Пилотные экскурсии по заповедным местам Гомельщины
Постигать уникальность белорусского Полесья отправилась команда учителей сельских школ, музейных сотрудников, преподавателей и студентов вузов 21-22 августа 2020 г. В ходе пилотной экскурсии вместе с экспертами проекта они прошли по образовательным маршрутам заповедных мест Брагинского и Лоевского районов, посетив Полесский государственный радиационо-экологический заповедник (ПГРЭЗ) и заказник «Днепро-Сожский».
Расположенные относительно недалеко друг от друга, эти охраняемые территории отличаются как по размерам, так и по своим целям и задачам. ПГРЭЗ – крупнейший (более 215 тыс. га) из заповедников Беларуси, и одновременно – тревожащее напоминание, памятник крупнейшей техногенной катастрофы ХХ века. В заповеднике по-прежнему сохраняется высокий уровень радиации; специалистами ведется постоянный мониторинг радиационной ситуации и осуществляется комплекс уникальных радиобиологических исследований. Радиоактивная опасность учитывается и при проведении экскурсий. Поэтому всех участников заранее известили о том, что необходимо иметь с собой, ознакомили с правилами радиационной безопасности, поведения в заповеднике и программой маршрута, общая протяженность которого составила 95 км.
С ландшафтами, животными и растениями, научными исследованиями на территории ПГРЭЗ участников пилотной экскурсии знакомил эксперт проекта, биолог, сотрудник заповедника Анатолий Углянец. КПП «Бабчин» утром 21 августа 2020 г. встретил пилотную группу туманом. Тишина и лес в туманной дымке создавали обманчивое ощущение комфорта и безопасности. Цифры на дозиметре воспринимались как баллы в компьютерной игре, опасность казалась ненастоящей и вызывала у молодой части группы выброс адреналина, чувство драйва и желание испытать острые ощущения. Радиация не ощущается ни на вкус, ни на запах, ее нельзя увидеть, услышать или потрогать. Но она есть... и она растет. В ходе распада одних радиоактивных элементов появляются другие, долгоживущие, такие, как америций. Возможно, помочь осознать опасность могли бы одноразовые защитные костюмы, которые можно выдавать на КПП (сейчас выдаются лишь респираторы) и треск счетчика Гейгера, в качестве фоносопровождения голоса эксперта. Впрочем, панорама корпусов ЧАЭС с вышки и вид кладбища катеров на берегу Припяти вернули к реальности.
До аварии на ЧАЭС на территории, где ныне расположен ПГРЭЗ, было множество деревень, успешно развивалось сельское хозяйство. Оценить масштабы этого развития позволил заброшенный свинокомплекс на 24 тысячи голов, один из крупнейших в СССР на тот момент. Некогда он был полностью механизирован и связан сетью обустроенных асфальтированных дорог с поселком Бабчин, очистными сооружениями и кормопредприятием «Майдан». Сейчас сквозь его постройки прорастают деревья, здесь гнездятся птицы, поэтому, посещая руины необходимо помнить об осторожности: ветхие стены, открытые технические люки, полуприкрытые провалы могут стать западней. Студенты – участники пилотной группы воспринимали эти и другие постройки периода СССР, технику, увиденную в ПГРЭЗ, как архаику, едва ли не седую древность.
Анатолий Углянец рассказал, что деревни и поселки отселены, хозяйственная деятельность минимальна, как и вмешательство человека в природу. В некоторых местах возникли чащи с буреломами, заросли, позволяющие вернуться на прежние места обитания многим редким и осторожным видам животных. В 1990-х гг. для недопущения дальнейшего распространения радионуклидов и в рамках проекта противопожарного обустройства зоны отчуждения было проведено затопление части территории заповедника. После этого сюда вернулись многие вытесненные в ходе мелиорации болот растения, птицы и звери. Здесь сохранилась крупнейшая в Беларуси популяция дикого кабана. В последние несколько лет резко увеличилась и продолжает расти численность зайца, что в свою очередь спровоцировало рост популяции рыси. Имеются значительные популяции других хищников: волка, выдры. Из Украины пришли и прижились лошади Пржевальского: при пастьбе они поедают грубую растительность, способствуя восстановлению лугов, а значит и численности болотных и луговых птиц. В ПГРЭЗ ведутся работы по реакклиматизации ряда исчезающих видов: от зубра до насекомых. Природа восстанавливается, но есть и проблемы. Эксперт отметил, что в целом климат региона стал засушливее, из-за этого изменился гидрологический режим Припяти, что плохо отразилось на разновозрастных монопородных лесопосадках: как послевоенных, так и высаженных после аварии на ЧАЭС. Засухи привели к ослаблению деревьев, прежде всего сосен, и поражению их верховым короедом. Зараженный лес приходится вырубать.
Другая картина в бывших населенных пунктах. В первые годы после аварии 11 из них были захоронены. Надгробными памятниками некогда живым деревням служат кусты и густые заросли сливы. В сохранившихся до сегодняшнего дня поселках, таких как старинное село Бабчин, дома оплел девичий виноград, в них поселились совы, барсуки и лисы. Для человека же заброшенные здания могут быть опасны, здесь необходимы внимательность и осторожность. Трава на бывших улицах удлиняет сроки зарастания деревьями, затрудняя доступ семян в почву. Серьезной проблемой, с которой сложно бороться в условиях радиоактивного заражения, являются инвазивные виды, когда-то привезенные человеком. Если золотарник и борщевик сотрудники заповедника смогли уничтожить, то клен канадский и акация, бешеный огурец и сейчас продолжают захватывать все новые территории, напоминая про ответственность человека перед своей землей.
Населенные пункты напоминают, что заповедник это не только природа, но и огромный пласт истории и культуры, о которой поведал другой эксперт проекта, историк Андрей Лебедев. Много впечатлений оставило знакомство с памятниками архитектуры, в том числе остатками дворцово-усадебной застройки в бывшей д. Острогляды и зданием церковно-приходской школы в бывшей д. Бабчин. Старинное, красного кирпича здание школы в Бабчине служит примером принятого в этих местах в конце ХІХ – начале ХХ века “кирпичного” стиля официальной архитектуры. Здесь же раскрывается страница истории развития школьного образования в Полесье в период Российской империи, поддержки и усилий по его развитию со стороны местной элиты. Контрастируют с ним руины школы, построенной здесь в начале 1980-х гг., незадолго до катастрофы на ЧАЭС. Обратила на себя внимание и вымощенная булыжником рокадная дорога периода Первой мировой войны.
Логичным продолжением маршрута стала поездка в деревни Селец и Тельман Брагинского района. В д.Тельман (ранее Городище или Двор-Городище) пилотная группа в сопровождении Андрея Лебедева посетила остатки усадьбы XVIII века (сохранились парк и руины стены), принадлежавшей сначала роду Вишневецких, а затем Прозоров. Старинная, известная по письменным источникам с XVI в. д.Селец, некогда была владением Вишневецких и Конецпольских. На сегодняшний день здесь сохранилось старинное кладбище и фундамент храма, на котором в советское время были построены клуб и библиотека. Сотрудники Селецкой библиотеки долгое время собирали «Папку памяти Сельца», которая в это посещение была передана в Брагинский музей. День оказался настолько насыщенным информацией и впечатлениями, что сил на обсуждение этим вечером ни у кого уже не оставалось, тем более нужно было хорошо отдохнуть перед новым путешествием следующего дня.
Утром 22 августа пилотная группа отправилась в Днепро-Сожский заказник, расположенный на слиянии двух крупных рек, Днепра и Сожа, которые и дали ему название. Протяженность маршрута составила 14 км на автотранспорте и 5 км пешком. При этом на знакомство с заказником было всего три часа: чтобы попасть на его территорию и вернуться обратно, необходимо переправиться на катерном пароме, который ходит строго по расписанию. Солнце и яркие блики на воде заставляли жмуриться. Но Анатолий Углянец обратил внимание на высокий обрывистый берег, где хорошо было видно геологическое обнажение «Лоев» - памятник республиканского значения. Подобное ему есть только в Канаде. В слоях отложений здесь сохранились свидетели ледникового периода – останки ископаемых растений, мхов и лишайников лесотундры.
Первым обитателем заказника, встретившим гостей у пристани, стала лиса. Она деликатна и терпелива: охотно соглашается на фотосессию на взаимовыгодных условиях, за «деликатесы» с большой земли. Ее хорошо знают сотрудники заказника, поэтому разрешают близкий контакт, предупредив, что обычно к диким животным, особенно плотоядным, не стоит подходить – всегда есть риск чем-нибудь заразится, например, бешенством.
Спустившись на берег, Анатолий Углянец продолжил знакомить экскурсантов с уникальностью заказника, расположенного в междуречье двух крупных рек, пестротой его рельефов и связанных с ними биологических сообществ. Именно здесь можно наглядно увидеть строение пойм рек Беларуси и оценить связанное с ними разнообразие видов растений и животных. На слиянии Днепра и Сожа, хорошо видна разница в скорости течения, цвете воды. Извилистое русло Днепра, с многочисленными старицами (некоторые из них даже шире основного течения реки) придает особую живописность пейзажу. Гордость заказника – высоковозрастные пойменные дубравы. Способные выдерживать без ущерба для себя долговременные (до нескольких месяцев) паводки, они не только красивы, но и выполняют несколько важных функций: защиты почвы, охраны вод, укрепления берега и сохранения биологического разнообразия. Здесь, как и на пойменных лугах, обитает множество видов насекомых, в том числе и занесенных в Красную книгу: это жук-олень, большой дубовый усач, восковик-отшельник. Но истинное сокровище, можно сказать бренд заказника – бабочки: одна из красивейших и редчайших бабочек Европы - зерентия поликсена; более века считавшаяся исчезнувшей в Беларуси пеструшка Сапфо; махаон, желтушка ракитниковая, краеглазка петербургская и многие другие.
Присоединившийся к группе «дядя Вова» – директор заказника Владимир Дзержинский – сообщил, что здесь, на площади, сопоставимой с Минском (14 556 га), хозяйственная деятельность человека ограничена, но не запрещена. Проходя по лесу, путешественники обратили внимание, что он здесь более чистый и светлый, чем в ПГРЭЗ. Часто встречаются мхи и лишайники – один из признаков здоровой экологии. Почвы в основном песчаные и супесчаные. На дюнах растут сосны. Анатолий Углянец пояснил, сосняки различаются по надпочвенным растениям: где-то это мхи и лишайники, где-то высокие злаки с мохнатыми метелочками (вейник), где-то цветущие желтым ползучие кустарники (дрок и ракитник). На отдельных участках бора, на высоких соснах можно увидеть колоды-борти. Это реликты одного из древнейших, некогда широко распространенных на Полесье промыслов – бортничества (лесного пчеловодства). С его историей, развитием, профессиональными секретами и традициями бортников участники тура познакомились во время визита на усадьбу, принадлежащую семье Ивана Осипова, одного из организаторов «Братства босых бортников», энтузиаста, благодаря которому промысел сохраняется и развивается и сегодня.
Песок, мох, сухо. На песке видны следы кабана. Сложно представить, что когда-то по Днепру распространялись новые племена и верования, прогрессивные технологии; что именно здесь некогда проходил важнейший трансконтинентальный путь «из варяг в греки». Андрей Лебедев рассказал участникам маршрута об истории этого края, познакомил с памятниками археологии возле д. Абакумы и обратил внимание на корабельные сосны на сельском погосте.
По возвращении в Лоев программа продолжилась. Сотрудники музея «Битвы за Днепр» показали путешественникам город и провели интерактивную программу, которая показывает насколько военный музей может быть антивоенным. Позже, умело ведомые фасилитатором Медеей Ахвледиани, участники группы осознали, оценили и сравнили свои впечатления на фоне заката на берегу Днепра.
Пилотные экскурсии состоялись. Все участники отметили высокий профессионализм экспертов, качество подготовки и подачи материалов. Очевидно, что информация, заложенная ими в образовательных маршрутах, позволяет заинтересовать различные группы целевой аудитории, несмотря на жесткие временные рамки, связанные с ограничением нахождения посторонних на территории ПГРЭЗ (7 часов) и привязкой к расписанию паромов при посещении Днепро-Сожского заказника. Маршруты обладают значительным образовательным потенциалом, раскрывают геологические и географические, биологические, историко-культурные, этнографические особенности региона. На фоне общей картины, оформленной широкими, яркими мазками, понятными неподготовленным слушателям, проступают детали, тонкие нюансы, интересные специалистам. Стоит еще раз отметить, что экскурсии проводили непосредственно эксперты-разработчики: биолог Анатолий Углянец, сотрудник ПГРЭЗ, и историк Андрей Лебедев, преподаватель Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, при активном участии эксперта по контенту Натальи Святкиной и эксперта по визуализации Анны Выгонной.
Приглашаем вас также отправится в путешествие по заповедным зонам, как минимум в виртуальное на страницах проекта в социальных сетях: Фейсбуке и ВКонтакте.
Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза. Ответственность за содержание данной публикации несёт общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза.