Международный семинар «Пришкольный участок как образовательная площадка для современных безопасных агротехнологий»
Представители школ и экологических центров Беларуси, Украины и Молдовы приняли участие в международном семинаре «Пришкольный участок как образовательная площадка для современных безопасных агротехнологий», который проводился 24-29 июня 2019г. на базе образовательного центра ОО «Белорусский зеленый крест». За пять насыщенных дней они узнали о современных, безопасных методах растениеводства, познакомились с опытом кооперации малых сельхозпроизводителей и совместного продвижения продукции, побывали в школьных садах Беларуси.
Первый день был днем знакомства. Руководитель проекта Владимир Шевцов вновь напомнил об основных идеях, целях и задачах проекта, а также рассказал о результатах первого года. Тематический координатор Владимир Пустошило предложил к обсуждению само понятие «школьный сад», его задачи, функции и возможные направления развития, а также логотип потенциального бренда. Каждый участник также имел возможность представить свое учебное заведение или центр, поделиться текущими успехами и планами на будущее.
Следующий день был посвящен органическому земледелию. Сотрудник научной лаборатории УО “Республиканский центр экологии и краеведения” Иван Русских рассказал о безопасном ведении хозяйства, генно-модифицированных продуктах, их производстве и влиянии на здоровье человека, а также поделился опытом проведения со школьниками научных исследований в лаборатории центра. Виктор Князев, представитель ООО ”АгроБио”, поделился опытом и особенностями технологии производства биогумуса.
В третий день участники попытались совместить теорию и практику под руководством итальянских экспертов. В первой, теоретической, части программы Фабио Аммар рассказал о разных уровнях качества продукции, а Раффаэль Квадри проследил этапы ее маркетингового продвижения, сделав акцент на значимости рекламы. Он также отметил, что построение маркетинговой стратегии напрямую зависит от запросов потребителей и ситуации на рынке. Проследив вместе с Раффаэлем эволюцию рекламы, участники узнали, что изначально она была направлена на репрезентацию функций товара, после реклама стала клиентоориентированной, следующим этапом ее развития стала презентация продукции, как бренда – носителя ценностей. Лоренцо Роси рассказал об особенностях построения бизнес-стратегии, поделился опытом разработки логотипа в Палестине и Ливане, создания кооператива и предложил некоторые бизнес-идеи для Беларуси, в частности, об открытии сети кафе-мороженого с производством на месте.
В практическом блоке участники разбились на пять групп и в течение получаса продумывали черновые концепции местных кооперативов, целью которых было бы объединение максимального количества школ в процессе производства и продвижения продукции.
Четвертый день был, пожалуй, самым долгим, так как его участники отправились в поездку по Витебской области, чтобы познакомиться с пришкольными участками двух школ, которые участвуют в проекте. Первым пунктом посещения была школа в д. Парафьяново Докшицкого района. Ее директор Виктор Коростик очень тепло принял гостей – показал школу и пришкольный участок, где растут различные овощи, направляемые на улучшение школьного питания, и две плантации лука, выращиваемого в том числе для продажи. За счет вырученных средств школа имеет возможность ремонтировать и оборудовать классы, не обращаясь за помощью к попечительскому совету и родительскому комитету. Дети активно участвуют в работе на пришкольном участке. Причем проект открыл в этой работе новые горизонты: если раньше ребята просто помогали учителям, то теперь они изучают бизнес-процесс в сельском хозяйстве – от расчета затрат до получения прибыли, осваивают методы и технологии органического земледелия, азы ландшафтного дизайна.
Вторым местом, где побывали представители Беларуси, Украины, Молдовы и Италии, стала школа в Лужках Шарковщинского района. В этот раз проводником по школьной территории стала одна из участниц семинара – Лариса Гаранина, она же директор школы. В каждом отделе Лужковского школьного сада гостей встречали ребята в образе тех ягод, овощей или растений, которые там росли, читали тематические стихи и вручали гостям соответствующие дары. В результате, наша команда получила огурцы и помидоры, травяной сбор и смородиновое варенье, яблоки и пирог с малиной, сушеную рыбу из пришкольного пруда. Наиболее запоминающимся стал мастер-класс по черенкованию туи, который провели ученицы школы, и прогулка по дендрариуму. Как говорили ребята, им очень интересно работать в школьном саду, где они получают новые знания, начинают понимать процессы, которые происходят в природе, задумываются о возможности попробовать в будущем начать свое дело в родной деревне.
Важным сплачивающим моментом стала посадка "дерева дружбы". Идея была предложена директором школы Ларисой Гараниной и воспринята участниками с большим воодушевлением. Теперь в лужковском дендрариуме приживается клен, бережно высаженный представителями Беларуси, Украины, Молдовы и Италии. "Дерево дружбы" стало своеобразным символом роста сети школьных садов в этих четырех странах.
Последние два дня были полны путешествий и обсуждений. Пятница началась с информационных технологий. Веб-менеджер проекта Людмила Скакун предложила рассмотреть интернет-ресурсы, которые могут помочь в поиске специализированной информации по сельскому хозяйству, получении практических советов и продвижении собственной продукции. Участники также продолжили знакомство с ходом сетевого эксперимента "Сортоизучение арбуза". Команда эксперимента Наталья Святкина, Ольга Шпиганович и Петр Кубарев рассказали об основных позициях, по которым проводится наблюдение, участниках и их текущих результатах, а также о предстоящем празднике «День Арбуза и его друзей». Вся информация была воспринята с большим интересом, было очевидно, что по возвращении участники семинара будут активно использовать все, что узнали.
Большое впечатление произвели и прогулка по Центральному ботаническому саду НАН Беларуси, и экскурсия по Минску, и агроусадьба «Бивак», где также состоялся разговор об агротуризме и его перспективах.
В завершение педагоги четырех стран благодарили организаторов за возможность принять участие в семинаре и вообще в проекте и обменялись мнениями и планами на будущее. Представитель Великодолецкой средней школы Виктор Шишов сказал: «Не в первый раз приезжаю в зелёный крест, но всегда получаю новые знания. Мои ближайшие планы – поставить табличку «Школьный сад», и обозначить каждое дерево, каждую грядку». В завершение он призвал участников: «Давайте делать! Время начинать делать!»
Представитель Украины Алексей Лавренчук поблагодарил всех за компанию, полученные знания и впечатления и заявил: «Какими бы ни были планы, нужно ориентироваться на детей – всё идёт от них!»
Молдавский представитель Аурел Сердешнюк сразу заявил о решении принимать участие в ярмарках и предлагать свою органическую продукцию, используя маркетинговые приемы – упаковка, наклейки и т.п., и заключил: «Обмен продолжается!».
За эту неделю 40 участников семинара стали настоящей командой, и разъезжались с особым чувством единения и причастности к общему большому делу.
Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данной публикации несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста