Философия искусства: Современные факторы культуры и их влияние на детское художественное творчество
Ольга НЕКРАСОВА-КАРАТЕЕВА (Санкт-Петербург, Россия)
Доктор искусствоведения, профессор,
зав. кафедрой декоративно-прикладного искусства РГПУ им. А.И.Герцена,
Заслуженный деятель искусства Российской Федерации,
Председатель Совета по детскому творчеству
при Санкт-Петербургском Союзе художников
В современных общественных отношениях происходит усиление некоторых процессов, которые непосредственно затрагивают сферу культуры, искусство и, соответственно, влияют на детское художественное творчество, меняя его аксиологию (ценностные основы), педагогическую организацию и характер креативности.
Наиболее активно развивается мощный процесс глобализации, при котором происходит формирование универсальных черт образа жизни людей, живущих в разных странах. Экономическая интеграция, скоростные транспортные средства, спутниковая связь и современные информационно-коммуникационные технологии (всемирная сеть Интернета, мульти-медиа и пр.) связывают мир в единую систему. Становятся общими характер и тенденции развития у разных народов таких отраслей жизни, как: одежда, еда, спорт, массовая культура, наука, искусство, образование. Международным сообществом принимаются единые стандарты образования, усиливается взаимообмен и заимствования новомодных направлений в искусстве, организуются совместные творческие проекты, выравниваются ценностные приоритеты и критерии. На международные проекты, выставки, конкурсы, пленэры, мастер-классы ориентируются нынче занятия с детьми в художественных школах и системе дополнительного образования. Учителями рисования осваиваются программы и методики зарубежных коллег, часто упрощённые, формализованные и обезличенные. Тематику детского творчества наполняют сюжеты иностранных видеофильмов и печатных изданий. Эстетика масс-медиа становится эталоном вкуса. Всё это стандартизирует характер детского художественного творчества, рисунки наполняются стереотипными изображениями и теряют индивидуальные отличия. Сокращается творческая рефлексия на окружающую действительность и актуальные события в детской жизни, утрачивается самобытность детского художественного творчества в разных странах, о чём свидетельствуют международные выставки и конкурсы.
В целом современное развитие культуры обнаруживает сложность взаимодействия разнонаправленных тенденций. Так, одновременно с процессом глобализации и неизбежной унификацией возникает и иная тенденция – рост культурного национального самоутверждения. Наряду с процессами формирования поликультурной среды, проявляются признаки возрождения этнического самосознания людей, возрастает интерес к своему культурному наследию и самобытным традициям. В обществе растёт признание значимости проявлений уникальной национальной культурной специфики. Сегодня музеями и коллекционерами охотнее приобретаются произведения самобытного искусства. Местные святыни, памятники истории и культуры, традиции быта, национальная одежда, утварь, кухня, колорит местных обычаев и праздников разнообразно обогащают программы на рынке туризма и развлечений. Все это создает реальные предпосылки найти стране, региону, сообществу, человеку свое место в общей системе глобального мироустройства в качестве значимого фактора культуры.
Тенденции возрождения традиционных культур находят отклик и в организации детского художественного творчества. Правда, это часто выражается в спекулятивном обращении взрослых руководителей лишь к внешним признакам традиционного народного искусства. В связи с этим, в детские произведения проникают штампы «фольклоризма», фольклорного китча, паразитирующего на формах и образах народного искусства и искажающего художественный вкус молодых людей.
Ведущим фактором развития современной культуры является также процесс дальнейшей урбанизации (разрастание мегаполисов, городской образ жизни). Издревле человек в процессе жизнедеятельности осваивал природную среду, дополнял, а порой даже заменял её искусственно создаваемой «культурной» средой. Но, оказываясь в новой, им самим созданной среде, человек испытывает на себе ее обратное воздействие, она, в свою очередь, начинает изменять его самого, вступает в конфликт с собственной человеческой природой. Традиционные этнические и национальные культуры сформировались именно в сельском образе жизненного бытования. То, как некая народная общность осваивала «кормящий» ландшафт, определяло особый образ жизни людей (труд и жилище, одежду и утварь, нормы поведения и воспитание молодого поколения). В своём традиционном виде сельская культура во многом утратила органичную с природой целостность, изменились нормы, формы и правила жизнедеятельности. Искусственно поддерживать её на местах и пытаться «возродить» становится почти невозможным в условиях современности. Эти попытки, являясь даже государственной политикой, часто оказываются тщетными, т.к. все изменилось в современной жизни людей. Можно было бы утверждать, что город со сложной инфраструктурой, индустриальное производство и глобальная экономика подмяли под себя традиционную национальную культуру. Но город оказался такой сложной и постоянно меняющейся организацией жизнедеятельности людей, что не только изменяет их жизнь, но сам становится полноценным источником новых жизненных процессов. Более того, в современном мегаполисе человек имеет возможность сохранить свою культурную идентичность, обеспечить себе и своим близким «родину в себе» в рамках национальной, этнической, конфессиональной субкультуры (землячества, храмы, этнографические музеи, центры национальной культуры, традиционные художественные промыслы, национальные школы, театры, фестивали). К тому же, именно мегаполисы стали почвой для новых мощных процессов культурогенеза, возникновения и развития новых субкультур (возрастных, досуговых, профессиональных и т.п.). В создаваемых фольклорных, народных традиционных, местных самобытных студиях, кружках, музейных центрах этнокультур дети могут приобщаться к родной культуре и включаться в индивидуальное творчество на её основе.
Важным фактором развития современной культуры является сплошная компьютеризация почти всех сфер практической и духовной жизни людей. Несомненно, что старые формы жизни нуждаются в модернизации в соответствии с новыми социальными запросами и техническими достижениями. Наиболее активно развиваются сегодня процессы массовой коммуникации и, в частности, информатизации. Интенсивно проникают новые информационно-коммуникационные технологии и в сферу культуры, открывая перед нею совершенно новые горизонты развития, которые должны быть увидены, поняты и освоены. В области художественного образования новые компьютерные средства расширили возможности коммуникации и получения информации: создаются виртуальные музеи, виртуальные детские картинные галереи, проводятся детские конкурсы в Интернете, создаются специальные культурно-просветительские программы, а также программы дистанционного обучения рисованию и прикладному художественному творчеству. Но при этом с освоением компьютера и видеотехники происходит усиление умозрительной практики и сокращение рукотворной деятельности. Дети школьного возраста всё с меньшим успехом осваивают правописание, рукоделие и рисование. Телевизионная и компьютерная наглядность влияют на формирование клипового мышления, которое ограничивает пространство личного восприятия мира, сказывается на появлении схожести и общем схематизме композиций детских рисунков.
Ещё один фактор меняющейся современной культуры – её коммерциализация. Экономическое развитие постиндустриального мира зависит от двух факторов – бизнеса и рынка. Они правят миром, подчиняют себе не только материальную сторону жизни, но и духовную культуру, искусство, идеологию. Всё возрастающую роль играют корпоративные субкультуры со своими нормативно-ценностными комплексами, как внутри корпораций и фирм, так и в социальной среде (имидж, фирменный стиль, реклама, символы, логотипы, слоганы, официальная речь и т.п.). В сфере бизнеса сложилась вполне определенная система норм и стандартов, позволяющая деловым людям разных стран, различных вероисповеданий, говорящих на разных языках, легко налаживать контакты и взаимопонимание, включая себя в общемировую культуру бизнеса.
Творческий потенциал бизнеса, проявляющийся в деловой активности и конкуренции, влияет не только на политико-экономическую, но и на культурную жизнь (продюсерство, спонсорство, меценатство, благотворительность, попечительство), диктуя и устанавливая свои вкусовые предпочтения в искусстве. Профессиональные менеджеры создают проекты и условия творческих акций, составляют программы, определяют состав жюри, применяют собственные критерии в отборе «лучших» работ и призёров, не будучи профессионалами в этой области.
Сегодня инициаторами многих культурных акций, в частности – детских фестивалей и конкурсов, являются бизнес-корпорации. Всё чаще эти мероприятия организуются, субсидируются, оцениваются владельцами, руководителями и менеджерами торговых, промышленных и медийных корпораций, служат рекламным целям этих фирм и организаций. Детские работы включаются в рекламные акции без соблюдения авторских прав детей, даже часто без указаний их фамилий и имён. Детские произведения присваиваются и продаются без ведома юных авторов, сохранность их не гарантируется. Некоторые предприимчивые организаторы и фирмы-посредники просто эксплуатируют детей и грабят средства, отпускаемые на организацию этих акций. В стремлении отличиться большинство педагогов готовы подстроиться под условия конкурсов, ориентируют на них детей, ждут наград и т.д. Их деятельность сводит творческие и педагогические задачи в организации детского творчества к меркантильным целям.
Коммерциализация образования (плата за образовательные услуги, дороговизна художественных материалов и инструментов) ведёт к ограничению возможностей художественно-творческого развития детей разных социальных групп.
Сегодня также становятся очевидными два разнонаправленных процесса в организации детского творчества. С одной стороны – происходит усиление административного давления (функционально-административный фактор) в системе художественного образования. Нормативные документы (постановления, распоряжения, указания, формуляры, инструкции по аттестации педагогов), исходящие от правительства до местной администрации, сковывают свободу творческих контактов педагогов и детей и излишне формализуют проектную, реальную и отчётную сферу педагогической деятельности.
С другой стороны – всё очевиднее происходят процессы либерализации общественных отношений, что заметно разрушает традиционные нормы и формы уважительных и авторитетных взаимоотношений между поколениями, в семье, в образовательных учреждениях, между учителями и учениками. В искусстве наблюдаются процессы развала старых школ, трансформация критериальной базы и самоутверждение современного искусства, альтернативного прежним художественным ориентирам. Для неокрепшей детской психики размытость целей творчества, неопределённость идеалов, невнятность ценностных критериев – большие помехи в творчестве и личностном развитии.
Отмеченные здесь современные факторы развития культуры, наряду с многочисленными частными, создают и общие актуальные проблемы для развития художественного образования и творчества детей. Их нужно знать, понимать и учитывать в разработке современных образовательных и воспитательных стратегий.