Методические рекомендации по реализации обучающей программы для молодёжи «Предпринимательство и лидерство. Психологические аспекты предпринимательской деятельности»

Введение   Пояснительная записка   Программа   Читать пособие   Скачать пособие   Смотреть лекции

Автор-составитель: Понятовская-Замышляева Дина Николаевна, психолог, эксперт-консультант по работе с подростками и их семьями.

Введение

Данное руководство разработано в рамках проекта международной технической помощи «EU4Youth: «Школьный сад» для развития сельскохозяйственного предпринимательства», финансируемого Европейским союзом и софинансируемого Международным зеленым крестом. Проект направлен на создание сети учебно-производственных инкубаторов для развития современного сельскохозяйственного предпринимательства, профессионального и социального роста молодежи в небогатых и нуждающихся сельских населенных пунктах.

Издание адресовано школьным учителям, тренерам производственных инкубаторов «школьный сад», а также старшим школьникам, молодежи и всем, кто интересуется темой обучения молодых людей основам ведения предпринимательской деятельности в условиях сельской местности.

Руководство включает программу тренингов «Предпринимательство и лидерство. Психологические аспекты предпринимательской деятельности», шесть обучающих модулей, содержащих методические указания по реализации программы, основные упражнения для усвоения тем тренингов, а также приложения.

Пояснительная записка

Общественная организация «Белорусский зеленый крест» в рамках проекта «Школьный сад» создала оптимальные условия для развития и реализации предпринимательского потенциала молодых людей, проживающих в сельской местности, посредством поддержки и развития образовательно-производственных инкубаторов на базе школ с пришкольными участками – «школьных садов». Основная аудитория проекта – школьники от 14 лет и старше, которые приобретают опыт выращивания и реализации сельскохозяйственной продукции, получают соответствующие профессиональные знания и умения, осваивают навыки ведения собственного дела и учатся заявлять о себе как о начинающих предпринимателях в области сельского хозяйства.

Данное методическое пособие содержит рекомендации по проведению тренингов обучающей программы «Предпринимательство и лидерство. Психологические аспекты предпринимательской деятельности». Программа направлена на то, чтобы помочь молодым людям подготовиться к самостоятельной жизни, обрести способность сделать осознанный выбор в пользу жизни и работы на своей малой родине, расширить их возможности для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность на селе, благодаря чему они смогут не только обеспечить свои базовые жизненные потребности, но и реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Участие в тренинговой программе послужит формированию у молодых людей экологического сознания и отказу от потребительского отношения к земле. Приобретенные знания и умения помогут им укрепить свои жизненные позиции, повысить личную и социальную эффективность, снять барьеры к достижению успеха, обрести уверенность в себе, повысить самооценку и самоуважение. Занятия курса направлены также на то, чтобы развить у молодых людей умение работать в команде, помочь им накопить эмоционально положительный опыт самовыражения в групповой деятельности.

После прохождения обучающей программы ее участники приобретут следующие умения и навыки:

  • выявлять свои способности и определять, в какой конкретно области сельского предпринимательства они могут быть применены;
  • видеть для себя предпринимательство как профессию, жизненное призвание и стиль жизни;
  • презентовать себя и свою продукцию на рынке сельскохозяйственного бизнеса и услуг;
  • отличать мечты от фантазий, преобразовывать мечты в цели, правильно формулировать цели;
  • использовать различные методы планирования для эффективного достижения поставленных целей (навыки тайм-менеджмента);
  • осознанно относиться к деньгам как к энергии, позволяющей реализовывать жизненные цели, личные амбиции, создавать жизненные блага и ценности, тем самым улучшая качество жизни на селе;
  • создавать команду единомышленников и развивать лидерские качества;
  • выстраивать конструктивные межличностные отношения и разрешать конфликтные ситуации, грамотно вести переговоры и находить компромиссы;
  • объективно оценивать эффективность (продуктивность) стратегии своего поведения в команде;
  • обращаться в кризисных ситуациях к собственным внутренним ресурсам и ресурсам партнеров по команде;
  • видеть перспективы жизни в сельской местности, воспринимать жизнь как творчество.

Для более глубокого понимания и усвоения материала данной обучающей программы рекомендуется реализовывать ее как психологический тренинг личностного роста. Занятия по данной программе не должны носить характер навязывания и проводиться в стандартном режиме школьных уроков. Приветствуется творческий подход педагогов и тренеров к организации встреч по темам обучающих модулей.

Программа обучающего курса «Предпринимательство и лидерство. Психологические аспекты предпринимательской деятельности»

Задачи:

  • формировать у участников представление о предпринимательской деятельности на селе;
  • выявлять возможный круг их интересов предпринимательской направленности;
  • стимулировать стремление к самоактуализации, познанию себя и способности к рефлексии в совместной деятельности;
  • способствовать снятию барьеров для самопрезентации и достижения успехов; формировать мотивацию самореализации и достижения;
  • формировать навыки постановки целей и задач, управления временем и проектами; определять пути достижения целей;
  • формировать навыки лидера и умения работать в коллективе;
  • дать опыт принятия групповых решений и управления командой;
  • формировать умения вести переговоры, преодолевать кризисы, находить компромиссы в совместной работе.

Используемые методы и технологии:

  • групповая дискуссия;
  • проективная деловая игра;
  • интерактивная игра;
  • визуальные проективные методики;
  • арт-терапевтические техники;
  • направленная визуализация;
  • групповой тренинг.

Необходимые материалы:

  • бумага для письма и рисования, тетради;
  • краски, карандаши простые и цветные; кисти для клея и рисования; клей, ножницы;
  • скотч, разноцветные стикеры, журналы с картинками;
  • музыкальные инструменты, техника для воспроизведения музыки (магнитофон, компьютер с колонками или др.); коллекция молодежной музыки, например на дисках.

Программа рассчитана на 6 встреч (каждая по 6 учебных часов с кофе-паузами и перерывами на обед). Желательно проводить по 1 встрече в неделю. Участники могут располагаться за столами, но лучше работать в круге, сидя на стульях. В помещении обязательно должны быть столы для работы. Рекомендуемое количество участников группы – 8-12 человек. Возраст участников – от 14 лет и старше.

Программа может быть использована в индивидуальном консультировании по вопросам профориентации и профессионального самоопределения.

Программа курса включает 6 обучающих модулей по следующим темам:

1. Искусство быть предпринимателем

Психологические аспекты предпринимательской деятельности. Предприниматель как профессия, дело жизни, стиль жизни. Основные качества предпринимателя. Формулирование представлений о жизнедеятельности и продукте труда предпринимателя. Актуализация индивидуальных черт, присущих предпринимателю, и представлений о возможной собственной предпринимательской деятельности. Философия преуспевающего и стратегия неудачника: осознание собственного понимания успеха. Навыки самопрезентации.

Скачать методические рекомендации

2. О деньгах с секретом

Денежное сознание: я и деньги. Бедность, богатство и сила. Правила обращения с деньгами. Наиболее распространенные ошибки в обращении с деньгами. Законы мира денег. Принципы инвестирования. Причины непринятия изобилия.

Скачать методические рекомендации

3. Невозможное становится возможным, или Умение ставить цели

Целеполагание и управление проектами. Формулирование цели так, чтобы она имела словесное выражение без отрицания (для эффективности), в настоящем времени, с учетом этических моментов (принцип «не навреди»). Умение разделять фантазии и мечты, преобразование мечты в цели. Правила постановки целей и распределения задач. Управление проектами и способы планирования.

Скачать методические рекомендации

4. Время как жизненный ресурс

Тайм-менеджмент. Осознание собственного отношения ко времени, своего положения во временном пространстве. Понимание ценности времени. Влияние взаимоотношений со временем на эмоциональное, духовное, физическое благополучие, успешность в жизни. Ориентация на то, что важно и необходимо жить в настоящем. Умение структурировать собственное время.

Скачать методические рекомендации

5. Создание команды: у каждого свой дар

Формирование команды и системное мышление. Развитие интуитивного чувствования друг друга в команде. Тренинг слаженных командных действий. Тренинг распределения ролей и обязанностей. Согласование своих способностей с намерениями и ролью. Умение давать понятные и ясные инструкции (тренинг лидерских качеств). Виды и стили лидерства. Взаимная поддержка и эффективная коммуникация в команде.

Скачать методические рекомендации

6. Конфликты. Переговоры. Партнерство

Тренинг преодоления конфликтов: способы разрешения. Тренинг невербальной коммуникации. Способность слушать, вести беседу, выражать благодарность, просить прощения, просить о помощи. Умение убеждать и умение избегать влияний и манипуляций. Умение реагировать на гнев, выражать гнев, избегать втягивания в воронку чужих эмоций. Умение выносить критические замечания и принимать последствия собственных действий и решений. Умение находить выход из нестандартных ситуаций. Умение проявлять согласованность с другими.

Скачать методические рекомендации

ПРИЛОЖЕНИЯ

Скачать пособие целиком

Смотреть лекции и записи вебинаров

 


Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данной публикации несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.

Тэги: 
64801135