Зеленая экономика
1. Концепция «зеленой» экономики
В 1992 году была принята Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, на которой Организацией Объединенных Наций был принят программный план действий устойчивого развития в XXI веке. Программный план был направлен на достижение двух целей - высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.
20-22 июня 2012 года, через 20 лет после принятия Декларации Рио состоялась Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, также известная под названием «Рио+20».
В результате Рио+20 все страны подтвердили обязательства по поэтапному отказу от субсидий на ископаемое топливо. Участники Рио+20 призвали Статистическое управление ООН разработать новые индикаторы устойчивого развития, которые бы дополнили показатель «валовый внутренний продукт», а также договорились расширить членство в совете Программы ООН по окружающей среде (UNEP). Тем самым фактически страны приняли на себя обязательства реализовывать переход к «зеленой» экономике.
Понятие «зеленой» экономики
«Зеленая» экономика - результат повышения благосостояния людей и социальной справедливости при существенном сокращении экологических рисков и экологического дефицита (ограниченности) (определение Программы ООН по окружающей среде (UNEP).
«Зеленая» экономика - модель экономического развития, основанная на устойчивом развитии и знании экономики окружающей среды (определение Организации экономического сотрудничества и развития).
«Зеленая» экономика заботится не только о росте капитала и возобновлении трудовых ресурсов и информации, но также возобновляет землю (природные ресурсы) как фактор производства.
Для этого в экономике необходимо:
1) создать условия и осуществлять действия для того, чтобы земля самовосстанавливалась: обеспечивалась экосистемная устойчивость природных систем, которые поддерживают наше существование;
2) улучшать ресурсоэффективность, снижая, таким образом, воздействие окружающей среды на отрасли экономики и индивидуальную деятельность человека.
Концепция «зеленой» экономики:
1) государственная поддержка и частные инвестиции направляются на распространение знаний, реализацию инициатив, создание технологий и производств, способствующих снижению выбросов углерода и уровня загрязнения;
2) на основе «зеленых» технологий, предполагающих более глубокую переработку отходов, снижение энергопотребление или использование альтернативной энергии возникают новые, «зеленые» сектора экономики, «зеленые» рабочие места. Более глубокое использование сырья приводят к снижению себестоимости выпуска «зеленой» продукции и увеличению прибыли на «зеленых» производствах по сравнению с традиционными, обуславливают возможность установления более высокой оплаты труда. В результате возникают социальные стимулы к перетеканию трудовых ресурсов в «зеленые» сектора экономики, и снижается бедность;
3) повышение энергоэффективности приводит к снижению потребности в сжигаемом топливе и снижению выбросов углерода. Это важное условие для самовосстановления природных ресурсов;
4) повышение ресурсоэффективности приводит к снижению образования отходов, снижению уровня загрязнения окружающей среды, обеспечивает устойчивое существование такого сектора экономики в течение длительного периода, сохраняет условия для поддержания биоразнообразия, ведения органического домашнего хозяйства, повышающего доступ к локальным природным ресурсам и снижающего бедность, развития экосистемных услуг для жителей стран, утерявших их.
Таким образом, концепция «зеленой» экономики разработана в развитие концепции устойчивого развития, подчеркивая важность улучшения устойчивости мировой экономики.
Принципы «зеленой экономики»
В «Руководстве по вопросам «зеленой» экономики», которое было опубликовано в сентябре 2012 года , предоставлен краткий обзор шести принципов «зеленой» экономики. Шесть принципов «зеленой», справедливой и инклюзивной экономики таковы:
1) Справедливость и объективность, как в рамках одного поколения, так и между поколениями;
2) Согласованность с принципами устойчивого развития;
3) Превентивный подход к социальным воздействиям и воздействиям на окружающую среду;
4) Оценка природного и социального капитала, например, интернационализации внешних расходов, зеленого учета, расходов на протяжении всего срока эксплуатации и совершенствования управления;
5) Устойчивое и эффективное использование ресурсов, потребление и производство;
6) Потребность в достижении существующих макроэкономических целей посредством создания «зеленых» рабочих мест, искоренения нищеты, повышения конкурентоспособности и роста в ключевых секторах.
«Зеленый» рост
Поскольку в настоящее время идет разработка новых индикаторов устойчивого развития, которые бы дополнили показатель ВВП, в переходный период для отслеживания того, насколько экономика того или иного региона переходит к «зеленой» экономике используют понятие «зеленый» рост.
«Зеленый рост» - это рост ВВП, который соответствует принципам «зеленой» экономики и делает упор на «зеленые» секторы экономики как на новые двигатели развития.
Упор на «зеленые» секторы предполагает такое изменение структуры экономики, которое:
• уделяет больше внимания социальному аспекту устойчивого развития (социальная сплоченность, объективность нескольких поколений, обеспечение доступа к целому ряду ресурсов, борьба с бедностью и безработицей);
• основывается не только на перерабатывающем секторе, но все чаще основывается на добывающем секторе и сфере услуг;
• преобладает благодаря экологически безвредному инвестированию, производству, торговле, распространению и потреблению, а также улучшению товаров и услуг с экологической точки зрения;
• ведет к использованию природных ресурсов на устойчивой основе, не зависящего от горючих ископаемых;
• формирует новые экономические возможности, расширяя рамки экономического развития и снижая уровень бедности;
• является «экологической рабочей системой» в сельском хозяйстве, промышленности, в сфере исследований и разработок, в административной деятельности и сфере обслуживания, что подразумевает выполнение работ, которые помогут охране экосистем и биоразнообразия; снижению потребления энергии, ресурсов и воды благодаря высокоэффективным стратегиям; снижению выбросов углерода; сведению до минимума или в целом предотвращению образования всех форм отходов и загрязнений».
2. Опыт Европейского союза
«Зеленая» экономика в Европейском союзе (далее - ЕС) ориентируется на так называемые экологические проблемы второго поколения, к которым относятся проблемы изменения климата и утраты биоразнообразия, вырабатывая обобщенные решения экологических проблем первого поколения, к которым относятся проблемы загрязнения воздуха, воды, почвы, рассматриваемые в концепции устойчивого развития.
ЕС сконцентрировал свои усилия на решении следующих задач:
• переход к низкоуглеродной, ресурсоэффективной, безопасной и устойчивой экономике;
• ресурсоэффективность земель, углерода, воды и сырья;
• разработка политики для устойчивой производительности и устойчивого потребления;
• разработка обучающих программ, направленных на «зеленые» рабочие места;
• переход к зеленым государственным закупкам, включая их объем, чтобы повысить их эффективность;
• разработка законодательства ЕС, регулирующего обращение с отходами;
• поддержка эффективного использования водных ресурсов через установление и мониторинг целей на бассейновом уровне;
• производство «зеленой» продукции и уменьшение отходов на всех фазах жизненного цикла продукта, т.е. на добыче природных ресурсов, производственном процессе, использовании продукта и на его конечной ликвидации или переработке.
Основные инструменты «зеленой» экономики.
1) Эко-инновации.
«Эко-инновации» - инновационная продукция и процессы, которые способствуют снижению воздействия на окружающую среду и поддержанию «стабильной производительности и потребления». Эко-инновации связаны с возникновением новых видов экономической деятельности или даже новых отраслей экономики (например, переработка отходов, повторное использование и т.д.).
2) Введение практик эко-маркировки/эко-дизайна/энергоэффективности в промышленное производство.
Эко-маркировка - комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию. Эко-маркировка информирует покупателей об экологических свойствах продукции и не только. Некоторые знаки приняты на международном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм. Эко-маркировка позволяет идентифицировать продукцию, соответствующую определенным требованиям и сделать выбор о её приобретении.
Эко-дизайн - направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание защите окружающей среды на всём протяжении жизненного цикла изделия. В расчёт берутся, в комплексе, все стороны создания, использования и утилизации изделия. Эко-дизайн, наравне c очевидными и обыкновенными требованиями красоты, удобства и цены, уделяет особое внимание:
• потреблению ресурсов при проектировании, изготовлении, использовании и утилизации;
• происхождению материалов. В расчет берётся множество аспектов, начиная с защиты окружающей среды производителем (поставщиком) и заканчивая соблюдением прав работников на предприятиях, корректным отношением к фермерам и т.п.
• безопасности в использовании изделия, отсутствии вреда здоровью, сведению к минимуму шумов, выбросов, излучения, вибрации и т. п.
• простоте и безопасности утилизации, возможности повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом.
Энергоэффективность - рациональное использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве. Достижение экономически оправданной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды. Эта отрасль знаний находится на стыке инженерии, экономики, юриспруденции и социологии. В отличие от энергосбережения (сбережение, сохранение энергии), главным образом направленного на уменьшение энергопотребления, энергоэффективность направлена на поиск полезного (эффективного) расходования энергии.
3) Органическое сельское хозяйство (фермерство).
Органическое сельское хозяйство (фермерство) - это система производства, которая способствует оздоровлению почв, экосистем и населения. Оно полагается на экологические процессы, биоразнообразие и циклы, адаптированные к местным условиям, а не на использование факторов производства, оказывающих неблагоприятное воздействие. Органическое сельское хозяйство объединяет в себе традицию, инновации и науку с целью принести пользу окружающей среде и способствовать продвижению справедливых отношений и хорошего качества жизни всех вовлеченных.
4) Экосистемные услуги.
Экосистемные услуги - это выгоды, которые люди получают от экосистем. Они включают обеспечивающие, регулирующие и культурные услуги, которые непосредственно воздейсвтуют на людей, и поддерживающие услуги, необходимые для сохранения других услуг.
К обеспечивающим услугам относятся натуральные продукты, получаемые от экосистем. К регулирующим услугам относятся выгоды, получаемые от регулирования экосистемных процессов (водоёмы смягчают местный климата, хвойные леса снижают заболеваемость, воды используются для лечения). К культурным услугам относятся нематериальные выгоды, которые люди получают от экосистем (экотуризм, образование, культурное наследие, эстетика).
К поддерживающим услугам относят почвообразование, круговорот питательных веществ, и другие услуги, необходимые для производства всех других экосистемных услуг.
Концепция экосистемных услуг предполагает, что когда на рынке появляются экосистемные услуги, люди начинают сравнивать их с промышленными товарами, и в результате через некоторое время на рынке устанавливается справедливое соотношение их стоимостей. В результате в странах, где экосистемные услуги были недооценены, в сферу экосистемных услуг поступают дополнительные средства, и у лиц, предоставляющих экосистемные услуги, появляются ресурсы, чтобы поддерживать экосистему.
3. Переход к «зеленой» экономике в Беларуси
В 2012 году Министерство экономики представило «Национальный доклад об устойчивом развитии Республики Беларусь, основанный на принципах «зеленой» экономики», который определил белорусскую модель устойчивого развития и направления «озеленения» экономики. Доклад был разработан одновременно с подготовкой к конференции «Рио+20». Перечисленные ниже приоритеты связаны с социальными, экологическими и экономическими аспектами устойчивого развития, так как "зеленая" экономика направлена на получение многократных преимуществ по всем этим аспектам:
• энергобезопасность (поддерживается повышением энергоэффективности);
• продовольственная безопасность ;
• адаптация к изменению климата (водное хозяйство, сельское хозяйство);
• улучшение управления отходами (бытовые отходы все еще являются большой проблемой);
• увеличение объема экспорта (поддерживается инновациями);
• развитие сектора малых и средних предприятий;
• увеличение продуктивности и прибыльности (обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство);
• гармонизация стандартов и законодательства с европейскими стандартами и законодательством;
• восстановление территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, и их использование.
Существует много возможностей «озеленения» экономического роста в Беларуси. Законодательство Беларуси развивается в сторону гармонизации с европейским законодательством, и некоторые важные меры для этого были или скоро будут приняты. Более того, инвестиции в экологическую инфраструктуру, и особенно в водоснабжение и канализацию, а также в обращение с отходами, являются важными элементами экономического развития.
На стратегическом уровне в Беларуси хорошо развита система политик, программ и планов. Были предприняты важные шаги: экологические принципы были введены в национальную экономику, снизив экологические риски и создав условия для улучшения уровня жизни населения.
Чтобы достичь целей устойчивого развития, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) определила области развития для основных компонентов белорусской модели: экономика, окружающая среда и социальная сфера.
На ближайшую перспективу направления реализации принципов «зеленой» экономики в Беларуси таковы:
1. Дальнейшее развитие природоохранного законодательства и применение наиболее успешных практик в вопросах управления воздухом, водой, почвами и обращения с отходами.
2. Расширение сектора органического сельского хозяйства, введение сертификатов на органическую продукцию в стране и увеличение импорта органической продукции.
3. Продвижение решений по эко-инновациям, основанным на высоком исследовательском потенциале Республики Беларусь.
4. Использование законодательных и экономических инструментов для смягчения последствий изменения климата и поддержки мер по адаптации к изменениям климата.
5. Введение мероприятий по энергоэффективности в городах Республики Беларусь.
6. Привлечение прямых иностранных инвестиций и создание «зеленых» рабочих мест.
О зеленой экономике в Республике Беларусь на официальном сайте проекта