Впечатления членов жюри и наблюдателей от детского творчества на основе работ, поступивших на конкурс «На своей земле» в 2024 г.
Перед тем, как жюри 19-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле» начало свою работу, организаторы предложили каждому из его членов и наблюдателям собрать свои выставки из числа работ, которые не получат никаких наград. После окончания работы жюри 8 февраля 2024 г. художники-педагоги представили свои мини-выставки и поделились своими наблюдениями и впечатлениями.
Всеволод РОМАНКОВ. Трикстеры, рисованные истории, представление о прекрасном
Ольга ЛОБАНОВА. Ценно, когда видно ребенка
Татьяна АЛФЕРОВА. Люблю, когда работа наталкивает на раздумья
Алексей БЕЛЬСКИЙ. Национальный колорит, работа с цветом, необычные ракурсы и сюжеты
Наталья ВОРОНОВА. В работах вижу тепло, энергию и свет
Елена ШАПОВАЛОВА. Конкурс помогает нам решать не только творческие задачи, но и методические
Александра ДЕРЕВНИНА. Работа состоялась, если в ней есть сюжет, эмоциональность и мастерство
Ирина БОБРОВСКАЯ. Эмоции и внутреннее настроение в работе
Фёдор СОРОКА. Задача педагога – не забіць цікаўнасць
Всеволод РОМАНКОВ (Москва, Россия)
Преподаватель изобразительных искусств ГБОУ города Москвы «Школа №1955», художник-акварелист, Член Союза художников России, Заслуженный учитель города Москвы, член жюри 19-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле»
Трикстеры, рисованные истории, представление о прекрасном
Мой выбор – это выбор того, с какими тенденциями мы сталкиваемся.
Бывает такое, что приходит огромное количество работ с каким-то одним героем. В этом году таким супергероем была лисичка. Но был еще один герой. Он появляется в работах детей помимо нашей воли и нашего желания, потому что это подводный поток, архетипы, которые время от времени вырываются наружу. Таким архетипом является Трикстер, Джокер, трикстеровый персонаж.
В книге В. Проппа «Морфология волшебной сказки»* одним из проанализированных персонажей является Трикстер. Кстати, эту книжку сейчас в обязательном порядке изучают все сценаристы Американской академии киноискусств, а Трикстера активно используют все анимешники, фэнтезийщики и все прочие писатели, сценаристы, режиссеры. Дети, конечно, им тоже очарованы, особенно девушки, для них Трикстер – это мечта. Поэтому мы видим в работах его отражение.
Он должен быть страшным, но в то же время очаровательным. Как все трикстеры он находиться между жизнью и смертью, между мирами, в отдельных работах он выполняет роль кукловода. Это классика, которую не заметить невозможно. Вызывает восторг то, что в присланных работах его можно увидеть во всей полноте его проявлений. В мой выбор вошло не все, потому что он бывает совсем уж страшным у детей. Есть работа, где он в виде театрала, но это явно тот же персонаж.
Второе – это дополненная реальность. Я выбрал картинку с дополненной реальностью, в которой персонаж видеоигры протыкает молодого человека пламенем влюбленности или еще чем-то и все это перемешивается. То есть мы видим какие-то элементы игр.
В коллаже с портретом Шишкина человек понял, как создается новый смысл из совмещения, но выбрал неудачный момент. Собственно, это вообще единственный коллаж, в котором это проявилось. Здесь на портрет Шишкина добавлены некие вещи, все это превращается в некое чудовище. Получается такой переход от одного смысла к другому. Это классический прием постмодернизма – суровая ирония с цинизмом – это его основное средство, то, за счет чего постмодернизм работает как искусство – цинизм. Стоит ли этому обучать детей? Надо думать педагогу. Во всяком случае понятно, почему эти работы жюри не награждает. Из-за того, что в них есть недобрый подтекст.
В работе с Верроккьо, или с портретом, где вклеено лицо, вместо создания нового смысла, получается новая «кичуха». То есть с одной стороны мы видим постмодернизм, который может все разрушить, а с другой стороны проявляется проблема вкуса.
Все, о чем я сказал, больше касается подросткового возраста, потому что тогда появляется страх смерти, осознание собственной смертности, уязвимости, противопоставление себя миру. В работах это очень хорошо видно. Эти темы никуда не денутся в этом возрасте, это возрастная психология. Вопрос в том, как это проявляется.
Почему это важно преподавателям изобразительного искусства, почему стоит об этом думать? Мне кажется, потому что сейчас текстовая культура, как ни печально это говорить, уходит. Визуальная культура сейчас везде – в телефоне, компьютере, кино, рекламных роликах в транспорте. Все воспринимается через визуальный ряд, а в него может быть вложено много различных смыслов.
Еще одна группа – «представление о прекрасном». Самый опасный в обсуждениях момент называется «дурной вкус». Он безусловно присутствует, но мера его и грань должна обсуждаться педагогом вместе с учеником. Бывает так, что хорошая вроде бы работа становится дурновкусной из-за того, что получается очень уж «сладкой». Самая показательная из выбранных мной – олени. Я из того поколения, которое помнит гобелены с оленями. У моей бабушки такой был, он казался мне в детстве очень красивой вещью. Искренне говорю, что и сейчас я бы к нему очень нежно отнесся, но это определенный художественный уровень. Когда мы учим искусству, то должны про это говорить.
Работа с березками – это тоже «представление о прекрасном», но, вероятно, представление только учителя. Здесь нас хотели поразить тем, что это отражения, но так перемудрили, что сначала жюри смотрело работу вверх ногами, неправильно. В этой работе видим еще и тональную ошибку, и желание показать владение импрессионизмом.
Царевна-жаба – это предел «представлений о прекрасном». Может быть, это была ирония, но это спорная работа, которая застрагивает как раз эстетические вещи и «представление о прекрасном» как таковое. Хотя ни одна работа не породила столько эмоций и обсуждений среди членов жюри.
Еще одна проблема – недостаточность исполнения. Бывает хорошая тема, но вместе с педагогом недоработанная.
Метафора – очень сложная тема. Очень хорошо, когда она появляется, включается метафорическое мышление, но метафора должна быть прочитана. Может быть хорошо выполненная работа, но метафора в ней такова, что члены жюри прочитать ее до конца так и не могут.
Бывает и так, что метафора может быть прочитана, и, может быть, соответствует молодежной тенденции, но появляется вопрос меры, той самой меры, которую желательно не переходить. Хотя подростки не были бы подростками, если бы не попробовали ее перейти. Но все-таки путь любого формального или классического искусства заключается в том, что мы эту меру объясняем.
Ольга ЛОБАНОВА (Мурманск, Россия)
Председатель предметно-цикловой комиссии специальности «Живопись», преподаватель Мурманского колледжа искусств, член жюри 19-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле»
Ценно, когда видно ребенка
Работы, которые я выбрала, меня тронули на эмоциональном уровне. На выбор повлияли личные переживания, какие-то образы. Лично для меня в детских работах ценна непосредственность, корявость, свое какое-то видение, свой подход к работе, когда видно ребенка.
Дети очень внимательны к деталям, они любят их передавать, что порой тяжело, но, когда видишь, что ребенок справился, передал детали, нарисовал, например, яишенку маленькую на столе – это так мило и очень трогает, это и есть добро.
Я обращаю внимание на то, как дети справляются с цветом, как они передают состояние, как играют линией, как используют фактуру в работе. Может быть, работы совсем несуразные получаются, но они от этого становятся еще прекраснее.
Видно, что пианистка сейчас вся в этом рояле. Работы неумелые в этом возрасте, но как дети чисто на интуитивном уровне передают эти образы.
Здесь меня привлекла цветовая гамма, подход с этими мелкими листиками, сами деревья. Я обожаю деревья, и это место* я обожаю за деревья и этот парк.
Мне сказали, что это чупа-чупсы, но меня эта работа очень трогает своей какой-то бестолковостью и в то же время степенью детализации. Тут разложены ритмы, верх, низ здесь работают, есть главный персонаж, все стоит на своих местах.
Комментарий Анны Выгонной:
Можно сказать, что это детская стилизация. В отличие от частой ситуации, где мы сталкиваемся с неплохими детскими работами, но взрослой стилизацией.
Только дети так нарисуют площадку, видно, что автор любит собак, это жизнь той девочки, либо она мечтает о таком.
Сергей ГАГАУЗОВ (Воркута, Россия)
Директор МБУ ДО «Детская художественная школа» г. Воркуты, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза художников России, член союза фотохудожников России, член наблюдательной группы 19-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле», член жюри 2-го Международного конкурса фотографии «На своей земле»
Красота, помноженная хотя бы на маленькое понятие профессионализма, – это вдвойне красота.
Я обратил внимание на такую тенденцию – очень много работ было не отобрано жюри, только по той причине, что в них был слишком виден преподаватель. Преподавателю достаточно поставить один мазок, и работа переместиться с детского конкурса в национальный музей. Не поставит преподаватель этот мазок, работа останется на детской выставке.
Но это не значит, что преподаватель не должен помогать. Работа преподавателя очень серьезная.
Работу из Китая жюри не выбрало в силу нескольких причин. Здесь есть некоторая небрежность в технике выполнения работы, но это не главное, это может быть даже творческой составляющей работы. Главное, что здесь нет единой композиции. Если оставить только одну часть работы, то к ней бы отнеслись немножко по-другому. В таком варианте нет лишнего, здесь есть творческая техника, интересная композиционная находка человека, лежащего на горах, облака, колористическое отношение к работе. Такое встречается не в одной работе.
Есть две трактовки детских работ – профессиональная и такая, при которой ребенок что-то нарисовал и все восхищаются, потому что это сделал ребенок. Здесь профессиональный конкурс, и мы собираемся для того, чтобы понять, как все-таки делать так, чтобы несмотря на детскость, несмотря на привлекательность работы, мы все-таки видели, что ребенок где-то учился, он понимает какие-то основы строения композиционной картинной плоскости.
Работы с кукольным театром и оркестром можно улучшить, закрыв часть. Выделяется главное, все собирается композиционно и по пятнам, не мешает лишняя нижняя часть. Так можно сделать практически со всеми выбранными мной работами. Например, если фрагментировать работу с оркестром, она становится достойной внимания. Но жюри не имеет право резать работу, вносить изменения в композицию.
Это более сложный случай, здесь нужно подумать. Работа выполнена очень приятно, профессионально, колористически в теплых тонах, нет подчеркивания, что встречается во многих детских работах.
Все понимают, что контур – это линия, которую мы видим на стыке двух тонов. Но на самом деле линии нет. Жан-Батист Тендер говорил: «К контуру надо подойти». Его называли королем контура.
Здесь в пейзаже контур образуется на стыке тона холодного и тона теплого. Здесь лирично и с оттенками, с переходами, с нюансами формируется зеленая масса. Интересно нарисовано лицо у женщины, такое ощущение, что свет от крыши сходит. Я тут даже увидел замечательного русского художника Н. Крымова, который писал простые хаты, но от этих хат исходил свет. Но «батон» здесь кажется лишним. Он формируется в два цвета, почти локальные цвета. Если же убрать левую и нижнюю часть, работа смотрится гораздо интереснее.
Мы это сделали как преподаватели. Но преподаватель не должен это делать за ребенка, он должен стоять рядом с ребенком и хотя бы пальчиком направить его.
Я выбрал достаточно много таких работ. Работа с собором – достаточно убрать левый край, и получается чудная творческая композиция, не просто детская.
Когда мы говорим о детскости, мы не должны забывать, что даже дети, занимающиеся на уровне студий, даже дети, занимающиеся в частном порядке, должны понимать какие-то общие, самые главные правила и приемы композиции. Об этом надо рассказывать. Кода музыкант начинает учиться музыке, ему ставят руку, то же и с художником.
Там на самом деле две работы, интересно нарисовано, творчески, динамично, фигуры интересно расположены по ритму – выше, ниже, сбоку. Здесь ребенок рисует неосознанно. Талантливый ребенок может нарисовать каракули, которые будут неосознанно прекрасны, но он нуждается сначала в легкой корректировке, объяснениях, а потом он приходит к знаниям.
Работа, которая отличается от всего мною выбранного. Это замечательная вещь, многим знакомая – в Турции были многие, если не были, то читали, изучали культуру и архитектуру Турции. Эта работа – декоративный подход профессиональных художников. Но автору работы заявлено 6 лет. Мог ли ребенок в 6 лет мыслить так? Конечно, нет. Это формальная композиция. Если бы ее оформили в раму и представили на выставке современного искусства, возле нее толпился бы народ. Потому что здесь все четко, знаково, видно профессиональное решение сзади. Фон выполнен, как бы аляписто, но при этом он формирует круг, формирует остаточные белые блоки бумаги, есть движение, не просто закрашено фиолетовым локальное плотное пятно, оно светиться, там есть бумага. Это взгляд взрослого художника,таких работ тоже было много. Если бы было заявлено 12 лет, еще можно было бы поверить, но для этого ребенку нужно было бы с 6 лет ходить к такого уровня понимания художнику и потом к 12 годам, он бы начал думать так. Из 100 человек так будет думать 1. Поэтому эта работа не может быть отобрана на этом конкурсе, потому что мы понимаем, что эта работа не детская, даже если ребенок подготовленный, не детская.
О художественной грамотности
В нашей художественной школе дети с 6 лет делают наброски, наброски человека. Мы специально отводим для этого раз в месяц время в классе, потому что не всегда есть возможность рисовать дома, а 6-летний ребенок у нас должен сделать 6 набросков в неделю. В Суриковском лицее, а это как Суворовское училище только для художников, 6-летний ребенок должен делать 60 набросков в неделю. Если он их не делает, и никто не может на него повлиять, ребенок без жалости отчисляется, потому что там готовят профессионалов. Но если ребенок все делает, то по окончании Суриковского лицея, 100% из ста поступают в Художественную академию им. Сурикова, потому что они столько лет занимаются художественной грамотностью.
Простое слово «красота»
Но на этом конкурсе не ставится задача, как в Суриковском лицее, потому что в основе этого конкурса – простое слово «красота». Мы должны видеть красоту душ, красоту рисунков, красоту мира, красоту всех собравшихся. Чем больше нас соберется, тем больше разной красоты из разных мест мы увидим. Но красота, помноженная хотя бы на маленькое понятие профессионализма, это вдвойне красота. Поэтому я все-таки хочу призвать педагогов, работайте с детьми, вы им можете помогать.
Здесь мы можем видеть и 100%-но нарисованные педагогом работы, ребенком только подписанные. Это забавно, но это все же педагог нарисовал. В этом конкурсе нельзя сказать, дайте нам диплом за то, что глаза у нашей девочки красивые, она маленькая, добрая, хорошая, и вы сейчас ее обидите. Это не обида, это начало пути, первые шаги в профессиональное искусство, которые начинаются с самого маленького возраста.
Татьяна АЛФЕРОВА (Омск, Россия)
Директор БОУДО «Детская художественная школа №1 им. Саниных» г. Омска, член Союза художников России, член жюри 19-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле»
Люблю, когда работа наталкивает на раздумья
К 10 годам у ребенка формируется критическое мышление. До этого у ребенка никаких нет сомнений, что он талантлив, успешен, как правило ему все нравится. В 10 лет формируется критические мышление и в подростковом возрасте мы сталкиваемся с тем, что ребенок чем-то недоволен, ему хочется, чтобы все было правдиво, реалистично, он начинает очень критично относиться к своим работам. Это хорошо. Хуже, когда у взрослого человека критическое мышление не формируется вообще, он не сомневается ни в чем.
Работа из Аргентины. Автору 12 лет, но ни у педагога, ни у ребенка нет никаких сомнений, что в работе что-то не так. Ребенок получает удовольствие от того, что делает примакивание пальчиком, которое в детском саду мы используем. Но учитывая возраст уже должен быть мазок – маленький, длинный, косой, разный, но должен быть мазок, чего в этой работе мы не видим. Здесь ни преподаватель, ни ученик не «заморачиваются» и композицией. Я понимаю, что это платная студия, это скорее развлечение. Это яркий пример чистого удовольствия от творчества под девизом «Иди до конца, не сомневайся ни в чем».
Если вы видели раньше работы китайских детей, то это своего рода шаблонный винегрет. Своего рода свалка из шаблонов, раскрасок. Ее еще называют йога для ума, медитация.
В работе "В гончарной мастерской" меня привлекло то, что она сюжетная. Здесь есть традиционный сюжет, к которому мы привыкли, есть профессия – керамист, гончар, ученик его, есть зрители и традиционная китайская вазопись, которая очень перекликается с Гжелью. То есть такой отсыл к нашим традиционным позициям. Китайский ребенок задумался, что можно включать сюжетность, рассказ о ком-то.
В нашей школе очень хорошее архитектурное отделение, и преподаватель архитектуры просто в восторге от Китая, Японии, от той архитектуры. В работе с башней ребенок сам, не по шаблону делал эту китайскую башню, даже если вся композиция и срисована по памяти, с натуры или с другой репродукции. По крайней мере какие-то были мысли у автора, и фигурка нарисована самим ребенком.
Работа "Чистим море" – лучшее из винегрета. Здесь есть тематика экологии. Как правило, все персонажи – это все шаблоны, но тут по крайней мере ребенок сам нарисовал корабль. Здесь ребенок немного подумал. Если брать другие работы, то там все цвета радуги, все-все-все на свете перемешано, их можно смотреть, переворачивая, и от этого они не станут хуже.
Эта работа философская. Я люблю, чтобы работы наталкивали на раздумья. Такое бывает, когда выходишь со спектакля, остается послевкусие, хочется помолчать, пройтись, поразмыслить. В этой работе есть райские птицы – небесные и земные, и что-то вроде небесной канцелярии с ангелами над всем городом. Наверное, ребенок думает о чем-то возвышенном, глубоком, это очень приятно.
В турецких работах тоже есть шаблон. Из Турции было много работ на тему театра, в которых они изображали свой традиционный театр, фигурки на шарнирах. В основном это были мужчины, а эта работа единственная, где есть девушка. Много работ было симметричных, то есть одна фигурка напротив другой. Здесь же есть какая-то история, в любом случае эта работа выпала из всей шаблонности.
Эта работа красивая, какая-то нежная. Автору 10 лет, из г. Витебска. Здесь видно, что труда было много, но работа немного несобранная. Если ввести обобщение – общее пятно – она бы подсобралась. Если бы педагог подсказал, может быть, линию где-то сделать потолще, поиграть с этим, чтобы отделить передний план от дальнего, она бы собралась, срослась. Работа очень деликатная, камерная, нежная, и видно, что ребенок выполнил ее сам.
Алексей БЕЛЬСКИЙ (Витебск, Беларусь)
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Детская художественная школа г. Витебска», член жюри 19-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле»
Национальный колорит, работа с цветом, необычные ракурсы и сюжеты
Исходя из названия конкурса – «На своей земле», мы понимаем, что в работах должен присутствовать какой-то национальный колорит. В мой выбор вошли три работы, отражающие национальный колорит. Здесь видна культура того или иного региона, который представляет свои работы. Замечательно, когда далекие регионы не пытаются представить культуру Беларуси. Работы про картошку из Индии, например, такого мы не встречаем, все стараются передать колорит своей земли.
"Шорочка". Это графика, из Кемерово. Действительно, в Кемеровской области проживают порядка 14 000 представителей такой народности, как шорцы. В работе мы видим очень похожую девочку с национальным инструментом. Композиционно работа прекрасно выдержана.
"Олень – помощник человека". Для Хабаровского края олень, наверное, одно из основных символичных животных, который дает и кров, и пропитание. Это отражено и в названии работы. В этой работе я заметил огромный смысл, почувствовал, насколько близок этот олень автору.
"Пекут хлеб". Национальный колорит также прекрасно передан в этой южной работе. Здесь семья – наверное, мама и дочери – пекут хлеб. Такая добрая, по-детски наивная, интересно композиционно-выстроенная работа.
Цвет в композиции
Конкурс подразумевает довольно высокий профессионализм детей, умение работать с палитрой и деликатно работать с кистью, подходить к контуру.
Автору работы всего 11 лет, но он работает с палитрой довольно профессионально. Это пример того, насколько сложно подходит к цвету ученик.
Я из Витебска, и супрематизм, Малевич нам близки, оттуда они пошли, развивались активно. В этой работе я увидел некую аналогию с Малевичем в ритмах, силуэтах.
О необычных ракурсах и сюжетах
Казалось бы, простой сюжет – сосульки, всего лишь сосульки, которые мы видим и проходим мимо них очень часто. Но как они формируются из снежной массы на краю крыш, и как отражаются сквозь них, сквозь призму этих сосулек, здания, дома, город в целом. Кто-то может увидеть и силуэты людей и деревьев даже. Простой сюжет, но настолько необычно ребенок его видит композиционно, насколько глубоко он разобран ребенком.
Мы часто говорим о стандартах, шаблонах, кулисах, излишней симметрии в композиции. Это все тот же разговор о работе педагога, который должен вовремя направить, вовремя подсказать.
В этой работе не две кулисы, а одна, личико не статично, а немножко, на пару градусов буквально, повернуто, глазиком одним герой подмигнул, и это работает. Здесь все композиционно подкупает зрителя, на мой взгляд, чистота цвета тоже. Здесь, на мой взгляд, выбрано все правильно, и техника, и композиционные приемы.
Мы ругаем зачастую симметрию, рисунки, где все пополам, по центру, особенно, если там какие-то деревья, столбы и прочее. Но есть композиции, в которых это заложено изначально. Есть же симметричные композиция. Это, на мой взгляд, тот пример, когда симметрия работает правильно, когда это продумано, обосновано. Эта работа близка еще и рыбакам – на рыбалке, на крючке, посыл такой. Боком она уже не работает.
О завершенности работ
Хотелось бы поговорить о том, что на конкурс иногда приходят совершенно незаконченные работы. Зачастую мы видим даже не продуманную композицию, а какие-то поисковые, рабочие моменты, варианты. Они могут быть тоже хороши, но когда они совершенно незакончены, когда даже не умудрились подчистить стерочкой какой-то рисунок, это на мой взгляд неуважение к конкурсу в целом. Лучше 10 раз подумать, чем отослать незавершенную работу. Незавершенность, независимо от возраста, мы видим в первую очередь по количеству белых, недоработанных пятен чистого листа бумаги. Где-то они работают, и с ними ничего не хочется больше делать, эти ритмы организуют пространство заднего фона. А где-то белые пятна, эта незавершенность отторгают фон. Никто же не ставит задачу прислать определенное количество работ. Можно прислать три, но они все будут радовать глаз, а можно прислать 20 и более, но они все будут отброшены.
Наталья ВОРОНОВА (Калининград, Россия)
Преподаватель Детской художественной школы г. Калининграда, кандидат педагогических наук, член Союза Дизайнеров России, член творческого союза художников России, член Международного Союза педагогов-художников, член наблюдательной группы 19-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле»
В работах вижу тепло, энергию и свет
Наша школа много лет проводит конкурс «Экология души», в прошлом году было 25 лет. Поэтому у меня, видимо, уже своя специфика восприятия, глаз на какие-то работы уже настроен. Выбранные мной работы очень теплые, замечательные, светлые, позитивные.
Работа безумно позитивная, здесь есть движение, энергия, цвет, радость, особенно это понятно тем, кто спортом занимается. Когда плаваешь, эндорфины вырабатываются. Здесь, мне кажется, их очень много. Здесь контраст добавляет энергии. Для меня эта работа очень свежая, сочная.
Я считаю, что эта работа очень белорусская. Для меня это песня. Работа очень музыкальна, с верой в светлое будущее.
Это нарисованная история, но она как-то хорошо прочувствована. Как я поняла – это собака, которую взяли в дом, где до этого жили только попугаи. Попугаи наблюдают за тем, как щенок наводит свои порядки. У кого есть собаки, знают, что они делают – грызут обувь, не только косточки, которые им дали, искусственные или настоящие, делают лужи, потому что они не научились ходить куда надо. Здесь все это есть, и есть такое чувство, что птицы хотят эту собаку вразумить, воспитать. По композиции, здесь тоже все оправдано, и движение есть.
Здесь так получилось, мне кажется, неслучайно, что у женщины в руках синяя птица. Вся работа такая теплая, и бумага на это работает, создается образ Индии. Почему бы не рассказать про некоторые страны или про мечту там побывать.
Здесь тоже история, ее можно видеть во взглядах, как они смотрят друг на друга. Эта большая собака и маленькая, как будто говорят «мы же с тобой одна стая». Чудесная работа, и здесь чувствуется такт педагога.
В работе с соломенной лошадкой очень интересно передан образ детства и опять же национальные особенности – тут есть белорусская национальная соломенная игрушка. Педагогом вместе с ребенком было прочувствовано и донесено также то, что детей надо воспитывать в любви.
Елена ШАПОВАЛОВА (Краснообск, Россия)
Руководитель Методического отдела ДХШ р.п. Краснообск Новосибирской области, победитель Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель школы искусств», заслуженный работник культуры РФ, член жюри 19-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле»
Конкурс помогает нам решать не только творческие задачи, но и методические
Я для себя поставила немного другую задачу: не только анализировать работы, оценивать их как член жюри, но и увидеть некоторый методический аспект. С точки зрения методики очень важно учиться на хороших работах. Появляется понимание, как ребенку дать основу художественной грамоты. Первыми в мой выбор попали работы графические. У нас в школе, к сожалению, не настолько развита графика, в отличие от других городов, таких как Омск, где великолепная, сильнейшая школа, Уфа. Мы больше склоняемся в сторону живописи. Тем не менее важно иметь возможность поучиться пониманию языка графической композиции, условности, задач, законов, обобщения, посмотреть тематики, так как все средства выразительные связаны. Все равно мы приходим в живопись через графику. В своей коллекции я попыталась собрать этот бесценный опыт выражения пластических средств в композиции, начиная от пятна, вопросов равновесия, ритма, раскрытия сюжета и прочего, то есть от простых каких-то до сложных моментов в композиции.
Если говорить о живописных работах, то живопись тоже везде разная. Есть живопись более декоративная. Мы видели примеры, где восхищались многообразием оттенков цвета, каким-то особым колоритом, сложным сочетанием цветов. Кто-то чувствует материал и палитру по-другому. Я выбрала такие работы, в которых материал используется, как средство выразительности, дающее какие-то тонкие ощущения через фактуру, тон, еще какие-то технические приемы, что тоже вызывает определенные эмоции и добавляет живописных качеств. Есть работы в технике раздельного мазка. Для Новосибирского региона характерна подвижная гуашь, фактурная, с неким смешением, в результате которого получается многообразие даже в одном пятне. В нашей системе мы берем начало от пятна, тональной живописи, и через академическую программу по живописи приходим к пониманию цвета как языка.
Мне понравилась работа из Витебска, внутри композиции которой решаются еще дополнительные сюжеты, какие-то задачи, связанные с освещением, какие-то сложные находки. Это непросто решать для ребенка. Мы всегда ищем какой-то критерий оригинальности. Иногда под оригинальностью понимают нечто вверх ногами перевернутое, или что-то чрезмерно искаженное. В этой работе может быть тоже есть подобный оригинальный момент, но он сделан очень грамотно, деликатно, очень сильная работа.
В двух контрастных работах тоже решались задачи передачи настроения средствами живописи. В одной это холодное весеннее утро, во второй – традиция Ивана Купалы. Когда мы их обсуждали, отмечали эти достоинства, но возможно в этих работах не хватило какой-то выразительности, либо каких-то еще композиционных приемов, которые бы привели к завершенности и большей ясности сюжета.
Работы, которые затрагивают вопросы композиционной грамоты, точного понимания задачи в композиции, раскрытие темы, безусловно заслуживают внимания. Например, если бралась тема «Театр», то должна читаться не только общая тема, но и идея самой работы. Театр – большая тема, внутри которой каждый должен раскрыть свою задачу так, как он ее понимает.
Работа очень трудоемкая, выполнена в акварели. Для такой композиции техника выбрана достаточно сложная.
Работа в смешанной технике – гуашь на тонированной бумаге. Здесь достаточно развитый рисунок и абсолютно грамотное понимание композиции, плановости, сюжетности. Работа состоятельная, дополнительно проработанная карандашом, со всеми деталями, которые видно в орнаменте.
Эта яркая работа привлекает внимание в противовес работам тонким по живописи. Здесь использованы минимальные средства, но отражается состояние, настроение. То есть мы видим, что разные школы выбирают разные средства для решения одних и тех же задач.
Графические листы, на мой взгляд, тоже отражают академические задачи, которые мы преподаем в школах. Благодаря им мы можем понять, на каких примерах, каким приемам нужно научить детей, чтобы потом их подвести к композиции.
Две аппликации – светлая на темном и темная на светлом. Здесь использован крафт, это обычный прием, но аппликация получилась динамичная, подвижная. То есть ребенка нужно учить правильно располагать детали, дорабатывать работу, что-то в ней менять, что-то усиливать. Это можно использовать просто как методический прием в учебном процессе. К счастью, конкурс помогает нам решать не только творческие задачи, но и методические.
Достаточно убедительная работа, в которой можно обсудить вопросы пластики в композиции, линии, гармонии, красоты.
Эту тему мы очень любим с точки зрения методики, процесса. Я думаю, что такая натура очень богата и позволяет решать многие задачи: фактуры, композиции, цвета, использования различных техник – графических и живописных. В этой композиции она не совсем идеально распределена с точки зрения цвета.
Акварельные работы тоже заслуживают внимания. Мы должны понимать эту культуру, этот язык, само по себе явление пленэра, через которое мы все проходим. В нашей школе пленэр – одна из самых любимых тем, напрямую связанных с композицией. У меня есть такое пожелание авторам доводить все наработки до завершенности, убедительности, чтобы это была именно композиция, научиться делать такие работы в пленэрной тематике, чтобы они тоже претендовали на какие-то конкурсные места.
Александра ДЕРЕВНИНА (Биробиджан, Еврейская автономная область, Россия)
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, МАОУДО «Центр детского творчества» г.Биробиджан, почетный работник общего образования РФ, член РОВТОО «СХР» в ЕАО, член жюри 19-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле»
Работа состоялась, если в ней есть сюжет, эмоциональность и мастерство
Я бы хотела сказать так: работа состоялась, и детская, и взрослая, если в ней есть сюжет, эмоциональность и мастерство. В детских работах в соответствии с возрастом.
Во всех работах, которые я выбрала, есть сюжет и эмоциональность, но в каких-то работах, может быть, немного этого не хватило, или чуть-чуть не хватило мастерства.
Мы видели, что было очень много работ учебных, незаконченных. Это, наверное, недопустимо, потому что это конкурс, и работы должны присылаться достаточно законченные. Очень много таких работ уходит в никуда, а на отбор жюри тратит очень много времени. В такой массе какие-то работы могут остаться незамеченными, но это конкурс. У нас было достаточно большое жюри, мы обсуждали работы, некоторые по несколько раз, прежде чем отправить их в никуда. Я ни разу не работала в жюри, где бы так тщательно смотрели работы – предварительный отбор, потом еще один предварительный отбор, потом мы смотрели, кто достоин диплома, а потом выбирали лауреатов и медалистов. Думаю, жюри отработало на 100%. Это было сложно. Наверное, не все согласятся с нашим выбором, но он такой, это конкурс.
Ирина БОБРОВСКАЯ (Хабаровск, Россия)
Педагог студии «АРХиП» МАУДО ДЮЦ «Восхождение», стаж педагогической работы более 30 лет, высшая квалификационная категория, член жюри 19-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле»
Эмоции и внутреннее настроение в работе
Очень важно, что мы не только «жюрили» работы, но и общались. Очень интересно увидеть взгляд каждого в жюри, в наблюдательной группе на детское творчество.
Я же хочу обратить внимание на эмоции, внутреннее настроение в работе.
Эти две работы, на мой взгляд, – это общение детей разных стран. Они дополняют друг друга, каждая немножечко отражает эмоции и характер той национальности, того региона, в котором живет ребенок. В работе из Башкортостана, г. Стерлитамак, мне очень понравилась сдержанность, достойность. Тут замечательный ритм фигур, деревьев, лаконичные средства, но так хорошо она выдержана, настроение передано. Как продолжение, работа, где мы видим не очень эмоциональный, не очень торопливый, не очень залихватский танец. Это белорусская работа. Здесь все так тихо-мирно, чинно-благородно. Эти две работы «общаются» между собой.
Эта работа для меня – ностальгия о детстве. У меня была соседка, у которой было точно такое же блюдо. Оно стояло в деревянном буфете и для меня это была сказка – китайская посуда, так интересно было. Это просто ностальгия. Она ни о чем не говорит в художественном плане.
Эта работа из г. Благовещенск, Башкортостан. Хочу ее отметить, потому что здесь видна такая идиллия – дед с бабкой, курочка Ряба, – и этот домашний тихий уют передан сдержанными, лаконичными средствами.
Работа из Могилева, Беларусь. Главный персонаж здесь такой залихватский.
Хочу сказать, что эмоций в работах было много.
Фёдор СОРОКА (Минск, Беларусь)
Художник-реставратор, директор реставрационной мастерской "Басталия", член ОО "Белорусский союз художников", член наблюдательной группы 19-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле»
Задача педагога – не забіць цікаўнасць
Я жывапісец-педагог, але апынуўся ў рэстаўрацыі, таму што быў настаўнік, які прывёў мяне да рэстаўрацыі. Гэтым настаўнікам быў Алег Уладзіміравіч Хадыка. У яго быў такі выраз: “Толькі homo ludens можа дазволіць сабе gerundive”. Cемінарысты, якія разбіралі лацінскую граматыку, з-за складанасці гэтай формы – gerundive – назвалі яе проста “ерунда”. Homo ludens – гэта “человек играющий”.
Калі глядзець на дзяцей, то ім пашчасціла тым, что яны гуляюць і шмат што могуць назваць проста “ерундой”. Мы – дарослыя – згубілі ўжо тую гульню ў сабе, мы сур’ёзныя, мы напіраемся на ўсё, мы павінны сказаць нешта. Гэты час дапытлівасці, гэтай гульні, праходзіць імгненна. Казалі, што ў 11 гадоў дзеці могуць ужо мысліць крыцічна, і ўжо шкада. Хачу ўспомніць Дзмітрыя Пухоўскага, які 2 гады таму быў у журы. Ён казаў: “Важно в детях воспитывать любопытство”. Я думаю, наша задача, як педагогаў, не столькі выхоўваць, колькі не забіваць гэтае любапытства – цікаўнасць, дапытліваць. Сродкаў, праз якія яе можна выхаваць, мільён, а забіць цікаўнасць, можна адным словам.
У дадатак да малюнка, які адабраў, я надрукаваў некалькі малюнкаў Леаніда Сайферціса – унікальнага чалавека, графіка. На маю думку, ён геній. Як схоплены момант у гэтых работах!
Работа “Вундэркінд” – малое шчанё, а бабушкі цягнуць гэтую gross-скрыпачку.
“Матросы”: тут і птушачкі, і дзеці сядзяць, і матросы ўжо не патрэбныя, іх можа і не быць ужо.
“Пломбы сохнуць”, “Мелодии августа”,“Оркестр в бригаде”, “Дети в метро”. Я помню як у Мінску адкрылі метро. Я паступаў у інстытут ў 1979-м годзе, тады перакрылі праспект, метро сталі рыць. У 1985-м я шоў на дыплом – адкрылі метро. Пакуль я вучыўся ў нас тэма метро была ўвесь час. У першы дзень пайшлі ў метро, і там сядзелі людзі, з газетамі некаторыя, яны ўяўлялі сябе масквічамі, якія тады ўсе ў метро чыталі.
Калі я ўбачыў гэту работу, я не ведаў як яна называецца. Для сябе назваў “Аншлаг” спачатку, аказалася назва “Прэмьера”. Для мяне гэта “Сайферціс”. Хачу пажадаць, каб дзеці бачылі “Сайферціса”, імгненні.
Яшчэ дадам. У нас быў дацэнт, які пры нейкім абмеркаванні сказаў: “ты должен чувствовать”. Нехта тады шапнуў, што і сабака “чувствует”. Але сабака можа лепш за цябе адчуваць, але не можа сказаць. Таму ўсе пачуцці не выражаныя ў слове, гэта, можна сказаць, пустое. Трэба шукаць слова. Нават калі нейкая клякса атрымалася, нешта дабавіў, і слова паявілася. Як Цзы Байшы рабіў – клякса, дадаў рысачку, і карціна пашла.
Наталья КАМИНСКАЯ (Смолевичи, Беларусь)
Учитель ГУО «Смолевичская детская школа искусств», учитель художественного отделения высшая категория, член жюри 19-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле»
Если бы я увидела раньше, как работает жюри, наверное, для меня было бы более понятно, как работать педагогу. Хотелось бы, чтобы в жюри или среди наблюдателей присутствовали педагоги от каждой школы. Тогда можно понять критерии оценки, отбора работ.
Двадцать лет я работаю с маленькими детками, всего в школе – тридцать лет. Когда я начинала работать с малышами, я давала им маленькие форматики, и они кисточками заходили на край стола, листа им казалось мало. Тогда я стала давать форматы побольше. Теперь они работают на листах больше, чем их рост, им это легко и свободно, нет всяких границ, и я понимаю, что это формат ребенка, маленького ребенка. Потому что ребенку надо покопаться в деталях. У меня есть маленькая девочка, 10 лет, она не может без деталей, ей надо все прорисовать. Удивляешься, как ребенок это чувствует. Стараешься детям младшего возраста рассказать, что все большое должно быть, что нужно рисовать обобщенно. Но они все равно ставят эти мелочи, так удачно и правильно.
Я поражена Биробиджаном. Для меня это открытие. Когда ставишь последнюю краску и делаешь какие-то детали, еще не понимаешь, как это закончится, какая работа будет в итоге. Может быть, ребенок где-то проигрывает в композиции, нельзя все уравновесить, угадать, но сама техника исполнения, подход к цвету удивляет.
Работа очень богатая, желтая колоритом. Здесь, может быть, скудненькая композиция, но как лес обыгран, как добавлена веточка, все это в целом, в цвете смотрится красиво. Я очень люблю композиции в ограниченном количестве цвета.
В этой композиции чайник проиграл немножко на переднем плане, но по цвету она очень интересная.
Это самая первая работа, которую я отобрала, я просто влюбилась в нее. По цвету, по исполнению, по форме. Мне интересно ее рассматривать – в деталях, в цвете, в каждом домике, что там изображено, с какой любовью все это было собрано и сделано, еще и в рамочку оформлено и рамочка обведена. Автору 7 лет, видно, как он вкладывал любовь в эту работу. Мои дети 7-летние в основном на больших форматах рисуют.
Работа в технике аппликации, похоже на Словению. Сову, может быть, надо было проработать больше, задний план весь мелкий, порисовать красивые перышки, но все равно она интересна по исполнению.
Плакатные работы я очень люблю, потому что работала художником-оформителем и много делала афиш, многому училась. Когда меня учила дипломированный художник, а я у нее была в подмастерьях, она просто брала и выкидывала какие-то объявления, название «Футбол». Потом она меня научила всему – правильности букв, масштабу, размерам, деликатности этих рекламных объявлений, чем отличается афиша от рекламы. Я теперь с таким удовольствием это все рассказываю детям в школе. Поэтому плакат «Точки театра» – это мая тема. Мне нравятся такие работы, я училась в Витебске, а это тоже отсыл туда к Витебску.
Когда мы начинаем работу над какой-то темой, то обязательно обсуждаем, рассказываем, что вкладываем в нее, на уровне наших детей, на уровне малышей. Смолевичский район – это в основном деревни, дети приезжают из деревень. Они видят эту деревню, смотрят, что здесь происходит, едут в школу, видят, как пасутся лошади, тут же и загоны этих лошадей. Недалеко от Смолевич есть ранчо, куда родители возят их кататься на лошадях. В сентябре месяце ко мне пришла девочка, которая горит творчеством, очень интересующаяся. Когда я назвала тему «Родина», эта девочка практически за одно занятие села и сделала работу. На одном дыхании она была сделана. Такая теплая работа получилась, настоящая Родина.
Есть мальчик, который очень продумывает каждую свою работу. На занятии уже все по полработы сделали, а он еще думает. Когда была дана тема «Театр», у всех были кулисы, летающие, движущиеся по сцене фигуры. У этого мальчика получилась такая работа. Он объяснил мне, что сейчас будет третий звонок, там уже зрители сидят, это момент, когда артист учит последние строчки, чтобы потом отложить тетрадку и выйти на сцену. У артиста такое напряженное лицо, видно, что это театр. Вот так сцену никто не обыграл.
Лэй ЛЭЙ (Ланьчжоу, Китай)
художник, директор художественной школы "Happy to Draw" провинции Ганьсу, куратор детских выставок, член наблюдательной группы 19-го Международного конкурса живописи и графики "На своей земле"
перевод Евгения КОСТЕРИНА (Китай)
художник-преподаватель, магистр китайской живописи, специалист в области художественного образования Ассоциации ЮНЕСКО провинции Ганьсу, куратор проектов по культурному обмену, член наблюдательной группы 19-го Международного конкурса живописи и графики "На своей земле"
Здесь я узнала новое для меня слово – «графика». «Графика» и наше понимание рисунка неодинаковы. «Графика» включает в себя очень много разных способов. Из графики я выбрала разные техники, чтобы больше о них узнать и попробовать их со своими учениками. В Китае тоже есть работы, выполненные линией, соотношением пятен – черно-белые, черно-серые, монохромные. Но когда добавляется немного цвета и работа создается в таком монохромном стиле, такого варианта совсем нет. Такой вариант смотрится очень интересно, выразительно и ново.
Я постаралась выбрать те, которые отражают тематику славянской культуры и какие-то особенности работы гуашью. Некоторые сюжеты очень похожи, но есть и разница.
В Китае мы тоже очень любим выражать в своих работах какие-то традиционные символы, традиционную культуру, поэтому я выбрала эту работу, где сидит дама в красной одежде, стоит самовар, есть какие-то другие предметы. По этой работе я расскажу о культуре, которая для моих учеников будет новой.
Гуашью мы работаем с детьми немножко иначе. Это видно в подборе оттенков. В этой работе они очень хорошо подобраны, очень плотно, работа выглядит законченной. Такой вариант я тоже буду пробовать с детьми, мне кажется, он очень интересным. Надеюсь, этот способ мы будем использовать профессионально, и у детей будут лучше результаты.
Такой вариант мы совсем уж редко можем увидеть в Китае. Линия в этих работах использована очень свободно, непринужденно и с динамикой. Когда китайские дети используют линию, им не хватает такой непосредственности.
В работах из последней колонки можно подсмотреть какие-то технические приемы, как в работе «Собираем яблоки», или законченность в работе «Воин на коне». В работе с котами, которая выполнялась фломастерами или маркерами замечательная техника. Обычно китайские дети используют маркеры просто для закрашивания поверхности. В этой работе они пересекаются, идет подбор цвета. Это замечательно можно использовать в методике и в работе с детьми. В двух графических работах интересно использованы точки и линии. Так как это вырезали резаком, видны неровности, и это очень интересно и выразительно.
Об этой работе хочу сказать отдельно. В такой технике была еще одна работа – белые облака и лестница, которая уходила в небо. Здесь присутствует и линия, и пятно. Здесь есть простота, и в то же время – сложность. В работе, где лестница уходила в небо, тоже были эти качества. Если говорить о сюжете, то здесь, конечно, мы видим преувеличение, какие-то части тела у человека увеличены, они непропорциональны, но мне кажется, что в этих работах есть история.
Эта работа перекликается с работой про Сунь У-куна. Есть особенности, которые их объединяют.
В китайской классической живописи есть подход, когда присутствует объединение разных точек зрения. Китайская живопись исторически складывалась не натуралистично, художник не сидел на одном месте, а перемещался. После этого он соединял разные точки зрения в одной работе.
В этой работе с мальчиком на велосипеде присутствует две точки зрения. Фигура человека на велосипеде посередине – это один композиционный центр, здесь точка зрения сверху и сбоку, здания и птицы – это второй композиционный центр, здесь точка зрения фронтальная. То есть здесь объединены разные точки зрения, и это интересно. В китайской философии есть принцип, согласно которому человек и природа – одно целое, мне кажется, здесь это нашло отражение.
Эта композиция на самом деле взята из китайских фресок, в которых сюжет передается с помощью движения одного героя. Этот герой – обезьяна Сунь У-кун. Она передвигается, и таким образом рассказывается история. На мой взгляд, это неплохая работа, но возможно немного недоработанная.
Эти две работы отразили китайский взгляд на композицию.