Завершился пиар-тур по новому музейному маршруту
Представители СМИ и тур-агентств познакомились с новым музейным маршрутом во время пиар-тура, который проходил с 2 по 7 ноября в рамках проекта "От партнёрства местных музеев к широкому трансграничному культурному сотрудничеству".
Два дня участники поездки провели на территории Беларуси — посетили Гомельский дворцово-парковый ансамбль, а также музеи Ветки,Речицы, Лоева, Брагина и Хойников. Ещё два дня прошли в Украине, где группа посетила музеи и исторический центр Чернигова, историко-археологический комплекс "Древний Любеч", историко-краеведческий музей в городском посёлке Репки и усадьбу семьи Лизогубов в Седневе. Каждый пункт маршрута оставил у участников поездки яркие впечатления.
ГОМЕЛЬ
В Гомеле запомнился дворцовый парк — его живописный рельеф, спуски и подъёмы, уютные уголки и обзорные площадки с чарующими видами на Сож. Дворец Румянцевых и Паскевичей хорошо просматривался со всех точек парка. Об истории дворца и его именитых хозяевах рассказала Вероника Даниленко, сотрудница Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Участники экскурсии вели путевые дневники — делали пометки и зарисовки.
ВЕТКА
Яркая и живая экскурсия по Ветковскому музею от Ирины Юдиной никого не оставила равнодушным. Запомнилось, как оживали от бликов свечи резные золочёные киоты старообрядческих икон. И что дома старообрядцев от домов белорусов можно отличить по конструкции крыши. И про тесную связь резных узоров на деревянных домах с ветковским рукописным книжным стилем. И, конечно, живые истории про старообрядцев, собранные музейными сотрудниками в экспедициях.
РЕЧИЦА
Что запомнилось в Речице? В первую очередь — народные иконы. Выполненные непосредственно на дереве, без грунта, они имеют особую фактурность. Привлекла внимание также замечательная археологическая коллекция, в состав которой входят предметы Милоградской культуры. Немалый интерес вызвала история еврейской общины города, 57% населения которого в XIX в. составляли евреи. Обо всём этом гостям рассказала сотрудница музея Марина Землянко. После осмотра экспозиций участники поездки отправились на прогулку по исторической части города. С высоты древнерусского городища все любовались великолепным видом на Днепр, который из Речицы течёт в направлении Лоева.
ЛОЕВ
Пульс и дыхание Днепра участники поездки ощутили именно в Лоеве благодаря Ксении Семашко, сотруднице Музея битвы за Днепр. Экскурсия была наполнена отсылками к реке. Днепр — линия жизни и смерти. Об этом говорит и рельеф, и история посёлка, и экспозиция музея. От директора музея Римы Стадниковой участники тура услышали множество животрепещущих личных историй, передающих весь трагизм и боль Второй мировой войны. Ярким впечатлением от экскурсии остался батлеечный спектакль "Солдат и Чёрт", который показали сотрудники музея и лоевской библиотеки.
БРАГИН
Старая дуброва — остатки бывших владений рода Вишневецких под Брагином — очаровала гостей шуршанием листвы под ногами и живописной рекой Брагинкой, притоком Днепра. Именно в этих местах начиналась когда-то история Лжедмитрия Первого и Смутного времени. От рассказа об известных шляхетских фамилиях сотрудница Брагинского исторического музея Алеся Музыченко перешла к историям родовых имений — усадеб Брагинского района. В музее этой теме посвящена отдельная экспозиция, а также интерактивная зона с игрой "кубики", на гранях которых изображены картины из жизни усадеб. Собирать эту историческую мозаику оказалось очень занимательно. Также участников поездки заинтересовали истории других знаковых экспонатов музея — резной дарохранительницы и метеорита "Брагин".
ХОЙНИКИ
Хойникский музей расположен в прекрасном усадебном парке, в здании усадьбы, принадлежавшей когда-то купцу Авраамову. Продолжая тему усадеб, сотрудник музея Андрей Эсауленко начал экскурсию с рассказа о ярких представителях шляхетских родов — Прозоров и Ястржембских — имевших владения на Хойникщине. Всем запомнился рассказ о втором томе "Мертвых душ", изящной шутке и мастерской стилизации Николая Ястржембского, который, будучи талантливым инженером, имел ещё и незаурядные литературные способности. Помимо усадебной культуры в музее представлена интереснейшая этнографическая коллекция с редкими предметами, про назначение которых рассказывал Андрей. Поднявшись на второй этаж музея, участники поездки познакомились с экспозицией, посвящённой Чернобыльской трагедии — ещё одной тематической ветви музейного маршрута.
ЛЮБЕЧ
Вид с Замковой горы в Любече завораживает. Где-то вдалеке, за Днепром, угадываются Брагин и Лоев. Экскурсию проводила замечательная Елена Веремейчик, археолог и автор раскопок в Любече. Она рассказала об археологических исследованиях на Замковой горе и о поиске Антониевых пещер, ныне отреставрированных. Часть находок, сделанных в Любече, теперь можно увидеть в фондах открытого хранения музея, созданных в ходе проекта "От партнёрства местных музеев к широкому трансграничному сотрудничеству". В фондах представлена разнообразная керамика, предметы из металла и камня и другие находки, датируемые XII-XIX вв. Но больше всего привлекает внимание коллекция стеклянных браслетов, найденных в Любече при раскопках древнерусской "усадьбы ювелира".
РЕПКИ
За время проекта в каждом из музеев появились любимые экспонаты "Днепровского парома". В Репках это фрагмент стекла из усадьбы Рашевских со стихотворением неизвестного поэта на французском языке, датированным 1892 г. Экскурсию по музею проводила Оксана Захарова-Забаровская — директор, хранитель фондов, научный сотрудник и экскурсовод в одном лице, человек, на котором держится весь музей. После знакомства с экспозициями, посвящёнными археологии, гончарному ремеслу и усадебной культуре Репкинского района, Оксана отвела участников экскурсии в необыкновенно уютный зал музея — деревенскую хатку.
ЧЕРНИГОВ
Осенним солнечным утром так приятно прогуляться по Валу — сердцу древнего Чернигова. С историческим центром города и его древними храмами участников поездки познакомила Виктория Мудрицкая, сотрудница Черниговского исторического музея им. В.В. Тарновского. Рассказ об истории Чернигова продолжился в самом музее — одном из старейших в Украине. Коллекции музея богаты и невероятно интересны. Белорусскую часть группы особенно впечатлили слуцкие пояса, представленные в экспозиции. Завершила экскурсию ещё одна прогулка, во время которой участники поездки восхитились живописной панорамой города, открывающейся с высоты Вала.
В глазах у сотрудников Черниговского областного художественного музея им. Г. Галагана столько жизни и любви к своему делу! Знакомство с музеем прошло на одном дыхании благодаря Светлане Демченко и Елене Исаченко. В запасе у Светланы есть загадочные коробочки, из которых, как по волшебству, появляются предметы из картин. Участники экскурсии узнали, каким образом завязаны шейные платки на героях портретов "Галагановского зала", и отметили необычайное сходство Светланы с портретом Натальи Разумовской, когда она примерила на себя модный в то время женский головной убор "кораблик". А её коллега Елена показала, как проходят в музее занятия, посвящённые реставрации народных икон. Участники экскурсии смогли рассмотреть и подержать в руках бронзовый утюжок, осетровый клей, сусальное золото и другие необходимые реставратору вещи.
СЕДНЕВ
В Седневе сошлись все линии и лейтмотивы музейного маршрута. Посреди живописных аллей усадебного парка участников поездки встретила Татьяна Луговская, заведующая филиалом Черниговского исторического музея им. В.В. Тарновского "Усадьба семьи Лизогубов". Её рассказ о бывших хозяевах усадьбы дополнили душевные песни в исполнении ансамбля "Берегиня", написанные на стихи Тараса Шевченко и Леонида Глебова, не раз гостивших в имении Лизогубов. Экскурсию коллеги дополнила Виктория Мудрицкая. Она показала гостям каменицу Лизогубов и живописные церкви Седнева — Воскресенскую, служившую некогда усыпальницей роду Лизогубов, и Георгиевскую — необычайно красивый старый деревянный храм , в котором, сказать к слову, проходили съёмки фильма "Вий".
Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза. Полную ответственность за содержание публикации несёт общественная организация "Белорусский зелёный крест". Она ни в коей мере не должна рассматриваться как отражение официальной позиции Европейского союза.