XXII Международный Макаренковский форум и Конкурс
Международная Макаренковская ассоциация и Издательский Дом "Народное образование" приглашают принять участие в XXII Международном Макаренковском форуме "Мотивационные, технологические и содержательные ресурсы школ-хозяйств и агрошкол России", который состоится 1-5 апреля 2024 г. в Москве.
Мероприятия Форума пройдут в очно-заочном формате (удалённо с подключением докладчиков и трансляцией заседаний) на площадках Общественной палаты Москвы, Государственной Думы РФ и ВДНХ.
Форум проводится с целью актуализации стратегических ресурсов развития школ-хозяйств и агрошкол России. В рамках Форума пройдут традиционные Макаренковские чтения и XXII Конкурс им. А. С. Макаренко.
Основные задачи Форума: актуализация педагогического наследия в области трудового воспитания и агрообразования в современных условиях; выявление, поддержка и распространение воспитательных практик, успешного опыта хозяйственной деятельности образовательных учреждений, в том числе и в труднодоступных регионах; создание детско-взрослых образовательных производств и школьных производственных технопарков; привлечение АгроНТРИ для технологического обеспечения деятельности школ-хозяйств, подготовки педагогов и наставников, возможных форм реализации права ребёнка на привлекательный для него труд.
Актуальность мероприятия связана с необходимостью возвращения в школы понятия трудового воспитания. Это связано со снижением престижа и ценности труда как такового, с потерей взаимосвязи с традициями предков, отсутствием у подростков желания трудиться. Кроме того, поднимается значимость производства/агропроизводства, как высшей формы труда и средства воспитания.
Конкурс им. А. С. Макаренко содержит в себе две организационные формы смотра профессиональных достижений:
• конкурс образовательных учреждений и детско-взрослых производственных воспитательных коллективов;
• конкурс научных, исследовательских, проектных и других творческих работ педагогов и учащихся по тематике Макаренковского форума.
К участию в Конкурсе приглашаются образовательные учреждения, детско-взрослые образовательные, производственные, исследовательские, проектные и творческие коллективы, учёные, специалисты, аспиранты, студенты и школьники.
Научно-практическая конференция «Макаренковские чтения» традиционно посвящается проблемам методологии воспитания и трудового воспитания.
Учёные и практики образования и представители бизнеса и общественности продолжают обсуждение злободневных вопросов:
1. Может ли «способность приносить пользу» быть универсальной целью воспитания и образования?
2. Можно ли научиться приносить пользу, не принося пользы? Есть ли в нашей школе условия для тренировки способности быть полезным? Можно ли быть полезным, не создавая материальных и духовных ценностей?
3. Имеет ли ребёнок, школьник право на добровольный и привлекательный для него труд?
4. Какой детский труд является эксплуатацией? Где грань между эксплуатацией и радостью созидания? Как ощутить себя полезным, не участвуя в производстве продукции?
5. Можно ли организовать детский производственный труд, не нарушая действующее законодательство?
6. Обладает ли производство образовательными, воспитательными и учебными эффектами?
7. Каким должен быть детский труд, чтобы он воспитывал и обучал?
8. Есть ли разница между трудовым и производственным воспитанием?
9. Есть ли разница между производительным и производственным трудом?
10. Есть ли разница между «развитостью» и «зрелостью»? Что важнее для выпускника школы — «быть развитым» или «быть зрелым»? Почему «зрелость» исчезла из воспитательных ориентиров образования?
11. Можно ли воспитать зрелого (самостоятельного, ответственного, приносящего пользу) человека на основе учебной инфраструктуры? Нужна ли для воспитания специальная — воспитательная инфраструктура?
И другие.
К участию в Макаренковских чтениях приглашаются научные коллективы и специалисты. Предложения по организации секций, круглых столов, мастер-классов предоставляются в Оргкомитет до 15.03.2024.
Наиболее интересные материалы Макаренковских чтений будут опубликованы в журналах «Народное образование», «Воспитательная работа в школе», «Социальная педагогика». Материалы для публикации по тематике чтений (объёмом до 30 000 знаков) следует направлять в оргкомитет.
Победители Конкурса, лучшие практики в современной России среди школ-хозяйств, занявшие призовые места и победители специальных номинаций, традиционно увезут с собой денежные премии, будут удостоены специальных призов от предпринимателя Олега Сироты, получат возможность участия в агросменах Россельхозбанка, бонусы для обучения в специальных управленческих программах и на площадке платформы «Я в Агро».
Участие в мероприятиях Конкурса, учебных семинарах, лекциях, круглых столах бесплатное для всех желающих.
Оргкомитет:
E-mail: xxkonkursmakarenko@yandex.ru
Исполнительный директор — Татьяна Юрьевна Хударова,
моб. тел. +79168186460
Положение о конкурсе 2024
Приложение 1_Заявка участника конкурса
Приложение 4_Заявка участника заочного конкурса