«Приключения растений» в школьных садах Беларуси

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..

«ОВОЩИ» Ю.Тувим

Картошка, огурец, помидор, лук, морковка, свекла – эти растения известны даже дошкольникам. Все они растут и на огородах участников нашего проекта.  Но не каждый школьник знает, что до того, как эти растения попали к нам в огород и на тарелку, с ними произошло множество «приключений»!

Например, картофельными цветами украшала своё платье французская королева Мария Антуанетта, и только в 1772 году Парижский медицинский факультет объявил картофель съедобным. Морковка очень долго в Европе считалась лошадиным кормом, и лишь в 16 веке ученые Нидерландов вывели знакомую нам вкусную оранжевую морковь. К русской императрице Екатерине II помидор прибыл как знатный вельможа в богатой карете в качестве подарка от русского посла в Италии.

А если составить карту «путешествий» растений, мы увидим, что такие привычные нам растения попали на наши огороды из разных уголков земного шара. Родина картофеля и помидора – Америка. Огурец проделал путь из далёкой Индии. Две тысячи лет назад дикая свекла росла по берегам Средиземного моря.

Во время летних каникул команда проекта предлагает школьникам сыграть в игру «Приключения растений». Очень хотелось бы, чтобы участники нашей игры, подобно путешественникам эпохи Великих географических открытий, открыли для себя такие, казалось бы, очень знакомые растения. Надеемся, что наша игра поможет ребятам понять, что разнообразные знания  – это не столько отвлечённая эрудиция, сколько инструмент познания такого сложного и интересного окружающего мира. 

Игру команда проекта разрабатывает совместно с Юрцевской школой Оршанского района Витебской области. Исходно игра рассчитана на один день, но коллектив школы предложил расширить первоначальный замысел и провести целую «Неделю растений». Каждый день будет посвящён одному растению. Картошка, огурец, помидор, лук, морковка, свекла – такой список растений для игры составили в Юрцевской школе. За день, посвящённый одному растению, участники школьного лагеря посетят разные станции: «Историко-географическую», «Биологическую», «Литературную», «Художественную», «Кулинарную», «Огородную». Для этих станций команда проекта готовит интересные тематически иллюстрированные задания. К концу дня каждый школьник соберёт свой дневник растения.

– Наша игра направленна на командную работу, – говорит Анна Выгонная, эксперт проекта «Школьный сад». – После прохождения станций школьники совместно заполнят ассоциативную карту, помогая друг другу ещё раз осознать и обобщить те открытия, которые они получили за день. И с помощью этой карты в конце дня можно будет поискать «клад» и найти драгоценные семена растений.

Методика и материалы игры разрабатываются таким образом, чтобы их можно было адаптировать на разные возрастные группы и разное количество учащихся, поменять стратегию игры для разного сезона и конкретной ситуации в каждой школе.


Данный материал был подготовлен при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данного материала несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и он ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.

 

64801135