В Минске обсудили формы сотрудничества школ и научно-исследовательских учреждений

Международная научно-практическая конференция "Сетевые исследования и эксперименты –форма сотрудничества школ и научно-исследовательских учреждений", которая проходила 4 и 5 ноября 2025 г. в НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам, собрала около 60 биологов, экологов, учителей городских и сельских школ и представителей общественности для обсуждения вопросов воспитания гражданской ответственности в области охраны природы и организации взаимодействия между учебными и научными учреждениями.
Основное обсуждение проходило в первый день – 4 ноября. Участники из Беларуси и России в очном и онлайн формате представили свои доклады, касающиеся потенциала школьных исследований для прикладной науки и форм организации школьной исследовательской деятельности, возможностей онлайн-платформ для сбора данных о наблюдениях за природой, практики исследования флоры и мониторинга фауны, экологического воспитания детей и взрослых силами различных учреждений и объединений.
Во время открытия участников конференции поприветствовали директор НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Александр Чайковский, консультант управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Елизавета Реут и директор ОО “Белорусский зеленый крест” Владимир Шевцов. В своих обращениях они подчеркнули важность налаживания связей между учебными заведениями разных уровней и научно-исследовательскими учреждениями, в частности, Академией наук Беларуси, для воспитания будущих ученых-биологов и просто людей ответственных за сохранение природного разнообразия. Александр Чайковский также привел примеры взаимодействия НПЦ по биоресурсам со школами – организация экскурсий, проведение консультаций, оказание помощи при создании экотроп – и пригласил продолжать подобную работу с целью подготовки мотивированных кадров для Академии наук. Елизавета Реут сделала акцент на теме инвазивных видов, которая демонстрирует преимущества сетевого подхода к изучению экологических проблем и организации общественного мониторинга. Владимир Шевцов, в свою очередь, отметил, что данная конференция является одним из этапов формирования сообщества, усилия которого помогут решать стратегические экологические проблемы.
Подтверждением идей, высказанных в приветствии, стал доклад научного сотрудника Института леса НАН Беларуси Дмитрия Кулагина. Будучи педагогом дополнительного образования в школе и имея опыт работы с детьми, он на конкретных примерах показал, как работа в школьных лабораториях и на пришкольных участках может быть полезна для прикладной науки. В частности, по таким направлениям как агробиология – сортоизучение, применение биопрепаратов; сохранение биоразнообразия – выращивание культурных форм охраняемых растений и материала дикорастущих форм; мониторинг и учет результатов полевых исследований. В процессе работы школьники получают первичные знания и понимание методов научной работы, в свою очередь научные сотрудники получают дополнительные материалы для исследований.
Роль citizen science (гражданской науки) и вовлечения граждан в сбор материалов о природном разнообразии, а также средства аккумулирования данных о наблюдениях, которые являются основой большинства исследований, были отражены в докладах ведущего научного сотрудника ПГРЭЗ Валерия Тихомирова и биолога Александра Винчевского. Они обозначили то, как происходит накопление и верификация данных в таких глобальных натуралистических базах как iNaturalist.org, Observervation.org, eBird.org и других, насколько важен в таких наблюдениях качественный визуальный материал и проверка со стороны экспертов. Александр Винчевский в завершение своего доклада предложил всем заинтересованным подключаться к этим базам для расширения сети наблюдателей и увеличения количества наблюдений о природном разнообразии Беларуси.
Тему организации научно-исследовательского пространства в школе предложил представитель Центра международного сотрудничества Минпросвещения России Илья Данилин. В своем докладе он сделал акцент на том, что при организации учебно-научного центра в школе важно не только оборудовать лаборатории, но и дать возможность педагогам заниматься только научно-исследовательской и проектной деятельностью со школьниками, то есть собрать дополнительный штат сотрудников, для которых этот вид деятельности будет основным.
Расширением темы стали доклады руководителя тьюторской службы «Школы будущего» Татьяны Талецкой из Калининградской области, аспиранта кафедры «Общей биологии и экологии» Иркутского ГАУ Ольги Сугаченко и начальника Нарочанской биологической станции им. ГГ. Винберга Юлии Верес, внимание в которых было уделено привлечению ресурсов высшего образования к организации научно-исследовательской работы в школе.
Конкретные примеры исследований были приведены в докладах учителя биологии и химии гимназии «Вектор» г. Зеленоградска Максима Напреенко, заведующего кафедрой технологии и управления на предприятиях общественного питания, менеджмента и торговли Брянского филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова Бориса Тришкина, в совместном докладе учителей Курковской, Мерецковской и Ходцевской средних школ Валентины Рящиковой, Надежды Германович и Людмилы Кучинской. Первый был посвящен трансграничному исследованию природного наследия бассейна реки Неман, в котором приняли участие две школы Калининградской области (Россия) и Здитовская школа Брестской области (Беларусь). Исследования проводились как локально в школах, так и в рамках белорусско-российских исследовательских лагерей. Доклад Бориса Тришкина касался использования материалов аэрофото- и космической съемки, а также информационных технологий для мониторинга инвазивных видов на территории Брянской области на примере борщевика. Доклад белорусских учителей был посвящен школьным исследовательским проектам, как сетевым, так и локальным, по выращиванию новых видов растений (тефф, стевия), опыта их переработки, организации разносторонних познавательных мероприятий на основе этого материала (День лука в Юрцево).
Практические рекомендации по организации наблюдений за флорой – формирование гербариев – и фауной – наблюдение за обычными видами птиц были представлены в докладах представителей образовательного проекта «Крылы.BY» Анжелы Журавель и Семена Левого.
Концепцию исследования от «А» (Академия наук) до «Я» (я должен) предложил ведущий научный сотрудник лаборатории наземных беспозвоночных животных НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Анатолий Кулак. На примере инвазивных насекомых он показал, что любая экологическая проблема не только должна стать предметом исследования специализированных научно-исследовательских учреждений, но и сформировать осознанную потребность в оказании посильной помощи для ее решения со стороны каждого гражданина страны, что воспитывается с детства через наблюдения и обсуждение этих проблем.
Наглядным примером этой концепции стал доклад о программе «Наблюдение за реками», представленный координатором образовательных проектов ООО «Экоидея» Натальей Поречиной. Работа со школами, местными жителями и представителями власти по вопросам загрязнения рек, озер, родников микропластиком, сточными водами, остатками лекарственных средств, нитратами позволила местным жителям понять степень проблемы и осознать ее как насущную для них самих, что в последствии привело к инициативе со стороны граждан принимать участие в мониторингах и проведении практических акций.
Тему общественного взаимодействия в области экологического воспитания продолжил сотрудник Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Сергей Юшкевич. В своем докладе он представил опыт православных приходов в этом направлении – проведение бесед и выставок на экологические темы, обустройство экотроп на территории приходов, проведение просветительских акций.
Общение на тему экологического воспитания на примере инвазивных видов продолжилось на следующий день – 5 ноября во время экскурсий по лабораториям Академии наук. Участники конференции познакомились с деятельностью трех лабораторий НПЦ НАН по биоресурсам: ихтиологии, орнитологии и энтомологии. Исследователи водной фауны рассказали о самых опасных для белорусской фауны рыбах – американском сомике, ротане головешке и бычке – показали их в аквариумах, обрисовали, что происходит с водоемом, если туда попадает один из этих видов и какая работа проводится для предотвращения их распространения. Орнитологи обозначили некоторые направления своей деятельности, сделав акцент на важности наблюдений за окольцованными птицами, показали примеры колец, рассказали о процессе кольцевания и наблюдений, пригласили делиться информацией, если кто-то заметит окольцованную птицу или даже просто найдет кольцо. Весьма впечатляющим было знакомство с лабораторией энтомологии, где можно было увидеть отдельные коробки из коллекций чешуекрылых, жесткокрылых, полужесткокрылых, а также выставочные коробки по отдельным темам, как, например, насекомые ксилофаги. Сотрудники поделились также процессом сбора материала, идентификации образцов, подготовки коллекций, порекомендовали литературу по теме. Особый интерес учителей вызвали определители насекомых – иллюстрированные листы с изображением и описанием видов. К сожалению, такие определители были выпущены очень малым тиражом и используются только как выставочный материал, хотя для учителей биологии они были бы очень полезны, особенно учитывая активизацию работы по теме инвазивных видов насекомых.
Теплым и красочным завершением конференции было посещение лимонария и коллекции тропических растений Ботанического сада НАН Беларуси. Участники конференции смогли напитаться ароматом и яркими красками тропического сада, а также больше узнали о кактусах и пальмах.
Конференция не только наполнила участников новыми идеями и вдохновила на продолжение работы в направлении сетевых исследований, но и стала площадкой для укрепления старых и завязывания новых контактов для продуктивного взаимодействия в области экологического воспитания.
