Жюри IV Международного конкурса детского рисунка "На своей земле"
В состав жюри IV Международного конкурса живописи и графики "На своей земле" вошли 11 профессиональных художников и педагогов из Беларуси, России, Украины, Польши и Сербии. Познакомиться с мнением каждого из них о конкурсе и конкурсных работах вы можете, прочитав небольшие интервью.
ЛЕОНИД ГОМОНОВ, председатель жюри (Беларусь, г.Минск) "Не секрет, что именно жюри определяет облик любого конкурса: оно из множества работ выбирает те, которые будут показаны как лучшие примеры детского творчества. В состав жюри IV Международного конкурса детского рисунка "На своей земле" вошли и профессиональные художники, имеющие богатый творческий опыт, и педагоги, которые работают с детьми разных возрастов. Все они – мастера своего дела, и все они искренне переживали за каждого ребёнка. Через их руки прошла каждая конкурсаная работа, а некоторые и не один раз. Поэтому в выборе жюри случайности быть не может. Критерием отбора всегда является творческий подход к работе. Это идея и ее воплощение в цвете, оригинальная и выразительная композиция, пластическое решение. Но главное – внутренняя наполненность рисунка. Если ребёнок вложил в работу частичку своей души, если он пропустил через себя то, что нарисовал – работа оживает. Это и есть настоящее творчество, достойное самой высокой награды." |
ЕГОР БАТАЛЬОНОК (Беларусь, г.Минск) "Неповторимо ценное рождается в душе того, кто воспринимает красоту Божьего мира, кто в радости стремиться к самовыражению. В таком стремлении выразить красоту через слова, звуки или краски – и рождается произведение искусства. Оно появляется на свет как синтезированный образ субъективной и объективной реальности. Этот таинственный творческий процесс возвышает, совершенствует как самого художника, так и того, кто воспринимает произведение искусства. И в этом смысле никакой другой род деятельности не способен заменить художественное творчество. Особую значимость это обретает в наше время – время агрессивно технического прогресса, который не считается с индивидуальностью. По тысячам детских рисунков, присланных на конкурс, можно определить, в какой среде живут их авторы и как среда влияет на индивидуальное видение мира. Наиболее содержательными, полными здоровых эмоций являются работы тех, у кого ещё есть живая связь с природой, кто имеет возможность воспринимать традиции своего народа. И мало трогают рисунки, созданные в искусственной среде мегаполисов, рисунки тех авторов, кто стал заложником стереотипов "вторичной культуры". По произведениям детей можно судить и о роли школ, роли преподавателей – тех, кто направляет творческий путь юных художников, кто помогает овладеть художественным умением. В этом каталоге помещены лучшие работы конкурса. Работы, которые способны впечатлить как требовательных сверстников, так и снисходительных художников – профессионалов." |
НИНА ГРОМ (Россия, г.Москва) "Юные участники конкурса в своих произведениях мастерски или еще неумело, но с большой любовью рисуют природу, человека, семью, друзей, животных, фрагменты истории своей страны. Их волнует и еще не совсем знакомое им чувство любви. Дети умеют работать в различных техниках – гуашью, акварелью, осваивают уникальные графические техники: гравюру, печатную графику, цветной карандаш. Но это скорее заслуга преподавателей – виден направляющий жест учителя и исполнение ученика. Некоторые работы конкурсантов, особенно победителей, отличаются технической грамотностью, уже сложившейся манерой исполнения, особой душевностью рисунка. В таком тандеме учителя и ученика продолжают развиваться традиции детского творчества, как составляющей культуры народа на своей земле!" |
ВЕРА ДЖУКИЧ (Сербия, г.Белград) "Признаюсь, хоть в жюри конкурса я третий раз, но было очень сложно: такое огромное количество рисунков, и все нужно внимательно просмотреть, достойно оценить работу каждого автора. Участники отправили большое количество хороших работ, которые отличались от других композиционной завершенностью, изобретательностью, гармонией колорита. У юных художников работы по-детски наивные, светлые и чистые. Хочется верить, что эти дети не остановятся на достигнутом, и что этот конкурс им будет толчком к дальнейшим творческим достижениям и победам. Участие в конкурсах очень важно для них, потому что признание их таланта – источник вдохновения."
|
ФАИНА КЛЕЦОВА (Россия, г.Омск) "Международный конкурс детского рисунка «На своей земле» пользуется большой популярностью среди школ Омской области. Он расположил к себе детей и педагогов прежде всего удивительным вниманием к каждой работе. Все наши школы, которые участвуют в конкурсе, неизменно получают ответ. Награды это или благодарственные письма – в любом случае обратная связь для нас имеет большое значение. Важно и то, что для жюри наиболее значимыми критериями отбора детских рисунков являются содержание, композиционное решение, живописный или графический язык. Эти критерии педагоги наших школ считают основными в своей работе. К участию в этом конкурсе они подходят очень серьезно. Например, работы Детской художественной школы №1 г.Омска проходят тройной отбор: на просмотре в школе, на городских и областных выставках. Наверное, в этом и есть один из секретов успешного участия в конкурсе." |
АЛЕКСЕЙ МЕЛЬНИКОВ (Россия, Ленинградская обл., п.Мга) "Этот конкурс проводится не только для детей, – он является серьёзным испытанием и для педагогов. Здесь мы можем увидеть результат своего труда. И хочется, чтобы каждый из нас посмотрел на себя со стороны, увидел, чего он достиг, куда идёт и подумал о том, что ещё предстоит сделать. Ведь мы являемся лишь промежуточным звеном: наши ученики – это будущее поколение художников. Представьте, через некоторое время именно они будут определять облик изобразительного искусства. И пока они ещё совсем юны и воспринимают этот мир искренне, мы должны помочь им, ввести их в мир прекрасного, развить в них чувство гармонии и понимание красоты." |
НИНА САЕНКО (Украина, г.Киев) "Идея Международного конкурса детского рисунка «На своей земле» масштабна, важна и перспективна, о чём свидетельствует растущая его популярность во многих странах мира. Участие в конкурсе позволяет развить творческие способности детей и юношества, прививает любовь к родной земле, краю, истории и традициям, людям и окружающей природе во всём её многообразии, развивает чувство причастности и умение оценить происходящие события. С большим удовлетворением и радостью я участвовала в работе жюри конкурса, что позволило познакомиться с профессионалами – художниками, педагогами, а главное, увидеть работы детей. В большинстве своем по содержанию и колориту они несут позитивный заряд жизнерадостности и оптимизма, наполнены искренними чувствами и ощущениями, что вселяет надежду на светлые перспективы художественного образования." |
МЕЧИСЛАВ СКАЛИМОВСКИЙ (Польша, г.Бяла Подляска) "С большим удовольствием я принимал участие в жюри IV Международного конкурса детского рисунка «На своей земле». Для меня это было совсем новое испытание, потому что впервые я мог оценивать работы детей и молодежи из разных стран мира. Как это обычно бывает, жюри часто расходилось во взглядах при оценке работ. Мне было очень любопытно узнать художественные предпочтения других членов жюри. Я старался выделить работы, в которых есть свежесть, индивидуальность, смелость. Меньше внимания я обращал на так называемую художественность, ремесло. Ведь искусство, на мой взгляд, – это ТВОРЧЕСТВО, то есть поиск нового, собственного, неповторимого." |
ПАВЕЛ ТАТАРНИКОВ (Беларусь, г.Минск) "Каждый раз я очень рад встретиться с творчеством детей. Сразу вспоминаю своё собственное детство: оно было целиком заполнено рисованием. Но участие в жюри конкурса, к сожалению, требует поиска профессиональных критериев отбора и определения лучших. На самом деле, детское творчество – это ещё одна форма игры или начало профессионального обучения? Детское искусство само по себе является частью воспитания гармоничной личности. К тому же оно может подарить мировому искусству новых творцов." |
ВАЛЕРИЙ ТИМОФЕЕВ (Россия, г.Омск) "Хочется сказать пару слов об этой постоянной связке: учитель – ученик. Мне кажется, здесь очень важно помнить о самом преподавателе. Он, как и любая творчесвкая личность, должен развиваться, совершенствоваться не только как педагог, но и как художник: участвовать в выставках, пленерах. Тем самым он может более качественно помочь ребенку освоить азы изобразительного искусства. У нас в отличие от европейских стран, сложилась система начального художественного образования. И я считаю, что это хорошо. Нам просто нужно ее беречь и совершенствовать."
|
АЛЕКСАНДР ТИШИН (Россия, г.Москва) "В жюри этого конкурса я участвую уже второй раз. И просмотрев тысячи рисунков ребят из разных стран, я пришёл к неожиданному для себя выводу: на своей земле юные художники (и их педагоги) видят самое лучшее и доброе. Это меня обрадовало гораздо больше, чем несомненный рост технического и художественного уровня присланных на конкурс работ. Я думаю, что каким наши дети видят и рисуют мир на своей земле, таким они и будут его строить в будущем. С этой надеждой и верой в лучшее я с нетерпением жду встреч с творчеством новых участников конкурса, которому желаю дальнейшего успешного развития и совершенствования!" |