На своей земле: практикум по скетчингу для художников-педагогов

Белорусские художники-педагоги три дня подряд с 17 по 19 июня 2025 года оттачивали свои навыки рисования творческих зарисовок во время мастер-класса по скетчингу, который проходил в центре «Экология и здоровье» ОО БЗК. Ведущим мастер-класса стала Гунефа Федоровна Матюшенкова.
Началось все, конечно, со знакомства – каждый участник кратко рассказал о своем творческом и педагогическом опыте, после чего Гунефа Федоровна предложила познакомиться в рисунке и дала задание сделать набросок природного объекта карандашом. Хорошая погода позволила выйти в парк центра и схватить на бумаге первые впечатления от листочков, кустов, деревьев. Благодаря этому заданию Гунефа Федоровна сориентировалась в художественном уровне участников и предложить им хорошие примеры скетчей – своих, ее учеников и, конечно, лучших мастеров.
Стоит отметить, что каждый из шести блоков мастер-класса начинался с просмотра зарисовок – карандашом, лайнером, с добавлением цветового акцента и полностью цветных, выполненных цветными и акварельными карандашами, гелевыми ручками и акварелью.
После карандаша участники продолжили практиковаться в работе с линией, но уже не карандашом, а лайнером. К сожалению, погода не позволяла все время работать на открытом воздухе, поэтому некоторые задания, например, архитектурный набросок, выполнялись с референсов.
Каждое новое задание было направлено на освоение какого-то материала или инструмента. Работая с акварелью, участники не только опробовали метод создания фонового пятна для скетча, но и познакомились с кистями лайнерами, поработали каллиграфическими кистями. Работа цветными и акварельными карандашами дала целую россыпь зарисовок зданий центра и фрагментов парка.
По ходу работы Гунефа Федоровна делала разборы работ и предлагала варианты, которые улучшали бы зарисовки. В конце каждого дня участники делали совместные просмотры и устраивали мини-выставки, выбирая то, что привлекло внимание и затронуло чувства. Что-то было ближе к открыткам, что-то к иллюстрациям, но все зарисовки были отражением момента и впечатления авторов. В последующих обсуждениях участники практикума подмечали творческие удачи друг друга – композиционные, технические, колористические, обсуждали важность ритма, разнообразия линии, недосказанности, всего того, что делает зарисовку самостоятельным произведением.
Дополнили практические занятия лекции по темам «Портрет» и «Восприятие цвета в живописи», которые провели Анна Выгонная и Наталья Царик. Как отметили участники самым ценным в теоретической части был последующий разговор об искусстве, даже выходящий за рамки предложенных тем. Именно таких разговоров часто не хватает художникам-педагогам, сосредоточенным в течение года на учебном процессе и работе с детьми.
Подводя итоги, участники отмечали полезность и важность таких мероприятий для художников-педагогов. Для личного и профессионального роста всегда очень важно выйти за рамки привычной среды, пообщаться с единомышленниками, впитать опыт, поучиться у мастеров, освоить и попробовать новые материалы, инструменты, техники. Все это дает вдохновение и силы для дальнейшей работы, поэтому общим пожеланием было продолжать подобную практику приглашения мастеров и организации коротких или более продолжительных практикумов по различным художественным направлениям.