Маленькие местечки с большой историей. Анна Выгонная о проекте, будущее которого зависит от каждого из нас

Все мы любим путешествовать. Ищем впечатлений далеко от родных мест. Но что, если настоящие сокровища находятся на родной земле? Участники группы копирайтеров летней программы «Школьный сад» Илья Шевцов, Анна Юнгина, Любовь Щерба, Софья Стефанович, Татьяна Ольховка, встретились с человеком, которому есть что об этом рассказать.

— Анна Альбертовна, мы знаем, что у вас и раньше были краеведческие проекты. О растениях, белорусской деревне. Сейчас появилось что-то интересное про Опсу. Как пришла идея именно этого проекта?

— Этот проект родился после создания раскраски «Путешествие по Иолче» и раскраски для игры «Приключения растений». Постепенно выработался определенный стиль, который позже немного трансформировался. Сделав раскраску по Опсе, мы поняли, для того чтобы это было интересно туристам, надо перейти на формат открыток. Решили, что это может стать началом новой серии, которую мы назвали «Вясковымі шляхамі Беларусі», хотя рассматривали и другой вариант «Вандроўка з алоўкам».

— Почему вы выбрали именно Опсу?

— Белорусский зеленый крест четыре с половиной года реализовывал проект «Школьный сад». Мы работали с разными школами. Одной из поставленных в проекте задач было наладить сотрудничество между школой и местным сообществом, чтобы была возможность делать какие-то совместные проекты. Хотя проект «Школьный сад» закончился, работа с этими школами продолжилась.
Делая раскраски, мы скооперировались со школой в Опсе (членом сети «Школьный сад»), художником, издательством, местными краеведами. Поэтому это результат не только моего труда и нашей организации [общественной организации «Белорусский зеленый крест» – прим. ред.], но и большого количества людей, с которыми мы познакомились и научились вместе работать, благодаря задаче по налаживанию кооперации, поставленной в проекте «Школьный сад».

—Из открыток мы узнали, что в Опсе была сельскохозяйственная школа, в которой выращивали свиней и продавали их поросят местным жителям. Нам стало интересно, а «Школьный сад» приблизительно также работает? Школа будет выращивать растения и также продавать местным жителям?

— Не совсем. Сельскохозяйственная школа была не в самой Опсовской школе, а в усадьбе Плятеров, которая находится в Опсе. В школе выращивали свиней английской породы, поросят раздавали или продавали местным жителям. Поэтому данная порода и прижилась в том краю. Надо сказать, что такой опыт также был в сети «Школьный сад». Но надо понимать, что школа – это не фермерство, не производственная организация, которая много продаёт. Самая первая задача – освоить какие-то новые технологии и культуры, но продавать тоже учились, находили в каждом месте свой вариант. Например, где-то решили, что в школе удаётся вырастить много рассады, которую после можно продать местным жителям. В школах, где большой подвоз детей, летом не все могут следить за грядками, и рассада оказывается самым оптимальным решением.
В Опсе сосредоточились на выращивании огурцов. Почему? Во время работы над проектом в школе провели мероприятие – день открытых дверей – с экскурсией по Опсе, мастер-классом «огурчики по-опсовски». Это было в августе и на мероприятии было много туристов. Мероприятие стало ежегодным. Туристы приезжают специально на праздник, посещают экскурсию по Опсе, закатывают огурцы в маленькие баночки. Таким образом школа продаёт уже не огурцы, а огурцы вместе с баночками и мастер-классами. Получается и образовательное мероприятие, и какая-никакая прибыль школе.

— Как вы начали сотрудничать с опсовскими учителями и краеведами? Как другим энтузиастам можно подключиться к этому проекту?

— Когда проходил отбор школ в проекте «Школьный сад», проводился открытый конкурс, мы выбирали школы, в которых есть хороший коллектив. Это давало надежду на хороший результат. Так Опса со своим прекрасным коллективом попала в проект.
Когда появилась идея серии «Вясковымі шляхамі Беларусі» у нас стал выбор между Слободкой, Опсой и Друей. Я бы сказала, что Опса выхватила инициативу, но не потому, что там очень много артефактов, а потому, что там очень слаженный коллектив, который привлек еще и всех местных музейщиков и краеведов. Поэтому нам было проще начать работать с ними.

— Мы узнали, что после Опсы будут готовится проекты по Слободке и Друе, это так?

— Здесь есть интересный момент. Мы мечтаем о том, что он будет готовиться. Создавая этот продукт, мы столкнулись с проблемой финансирования. Раньше у нас была возможность делать альбомы и раздавать их в рамках проектов. Сейчас, когда проекта нет, нам требуются средства на издательство [общественная организация финансируется за счет пожертвований – прим. ред.]. Мы нашли издательство, которое заинтересовалось этими раскрасками и вложило свои деньги в печать, в нашу работу, дизайн и в работу школы. Если наборы будут быстро проданы, то появится возможность печатать наборы по Слободке и Друе за те деньги, которые вернутся в издательство. К сожалению, все обстоит не так обнадеживающе, как хотелось бы. К примеру, на днях мы узнали, что сейчас, в туристический сезон, в киоске Браславского музея был продан только один набор по Опсе. Поэтому, сможем ли мы дальше реализовать этот проект, будет зависеть от того, насколько быстро будет продана наша продукция. Мы приложили максимум усилий к ее созданию, но для продвижения иногда не хватает инициативы на местах. Тем не менее, мы надеемся на лучшее.

Как вы считаете, эти наборы можно использовать туристам как путеводитель?

— Конечно. Однако существует стереотип, что раскрученные места намного лучше. Турист конечно же выбирает раскрученное место. Даже местный житель чаще всего говорит: «Да это же деревня какая-то, не больше». Хотя это не так. Например, в истории Опсы и ее окрестностей есть события, связанные с такими известными именами, как Михаил Барклай-де-Толли, Мюрат, Плятеры, и в целом много всего интересного. К сожалению, туристы предпочитают места, которые уже рекламируются, а привлечь интерес с нуля требует очень больших усилий. Могу сказать, что подобная ситуация не только с Опсой. Поэтому у нас есть желание привлечь внимание к маленьким местечкам, таким как Опса. Там есть школа, шикарные учителя, которые могут провести занятия и мастер-класс. Мне очень понравилась работа с ними.

—А могут наши ребята из программы «Школьный сад» поспособствовать распространению этой серии?

— Я думаю, что могут. Нужно рассказать другим о нашей серии. В этом деле важно любопытство, интерес друг к другу, желание сравнивать. Несмотря на то, что мы не знаем, удастся ли напечатать следующие наборы, мы сейчас уже работаем над раскрасками по Друе, потому что их разработка – это огромное количество работы. Если мы начнем зимой, то к лету не успеем их напечатать. Формат мы оставили тот же, но, возможно, в наборе по Друе всё будет по-другому. Мы уже выработали концепцию, но она иногда меняется. В раскрасках по Друе мы будем обращать внимание на многоконфессиональную историю места – там костёл соседствует с православным храмом, сохранилось здание синагоги. Там мы будем работать в другом ключе. Но подключиться к сбору информации может каждый заинтересованный и ребята из сети «Школьный сад» тоже.

Интервью подготовлено под руководством Екатерины Буракевич

64801135