Музейная педагогика: Детское художественное творчество и музей

Ольга НЕКРАСОВА-КАРАТЕЕВА (Санкт-Петербург, Россия)
Доктор искусствоведения, профессор,
зав. кафедрой декоративно-прикладного искусства РГПУ им. А.И.Герцена,
Заслуженный деятель искусства Российской Федерации,
Председатель Совета по детскому творчеству
при Санкт-Петербургском Союзе художников


Увлечённые искусством и одарённые к изобразительно-художественной деятельности дети не могут в достаточной мере удовлетворить свои творческие потребности в рамках школьных уроков. Они ищут возможность заниматься любимым делом в другое время и в другом месте – как правило, в кружках и студиях или в художественных школах. Здесь, в благоприятной для художественных занятий обстановке, в общении с такими же, как и они, заинтересованными в рисовании детьми, во взаимодействии с компетентным и авторитетным педагогом-художником происходит их творческое и личностное развитие. Наряду с начальными навыками изобразительной деятельности, дети (в разной степени) приобщаются здесь и к мировому художественному наследию. Произведения искусства влекут к себе детей как неиссякаемый источник новых впечатлений, волнующих переживаний, художественно преобразованных и увлекательно повествуемых знаний. Вызвать такие впечатления могут печатные или кино-видео-репродукции, но их вторичность и зачастую плохое качество не дают значительного результата. Посещение же художественных выставок и экспозиций музеев предоставляет возможность для непосредственных контактов детей с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Художественное восприятие – акт вхождения в произведение искусства, которому соответствует особое физиологическое и психологическое состояние, его психологи называют «артефазой». Это – акт сложного взаимодействия зрительных, словесных, звуковых впечатлений, моментальных ассоциаций. Восприятие реального художественного объекта, его натурального размера, фактуры и свойств изобразительных материалов, нюансов цвета в живописи и объёма в скульптуре вызывает у детей целостное переживание и сопровождается единовременными внутренними реакциями, в которых задействованы чувства, образы памяти, воображения и мышления.

Непосредственное общение детей с произведениями искусства в художественном музее происходит на разных психологических уровнях восприятия:[1].

I уровень: картина воспринимается как вещь, как предмет, находящийся во внешнем мире, через определение его видимых признаков – материала, формы, размера, колорита, жанра (того, что изображено) и простое различение авторской манеры. Данный уровень восприятия – онтогенетически первичный и характерен для маленьких детей и не подготовленных к общению с искусством взрослых.

II уровень: картина воспринимается как аналог действительного предметного мира, как его уменьшенная копия – «всё как живое». Детей особенно интересует событийная содержательность произведения, а именно – «что» и «как» происходит в картине. Данной стадии контакта с картиной дети обычно достигают уже в дошкольном возрасте, но пребывание на ней может затянуться на долгие годы.

III уровень: картина воспринимается как пространство творчества художника, как новая реальность, сконструированная художником, как продукт художественного творчества и мастерства. При оценке произведения для зрителя становится важным критерий «сделанности» изображения. Такой уровень восприятия художественного произведения становится доступным старшеклассникам, знакомым с историей искусства, и детям, занимающимся рисованием и потому разбирающимся в практических вопросах «изготовления» художественных вещей и правилах изобразительного языка.

IV уровень: пространство картины воспринимается как аналог духовно-психического мира художника. Это уровень наиболее полного контакта с содержанием художественного произведения, когда зритель вступает в воображаемый диалог с автором, выразившим в своём творении внутреннюю сторону жизни собственной личности. Зрителям открывается понимание того, что за внешним событийным фасадом простирается ценностно-смысловое пространство картины, так как любое изображение на ней, имея значение само по себе, является в то же время символическим выразителем особого смысла. Через видимые формы образа зритель входит в иную смысловую реальность, запечатлевшую сложные переживания и размышления автора.

Последний из названных уровней восприятия картины – самый глубокий и полный. Предыдущие три присутствуют в нём в виде частных моментов. Когда же этот уровень становится доступен ребёнку? Теоретически он возможен с того времени, когда в сознании ребёнка складываются основы символического мышления, способного улавливать смысл, находящийся за внешней стороной изображения-символа. Уже в пять лет дети в рисунках используют изобразительную символику, которая служит для выражения глубинных психологических смыслов. Здесь лежит начало пути ребёнка к духовным сокровищам человеческой культуры и искусства.

Среди взрослых людей широко бытует мнение, что произведения искусства надо делить на «доступные» и «недоступные» детям. Но данные научных исследований и педагогических наблюдений свидетельствуют о том, что восприятие детьми искусства происходит активно, эмоционально, глубоко личностно, и в каждом произведении искусства ребёнок сам находит доступное для его уровня содержание. Более того, память детей часто способна сохранять сложные образы совсем, казалось бы, «недетских» произведений искусства. По мере взросления восприятие тех же вещей становится полнее, осмысленнее, глубже.

Непосредственное знакомство с искусством в музее или на выставке расширяет художественный и культурный кругозор детей. Обсуждения увиденного в художественном музее и беседы об искусстве помогают детям вырабатывать ценностные критерии, обретать навыки анализа, накапливать словесно-понятийный багаж и развивать способность ориентироваться в потоке художественной информации. «Насмотренность» в области изобразительного искусства также обеспечивает воспитание зрительной культуры в целом и культуры художественного видения, в частности. При этом происходит формирование у детей художественного вкуса, верного понимания образного строя художественного произведения и истинных ценностей в искусстве.

Накопленный в музее запас впечатлений, их переживание становится стимулом к творческой рисовальной деятельности детей. Рисунки детей, выполненные в музее или по памяти, по впечатлениям и представлениям, – это и отражение результатов восприятия, и творческое преобразование воспринятого ими материала искусства. Картины, портреты, пейзажи, натюрморты, виденные в залах музея, по-особому переживаются детьми, по-своему одухотворяются и отражаются в их творчестве. Так, при условии систематических посещений музея можно развивать у детей интерес к искусству, зрительную память, пространственное и цветовое видение, ассоциативно-образное и композиционное мышление, фантазию и воображение. Исторические, мифологические и литературные сюжеты, судьбы героев и художников, истории реликвий и памятников, весь реальный и образный мир, претворённый в искусстве и представленный в музее, становится  обширным тематическим фондом для собственного творчества детей при создании авторских композиций.

Занятия в музее и приобщение детей к истории искусства и непосредственно к художественным произведениям позволяют педагогу-художнику решать многие образовательные и психолого-педагогические проблемы.

Всякое обучение какой-либо деятельности требует разъяснения и показа образца. Проблема выбора образца, его качества и содержания особенно сложна в художественном образовании в аспекте творческого становления юного художника. Беда, если предлагаемый образец низкого художественно-эстетического качества. Всем хорошо известны примеры подражания детей не лучшим образцам массовой изопродукции (мультфильмам, плакатам, комиксам, рекламе и т. п.) и укоренение на этой почве изобразительных стереотипов и «штампов» в детских рисунках.

На экспозициях художественного музея дети видят специально отобранные, прошедшие проверку временем произведения, которые являются примерами высокого мастерства и глубокого содержания. Знакомство с таким многообразием художественно-образных решений делает невозможным механическое подражание и побуждает подходить к постижению явлений и решению творческих задач по существу и всякий раз по-новому, а не по однажды принятому шаблону.

В обучении рисованию подростков педагоги часто сталкиваются с проблемой преодоления страха и неуверенности детей, их стеснением за кажущуюся неумелость, неверием в свои творческие силы. В многообразии музейных примеров индивидуальных особенностей художников, их творческих методов и изобразительных приёмов дети находят удовлетворение своим личным эстетическим запросам, осознают творческое право художника на выражение своего мира своим языком («все могут по-разному, и я смогу, каждый художник интересен, и я тоже»). При умелом и убедительном раскрытии этих примеров можно пробудить и закрепить в ребёнке интерес к личности в искусстве, подвести его к осознанию неповторимой ценности оригинального творчества каждого художника.

Организованное во взаимосвязи с изучением искусства собственное детское творчество в условиях студийных занятий позволяет ребёнку ощутить свою причастность к общим творческим процессам в мире, переключить внимание с усилий по самовыражению на многозначные и равноправные творческие проявления других людей, на высокие достижения в искусстве, изменить и регулировать творческую оценку и самооценку.

И если в начале знакомства с «большим» искусством детей интересует, что изображено на картине, то впоследствии их уже волнует, как это изображено, какие смыслы заключены в произведении. Восприятие искусства активизируется у них собственным жизненным опытом и опытом изобразительной практики и сопровождается живой реакцией на те стороны внешней и внутренней структуры образа произведения, над которыми им уже пришлось поработать самим. Теперь удовлетворение при восприятии произведения искусства вызывается у детей пониманием и восхищением от умения художника изображать мир, от мастерства владения композиционным построением, формой, цветом, фактурой, то есть всеми теми выразительными средствами и изобразительными приёмами, которыми художник выявляет образное содержание произведения и которыми ребёнку хочется овладеть. Дети на практике усваивают принцип содержательности и выразительности формы в искусстве, органичного единства формы и содержания в художественном произведении. У них развивается способность воспринимать и создавать художественный образ, выявляя наиболее существенные и характерные его черты, а вследствие обогащения новыми знаниями и опытом происходит интеллектуализация их творчества.

Коллекции художественного музея дают детям представление о многообразии форм, приёмов, методов, школ изобразительного искусства и индивидуальных особенностей художников, воспитывают художественный вкус и творческое отношение к восприятию изобразительного искусства и к собственному рисованию, развивают способность сочувствовать и сопереживать. На материале искусства происходит духовное обогащение детей, способствующее их культурному формированию и нравственному развитию.


[1] Некрасова-Каратеева О. Л., Осорина М. В. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребёнком в музее // Художественный музей в образовательном процессе. – СПб.: Специальная Литература, 1998. – С. 127–169.

 

Тэги: 
64801135