Луковый эксперимент: наблюдения продолжаются

Ученики 28 школ Беларуси под руководством своих учителей продолжают экспериментировать с выращиванием лука из семян. Напомним, что среди задач эксперимента не только освоение новой агротехнологии, но и сравнение сортов белорусской и голландской селекции, а также рассадного и безрассадного способов выращивания.

Подвести конечные результаты эксперимента этого года можно будет после сбора урожая через месяц-полтора, но уже сейчас наши участники могут поделиться некоторыми наблюдениями и выводами.

Первый этап эксперимента – подготовка рассады – начался в конце февраля – начале марта. Заметим, что эта часть эксперимента проводится только на одном сорте “Эксибишен”. Согласно методике, семена высевали в подготовленный грунт, представляющий собой смесь дерновой земли и перегноя, в ящики, горшки или улитки. Семена предварительно замачивали и хорошо поливали. Во всех школах отметили, что семена показали хорошую всхожесть – больше 80%. 

— Мы решили освоить еще одну технологию выращивания рассады – в улитках – и сравнить его с выращиванием в ящиках, – делится участница эксперимента из Опсовской школы Анастасия Ходюш. – Это оказалось сложнее, но показало хороший результат: в улитках всхожесть была выше, чем в ящиках. Думаю, это благодаря материалу, который мы использовали – пенополиэтилену. Он хорошо сохраняет тепло, поэтому семена быстрее прорастали, и ростки были более крепкими.

На рост и развитие лука влияло не только то, какой использовался грунт, и какая была выбрана технология, но и температурный режим, и освещенность. Не обошлось и без трудностей. Однако участники успешно справлялись с ними благодаря консультациям специалиста по школьным садам Владимира Пустошило.

Начало второго этапа эксперимента растянулось на два месяца из-за неустойчивой погоды. В апреле пересадку рассады и посев семян в грунт проводили в основном в школах Минской и Гомельской областей. В школах Витебщины, учитывая более холодный климат северного региона Беларуси, этот этап начался лишь в самом конце апреля – начале мая. В некоторых школах на самом севере области, например в Слободке, из-за заморозков посев и пересадку провели лишь в 20-х числах мая.

В целом рассада перенесла пересадку хорошо. Потери, если и были, то незначительные, а причиной была неустойчивая погода – за май росткам лука пришлось пережить и жару, и заморозки, и ливни, и снег. При пересадке, согласно рекомендациям, листву подрезали на треть длины, а посадки мульчировали перегноем, благодаря этому в первый период основные силы растения были направлены на укоренение. 

— Чтобы дополнительно подкормить и провести обеззараживание, при пересадке мы обмакивали корни растений в болтушку из коровяка и глины, – дополняет Полина Правдивая, ученица Опсовской школы. – А чтобы защитить от капризов погоды, укрыли наши растения спанбондом. Кстати, грядки, где семена были посеяны в грунт, мы тоже укрывали, потому что по прогнозам погода могла преподнести сюрпризы.

Что касается всхожести, то тут мнения расходятся. Многие отмечают, что всхожесть семян, высеянных на рассаду, была лучше. В Лужковской школе отмечают разительное расхождение: из посеянных на рассаду семян взошло 80%, а из посеянных в грунт – лишь 3%. Но есть и исключения. Например, в Великодолецкой и в Холопеничской школах семена на рассаду всходили хуже.

Важными моментами для успешного выращивания лука, которые отмечают во всех школах, являются:

  • хорошая увлажненность, как почвы, так и самих семян при посадке; необходимость постоянного полива;
  • рыхлость и легкость почвы; если часто идут дожди или почва сама по себе достаточно тяжелая необходимо регулярное рыхление;
  • закаливание, чтобы помочь растениям перенести пересадку.

Стоит отметить, что для подкормок в школах используют только органику – коровяк, перегной и древесную золу. Минеральные удобрения, согласно методике, вносили лишь на этапе подготовки почвы.

Если сравнивать по уровню развития и выходу на формирование луковиц, то растения из рассады, конечно, опережают. Руководитель эксперимента в Утевской школе Гомельской области Ирина Ярцева говорит, что формирование луковицы у лука, который был посажен рассадным способом, они наблюдали в конце июня, а того, что сеяли в грунт – в начале июля, хотя и у того, и у другого массовое нарастание листьев началось в начале июня. Во многих школах Витебщины отмечают, что рассадный способ для климатических условий северного региона, более эффективный, так как при посеве в грунт могут быть очень большие потери.

Первые рейтинги можно составить и для 5 сортов, которые высаживали сразу в грунт. Почти во всех школах по времени появления и количеству всходов отмечают такие сорта как “Скарб літвінаў”, белорусской селекции, и “Рэд Бэрон”, голландской. Хуже всех по этим показателям пока голландский сорт “Алонсо”. Сорта “Ветразь” (белорусская селекция) и “Мустанг” (голландская селекция) занимают среднюю позицию. Однако, если судить по времени формирования луковиц, то, как отмечают в Утевской школе, раннеспелыми себя показывают сорта «Ветразь» и «Аллонсо», среднеспелыми – «Скарб літвінаў» и «Мустанг», а позднеспелым оказался сорт «Ред Барон».

Свой прогноз на урожай в Великодолецкой школе дает учитель биологии Виктор Шишов: “Уже видно, что урожайность будет высокой, так как почва нашего пришкольного участка хорошо подходит для выращивания лука из семян. Однако выводы о том, какой сорт более урожайный, делать пока рано”.

Окончательные итоги эксперимента подведем уже в сентябре. Вполне вероятно, что для обмена наблюдениями и выводами будет организован вебинар, а если позволит эпидобстановка, то и семинар.

Читать о ходе эксперимента:

Луковый эксперимент: рассаду вырастили, теперь – полевые работы (27.04.2020)

Луковый эксперимент входит в активную фазу (20.02.2020)


Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данной публикации несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.

64801135