Структура урока – мотивирование, дополнительная ценность, техника

Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино


 

 

Мотивация:

Хорошая тема всегда имеет несколько слоев - разрешает думать многими способами и в различном значении, напр. "Ворота":

  • исторически ценное строительство с рядом деталей архитектурных стилей,
  • основа скрывается в слове оборона, защита - физическая защита (крепость, город), но также подразумевается (я боюсь и защищаюсь),
  • сбег дорог перед проходом в крепостной стене, вход в другой мир - Алиса в Стране чудес, для старших учеников как напр. Сирия,
  • психическое открывание или закрывание собственной души - социальный контакт,

там, где можно ворота понимать напр. как границу между жизнью и смертью;

слои в теме предлагают мотивацию, которая не должна быть ни холодной, ни монотонной, но также не слишком пристающей:

  • учитель вызывает свои собственные впечатления, опыт и воспоминания,

… в младших классах эмоционально украшает информацию, формулирует мысли и делает психологически эффективные акценты,

… в старших классах скорее по сути ознакомляет - старший ученик предпочитает обнаруживать предварительные концепты, а темы больше любит мотивировать сам,

  • мотивацией, таким образом, меняется обыкновенный вид на серьезную тему особенно в тех случаях, в которых ее поддерживает физическое переживание побуждений чувств и осознания их воздействия,
  • старшие ученики занимаются различными точками зрения, которые углубляются и по слоям укладывают содержания или их альтернативы;
  • сильным побуждением может также быть сравнение профессионального и собственного творчества, их сходства и расхождения и др.;

учитель объединяет общей мыслью или формой сюжеты темы:

  • открывает корни темы, суммирует информацию и содержание сюжетов, следит за окончанием своей работы (нельзя только случайно ставить друг за друга сюжеты, которые появятся в мысли),
  • сам прочувствует концепт и ищет способы, как детей привести в предварительный концепт,
  • исследует темы искусством, прежде всего, художественную проблему и художественную технику в связи со своими замыслами.

Если станет простая тема серьезной или если станет неважная тема принципиальной - это зависит от поведения учителя и детей.

Концепт можно увидеть во всех темах, также в темах банальных или современных - все мы нечаянно обсуждаем через наше подсознание, только является трудным концепты почувствовать и назвать их именами;

контуры концепта создает тихая и сосредоточенная мотивация, связанная с погружением в собственные мысли и с сильным представлением о ситуации.

Поиск концептов, предварительных концептов и слоев в темах -это трудно и требует сосредоточение всех психических сил:

  • при подготовке обучения учитель сосредоточен на своем собственном жизненном опыте – самоанализ как интеллектуальный стриптиз,
  • ученики учатся называть представления и чувства, которые в них тема вызывает, прочувствовать и формулировать ассоциации и новые замечания:

… паук и паутина - подстерегать, атаковать или тревога, коварность,

… фроттаж и соприкосновение - другая, чем визуальная или разговорная коммуникация, или взгляд на мир слепых,

… улитка с различных сторон - изменения, зависимые от точки зрения - значение места, откуда смотрим (несколько значений);

если подход учителя влажный и способность открыть концепт и объяснить предварительный концепт не являются эффективными, проявление детей также остается холодным, а прежде всего пустым.

Дополнительная ценность

Любой девиз, который ребенок забирает с уроков, является дополнительной ценностью (ВНИМАНИЕ, в случае равнодушного учителя также может стать негативным!);

дополнительная ценность имеет различную интенсивность – чем внимательнее ребенок следит за намерением учителя, тем длительнее полученные знания сохраняются;

следующие области, в которых часто дополнительная ценность появляется, упорядочены от менее значимых до самых важных:

  • новая художественная техника или ее вариант,
  • обогащение вне поля уроков искусства – использование школьных знаний и их творческое использование, новая информация, напр. ознакомление с астрономией или с историей Земли и др.,
  • ознакомление с искусством и культурой - с художественным произведением, автором, художественным стилем, художественной специализацией, этапом развития, архитектурным стилем,
  • знания художественного языка, появление новых возможностей как использовать художественные элементы, их сложение и отношения между ними,
  • интеллектуальная ценность - концепт и предварительный концепт, эмоции, этос, общественное сознание, человеческие отношения, уважение жизни и др.;

если учитель о существовании дополнительной ценности не знает или на него не обращает внимание, то уроки искусства теряют смысл или они становятся только дорогой к ловкости и художественному опыту.

Аналогично несет свою собственную дополнительную ценность весь художественный совет - каждая единица должна что-то систематически решать и обеспечивать, чтобы это дети осознавали.

Художественная проблема

обогащает и развивает художественное образование, т. е. усваиваемой темой:

  • приобретение линий, форм, света, цветов и т. п. с собственной точки зрения, прочувствование из качества выражаться или частичных ролей в композиции,
  • взаимные отношения художественных элементов в композиции – хаос и порядок, ритм, равновесие, гармония, масштаб, симметрия, контраст и т. п.,
  • отношение к плоскости и к пространству - форма, стабильность, движение и т. п.;

любой сюжет содержит различные художественные проблемы, зависит от учителя, который из них он выберет и анализирует – всегда можно найти несколько художественных проблем, но очень важным является выбрать только один, на котором сосредоточиться (см. Изучение художественной речи в конце 1-ой части);

примером может служить дорога через распускающуюся алею каштанов (Я. Славик):

  • ритмичная структура сильных черных ветвей, покрытых слоем льда (линогравюра),
  • детали скрещенных ветвей – буквы деревьев (рисунок пером и тушью),
  • искрение утреннего солнца во льдом обернутых ветвях (пастель),
  • перспективное выражение глубины аллеи (рисунок углем и т. п.;

художественная проблема является настолько важной, что может являться темой также сама по себе - содержится

  • в художественных играх и экспериментах (переживание соприкосновений, контраст материалов, деструкция),
  • в художественных этюдах, в которых напр. цвет может сам стать сюжетом или быть связан с конкретным представлением,
  • в художественной конструкции и другом расположении в пространстве;

для каждой задачи необходимо выбрать только единственную художественную проблему, чтобы дети не отвлекались и не теряли необходимую уверенность:

  • учитель поэтому сосредоточен на той части художественного языка, которая является для него в связи с выбранным сюжетом, основной,
  • ученик сосредоточенно занимается основной проблемой, ряд остальных вопросов решает интуитивно, мимоходом;

название художественной проблемы делом только учителя для

  • объяснения его собственных представлений о том, чему он учит (намерение),
  • является исходной точкой мотивации;

если учитель осознает художественную проблему и свою роль, потом более точно и верно формулирует задание - часть учеников уже легко художественную проблему естественно определит и другие ее найдут только во время окончательной оценки:

Весна - примеры художественных проблем в сюжетах

  • свободный набор цветов - пастельное Ожидание весны,
  • жесткие и пластические структуры - Слои Земли,
  • форма и объем - выпуклая форме Семен, грани и плоскости Камней,
  • форма линий - протекание воды между камнями  Ручейке от тающего снега,
  • красочность неопределенной формы - богатство Туч,
  • разнообразность форм жизни – сравнение вещей не видимых простым глазом, напр. распускание ревеня, папоротника, одуванчиков,
  • точка внимания - Свет, его цвет и интенсивность,
  • художественный ритм – вариация Птичьих голосов (тут живу я),
  • динамика природных процессов – линейная или цветная запись Распускания, Растения почек и др.,
  • глубина переживания сюжетов - индивидуальная запись представлений, мотивированная книгой Фр. Галаса (Я туда вернусь) или музыкой Б. Мартину (Очищение источников).

Рассуждения о воде (студенческая работа)

Весенние ручейки с изобилием энергии водяной стихии, которые как капилляры спешат напоить артерии Матери Земли, зимние замерзшие ручейки полные снега, льда, осколков льда и сосулек, которые вместе создают удивительные формы, летние поверхности прудов, водяных плоскостей, лесных омутов, на которых отражается вся окрестность и небеса, тучки, спешащие за своей миссией, осеняя очистка и обилие теплых оттенков листьев на поверхности воды, магическая связь молекул в данной чудесной жидкости, вода как источник страха, спасения, надежды, ожиданий, отдыха, вкуса, наслаждения, мистики, магии и смирения.

Веера сюжетов (веер сюжетов раздвину, когда у меня будет больше времени):

  • Вода скрывается в недрах Матери Земли - таинственная вода как царица не выданного секрета, знаний и познаний, создающая подземные озера и озерки с чистой родниковой водой, которая ищет дорожки, чтобы выйти на поверхность З
  • Ручьи, ручейки как линии, капилляры, вены, фибры и артерии, насыщенные беспокойной голубой кровью
  • Перспектива потоков, пространство, симметрия и ее нарушения, создание речных долин, образование карста
  • Энергия движений потоков, переменность, собственная густота, напряжение, сила и неукротимость
  • Вода как плоскость, зеркало, спокойная, бурная, поднятая полная кружочков, капель дождя и полная изменений цветов, все цвета, которые в ней отражаются
  • Бурная стихия напр. на море, от которого идет страх
  • Вода как неотъемлемая часть картин, пейзажи с ручейками, порты, пляжи с моло или городами, восходом и западом солнца над поверхностью воды
  • Вода, собранный резервуар в облаках, плавающих огромным пространством воздуха, неотъемлемая часть процессов грозы и явлений как торнадо, сильный ураган или шторм
  • Стихия, уничтожающая все, что встанет на ее пути (наводнение в Чехии, 2002)
  • Вариация синего со многими изменениями цвета (смесь синего цвета, отражения цветов, игра света и тени)
  • Водяные перегородки как напр. шлюзы, плавательные камеры и водосливы - интересные архитектурные и технические комплексы
  • Разницы под поверхностью воды ручейков, рек, прудов и морей обладают своими спецификами с неограниченной переменностью - жизнь в воде и ее окружности (животные и растения)
  • Вода, сохраняемая в природе, деревьями, кустами и мохом, вместе составляет коллективное осознание полян, рощей и лесов
  • Лед на северном и южном полюсе - благодаря воздействию горячих морских течений возникает импозантная циркуляция воды в море - вода в состоянии льда и гололедицы скрывает запас вдохновений, как по форме и цвету меняются ее вариации от снежинок до таящего ледника (экология)
  • Пар - это нежное, кратковременное состояние, являющееся источником неограниченных форм, вдохновений, таинственности, настроения и нежных цветов, линии не являются острыми, но слабыми и мягкими

Дополнительная ценность проекта:

Жизнь = вода - безгранично богатая, скрытая в окружающем мире и в нас самых, приносит нам удивление и боязнь. Вы только не должны бояться глубины сами в себе.

Тэги: 
64801135