Проект «Школьный сад» помогает развивать навыки для сельского предпринимательства и туризма
Практикум «Предпринимательство и лидерство. Агротуризм» собрал представителей 10 сельских школ Витебской и Гомельской областей в тренерском центре проекта «Школьный сад» под Смолевичами 25 и 26 сентября 2020 г. Его участники обсудили вопросы, связанные с элементами предпринимательской деятельности в сельских школах, поработали с практикующими экспертами в области экономики, маркетинга, регионального туризма и психологии, получили разъяснения по методологии проведения тренинговых программ по агротуризму и предпринимательству, разработанных в рамках проекта.
Участниками практикума стали 13 педагогов из сельских школ Витебской и Гомельской областей, на базе которых в рамках проекта реализуются направления «Агротуризм» и «Предпринимательство и лидерство».
Прежде чем приступить к основной работе, организаторы предложили познакомиться. Участники запоминали друг друга по принципу «снежный ком»: каждый называл всех предыдущих и последним себя. Причем назвать нужно было не только школу, но и ее характеристику в одно слово. Несмотря на то, что большинство участников уже не раз встречались на мероприятиях проекта, такое «знакомство» позволило им по-новому взглянуть друг на друга и осознать, что каждая школа по-своему уникальна. Среди вариантов определений были, например, такие, как «светлая», «экологичная», «активная», «цветущая», «уникальная», «дружная», «школа-сад». Кроме этого, знакомство помогло преодолеть начальную скованность, создать эмоционально комфортную рабочую атмосферу и дало заряд творческой активности.
Первое задание касалось определения товаров и услуг, которые производит или может производить сельская школа. Участникам было предложено три направления – образовательные услуги, коммерческие товары и услуги и сельскохозяйственная продукция. После распределения направлений по группам участникам следовало определить, какие именно это могут быть товары или услуги, какие есть возможности их продвижения в современной сельской школе и какие проблемы и ограничения могут стать препятствием для реализации этих целей. Среди товаров, кроме овощей, фруктов и зелени, называли декоративную птицу, мелких животных (кролики), комнатные растения, среди потенциально возможных услуг – обработку земли (в школах есть лошадь, мотоблоки, трактор), организация питания (помещение, повара), проведение экскурсий. Обратили внимание и на существенные ограничения, такие как необходимость лицензирования деятельности, нехватка квалифицированных специалистов в сельской местности, недостаточно хорошая материально-техническая оснащенность, низкая покупательская способность местного населения в регионах, низкий спрос на некоторые виды сельхозтоваров. Во время совместного обсуждения групповых наработок участники делились идеями о том, как с учетом всех этих факторов сельские школы могут успешно реализовывать образовательные и коммерческие проекты.
В продолжение темы туристических услуг художник-реставратор Анна Альбертовна Выгонная рассказала педагогам об образовательной игре «Приключения растений», разработанной в рамках программы «Агротуризм» и апробированной в летних лагерях на базе нескольких школ, первой из которых стала Юрцевская школа Оршанского района. Разработчики игры сделали акцент на образовательных задачах школы и воплотили идею о том, что пришкольный участок должен стать не просто базой по производству сельхозпродукции, а площадкой, где ребята смогут чему-то научиться, сформировать навыки сельхозтруда, получить знания по агротехнике, основам предпринимательства, а самое важное, осознать сложность и многообразие окружающего их мира, понять, что простые, давно знакомые вещи и явления могут таить в себе нечто неожиданное и неизученное, заинтересоваться историей их появления в нашем окружении. Задача игры – показать ребятам, что привычные для них овощи – морковь, картофель, свекла, томаты, огурцы, прежде чем попасть в наши огороды, путешествовали по разным странам и континентам и эти перемещения в пространстве и времени неразрывно связаны с историей развития мировой культуры. Участники практикума сами в этом убедились – каждый получил распечатанный фрагмент игры, смог проследить путь распространения одного из видов овощей и сделать для себя много открытий. Анна Альбертовна, анализируя опыт проведения игры в школах, отметила, что она вызвала большой интерес и у детей, и у взрослых, и что примечательно, все школы подошли к ее проведению творчески – с учетом своей ситуации вносили в нее какие-то изменения, что-то добавляли или видоизменяли. Уже сейчас можно сделать вывод, что игра имеет большой потенциал для использования ее в качестве одной из образовательных услуг в рамках развития направления «Агротуризм».
Своеобразным переходом от темы туризма к теме маркетинга стала встреча с экспертом проекта, педагогом, организатором детских мероприятий и лагерей Анной Константиновной Шапошниковой. Она поделилась опытом проведения детских игровых ярмарок в семейных лагерях. Во время таких ярмарок ребята на практике учатся основам предпринимательства, в живой увлекательной форме узнают, как работает реклама, чем привлечь покупателя, как оформить витрину и почему важно придумать правильное название товару, как формируется цена и как проводятся аукционы. Задача организаторов такой ярмарки – помочь ее участникам совместно создать нужную атмосферу, наладить доброжелательные и уважительные отношения друг с другом, подтолкнуть их к творческой аналитической деятельности с помощью различных игр и заданий. По отзывам участников практикума, многие из предложенных идей и задумок показались им очень интересными, и они смогут использовать их у себя в школах при проведении подобных ярмарок.
Ведущим следующего большого блока мероприятия стал экономист-маркетолог Витольд Дмитриевич Зенькович. В первой части, во время тренинга «Искусство продавать эффективно», участники познакомились с современными инструментами и практиками продаж, секретами брендинга и способами продвижения товаров и услуг. Они узнали, как сделать продукты и услуги «школьного сада» привлекательными для покупателя и что одно из главных условий успеха – это четкое понимание трех вещей: как, кому и зачем продавец продает свой товар или услугу. Участники тренинга говорили о том, что социально-этический маркетинг – это именно то направление, в котором могут успешно развиваться школьные бизнес-инициативы, что каждой школе важно найти свою нишу на рынке, создать свой бренд, научиться любить свой товар, продавать его с помощью «истории» и позиционировать себя как производителя чего-то уникального и качественного, проявляя гибкость и стараясь видеть разные пути достижения цели. Говорили и о том, что хороший продавец сродни психологу и что немаловажными условиями успеха являются позитивное мышление, развитые коммуникативные способности, умение донести свои мысли до покупателя и завоевать его доверие.
Во время практической части тренинга участники в группах должны были сформулировать 10 преимуществ продукции «школьного сада» – акцент был сделан на экологичности, шаговой доступности, социальных аспектах и возможностях для развития сельского образовательного туризма. В качестве еще одного практического задания ведущий предложил командам подготовить столы для презентации сельхозпродукции на ярмарке, применяя все те рекомендации, которые прозвучали в теоретической части тренинга. Участники подошли к выполнению задания с энтузиазмом, сделали весьма яркие презентации и продемонстрировали владение секретами эффективных продаж. Ведущий оценил работу каждой команды и дал свои рекомендации.
Стоит сказать, что эта часть стала наиболее запоминающейся для педагогов. Для многих тема продвижения и маркетинга оказалась совсем новой. Однако системно поданная информация вселила уверенность в правильности выбранного пути, открыла существование готовых техник и технологий, утвердила в мысли о важности ментального настроя и пользе информационных технологий, в частности, выхода на просторы интернета.
Второй день практикума был посвящен методологии проведения занятий по программе «Предпринимательство и лидерство. Психологические аспекты предпринимательской деятельности», разработанной в рамках проекта. Ведущей этого блока была автор программы, психолог, эксперт-консультант по работе с подростками и их семьями Дина Николаевна Понятовская-Замышляева. В начале встречи она рассказала о задачах программы: тренинги разработаны в первую очередь для педагогов, работающих со старшеклассниками, и направлены на то, чтобы помочь будущим выпускникам сельских школ подготовиться к самостоятельной жизни и понять, чем они хотят заниматься, чтобы они могли реализовать свой профессиональный и личностный потенциал, оставаясь жить и работать в своей деревне. Занятия программы призваны научить молодых людей обращаться с деньгами и грамотно использовать такой ценный ресурс, как время, развить у них умение брать ответственность за свои решения, коммуницировать и работать в команде. С помощью этих тренингов можно помочь ребятам снять психологические барьеры к достижению успеха, обрести уверенность в себе, повысить самооценку и самоуважение, научиться презентовать себя.
Автор программы дала участникам практикума рекомендации, касающиеся роли педагога, который будет проводить тренинги, рассказала о технологиях и приемах, которые помогут сделать работу с ребятами наиболее эффективной. Представители школ, в которых уже сделаны первые шаги по освоению данной программы, поделились с коллегами своим опытом: рассказали, как в летних школьных лагерях проходили занятия для будущих бизнесменов.
Во второй части встречи эксперт предложила участникам опробовать несколько игр-упражнений, которые позволяют выявить свое отношение к деньгам, научиться ставить и формулировать цели, осознавать свое положение во временном пространстве, развивать навыки слаженных командных действий, взаимной поддержки и эффективной коммуникации в группе. Участники с удовольствием включились в игровую деятельность – перевоплощались в детей, родителей, волков и козлят, рассказывали, с какими фруктами и почему они себя ассоциируют и куда потратят миллион долларов, играли в азартную игру «Денежный обмен» и всей командой переходили «минное поле». Такая апробация компонентов тренингов позволила педагогам лично убедиться в том, что психологические игры и упражнения на развитие творческо-символического мышления – это действительно эффективная форма работы, которая наверняка понравится ребятам и поможет достигнуть целей обучающей программы. Смотреть презентацию.
В завершение участники отметили, что всю полученную информацию и опробованные приемы они готовы уже сейчас включать в свою практику. Что касается продаж, то рекламные и маркетинговые техники будут применены уже на ближайших сельскохозяйственных ярмарках, а также внедрены в работу личных подсобных и фермерских хозяйств. Многие готовы провести локальные практикумы с коллегами, родителями учащихся, местными жителями и организовать сборные команды для более глубокой проработки темы с привлечением экспертов. Но самое важное, что во всех школах готовы внедрять эти программы в учебный процесс и передавать знания и навыки своим ученикам на факультативах, во время летних программ и лагерей, для развития школьных бизнес-инициатив, проведения учебных игровых ярмарок, что несомненно станет хорошей базой для развития предпринимательских способностей и стимулирования к организации бизнеса на селе.
Данный материал был подготовлен при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данного материала несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.