«Сельский маркетинг» в школах Беларуси

Чтобы превратить идею в бизнес-проект, нужно многое продумать, подобрать команду, найти партнеров. Процесс этот требует определенных знаний и усилий, в чем и убедились школьники из Светлогорского и Браславского районов во время занятий тренинга «Сельский маркетинг».

Занятия проходили три дня подряд – 16, 17 и 18 июня 2022 г. – на базе трех школ, которые являются обучающими центрами проекта «Школьный сад» и участвуют в программе поддержки предпринимательских инициатив. В каждой школе была своя группа, которая включала 12-15 человек из окрестных школ: в Дуброве были ребята из Дубровской и Боровиковской школы, в Слободке – из Опсовской, Слободковской и Друйской, а в Друе – ребята из Браславской и Видзовской школ, Браславской гимназии и учитель из Ахремовской школы.

Тренер – Витольд Зенькович – как обычно начинал занятия со знакомства, которое одновременно раскрепощало и сплачивало группу. На этом этапе ребята знакомились друг с другом немного с необычной стороны, так как им нужно было рассказать не только как их зовут и откуда они, но и о своих сильных качествах, в каком направлении им стоит развиваться и о своих мечтах.

Основной задачей тренера было мотивировать ребят на амбициозные цели, в том числе в бизнесе. Поэтому основная часть занятия проходила в игровой форме. Однако не обошлось и без теории. Тренер предложил ребятам порассуждать о том, что такое бизнес, какими качествами должен обладать предприниматель, какие плюсы есть в том, чтобы вести собственный бизнес и какие у этой деятельности есть риски. Ребята активно вовлекались в разговор, высказывали свои мнения и делились гипотезами.

Большая же часть времени была посвящена составлению бизнес-плана. Для эффективного выполнения этой задачи ребята делились на три команды. Интересно, что подбор команд происходил по датам рождения. Школьникам нужно было узнать дни рождения друг друга и распределиться по порядку от 1 до 31, после чего уже формировались группы. Эта игра позволила не только разрядить обстановку, но и перемешать ребят.

В процессе практической работы ребятам нужно было придумать идею бизнеса, продумать, что будет являться основным товаром или услугой, описать их преимущества, продумать структуру организации бизнеса, проанализировать конкурентов. Чтобы подтолкнуть ребят, Витольд предложил исходить из ситуации в их местности, подумать, чего не хватает, что хотелось бы улучшить.

В результате почти в каждой команде появились свои идеи местного бизнеса, который при желании и возможностях можно будет реализовать в будущем. К сожалению, в одной команде во время третьего занятия ребятам не удалось прийти к согласию о том, какую идею разрабатывать. Одна часть команды предлагала бизнес по обслуживанию и ремонту автомобилей, а другая – организацию спа-салона. Предложения тренера и его помощницы о возможном объединении идей ребята не приняли. Эта ситуация стала примером того, что ни одно дело не пойдет, если не будет налажена коммуникация и найден компромисс.

Другие идеи в основном были из сферы обслуживания. Во время занятия в Дуброве ребята предложили создать многофункциональное кафе на берегу водоема, где можно было бы отдохнуть, поесть, при желании во что-нибудь поиграть. По задумке команды, работать в этом кафе могут школьники. Это была бы для них и практика, и возможность заработать. Идея другой команды также состояла в открытии кафе – контактного и экзотичного, где можно было бы понаблюдать и даже «пообщаться» с попугаями, а в меню был бы акцент на освежающих напитках, которые бы сочетали экзотические и местные вкусы. Наиболее необычная идея в первый день была у третьей команды. Исходя из потребности в доступном и качественном медобслуживании участницы команды предложили открыть медицинский центр, в котором предоставлялись бы платные услуги, но при этом была бы возможность бесплатных консультаций, было бы организовано питание, проживание и транспорт для сотрудников и клиентов. Таким образом, это может быть бизнес с сильным социальным уклоном и возможностью кооперироваться с другими местными бизнесами. Свои наработки девочки из третьей команды забрали с собой. Может быть, кто-то из них действительно в будущем откроет свой медцентр.

Ребята из Браславского района предлагали открыть магазин сувениров, модной подростковой одежды, музыкальный магазин, кафе-пекарню, транспортную компанию. Интересно, что ребята из северного региона не привязывались к своей местности, а в качестве места открытия бизнеса называли Минск или даже Сочи.

Финалом всей работы была презентация для «инвестора», в качестве которого выступали другие команды. Они решали, сколько могут вложить, ориентируясь на актуальность, привлекательность и перспективность представленной идеи. Стоит сказать, что все команды набрали необходимые средства для развития своего бизнес-плана. Лишь в последней группе презентация не состоялась, так как занятие проходило в укороченном варианте, но ребята решили оставить свои наработки и довести разработку своих идей до конца, что приятно удивило тренера.

Во время финальной рефлексии участники отмечали, что в увлекательной форме получили понимание того, насколько непростое дело планировать бизнес. Оказалось, что это в первую очередь серьезная аналитическая работа, которая требует знания рынка, конъюнктуры, производителей, поставщиков, конкурентов, транспортных возможностей, потребностей населения, локальных географических и производственных особенностей и много другого. Также многие обратили внимание на командную работу, которая не менее важна как при планировании, так и при организации бизнеса, многим очень понравилось упражнение «Капитаны», благодаря которому становилось ясно, насколько важно также быть настойчивым и «ловить удачу за хвост».

Без сомнения, эти занятия уже немного изменили образ мышления ребят. Развиваясь в этом направлении, возможно, кто-то из них действительно воплотит свои бизнес-идеи в жизнь после школы.

Фоторепортаж из Дубровской школы

Фоторепортаж из Слободковской школы

Фоторепортаж из Друйской школы


Данный материал был подготовлен при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данного материала несет общественная организация “Белорусский зелёный крест”, и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.

64801135