации и проведения детских творческих проектов.
Обзор художественного конкурса «На своей земле» 2025 года завершился презентацией рисунков, отобранных из числа лучших работ X и XI конкурсов для каталога «Золотой фонд Международного конкурса живописи и графики «На своей земле», а также подведением итогов круглого стола, на котором эксперты обсудили проблемные моменты конкурса, возможные темы и перспективы развития проекта.
Особый интерес вызвали выступления, посвященные методическим пособиям. Очень ярко свою работу представили преподаватели из Гатчинской художественной школы Марина Фазанова и Дарья Рубцова, кратко рассказав не только о пособиях, но и о мастер-классах, и об организации удаленных занятий через соцсети. Более подробно они остановились на заданиях и упражнениях, отработанных на занятиях в школе и собранных в пособии «Акварель». Логическим продолжением выступления педагогов из Гатчины стала презентация работ учеников Солигорской художественной школы, в работе с которыми также использовались упражнения из пособий Марины Фазановой и Дарьи Рубцовой.
Большой разговор, посвященный мультипликации, начался с презентации лучших работ 10-го Международного конкурса мультипликации и диафильмов в конце первого дня и продолжился выступлением режиссера-мультипликатора Михаила Тумели в начале второго дня конференции. Предваряя тему искусственного интеллекта, заявленную как основную для обсуждения в этом году, Михаил Брониславович поделился своим опытом внедрения компьютера в мультипликацию, рассказал, какие операции в анимации, в связи с этим, стали неактуальными, какие из них облегчает ИИ, но при этом высказал мнение, что ИИ в анимации, где требуется постоянный поиск нестандартных решений, никогда не сможет заменить человека, так как не способен творить. Также Михаил Тумеля показал примеры своих работ, в том числе результаты занятий со студентами, и личные дневники аниматора.
Краткий обзор результатов конкурса фотографии представил председатель жюри Семен Шевцов. В своем выступлении он сделал акцент на удачных работах, также разобрал несколько неудачных примеров и серий. В завершение он проанонсировал очередной фотопленэр на Браславщине, который планируется провести в августе 2025 г.
Собственно разговор об искусственном интеллекте в контексте художественного творчества начала Анна Выгонная. Свое выступление она начала с показа нескольких рисунков и предложения выбрать те, которые могли бы принять участие в конкурсе. Участники конференции практически единодушно отклонили те рисунки, которые были созданы ИИ, охарактеризовав их как стереотипные, в которых нет поиска и открытия. В процессе этих рассуждений Анна Выгонная указала еще и на то, что, компилируя или выполняя запрос, ИИ нередко делает ошибки очевидные для опытного насмотренного глаза, и, в связи с этим, назвала работу с ним «игрой с Золотой рыбкой». Немного обратившись к истории, она упомянула также, что с приходом новой технологии меняются подходы, что-то даже теряется и забывается. Но всегда остаются подвижники, такие как Уильям Моррис, например, которые настаивают на сохранении и даже возрождении старых ручных технологий, так как эта концентрация творческих усилий не только дает базу для развития, но также делает результат этих усилий более ценным.
Выступление преподавателя Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКиТ) Иллариона Конькова было посвящено такому явлению как цифровое искусство, о котором, по мнению докладчика, следует вести разговор прежде, чем приступать к дискуссии об ИИ. В качестве иллюстрации были показаны цифровые творческие работы студентов СПбГИКиТ. Исходя из тезиса о том, что восприятие человека в электронный век изменилось, он призвал художников как минимум знакомиться, но лучше в той или иной степени овладевать новыми цифровыми инструментами. Начинать этот процесс следует уже со школы, и как раз сейчас происходит налаживание взаимосвязи между предпрофессиональным и профессиональным образованием в этом направлении.
Тему овладения цифровыми инструментами и практические примеры применения нейросетей привела в своем выступлении преподаватель СПбГИКиТ Александра Елкина. В частности, она показала, как использует сгенерированные нейросетью рисунки для того, чтобы раскрепостить студентов, подвести их к анализу произведений искусства и дальнейшему поиску творческих приемов.
В завершение, опытом применения цифровых инструментов, в том числе ИИ, в китайских художественных студиях поделилась преподаватель университета Лундун Евгения Костерина. В приведенных ей примерах были показаны конкретные выставочные проекты и детские рисунки, обработанные при помощи ИИ. Она также отметила, что применение ИИ в художественном обучении вызывает дискуссии среди взрослых: по мнению родителей, рисунок, обработанный ИИ, перестает быть детским, но результат при этом тешит тщеславие ребенка, что вредно с точки зрения воспитания. Она также показала примеры рисунков китайских детей и коротко упомянула о системе художественного образования в Китае, о чем подробно рассказывала на конференции 2024 г.
Во время финальной дискуссии участники пришли к мнению, что ИИ никогда не сможет заменить художника-педагога, но отрицать его и закрываться от него нельзя. Остается наблюдать за развитием этой технологии и по возможности ее осваивать, сохраняя при этом ручные техники и технологии и объясняя ученикам их ценность и важность.