Выставка «Витебская школа гравюры»
26 января в Национальном художественном музее Республики Беларусь открылась выставка «Витебская школа гравюры», автором концепции и куратором которой является участник проекта "На своей земле", член жюри конкурса живописи и графики и конкурса мультипликации Михаил Цыбульский.
На выставке представлены графические работы, печатные доски и инструменты преподавателей и выпускников художественных учебных заведений г. Витебска, которые хранятся в коллекциях Национального художественного музея Республики Беларусь, Витебского областного краеведческого музея, Витебского художественного музея, а также в собрании эстампной мастерской художественно-графического факультета Витебского государственного университета им. П.М. Машерова и в частных коллекциях художников.
Витебск в ХХ веке стал не только особенным центром развития авангардного искусства, местом формирования своеобразной Витебской художественной школы, но и сыграл немаловажную роль в развитии белорусского эстампа. Наиболее заметными в прошлом веке стали два локальных явления, знаменующих два этапа довольно яркого развития витебской гравюры, которая представлена двумя родственными графическими техниками – гравюра на дереве (ксилография) и линорит (линогравюра).
В экспозиции около 50 произведений представителей витебской школы гравюры. Первую часть экспозиции составляют гравюры на дереве (ксилографии) Соломона Юдовина (1892–1954), Ефима Минина (1894–1937), Зиновия Гарбовца (1897–1979), Александра Ахола-Вало (1900–1997).
Во второй части экспозиции представлены линориты (линогравюры) 1960–1980-х годов. В творчестве витебских художников в это время линорит приобрел подчеркнуто станковый характер. В подавляющем большинстве графические листы витебчан отличаются эмоциональной выразительностью, изысканным лирическим и поэтическим строем. Живописный штрих, мягкость очертаний в сочетании с эффектно динамично разработанными широкими плоскостями составляют характерные черты линоритов витебской школы. На выставке экспонируются произведения Григория Кликушина (1921–2014) и его учеников, среди которых – Николай Гугнин (1946), Виктор Данилов (1946), Николай Таранда (1947), Вячеслав Шамшур (1942).
Ряд витебских художников, выпускников различных учебных заведений бывшего СССР в 1960–1970-е годы увлекались техникой линогравюры. Среди них – Борис Кузьмичев (1936–2000), Исаак Боровский (1921–1991), Георгий Киселев (1935), Анатолий Ильинов (1935), Геннадий Шутов (1939), Юрий Баранов (1949), чьи произведения также представлены в экспозиции.
В гравюрах витебских художников важная роль принадлежит ритмической организации композиций, где преобладают живописные эффекты. При этом свобода и внешняя экспрессивность музыкального по своему характеру изобразительного языка, внимание к деталям отнюдь не препятствуют целостности и гармонизации композиционного строя.
Опыт и традиции витебской школы линорита в 1980–1990-е годы и в начале XXI века были поддержаны руководителями эстампной мастерской художественно-графического факультета Витебского государственного университета, где тоже выполнялись дипломные, творческие работы, часть которых и представлена в данной экспозиции листами Н. Азаренка, А. Никифорова, В. Шилко, Е. Бойцовой.
Сегодня на определенной удаленности от прошлого столетия хорошо видны две стилистически близкие техники гравюры – гравюра на дереве и линорит, которые в пространстве витебского искусства ХХ века имели свой собственный путь развития и вместе с тем поспособствовали формированию довольно целостной графической школы, в которой отчетливо проявили себя несколько поколений витебских художников.
Выставка продлится до 19 февраля 2017 г.
Источник: Национальный художественный музей Республики Беларусь