Пособие по Днепро-Сожскому заказнику презентовали потенциальным пользователям
Учителя, музейные и библиотечные работники из разных уголков Беларуси проработали варианты использования интерактивного пособия «Днепро-Сожский заказник» во время тренинга, который проходил 15 и 16 декабря 2023 г. в центре «Экология и здоровье».
После теплых приветствий со стороны директора ОО «Белорусский зеленый крест» Владимир Шевцова, посла Швейцарской конфедерации в Республике Беларусь Кристины Хонеггер-Золотухин и начальника Смолевичской районной инспекции Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрея Носова, участники инициативы по созданию пособий провели его презентацию и рассказали об этапах его разработки.
Консультант по продвижению и координатор просветительских программ ОО БЗК Наталья Святкина коротко изложила историю появления идеи, сотрудничества со школами, проанонсировала два запланированных на февраль вебинара. Елена Попова, консультант по координации реализации инициативы, презентовала отдельные компоненты пособия и рассказала о сотрудничестве со специалистами и учеными при подготовке материалов, а также представила остальных консультантов инициативы. Консультант по доработке пособия Анна Выгонная детально представила каждый модуль, сделав акцент на взаимосвязи разнородных элементов пособия и его междисциплинарности. В дополнение, консультант по разработке электронных модулей Людмила Скакун показала интернет-ресурс, на котором размещена дополнительная информация к модулям, обратив внимание на ее разнообразие.
Практическая часть тренинга заключалась в групповом изучении отдельных модулей и проработке вариантов заданий для их использования во время коллективных и индивидуальных занятий. Группы в основном были сформированы по предметному принципу – биологи, географы и краеведы, отдельно работали педагоги младшей школы. Результатом активной творческой работы стали задания разной формы и сложности – от задач по отдельным карточкам (например, достроить пищевую цепочку) до комплексных игр-квестов по всем модулям и экспериментов.
Среди наиболее интересных предложений группы «Младшая школа» были игра-сказка «Кто в теремочке живет» на основе модуля «Дуброва» с упражнениями на логику, развитие памяти и речи; экспериментальное занятие «Живые пески» на основе модуля «Дюны», предполагающее изучение «дюн» в коробке, где поток воздуха формирует фен, рассматривание следов на сухом и мокром песке, инсценировку древнегреческого мифа о боге ветра Эоле.
В предметных группах отметили возможность применения пособия на уроках, факультативах и классных часах. Среди предложений группы «Биологи» были задания на сравнение, составление последовательностей и классификаций, закрепление материала о пищевых цепочках, половом диморфизме, метаморфозах насекомых. В таких заданиях разработчики пособия предложили по возможности избегать однозначности, чтобы оставить молодым исследователям возможность открыть что-то новое. Среди игровых заданий были «Интервью у растения» на основе модуля «Пойменные луга» и игра-исследование «Воздушный океан», предполагающая сравнение летательных аппаратов, например, самолета, с физиологическим строением птиц.
Основой для заданий группы «Краеведы» стали три модуля – «Лоев», «Абакумы» и «Паром». Участники предлагали викторины, задания на рассматривание, сопоставление, рассуждение, например, о возможных версиях появления различных предметов на дне Днепра, о развитии населенных пунктов; игры в ассоциации между предметами и объектами на рисунках и историческими событиями; вариант настольной игры с элементами викторины. Наибольший отклик вызвала игра-шутка «Остановим деградацию кота Кузи!», идея которой появилась благодаря «встрече» пещерного льва и современного кота, живущего в Днепро-Сожском заказнике в модуле «Паром». Игра построена на шуточных вопросах, игре слов, занимательных задачах, основой которых, конечно, являются рисунки на карточках. Финалом игры может стать дискуссия на тему деградации и эволюции.
В отличие от других групп «Географы» объединили все свои предложения в единый экоквест «Тропами заказника», который начинается с того, что участники выигрывают путешествие по «Белорусской Индии». Постепенно продвигаясь по карте, выполняя задания и отвечая на вопросы, участники игры изучают все модули пособия.
Разработчики пособия внимательно выслушали все предложения и аккуратно все зафиксировали, чтобы продолжить работу над ними и, по возможности, дополнить ими модули.
Во время финального обсуждения результатов презентации и тренинга участники высоко оценили уровень подобранных материалов, особо отметив широкие возможности пособия для подготовки школьных научных работ. Каждый участник выказал пожелание получить 2-3 пособия для своего учреждения – для кабинетов биологии, географии, истории, младших классов, передачи в районные отделы образования. Участники из трех школ уже планируют представить свой опыт на районных методических объединениях. Представители средних школ из аг. Дуброва Гомельской области, д. Курково Минской области, аг. Мерецкие Витебской области, г. Хойники Гомельской области заявили о готовности провести пилотные занятия уже на зимних каникулах в январе 2024г. и представить этот опыт на вебинарах.
Пособие разработано в рамках проекта "Содействие сохранению биоразнообразия", реализуемого Программой развития ООН (ПРООН) в партнерстве с ОО "Белорусский зеленый крест" при поддержке Посольства Австрии, Посольства Германии, Посольства Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Посольства Швейцарской Конфедерации в Республике Беларусь