Луковый эксперимент: выводы и результаты
В 28 школах Гомельской, Витебской и Минской областей и 3 учреждениях дополнительного образования Гомельской области подвели итоги сетевого сортоиспытательного эксперимента по выращиванию лука из семян.
Эксперимент стартовал в феврале, и на протяжении всего сельскохозяйственного сезона школьники под руководством учителей сажали, ухаживали и вели наблюдения за 6 сортами лука. Теперь урожай собран и можно проанализировать наблюдения и результаты.
Согласно условиям, эксперимент состоял из двух частей:
- апробирование рассадного и безрассадного способа выращивания лука на примере сорта «Эксибишен» F1;
- выявление наиболее урожайного и перспективного для конкретного региона сорта, освоение технологии выращивания лука из семян.
Во второй части эксперимента приняли участие сорта «Ред Барон» F1, «Мустанг» F1, «Алонсо» F1 голландской селекции, одного из ведущих мировых производителей семян фирмы «Бейо Заден», и белорусские сорта «Ветразь» F1, «Скарб Літвінаў» F1, выведенные в Институте овощеводства Национальной академии наук Беларуси.
Часть 1
Анализируя первую часть эксперимента, все участники сходятся во мнении, что рассадный способ выращивания лука в климатических условиях Беларуси более эффективный: всхожесть семян выше, зеленая масса гуще, урожайность больше. Разница в прохождении фенофаз (развитии растения) в сравнении с безрассадным способом составляет от 2 до 6 недель. Это в целом закономерно, так как посев семян на рассаду производился раньше, чем в грунт. Однако «тепличные» условия в первый период роста способствовали укреплению растений, что впоследствии влияло на раннее массовое нарастание листьев, формирование и вызревание луковицы, ее плотность, массу и даже на вкусовые качества.
Руководитель эксперимента в Даниловичском учебно-педагогическом комплексе ясли-сад - средняя школа Светлана Потапчик отметила, что лук из рассады проходил все фенофазы на 16 дней раньше, чем лук из семян, и урожайность рассадного лука была в 1,7 раза больше. В Лужковской средней школе наблюдения показали, что при безрассадном способе луковицы вырастают стандартных размеров (90-170 г), при рассадном – значительно больше (до 310 г). Это подтверждают и в Слободковской ясли-сад – средней школе Браславского района. Здесь урожайность лука, выращенного рассадным способом, была почти в 3 раза выше, луковицы – крупнее, а их созревание наступило на 20 дней раньше, чем при безрассадном.
Однако были и исключения. Например, в Чепуковской ясли-сад – средней школе лук, выращенный через посев семян в открытый грунт, к концу июня догнал по своим размерам лук, выращенный через рассаду, и в конечном результате показал большую урожайность (9,4 кг безрассадным способом и 6,5 кг рассадным). Похожая ситуация была и в Опсовской ясли-сад – средней школе, где также сравнили разные способы выращивания рассады. Опыт показал, что выращивание в «улитках» дает более быструю и высокую всхожесть (99% уже на 14 день) и как результат более высокую урожайность (4,78 кг/м2), при традиционном способе посадки в ящики всхожесть была ниже и более продолжительной, а урожайность практически наполовину меньше (всхожесть 86% на 30-й день, урожайность – 2,05 кг/м2). Погодные условия сильно повлияли на рассаду – после пересадки ее рост заметно затормозился. Пока она закалялась и крепла, лук, высаженный семенами в грунт, успел догнать рассадный по развитию. Таким образом, суммарная всхожесть рассадного лука и погодные условия повлияли на общую урожайность. В итоге, рассадный лук показал результаты ниже, чем безрассадный (8,6 кг рассадным способом и 9,9 кг – безрассадным). В школе пришли к выводу, что выбор технологии выращивания оказывает значительное влияние на будущую урожайность. Кроме того, растить лук из семян менее затратно, так как стоимость семян заметно ниже, чем лука-севка.
Исходя из наблюдений, метеоусловия 2020 г. были совсем неблагоприятными для лука. Холодная и сухая весна, резкие перепады температур в мае и в июле, обильные осадки значительно затянули время посева семян в грунт, снизили их всхожесть и повлияли на приживаемость рассады, что в свою очередь сказалось на формировании и вызревании луковиц. Среди других факторов, отрицательно влиявших на развитие растений и последующую урожайность, можно назвать недостаточный или нерегулярный полив, слабую освещенность, неправильно выбранный температурный режим (слишком теплое помещение) на этапе подготовки рассады, тяжелые почвы, которые требовали постоянного рыхления, особенно после дождей, сложность при первой прополке из-за очень тонких петелек, недостаточный уход из-за эпидемиологической обстановки (самоизоляция и больничные).
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, урожай лука можно назвать неплохим. Средняя урожайность рассадным способом составила 6,07 кг/м2, бесрассадным – 3,19 кг/м2. По областям: Витебская – 7 кг/м2 и 3,79 кг/м2; Гомельская – 5,02 кг/м2 и 2,63 кг/м2; Минская – 6,4 кг/м2 и 2,9 кг/м2 соответственно.
Самая высокая урожайность среди школ, предоставивших данные, оказалась в Витебской области: рассадным способом в Бычихинской средней школе получили 12 кг с 1 м2, безрассадным – в Тяпинской детском саду-средней школе Чашникского района – 8,6 кг с 1 м2.
В Гомельской области лучшая урожайность рассадным и безрассадным способом была в Папоротнянской средней школе Жлобинского района – 10 кг/м2 и 4,3 кг/м2 соответственно.
В Минской области лучшая урожайность рассадным способом оказалась в Холопеничской средней школе им.М.Богдановича Крупского района – 9 кг/м2; безрассадным – в Староюрковичском УПК детский сад – средняя школа Любанского района получили 5,6 кг с 1 м2.
Самый большой урожай собрали в школах Витебской области:
- Тяпинская детский сад – средняя школа Чашникского района – 41 кг рассадным способом и 33,1 кг безрассадным;
- Бычихинская средняя школа – 36,1 кг и 15,7 кг соответственно;
- Парафьяновская средняя школа Докшицкого района – 30 кг и 18 кг соответственно.
Стоит отметить, что под эксперимент отводилось всего 6 м2, по три делянки в 1 м2 на каждый способ.
Самую крупную луковицу вырастили в Папоротнянской средней школе Жлобинского района. Ее вес составил 782 г.
Полученный урожай школы направили в основном на нужды школьной столовой и удешевление питания. По наблюдениям сорт «Экзибишен» не очень хорошо хранится, поэтому некоторые школы, например, Папоротнянская, Даниловичская, Залесская и Малевичская, также реализуют лук местным жителям, в том числе на осенних ярмарках. В Будаговском УПК детский сад – средняя школа также планируют использовать лук на уроках кулинарии.
Обобщая все наблюдения, школы пришли к выводу, что способ выращивания лука из семян экономически более выгодный, чем из лука-севка. Более продуктивным для климатических условий Беларуси и особенно северной ее части все признали рассадный способ. Безрассадный оказался менее продуктивным, хотя и менее трудоемким, что может подойти для выращивания на больших площадях. В школах акцентировали внимание на том, что самыми важными факторами продуктивности являются соблюдение агротехнологии и всех рекомендаций по уходу, а также благоприятные погодные условия. В планах на будущее продолжить выращивание лука из семян рассадным способом и увеличить площади.
Часть 2
Параллельно с изучением рассадного и безрассадного способов выращивания лука из семян проводилось выявление наиболее урожайного сорта. Для сравнения были выбраны 3 сорта голландской селекции «Ред Барон» F1, «Мустанг» F1, «Алонсо» F1 и 2 сорта белорусской селекции «Ветразь» F1, «Скарб Літвінаў» F1.
В итоге, по урожайности, исходя из средних показателей, сорта распределились следующим образом:
- «Мустанг» F1 – 2,68 кг/м2;
- «Скарб Літвінаў» F1 – 2,56 кг/м2;
- «Алонсо» F1 – 2,48 кг/м2;
- «Ветразь» F1 – 2,47 кг/м2;
- «Ред Барон» F1 – 2,34 кг/м2.
В рейтинге участников эксперимента сорт «Мустанг» F1 по урожайности также занял первое место. Однако лидером по общему количеству собранного урожая оказался сорт «Алонсо» F1, сорт «Мустанг» F1 был вторым, далее следовали «Скарб Літвінаў» F1, «Ветразь» F1 и «Ред Барон» F1.
Стоит сказать, что разброс по количеству урожая в разных школах оказался достаточно большим. Если сравнивать по самому урожайному сорту «Мустанг», то минимальный урожай составил 460 г в Лужковской средней школе Шарковщинского района, а максимальный – 20 кг в Староюрковичском УПК детский сад – средняя школа Любанского района. Это можно объяснить плохими погодными условиями в период посева семян в грунт (лук выращивали безрассадным способом), что повлияло на всхожесть, а в дальнейшем на качество формирования луковиц и время созревания.
Кроме урожайности, участники эксперимента, составили свой рейтинг и по таким показателям как устойчивость к болезням, сложность выращивания и лучшие вкусовые качества. Наиболее устойчивыми к болезням по оценкам экспериментаторов оказались три сорта – белорусские «Скарб Літвінаў» F1 и «Ветразь» F1 и голландский «Алонсо» F1, немного отстали от них голландские сорта «Мустанг» F1 и «Ред Барон» F1. Сложнее всего оказалось выращивать белорусские сорта «Скарб Літвінаў» и «Ветразь», среди голландских сортов одинаковую позицию по сложности выращивания заняли «Алонсо» и «Ред Барон», проще всего оказалось растить самый урожайный сорт «Мустанг». По вкусу большинству участников пришелся «Ред Барон», белорусские сорта, к сожалению, оказались в конце рейтинга, сорта «Алонсо» и «Мустанг» заняли среднюю позицию.
В Даниловичском учебно-педагогическом комплексе ясли-сад – средняя школа решили выяснить также, какой из сортов лучше всего харнится, поэтому здесь наблюдения продолжаются.
Для выращивания в своем регионе большинство школ из трех областей рекомендовали голландский сорт «Мустанг». Помимо этого, для Витебской области многие рекомендовали белорусский сорт «Скарб Літвінаў», для Гомельской – белорусский сорт «Ветразь», для Минской – голландские «Ред Барон» и «Алонсо». В будущем году в школах планируют продолжать выращивать и проводить наблюдения за этими сортами.
Благодаря эксперименту школьники под руководством своих наставников изучили особенности различных сортов лука и разные технологии его выращивания, практически отработали навыки выращивания лука рассадой и семенами, освоили способ выращивания рассады лука в «улитках».
Помимо собственно экспериментальной работы, информация о луке, его сортах и агротехнике была включена также в тематические и внеклассные мероприятия. В Тяпинской детский сад – средней школе Чашникского района эксперимент стал основой для исследования «Влияние мульчирования на урожайность лука». В Чепуковской ясли-сад – средней школе ученики 6-7 классов обсудили эту культуру во время круглого стола «Витамины. Все полезно в меру», а ученики 1-5 классов знакомились с луком во время игр «Во саду ли в огороде» и «Путешествие в Витаминоград». В Ореховской средней школе имени Н.Л. Костюченко Ушачского района вышли за рамки школы и провели консультацию для родителей своих учеников на тему «Чем хорош лук», а также презентовали результаты эксперимента на районном заседании методического объединения учителей биологии, химии, географии. Во многих школах также провели День лука, где презентовали эксперимент и провели различные луковые конкурсы.
Эксперимент, начатый по инициативе общественной организации «Белорусский зеленый крест» в рамках проекта «EU4Youth: «Школьный сад» для развития сельскохозяйственного предпринимательства», финансируемого Европейским союзом, планируется продолжать. В Гомельском государственном областном эколого-биологическом центре детей и молодежи, который проводит научное руководство эксперимента, внимательно изучат результаты этого сезона, учтут рекомендации участников и усовершенствуют технологию выращивания лука как рассадным, так и безрассадным способом. Возможно, в эксперимент будут включены и другие луковые культуры.
Читать о ходе эксперимента:
Луковый эксперимент: наблюдения продолжаются (03.08.2020)
Луковый эксперимент: рассаду вырастили, теперь – полевые работы (27.04.2020)
Луковый эксперимент входит в активную фазу (20.02.2020)
Данные материалы были подготовлены при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данных материалов несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.