Форум-диалог-семинар «Школьный сад: знания в жизнь»
Представители сети «Школьный сад» собрались в тренерском центре «Экология и здоровье» общественной организации «Белорусский зеленый крест» 2-5 ноября 2020 года, чтобы принять участие в форуме-диалоге «Школьный сад: знания в жизнь».
Форум стал очередной вехой проекта «EU4Youth: «Школьный сад» для развития сельскохозяйственного предпринимательства», финансируемого Европейским союзом, поэтому одной из его задач было обсуждение достижений участников проекта, итогов сетевых экспериментов за два года. Также в программе была презентация тренинговых программ и электронных ресурсов и проработка планов на следующий год.
Представить достижения участникам предложено было несколько необычно – составить коллективную презентацию на 2-3 школы, где нужно было обобщить похожее, выделить особенное, а также обозначить, чем школы могут поделиться. Из общих достижений было, конечно, участие в сетевых экспериментах – луковом и арбузном, апробация игр «Приключения растений» и «Карта моей деревни», расширение пришкольного участка и ассортимента выращиваемых растений, успешное участие в сельскохозяйственных ярмарках и значительное удешевление питания, освоение новых агротехнологий – черенкование растений, обработка сада. Многие среди успехов также отметили открытие факультативных групп или даже классов аграрной направленности. К проблемам все, конечно, отнесли пандемию Covid-19, помимо этого были и погодные условия, повлиявшие на урожай, и нехватка оборудования, средств, ресурсов, времени. Кое-где среди проблем были и отсутствие мотивированной команды. Отвечая на вопрос «Чем готовы поделиться?», все в первую очередь отметили опыт – проведения мероприятий, освоения новых технологий. Кроме того, участники сети готовы делиться семенами и саженцами. В завершение белорусские участники познакомились с успехами молдавских и украинских партнеров, которые присоединились онлайн и показали свои видео презентации. Смотреть видеопрезентацию Молдовы
Групповая работа первого дня позволила участникам услышать друг друга, подробнее узнать о событиях в каждом школьном саду и создать дружескую атмосферу, которая способствовала продуктивной работе на протяжении всего форума.
Учитывая, что основной фокус форума был направлен на поиск и определение путей интеграции пришкольного участка в учебно-воспитательный процесс и глобальную социально-экономическую сеть, следовало обозначить все направления и образовательные возможности, которые предлагает проект. Этому был полностью посвящен второй день форума. Введением в тему дня стал доклад руководителя проекта Владимира Шевцова. Он напомнил основные задачи проекта, обозначил, какие этапы уже пройдены и какие еще предстоит пройти, вспомнил многие достижения за два года и обозначил все направления, в которых могут развиваться участники сети «Школьный сад». Последующие доклады более детально раскрывали многие из упомянутых направлений и достижений.
Специалист по дистанционному обучению Ольга Шпиганович рассказала о сетевом эксперименте по сортоизучению арбузов и дынь, который проводится уже второй год. Помимо некоторых итогов сезона, она упомянула о социальной значимости эксперимента. В этом году эксперимент расширился на север – к нему присоединились школы Витебской области, новые для всех белорусских регионов культуры привлекли внимание местных жителей, а школы усилили свою роль центров, объединяющих сообщество. Еще один значимый момент заключается в том, что юные участники эксперимента могут вырастить продукт для себя и своей семьи на так называемых «социальных грядках», изучая при этом агротехнологии и особенности растений. Итоги лукового эксперимента подвел менеджер по школьным садам Владимир Пустошило: представил основные результаты и рекомендации на будущее. Также участники познакомились с потенциальными возможностями сайта «Школьный сад» – многофункциональной интернет-платформой для объединения, презентации, обучения и обмена опытом и идеями участников сети. Платформа вызвала большой интерес – ожидается, что она начнет полноценно работать уже в конце этого года.
Послеобеденный блок был полностью посвящен презентации тренинговых программ. Эксперты познакомили представителей сети с задачами, структурой и ключевыми содержательными моментами программ, ответили на вопросы участников и помогли определиться с приоритетными направлениями для каждой из школ. Наиболее привлекательным для большинства участников форума стали направления по органическому земледелию и хранению и переработке органической продукции. К бизнес-направлениям – «Бизнес и экономика», «Предпринимательство и лидерство», «Маркетинг и продвижение», а также к программам «Агротуризм», «Ремесло» и «ИТ для сельского хозяйства» интерес был несколько ниже. Очень привлекательным для участников оказалось предложение провести зимой конкурс школьных бизнес-инициатив, которые учащиеся смогут реализовать в течение весны, лета и осени 2021 г. Основным результатом дня можно считать то, что определились основные центры по каждому направлению.
В третий день акцент был сделан на теме сотрудничества и совместного продвижения продуктов и услуг. Во время интенсивной групповой работы участники смогли определить, в чем они конкуренты, а в чем могут кооперироваться, попробовали разработать свой идеальный алгоритм продвижения, применить готовые варианты продвижения к имеющимся в школах ресурсам и возможностям, подумали, как они могут совместно продвигать продукцию и услуги и чему научатся школьники, вовлеченные в этот процесс. Подводя итоги работы, все участники отметили важность творческой команды, а для успешной кооперации также разделение труда, взаимообмен и передачу опыта и технологий. Для продвижения предлагали использовать возможности интернета и социальных сетей, взаимные презентации и рекламу, создание общих продуктов и совместное проведение исследований. Отметили также, что вовлечение ребят в такого рода работу поможет им развить свои лидерские и организаторские качества, научит брать ответственность за свою деятельность, а также даст специальные знания как в области производства, так и в продвижении. Из первых шагов по кооперации называли создание совместного каталога растений для обмена семенами и саженцами, проведение совместных мастер-классов и тренингов, в том числе по принципу «равный учит равного», организацию ознакомительного тура по территориально близким школам.
В завершение форума участники строили планы на лето – обсудили потенциальную возможность проведения международной смены-практикума для школьников. Все сошлись во мнении, что такой практикум будет очень полезен ребятам: расширит их знания по направлениям проекта, даст возможность получить практические навыки в области органического сельского хозяйства, познакомит с основами экономики и маркетинга, поможет развить предпринимательские и лидерские способности. Предложенная схема с предварительной подготовкой «вожатых» также была одобрена. Так как, по задумке, в роли лидеров смены выступят студенты, то участие в практикуме может стать для них дополнительным стимулом для возвращения в родные деревни и старта своего дела.
Разнообразная информация, полученная участниками форума, а также совместные размышления, обсуждения и поиски решений в группах, станут хорошей базой для предстоящей работы, которая начнется уже в этом месяце. И в скором времени мы узнаем о новых событиях и успехах, в том числе совместных, участников сети «Школьный сад».
Данный материал был подготовлен при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данного материала несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.