Особенности преподавания рисунка, живописи и композиции детям 6 - 10 лет

Оксана ПИЛИПЮК (Уфа, Башкортостан, Россия),
Художник-график, директор по науке и творчеству Школы рисунка и живописи «Художка»

Доклад на II Международной конференции художников-педагогов
"Современное художественное образование детей и молодёжи",
9-10 февраля 2011 года


 

Педагогика всегда уделяет особое внимание воспитанию детей младшего возраста и в представлении учителя это не обучение, а скорее ненавязчивая подача основных навыков, умений и знаний в процессе игры. К серьезному же обучению дети приходят не ранее 7-8 лет. Этот перелом был особенно резок в старой педагогике и более сглажен позднее, благодаря подготовке шестилеток, что позволило плавно вводить детей в процесс школьного образования и избежать критических моментов, возникающих из-за невозможности моментальной адаптации ребенка в абсолютно новой для него среде. В области же начального художественного образования этому наиважнейшему этапу не было уделено должного внимания. Практика моей деятельности в этой области доказывает, что процесс, начатый в качестве эксперимента, должен занимать такое же место в профессиональном художественном образовании, как и в школьном. Одним из решений этой проблемы является работа с маленькими детьми в студиях и на подготовительных отделениях художественных школ. Но зачастую мы наблюдаем или полное отсутствие какой-либо программы, или, в лучшем случае, занятия, рассчитанные на творческое развитие ребенка. Я неоднократно наблюдала недоумение и, как следствие, потерю интереса и желания ребенка (несколько лет рисовавшего по программам, отвечающим только лишь за творческое развитие и не уделявшим совершенно никакого внимания начальному профессиональному обучению) при переходе с подготовительного отделения на основное, где он «художник со стажем» отбрасывался далеко назад, к самым азам, а его предыдущая деятельность оказывалась «дилетантской».

Другой крайностью является «урок рисования», когда замечательный педагог с большой любовью и старанием обучает детей профессиональным приемам, умениям и навыкам. Но… навыки, умения и способности человека, без внутренней эстетической базы, представляют собой возможно отлаженный и великолепный механизм, но лишенный всякого топлива, он обречен на дальнейшее бездействие и, как правило, обветшание и разрушение. Творческие муки художника и музыканта доводят многих до самоуничтожения, так и не дав зачастую раскрыть возможный потенциал. Несомненно, что это происходит от неумения постигнуть и сформулировать образы, возникающие в сознании любого творческого человека. Начиная обучать ребенка рисовать, не научив его материально прощупать и осязать то внутреннее, что возникает в его фантазии, мы, возможно, сажаем птицу в клетку и навсегда теряем ключи. Сколько шансов, что в будущем, занимаясь саморазвитием, он выпустит эту птицу на волю.

Итак, на мой взгляд, творчество и обучение взаимосвязаны и остро нуждаются друг в друге.

ПРО НИХ (коротко о психологии)

Однажды ребенок берет в руки палку, садится на неё и вдруг в его голове возникает четкое осознание того, что это самая настоящая серая в яблоках с пышной гривой и длинным хвостом лошадь. Самое интересное, что в это же самое время точно такая же, только настоящая лошадь, несомненно, привлечет его внимание, но ненадолго. И, походив вокруг лошади в восторге минут десять, он вернется к своей палке, которая предстанет в его фантазии еще более реалистичной, наделенной множеством деталей и гораздо более интересной лошадью. Так и все, что окружает ребенка, его мозг впитывает жадно, как губка, затем, преломив их сквозь призму из чистого хрусталя детской фантазии, выплескивает это в действие, будь то игра или чистый лист бумаги и краски.

Каждый помнит детскую песенку про «палку – палку – огуречик», из которых получился человечек. Таким же образом дайте ребенку кусок пластилина и время на работу фантазии и, несомненно, получите результат, который наверняка удивит не только вас, но и самого ребенка. Любой дошколенок обладает мощнейшим творческим потенциалом, но не любой может без помощи со стороны, пользоваться им, направляя на реализацию. В доступном ему мире игры, он способен самостоятельно, при помощи только воображения, выплескивать свои идеи. В сферах же искусства, исчерпав все доступные ему средства и не найдя других путей самовыражения, ребенок обречен.

Юный композитор, сочинив мелодию способен донести ее до слушателей лишь, доступным ему, ля-ля-ля. Юный художник, в голове которого возникают уникальные образы, переносит их на лист бумаги. Его работы изумительны и вызывают всеобщее восхищение своей непосредственностью и мощным эмоциональным зарядом. И мы с вами боимся потревожить его своим вмешательством и «навязыванием», сложа руки ожидая новых шедевров. А может быть мы эгоистичны в своем желании?

Давайте посмотрим на это глазами ребенка, более того ребенка обучающегося в художественной школе (так как для «непрофессионалов» смена деятельности, возможно, не большая потеря: исчерпав возможности в одной области, он переключится на другую). На первых порах, ему достаточно иметь лист бумаги и карандаш для того чтобы спроецировать образ возникший в его фантазии. Затем, у него возникает желание сделать его цветным. Это тоже пока доступно – он берет краски и кисть. И все! Дальнейшее движение возможно, но лишь по кругу. Один, другой, третий… в его голове возникают все новые идеи, но все что он может – это переносить их на лист в доступной ему форме и совершенствовать моторику руки. Но вот подходит преподаватель и показывает например краски, способные создать другой эффект или новую технику, открывающую иные возможности… Как вы думаете, что произойдет? Круг разомкнется в спираль. Ребенок получил не только возможность воплотить свои идеи, но и на основе новых знаний его творческий потенциал получил новый путь реализации. Элементарные способности воображать, типа описанного выше примера с палкой, доступны и самому ребенку. Возможность же увидеть в кляксе, получившейся на сгибе листа из пятна акварельной краски, великое множество объектов вряд ли осуществится без направления педагогом или родителем. И дело не в том, что ребенок не может, а в том, что не осознает своих возможностей. Дайте ребенку почувствовать свои силы и, несомненно, вы увидите радостную улыбку на лице и, возможно понадобится даже ненавязчиво остановить бурный поток его фантазии, что неоднократно наблюдала я сама на своих занятиях.

Давайте глубже рассмотрим тот случай, когда учитель, с восторженным преклонением перед творческим энтузиазмом юных художников, отступает, боясь своим вмешательством разрушить индивидуальность и эмоциональность. При таком отношении, не только творческая реализация, со временем, попадет в тупик. Попав впервые в новую для него среду художественной школы, дошколенок получает заинтересованных единомышленников и возможность шире проявить способности, раскрыть свои идеи. Его творческий потенциал начинает фонтанировать. Пока он еще ничего не боится и с восхищающей нас непосредственностью выдает один «шедевр» за другим. Со временем он начинает осознавать свое несовершенство и свою беспомощность в способности воплотить имеющиеся у него идеи. Один, более раскрепощенный, идет к нам со словами: «у меня не получается…». Другой, обращает эти слова к себе. В результате чего возникает навязчивая необходимость защититься, что и делает ребенок неосознанно, нанося непоправимый вред той самой гутаперчивости своего восприятия окружающего мира.

И последний аргумент. Мне неоднократно приходилось обсуждать этот вопрос с педагогами. И мнение: «нельзя вмешиваться в детское творчество, надо развивать творческие способности» я слышала много раз. Но посмотрите на несколько лет вперед. Ваш «неприкасаемый гений» трудится на ниве искусства без вашего «кощунственного» вмешательства. Прошли годы – и какой результат мы увидим: рисунки уровня трехлетней давности, никаких профессиональных навыков и что самое страшное упущенное время для их самого удачного «внедрения».

Думаю, что творческие задатки есть у каждого ребенка. Может быть, нам с вами надо не «развивать творческие способности», а создавать пути для их реализации, устранять рамки и условности, которыми ребенок обрастает в процессе взросления, развивать чувства свободы и отсутствия страха в воплощении своих идей.

ПРО НАС

Невозможно погрузиться в мир детского творчества без того, чтобы не загореться какой-либо идеей. Впервые столкнувшись с дошколятами и начав обучение, я сразу же поняла, что это «инопланетяне». Они видят мир иначе, по-своему воспринимают его, оценивают, выдавая при этом уникальный результат. Важно не упустить этот период, а наоборот укрепить и сохранить в памяти ребенка. К сожалению, этой возрастной группе уделялось не много внимания, и каких-либо программ начального профессионального образования не существует. Все программы, имеющиеся на данный момент, составлены с точки зрения только творческого развития ребенка и носят скорее студийный характер. (Хочу отметить, что говоря о студийном характере, я имею в виду принцип работы студий, цель которых не состоит в начальном профессиональном образовании детей с художественными задатками, а именно творческое развитие любого ребенка).

Работая с детьми этого возраста достаточно длительное время, я поняла, что мы пропускаем очень важный период для того, чтобы заложить фундамент таких необходимых профессиональных основ, которым, ребенка более старшего возраста, можно лишь обучить, так как те уникальные способности которыми мы обладали в …4, 6, 8… лет, или забыты, или спрятаны где-то очень глубоко. А они - те, которым сейчас…4, 6, 8…, могут, при нашей помощи, эти способности развить и хоть часть взять с собой во «взрослый мир».

Обычная система обучения в этом возрасте не даст желаемого результата, независимо от формы подачи. Учителю, работающему с такими детьми не достаточно быть активным, ответственным и обладать энтузиазмом. При неправильном построении отношений с детьми, это может привести не к новым открытиям, а наоборот, воздвигнуть, барьеры, препятствующие дальнейшему развитию способностей ребенка. Технический энтузиазм и раскованность не могут исчерпать всего содержания развивающего обучения изобразительному искусству. Необходимо добиться и некоторого продвижения и в обучении рисованию. Требуется найти взаимосвязанное решение для всего комплекса проблем. Вариант - нахождение ряда ответов по всем вопросам, а потом объединения их к данной ситуации - не подойдет. Необходимо выработать собственную линию взаимоотношений. Недопустимо «копирование» использования «трафаретов», «вписывание» создавшихся ситуаций и проблем в готовые рекомендации. С другой стороны, недопустимо отодвигать уже имеющиеся опыты, разработки, рекомендации. Но это не должно сводиться к банальному эклектизму. Необходимо определить собственную цель и построить свою деятельность в соответствии с её задачами, опираясь на уже имеющуюся тактику.

Фундаментальным для учителя – дошколенка является умение видеть нарождающиеся способности детей, еще не развитые, порой даже вполне отталкивающей формы. Он должен быть готов к тому, что конечный результат не совпадет с ожидаемым результатом. Скорее даже, здесь не может быть ожидаемого, запланированного результата. Если процесс построен правильно, то мы как раз должны получить совершенно новый, неожиданный результат, новый «виток» творчества. И попытка подталкивания, попытки подвести к «совпадению» ожидаемого и воспринимаемого результатов породят только потребительскую или репродуктивную форму деятельности. Творческий дошколенок часто тратит время урока, казалось бы, на ненужные вещи, но именно эта экспериментаторская деятельность приводит ребенка к «ожидаемому» неожиданному результату. Вообще, урок младших групп в художественной школе не является стандартным уроком, и не должен быть таковым. И учителю необходимо быть готовым к этому. На первый взгляд, трудные задачи, рассчитанные на длительное выполнение и концентрацию внимания, дошколятами могут выполняться быстро, легко, без затруднений. Возможно и так, что задания, на взгляд учителя, способные заинтересовать учеников, не вызовут совершенно никакого интереса. Возможна и обратная ситуация. В таком обучении сложно говорить как о планировании, так и о том, чтобы придерживаться конкретных тематических планов. Учитель – дошколенок должен обладать импровизаторскими способностями. Бывало, придя на урок с конкретной темой, я меняла её, обратив внимание на настроение, разговоры детей, на их игры. Вот здесь и нужны эти способности, для того, чтобы заметить во всем этом творческий росток и, сориентировавшись, дать ребенку возможность к его росту. Дошколята сами «составляют программу». Они сами, не подозревая, «дарят идеи». Возможно, кто-то не согласится, считая, что урок должен быть тщательно подготовлен, выявлены цели и задачи, составлен план ведения. Несомненно. Но эти основные темы как манекен, на котором лоскуток за лоскутком появляется новый костюм, созданный самими детьми. Тем более что дошколята чувствуют импровизацию, но не как неподготовленный, бессистемный урок. Они чувствуют «солидарность» их ощущений, настроений с учителем. Это позволяет не скрыть, не заглушить и забыть зародившиеся, еще неосознанные желания, а дать им возможность воплотиться.

Самым трудным оказывается эмоциональное сопереживание детям, необходимость восхищаться тем, что они сами видят в своих рисунках в приливе творческого энтузиазма. Очень трудно восхищаться неумелыми пробами и каракулями. Иногда остается просто верить ребенку, его увлеченности предметом и творческим процессом. Учителю дошколят необходимо видеть способности ученика в неразвитой форме. Эти шаги к самореализации еще наивны и неразвиты, поэтому и возрастает значимость умения учителя видеть замысел там, где ребенок не может его воплотить.

Научив ребенка замечать, наблюдать окружающий мир, его надо научить видеть движения своей руки, следы карандаша и кисти. Он должен видеть натуру не как начинающий фотограф (стремясь поймать прекрасный миг), а уже светящуюся теми красками, которыми располагает его палитра. Научиться верить руке, понять, что она может быть «умнее» произвольных замыслов, когда не подчиняется сознательному контролю, а движется спонтанными и бессознательными импульсами, не направленными, а лишь слегка подправленными сознательными ориентирами. Для этого нужно начать с более абстрактных, фантастических, сюрреалистических форм. Отойти от «нормы» - одинаковые рисунки, различающиеся «правильностью», то есть соответствию образцу, в качестве которого выступает продукт деятельности другого человека. В творчестве, как я уже отмечала, всегда есть риск не гарантированности получения «ожидаемых» результатов, более того, чаще получается такой результат, которого никто не ожидает и это – явный признак того, что идет именно творческий процесс.

Необходимо сделать творческий процесс ученика спонтанным, поскольку спонтанность – главное и необходимое условие любого творчества. Но это значит, что учитель уже не может «ставить творческую задачу» ученику, поскольку постановка любой задачи – есть управление, в то же время, обучение должно оставаться управляемым процессом. То есть учитель должен как бы «управлять не управляя». Это должно быть фундаментальным при составлении программы.

ЕЩЕ РАЗ ПРО НИХ

Я работаю с детьми этого возраста достаточно долго. За это время, я успела и поэкспериментировать, и понаблюдать за дальнейшей учебой моих «выпускников». На первых этапах работы, составляя программу, я экспериментировала. Результаты были замечательные. Но наблюдая за ребятами после окончания отделения раннего эстетического развития, я обратила внимание на трудности и проблемы с которыми они сталкивались, в следствии некоторых упущений, недооценивания тех или иных моментов и т.д. На основе этих наблюдений вносила изменения в программу и ведение уроков. На некоторые из таких моментов, хотелось бы обратить ваше особое внимание.

Необходимо изначально дифференцировать подход к обучению дошколят. Это объясняется не только психологическими особенностями детей разного возраста, но и отсутствием сформированной системы навыков обучения у ребенка. Школьная же педагогика, в том числе и в художественных школах подходит к этому вопросу с позиции воспитания этих навыков и их последующего применения. Но нет необходимости и более того опасно опираться на такой подход с дошколятами. Гораздо важнее обучать таких детей, применяя методы, позволяющие развивать интуитивный подход.

Что касается методики преподавания, думаю, если придерживаться одной отдельно взятой методики, именно в этом возрасте, которая направлена на достижение определенных целей, то это, возможно, и даст желаемый результат, но этот результат создаст стереотип, ограничит ребенка рамками: определенный стиль, техника, восприятие и т.п. А именно в этом возрасте необходимо зафиксировать в подсознании ребенка «свободу», которая проявиться позже, после обязательной программы в старших классах. Поэтому получение лучшего результата обеспечит взаимодействие методик и одновременное применение отдельных методик к отдельным ученикам. В процессе работы я заметила, что дошколята пока не способны осмыслить профессиональных понятий («перспектива», «объем», «пропорции», «рефлекс» и т.д.). Как бы просто и доступно вы не объясняли, они примут «факт», но не его смысл. Поэтому в этот период не стоит «делать из ребенка взрослого». Рано ставить конкретную тему с конкретной задачей. Темы своей программы я продумала таким образом, чтобы сложные понятия вводились ненавязчиво. Причем к результату ребенок приходит «вынужденно» самостоятельно (несомненно, что все это должно проходить под скрытым, но четким контролем педагога).

В программе присутствуют, на первый взгляд, «не конкретные» темы, например: «Дождь», «Декабрь», «Город», «Настроение» и т.п. И здесь сыграл свою роль возраст дошколят. Можно конечно предложить и более узкую тему, но вокруг ребенка будут обозначены пределы «находиться в рамках темы». Данные же темы гарантируют самостоятельный выбор сюжета самим ребенком, что немаловажно в формировании его художественной «личности», но и позволяет оставаться в рамках концепции.

Хочется сказать несколько слов о «блочной» системе, распространенной на основном отделении и дающей неплохой результат. В работе с дошколятами у нее есть свои минусы. На первоначальном этапе я объединила преподаваемый материал в блоки: по темам и по техникам. Но очень быстро поняла недостатки этого метода: например, при длительной работе гуашью «забываются» навыки работы акварелью и один, два, а иногда, и более уроков уходит на их восстановление. В моей программе темы «перемешаны» и тематически и по техникам, что позволяет дошколенку, пока не имеющему наработанной моторики, приучиться к быстрой адаптации при смене темы или материала.

Еще один немаловажный, на мой взгляд, момент, на который практически не обращают внимания при составлении программ. А результаты мы видим, например, на просмотре, где по работам учащихся можем определить имя педагога. Это «навязывание» тем или иным педагогом своей точки зрения на искусство, на технику, и т.п. Я постаралась учесть это при составлении программы. Изучаются все возможности материалов, большое количество техник и дается самостоятельный выбор. Таким образом, не навязывается определенная техника или работа с определенным материалом (например, работа только гуашью и только декоративно, что мы наблюдаем в последнее время в некоторых школах). При этом не вызывается отторжение других, тем более академических техник. Более того, это позволяет ребенку определиться с выбором «своего почерка».

Хочу обратить ваше внимание на «разновидность» выше упомянутого момента. Когда ребенка учат одному – двум «эффектным» приемам или «обучают» его подсказками где, что и как нарисовать. Результаты на просмотре будут замечательные (я в этом убеждалась неоднократно), эффектные работы, дипломы на конкурсах. Но с чем пойдет ваш воспитанник дальше, сможет ли он самостоятельно мыслить и, как следствие – творить? Опыт показывает, что нет: педагоги основного отделения поражались неспособности, перешедшего в 1 класс «именитого лауреата» провести самостоятельно линию и просто анализировать.

Как я уже говорила ранее – уроки дошколят на 50 % импровизация. Здесь допустимы отклонения от тем. Например: придя однажды на урок, я увидела, как дети смастерили из бумаги самолетики и весело и возбужденно играли. Жаль было их останавливать, но, увы, надо было начинать урок. Так родилась тема «Самолеты», причем результаты превзошли все ожидания. Другим поводом «импровизации» является недопонимание ребенком темы или какого-либо понятия, можно дать дополнительную работу, в которой бы уделялось внимание именно этому моменту. И обратный случай: ребенок сделал кучу эскизов, среди которых трудно выбрать лучший, советую восхититься и предложить выполнить не один, причем в таких случаях я предлагаю ребенку дополнительную технику или способ, которым мы не работали (это и поощряет ребенка, и становиться стимулом для других). Я думаю в процессе работы вы сами, где интуитивно, где логически, поймете: когда и как применить «импровизацию».

Хочется отдельно остановиться и на работе над композицией или исправлением недостатков или профессиональных ошибок. Многие преподаватели просто указывают на недочет, или помогают в работе над композицией конкретным советом: нарисовать то-то и там-то. Внимание, наша цель: не просто исправить ошибку или нарисовать интересную композицию, а чтобы ребенок сам нашел и сам понял, почему здесь ошибка, научился запоминать и использовать то, что вокруг него и т.д. Поэтому я беседую с ребенком, стараясь чтобы в процессе разговора, он сам пришел к определенным выводам, научился анализировать. Поговорите с ребенком, незаметно, с помощью наводящих вопросов постарайтесь направить его в нужное русло при работе над композицией. Укажите на наличие ошибки, но не показывайте ее, задайте вспомогательные вопросы, которые помогут ребенку путем анализа увидеть её и прийти к нужному решению. Во-первых, ребенок учиться мыслить логически, во-вторых, таким образом, материал лучше усвоиться, ну и, в-третьих, я думаю, вы заметите, как возрастет самооценка ребенка в собственных глазах, а это очень важно.

В дополнение, следует отметить, что немаловажным является неспособность, в этом возрасте, долго концентрироваться на определенном занятии и быстрая утомляемость. Объяснение в начале урока занимает 3-5 минут (ребенок в этом возрасте способен воспринимать материал не более 5 минут, поэтому ваши объяснения на 20-30 минут напрасны, ребенок перестает слушать и запоминать, тем более сложные понятия), как можно меньше лишних и непонятных слов. Остальное объяснение подается порционно в течение всего урока. Основную мысль сужаю до одной «коронной» фразы и повторяю весь урок (далее в процессе работы постоянно напоминаю). Никогда не трогаю детскую работу, если возникает необходимость, показываю на отдельном листе. Все что объясняю, стараюсь показать на себе (мимику, движение), на окружающих предметах или на доступных, близких детям примерах, причем примеры стараюсь приводить постоянно, главное чтобы они были знакомы и понятны детям.

Одним из средств решения проблемы концентрации внимания может стать введение в процесс обучения элементов игры. Чтобы игра заинтересовала детей, дала результаты, она должна быть по своему характеру чисто детской, позволяющей учащимся расслабиться и отдохнуть. Но сделать это нужно не в ущерб обучающему процессу, а, наоборот, в помощь. Информация, преподнесенная в форме игры, лучше запоминается, так как учащиеся не просто получают от учителя определенную информацию, а приходят к правильному решению самостоятельно, путем поиска и анализа игры, которая запоминается автоматически. Подобная форма подачи помогает развивать воображение, фантазию, логическое и аналитическое мышление. В самостоятельной работе игры допускаются поиски, ошибки, переделки. Технические приемы могут быть весьма разнообразны. В их основу может входить: исправление ошибок (это заставляет всех задуматься и общими усилиями исправить их), выбор наиболее удачного варианта (развитие логического мышления и воспитание вкуса), составление композиции (развитие самостоятельности), характеристика заданного изображения (развитие аналитического и логического мышления), элементы спортивных игр (включающие в себя не только момент разговорного состязания, но и возможность двигаться).

И помните, что изобразительное искусство для дошколенка – это основной способ общения. Имея ограниченный словарный запас и небольшую практику разговора, ребенок попытается донести свои мысли другими способами: показать, изобразить и, наконец, нарисовать. Этот рисунок и есть его «монолог». Вот они и «разговаривают».


Доклад является введением к программе, разработанной Оксаной Пилипюк для студий и художественных школ.

Тэги: 
64801135