Обучающий тренинг «Основы ценообразования и маркетинга»
В помощь школьникам, которые реализуют бизнес-идеи в своих школьных садах, 12 июня 2021 года был организован тренинг по ценообразованию и маркетингу, который провел опытный тренер-маркетолог Витольд Зенькович.
Несмотря на то, что материал тренинга был рассчитан на более взрослую аудиторию, участники – ученики 8-10 классов Юрцевской средней школы – быстро включились в работу и живо реагировали на информацию и упражнения, которые предложил тренер.
Как и во время любого тренинга все началось со знакомства. Витольд Дмитриевич рассказал о своем опыте, а также уточнил, что предлагаемый материал может быть полезен в разных жизненных ситуациях, даже если ребята не планируют связать свою жизнь с маркетингом. Ребятам оказалось несколько сложно рассказать что-то о себе, поэтому тренер предложил поделиться тем, что нравиться, что делать сложно и о чем мечтается. Проще всего оказалось ответить на первый вопрос. Предпочтения у ребят схожи: они любят проводить время с семьей и друзьями, играть, некоторые отметили, что им нравиться учиться, работать в саду, что-то создавать, снимать видео. Вопрос о сложностях вызвал затруднения, многие не смогли сформулировать, что сложно делать или какими быть. Ответы же касались в основном личных качеств – открытости, раскрепощенности, коммуникативных навыков, особенностей восприятия информации. Мечты, как у большинства молодых людей, касались учебы, определения профессии, поиска своего места в жизни. Витольд Дмитриевич отметил, что эта самопрезентация очень важна, так как позволяет лучше понять себя и приблизиться к определению своих целей.
Первый блок позволил установить хороший контакт с группой и создать доверительную атмосферу – базу для будущей эффективной работы. Это позволило легко перейти к обсуждению первого вопроса тренинга – что такое продажи. Ребята быстро нашли определение, а тренер подвел итог рассуждениям и сделал акцент, на том, что продажа – это не только обмен товаров и услуг на средства расчета, но и способ коммуникации, способ донести свои идеи и ценности. Но прежде, чем продвигать ценность своего продукта, нужно определить ее самим. Поэтому следующее упражнение как раз касалось определения особенностей продукции Юрцевского школьного сада. Сначала индивидуально, а затем в группах ребята должны были сформулировать 10 преимуществ, в результате нашли 12. Среди них были экологичность, полезность, доступность, вариативность использования, возможность доставки, любовь к своему делу.
Определив, ценность продукции, ребята перешли к теме цены. Но прежде, Витольд Дмитриевич предложил решить несколько задач, чтобы на примере показать, из чего получается выручка, прибыль и чистая прибыль. И если первая задача оказалась достаточно проста, то для второй потребовался настоящий мозговой штурм.
Для разговора о цене была выбрана модель пиццерии. Чтобы определить примерную стоимость пиццы ребятам пришлось провести примерный анализ конкурентов, себестоимости, целевой аудитории и провести расчет рентабельности. В завершение ценового блока тренер рассказал, как оценит эффективность бизнеса.
Вторая часть тренинга была посвящена маркетингу. Раскрыв само понятие, Витольд Зенькович предложил проследить, как развивались маркетинговые концепции и подробно остановился на каждом из этапов продаж. Весь теоретический материал сопровождался практическими заданиями и играми. Например, понять, насколько важно быть инициативным, не останавливаться и пробовать что-то делать, помогла игра «Капитаны». Попробовать себя в роли продавца ребята смогли во время упражнения «Продай ручку». Но самым увлекательным оказалось оформление собственного ярмарочного стола. Для этого задания в школе подготовили собственную продукцию – чай и сувениры из бересты. Организаторы тренинга добавили к ассортименту орехи, цукаты и сухофрукты, как раз то, что планируют производить в рамках бизнес-инициативы. Разделившись на две команды, ребята с азартом занялись оформлением своих столов: декорировали, расставляли «продукцию», рисовали ценники, этикетки и «вывески». Не забыли придумать названия и написать контакты для связи. Заключительным этапом игры «Ярмарка» стал разговор с «покупателями», которые оказывались требовательными, придирчивыми и даже капризными. Ребята смело вступали в разговор, интересовались предпочтениями и пожеланиями, предлагали продегустировать продукцию. Тренер высоко оценил усилия ребят, заметил, что каждый член команды внес свой вклад, даже если не был активен во время презентации, дал некоторые советы - больше информировать о преимуществах своего товара.
В заключение тренинга Витольд Дмитриевич предложил ребятам сформулировать свои ближайшие жизненные цели и проанализировать их по таким критериям как конкретность, измеримость, достижимость, значимость, временнáя определенность. Это заключительное упражнение помогло ребятам понять, что, чем конкретнее и определеннее цель, тем большая вероятность ее достижения и это касается не только бизнеса, но и жизни в целом.
Активный и продуктивный день дал ребятам не только новые знания, но и понимание того, к чему они стремятся, и как знания в области маркетинга и коммуникативные навыки могут помочь им в жизни.
Данный материал был подготовлен при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данного материала несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.