Творческая мастерская «Коллаж: сады и огороды»
Знаете ли вы, что создать интересную декоративную работу можно буквально "из ничего" – из старых газет, обоев, страниц книг, упаковочной бумаги, фантиков, обрезков ткани и других совершенно простых и доступных материалов. При этом совсем не обязательно быть художником или учителем рисования. В этом убедились участники творческой мастерской "Коллаж: сады и огороды" – педагоги сельских школ, которые 14 июня 2022 г. приехали в центр "Экология и здоровье" под Смолевичами. На два дня учителя погрузились в творческую атмосферу и вместе с художником Анной Альбертовной Выгонной постигали секреты этой необычной техники.
На протяжении всей творческой мастерской задания постепенно усложнялись. В начале участники создавали монохромную композицию с пионом, далее – композицию с капустой в ограниченной палитре и натюрморт с разными овощами, завершающим заданием была многоцветная вывеска «Ярмарка».
В процессе работы участники сделали несколько открытий. Оказалось, что у большинства нет привычки рассматривать, видеть детали. Как раз для создания пиона, капусты и других овощей для натюрморта очень важно было рассмотреть, как выглядят листья, лепестки, как они крепятся к стеблю, как размещены в бутоне, какие у них края, есть ли прожилки, повреждения, неровности, отличается ли цвет снаружи и внутри. Все это важно было учесть при создании как отдельных изображений – пиона, капусты, так и натюрморта.
Еще одним открытием стало то, что в коллаже все отталкивается от материала. Это совсем не обязательно должен быть один материал, как в аппликации, это могут быть предметы различной природы и различного происхождения. При этом при подборе материала также важно его рассмотреть и почувствовать, так как для коллажа важна еще и фактура и взаимодействие материалов.
Например, в монохромной композиции пиона подосновой была старая крафтовая бумага, которая задала тон – желтый. Для самого пиона материалом послужили пожелтевшие страницы из книг. Их нужно было подобрать таким образом, чтобы цвет не выбивался – не был слишком белым, чтобы строчки «легли» как прожилки.
При создании коллажа капусты использовалось несколько цветов, но и тут нужно было подобрать материалы так, чтобы оттенки сочетались, чтобы было ощущение фактуры. Для этого даже мяли и тонировали выпуклые ее части, чтобы передать прожилки.
Отдельное внимание уделялось краям. Их можно было обрезать или оборвать, сделать более фактурными «махристыми» или наоборот ровными и даже жесткими. Главное, чтобы они также подчинялись композиции, образу.
Упражнения с цветами и овощами стали своего рода подготовкой для создания натюрморта. Композиции «подсмотрели» у Ивана Хруцкого. Это уже была коллективная работа, в результате которой получилось четыре натюрморта. Каждый в команде делал какой-то один овощ – капусту, морковь, лук, редис, огурцы, травы, ягоды. Тут уже важной задачей было составить коллективную композицию, гармонизировать детали, добавить акценты.
Стоит сказать, что акценты в виде небольших пятен, контуров были в каждой композиции, как и текст, который усиливал смысл или передавал впечатление и служил художественным элементом.
Кстати, обрезки от коллажей стали материалом для поиска образа. Их рассыпали и по необходимости дополняли линиями, цветовыми пятнами, чтобы завершить образ, сделать его более понятным. Здесь Анна Альбертовна обратила особое внимание на то, что линии и пятна тоже могут быть разными по размеру, толщине, нажиму, тону.
Отдельным заданием было создание цветной шрифтовой композиции «Ярмарка». Главной сложностью было подобрать форму и цвет букв так, чтобы они были хорошо видны и хорошо читались. Кроме того, каждая композиция должна была включать какие-нибудь элементы, которые бы добавляли концептуальность. Например, у одного из участников у каждой буквы был глаз как отсылка к одной из причин, зачем идут на ярмарку – «поглазеть». После того как были сделаны все «вывески», участники выбрали ту, которая лучше всего подошла бы к капустной композиции.
Выбор лучшей «вывески» стал отправной точкой для финального обсуждения работы во время творческой мастерской. По отзывам участников, такая творческая работа, без сомнения, увлечет школьников, и применять все эти знания педагоги смогут во время самых разных занятий с ними – в летних лагерях, кружках, группах продленного дня и не только.