Проект "Школьный сад" открывает новые горизонты в сельском туризме
Сельские учителя, преподаватели вузов, студенты, музейные сотрудники провели пять насыщенных незабываемых дней на Гомельщине в поисках интересных образовательных и туристических решений. 19–23 августа 2020 г. в Брагинском и Лоевском районах проходил практикум «Сельский туризм через сельскую школу: использование возможностей сельской школы с пришкольным участком для проведения образовательных программ».
Короткий первый день – 19 августа – был посвящен городу Брагину. Несмотря на усталость после долгой дороги, участники с интересом и энтузиазмом познакомились с историей города во время экскурсии, которую провела сотрудник Брагинского исторического музея Алеся Музыченко. По замыслу организаторов, каждая образовательная программа должна была быть примером или основой для обучения, поэтому по завершении экскурсии участникам предложили обсудить, что больше всего понравилось в экскурсии, и подумать, как бы они сами провели эту экскурсию для своей целевой аудитории. Работа была групповой, но все отметили осведомленность гида, богатый портфель экскурсовода (дополнительный материал), искренность и эмоциональность, а также хороший контакт с группой. Встав на позицию гида, многие предлагали разбить обзорную экскурсию на несколько тематических. Звучали идеи добавить интерактивных элементов, возможно, даже элементы квеста с поиском (геокэшингом) и составлением карты. Немало было вариантов расширения экскурсии за счет междисциплинартности, выхода на глобальный контекст, использования парадоксов и сравнений, добавления сюжетности через судьбы людей. Все предложения первого вечера стали хорошим стартом для последующей работы.
Второй день начался рано. Программа в аг. Красное (Иолча) в 39 км от Брагина включала знакомство с игровыми программами «Карта моей деревни» и «Приключения растений» и их обсуждение, экскурсию по Иолче и ее окрестностям, презентацию тренинговых пособий. Познавательно-исследовательскую игру «Карта моей деревни» презентовала ее инициатор педагог-художник из Мозыря Ольга Сухоницкая. Опытной площадкой игры стала именно Иолчанская школа, руководство которой с большим энтузиазмом восприняло идею. Ольга Сухоницкая вместе со всеми участниками – ребятами и учителями, презентовали саму карту, рассказали, как собирали материал, работали над визуальным оформлением, о пленэрах для ребят, сделали акцент на интересном приеме для «углубленной» фиксации фактов – рисунках-кармашках. «Карта деревни» стала также отправной точкой для путешествия по Иолче. Учитель истории Иолчанской школы Людмила Артюшенко провела участников практикума тропинками истории Старой и Новой Иолчи, с остановками на городище раннего железного века, на месте храма XIX века, и, конечно в школьном саду.
Во время обсуждения игры и экскурсии эксперт по экскурсионному туризму Людмила Фокеева предложила найти связи между разными уровнями информации – локальной, региональной и глобальной, опираясь на карту Иолчи. Участники распределяли объекты региона по трем группам в зависимости от их представлений о его масштабности и потенциале для образовательного туризма, затем последовала дискуссия о полимасштабном подходе и практический блок по объединению этих объектов логическими переходами и включению их в образовательные программы. Особенно активно шло обсуждение объектов, представленных в группе локальных, а также способов их представления для различных категорий туристов. Участники озвучили мнение, что судьба одного человека или одного места, рассмотренная в общем историческом контексте, может более ярко показать время, эпоху. Сотрудников лоевского музея «Битва за Днепр» карта навела на мысль о создании в музее «личных грядок» – отдельных стендов по истории семьи, коллектива, деревни, которые бы формировались и дополнялись на протяжении года и были презентованы во время значимых мероприятий, например, на «Дожинках». Такие «грядки», как и «карта деревни», могли бы стимулировать объединение сообщества посредством чувства сопричастности к общей истории, а также стать дополнительной аттракцией для туристов.
Апробация игры «Приключения растений» стала одновременно обучающей и расслабляющей. Автор игры Анна Выгонная сначала разъяснила художественное задание и предложила научиться смешивать цвета и раскрасить рисунок лука. Образец – свежий лук со школьного огорода – предоставила директор Иолчанской школы Татьяна Николаенко. Этот этап был скорее отдыхом после насыщенной первой половины дня. Учитель биологии из Юрцево Вероника Старикова помогла провести биологический этап – описать характерные черты лука, в процессе даже развилась небольшая дискуссия о видах листьев этого растения. Географический этап, несмотря на то что он адаптирован для младшей школы, вызвал даже некоторые затруднения. Но зашифрованные подсказки помогли выстроить факты в правильной последовательности и проследить путь распространения растения. В процессе поступило предложение зашифровать еще одну подсказку – количество луковиц на картинке должно указывать на порядковый номер факта. Учителя, проводившие игру в своих школах, также поделились опытом расширения заданий и наблюдениями за интересом ребят во время игры.
Финалом дня стала презентация тренинговых пособий по программам «Ремесло», «Маркетинг и продвижение», «Предпринимательство и лидерство», подготовленных в рамках проекта. Первые два издания представляли составители – Анна Выгонная, которая подготовила пособия «Береста. Секреты мастера», «Трафарет» и «Батлеечная кукла», и Ольга Свиридова – автор программы «Основы фотографии для рекламы и маркетинга». Учителя, которые забирали пособия, отметили, что они станут хорошей опорой для тех, кто будет проводить тренинги по данным темам со своими учениками.
Перед отъездом Татьяна Николаенко пригласила всех заглянуть в школьный сад, где среди прочего, растут арбузы и дыни. Гостеприимная хозяйка предложила желающим взять с собой по дыньке. У многих, кто был в этих местах впервые, Брагинщина теперь ассоциируется с дынным ароматом.
Последующие два дня участники практикума провели в заповедных зонах региона: прошлись по маршрутам в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике и в заказнике «Днепро-Сожский». Проводили экскурсии эксперты-разработчики – биолог Анатолий Углянец и историк Андрей Лебедев. В конце второго дня в Лоеве фасилитатор Медея Ахвледиани провела ряд упражнений, которые помогли участникам собрать и презентовать общие впечатления по итогам двух дней. Участники рисовали, инсценировали, пели и танцевали, презентацию проводили на берегу Днепра.
В последний день участники практикума вместе с экспертом Людмилой Фокеевой обсудили с специфику информационного и эмоционального взаимодействия в системе «турист-экскурсовод-объект», а также изучили методические подходы к формированию эмоционального контакта с группой через интерпретацию культурного и природного наследия региона (интерактивное взаимодействие с туристом через отсылки к его личному опыту, побуждение к действиям, вписывание местных событий в глобальный контекст и т.д.).
Подводя итог, участники постарались ответить на вопрос «Что я возьму для себя и начну использовать в ближайшее время?». Многие отмечали новую информацию, которую сразу готовы включать в свои занятия, говорили о методе «мирового кафе», как об эффективном способе стимулирования работы, брали ориентир на аутентику (аудиозаписи бабушек – носителей памяти, живые звуки, запахи, образы), интерактив (включение песен, танцев), выстраивание параллелей и включение парадоксов, обращение к «тишине» – внутреннему восприятию участников группы.
Можно сказать, что практикум достиг своих целей – дал участникам гибкие инструменты, примеры и темы для дальнейшего использования в собственной практике; перезнакомил, объединил, наладил связи между участниками, что даст им возможность помогать друг другу в развитии данного направления. Главное же, практикум, показал возможности и направления развития сельского туризма –природоведческого, историко-культурного, образовательного, игрового, где одну из ключевых ролей могут играть сельские школы и школьные сады.
Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данной публикации несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.