Познание художественных правил
Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино
Изобразительное искусство выражается с помощью художественной речи, которая детям нужна для художественного произведения также как, например, английский язык в Лондоне.
Отношение к художественному языку связано со способностью
- воспринимать мир с помощью цветов, линий и форм,
- постигнуть чувством выразительные действия композиции,
- интуитивно, а позже и намеренно упорядочить элементы таким образом, чтобы композиция соответствовала нашему представлению:
… закон ограничений и выбора рекомендует отказаться от излишней разнообразности и множества, неоднородных элементов, неразборчивых композиционных отношений или мешающих комбинаций материалов -
Музыкант также ограничен аккордом, в пределах которого он выбирает варианты, как сочинить симфонию;
… закон гармонии и равновесия выражает единство, уравновешенную гармонию, поэтому он направлен на уравновешенность соотношений элементов, сосредоточенно ищет гармонию и заботится о том, чтобы где-нибудь не возникало мешающее отношение;
… закон хорошей формы – хорошая форма выражает отличное состояние композиции, где нет необходимости добавлять ни удалять ничего, где нет необходимости что либо менять, поправлять у композиции, воспринимающее лицо смотрит на нее как на формацию, которую без оговорок принимает.
Элементы художественного языка представляют собой фундамент художественного языка – точка, пятно, структура поверхности, линия, площадь и пространство, форма, свет и цвет;
Композиционные закономерности влияют на компоновку художественного произведения и делают ее понятной – гармония и контрасты, уравновешенность, симметрия, художественный ритм, соотношения пропорций и т.д.
Элементы художественной речи и художественные закономерности оказывают действия выражения, хотя мы этого не осознаем –
на каждого человека воздействуют
- развитие человека на протяжении миллионов лет, которое нашему визуальному ощущению предоставляет общую основу (мы воспринимаем, например, что нам приятно, когда визуальные ощущения соответствуют нашим пропорциям и заверяют нас о том, что мы находимся с ними в соответствии и т.д.)
- культурные формулы, передаваемые из поколения в поколение (ислам, юдаизм, христианство и т.д.), которые предоставили нам тысячи лет старый способ восприятия и мышления.
- опыт и впечатления оказывают воздействие в смысле ассоциации именно на наши индивидуальные отношения к линиям, цветам, формам (мне не нравится красный, он напоминает мне кровь и др.)
Художественная проблема выглядит как буквы, слова, фразы художественного языка.
Фрагмент художественного языка мы может представить себе как осколок разбитого зеркала. Годами мы с детьми собираем и складываем эти осколки, художественные свойства и отношения, содержащиеся в их творчестве. Если фиктивное зеркало целое, то ребенку удалось освоить художественную речь.
Единственному мелкому произведению художественной речи ученик на уроке уделяет внимание, самостоятельно испытывая, что с ним можно делать:
– каждый решает художественную проблему по своему, поэтому и видит в процессе оценки серию различных вариантов решения,
- и заодно дети интуитивно воспринимают и прочие художественные вопросы, не осознавая их,
– больше вопросов в один момент не позволило бы определить, что именно является важным для данной темы.
Обратный путь т.е. порядок действий, обучение, овладение свойствами для художественного произведения, все это приводит к механическому восприятию опыта;
Если указать в качестве примера соотношения теплых и холодных цветов цвет оранжевый и сине-зеленый, то будет очень сложно детям понять, что существуют теплый и холодный оттенки отдельных цветов;
Если художественную проблему ограничить ясно определенным правилом, то мы закроем детям путь к прочему развитию.
Пример художественных проблем в отношении к сюжету – различные мотивации на тему Алея каштанов, покрытых льдом:
a. искрение света в кристаллах, пастельные цвета, акварель,
b. крещение ветвей – деталь, контраст черного и белого, линогравюра,
c. алея как тоннель – выражение пространства, рисование углем,
d. детали коры – пластичная структура, бумажный рельеф;
в школе на практике нет необходимости обучать учеников довольно сложным теоретическим принципам – чувствовать их присутствие и уметь обращаться с ними получается лучше, чем знать их - достаточно,
- если учитель руководствуется ими при подготовке лекции, художественная проблема незаметно отразится в мотивации и в оценке,
- если он поручит детям интуитивно прийти самим к заключению о том, что им мотивация в сюжете намекала - некоторые ученики проблему почувствуют и воспользуются ею,
- оценка – в диалоге дети вскрывают в своих произведениях, кроме прочего, и художественную проблему и ее последствия;
Ребенок укладывает в память то, что он заметит при квалификации, или же забывает об этом со временем (это не важно т.е. оно где-то в нем остается);
Если он с ними встречается чаще, без труда сможет их понять, a после десятого года жизни сумеет нормально пользоваться ими в своем творчестве;
Этот метод обучения называется слоение опыта.
Художественная игра,
Художественный этюд,
Художественный эскиз
Doкументация:
Ознакомление с художественным порядком: Из архива, Глаза в распашку, Фотография
Oвладение художественной речью применяется в пределах художественных игр, художественных этюдов и предложения дизайна.
Художественная игра
Художественные игры исследуют свойства материалов или стоп инструментов:
- развивают ощущение материалов и мышление,
- позволяют натуральное познание и использование художественных техник – игра с кистью при познании живописи (кисть на прогулке и пр.), игра со следом резца гравера и т.д.
- во время кризиса помогают освободить художественное изложение.
В течение игры возникают случайные художественные происшествия, которые служат в целях универсального художественного вдохновения:
Игра со следом инструмента позволяет
- познать отличие между следами различных инструментов,
- понять эффекты выражения следов или их упорядочение,
- находить, каким образом можно достичь своей художественной концепции;
Игра с цветным пятном позволяет
- с цветной материей обращаться прямо, свободно, с самого раннего возраста до созревания (с применением темперы),
- искать эффекты цветной гармонии,
- развивать фантазию – чувствовать, что напоминает цвет или форма пятна,
Игра с комбинацией материалов
- разделять осязательный эффект материалов и поверхностных структур,
- понимать их эффект на ассоциационных словах или понятиях,
- воспринимать, выражать или использовать контрасты материалов.
Художественную игру можно в следующих курсах продолжить дополнительным созданием случайных открытий:
- выбор вырезов, их сравнение, соединение со шрифтом и т.д.
– переходом к художественным этюдам или к творчеству в материале,
- открытие идей для создания дизайна.
Художественный этюд
Художественные этюды представляют собой игры со свойствами художественной речи, где дети думают о художественной проблеме:
- художественная проблема, сосредоточенная на познании речи линии, цвета, формы и прочих, подходит для младшего возраста,
- художественная проблема, сосредоточенная на проблему формы, сосредоточенную на композиции, в связи со своей сложностью соответствует ученикам старшего возраста;
Рациональное мышление всегда сопровождено эмпатией - чувство для воздействий возникающего художественного произведения и для импульсов, способствующих его видоизменениям.
При решении художественных этюдов возникает творческий, а позже и вариабельный способ мышления:
- транскрипция идеи (сколькими способами рисует карандаш или ручка, нарисуй один предмет карандашом, ручкой, нарисуй акварелью и сравни),
- создание вариантов проводится во всех техниках, однако упрощает его колляж, фотография, ксерокс или компьютер.
Художественные этюды мотивируют три группы тем, способствующих познанию художественной речи в связи со сюжетом:
- сама структура композиции поддерживает логичное мышление – вариация пяти прямых отрезков, модификация пропорций трех одинаковых геометрических форм в композиции, оттенки красного цвета, спокойствие или динамика композиции, сознательное нарушение равновесия и др.,
- конкретные сюжеты способствуют представлению о художественных элементах в реальной среде – ручей или луг в вариациях линий или зелени, кактусы или камни в моделировании форм, небо или осень в среде нежных цветных переходов, заря – переход между темнотой и светом и др.,
- перезапись чувственных и прочих впечатлений близка творчеству выражения – апельсин, шоколад, творог в цветной перезаписи вкусов; разбитие стекла на осколки, пение птиц в графической перезаписи звуков; острота, мягкость, грубость в перезаписи осязательных впечатлений; перекресток или магазин с овощами в цветной записи запахов.
Для изображения представлений мы часто используем абстрактные формы. Речь идет, однако, о другой форме выражения реальности, которая не выражает форму, а связанное с ней явление – скорость aвтомобиля, холод воды, движение падающих листов, жест злости.
Виды дизайнерской деятельности
Процесс дизайнерской деятельности заключается
- в чувствительной оценке намерения – для чего будет предмет предназначен,
- в логике решения – соотношение функции, формы и декора,
- в экспериментировании с реализационным материалом – что он мне позволит,
- в самой реализации – связать, вырезать из дерева и т.п.
Предпосылкой для дизайнерской деятельности должна быть также умственная зрелость, которая необходима для концептуального мышления и понимания различных художественных и производственных процессов.
Сознательной компоновке способствует опыт и вдохновение
- от случайных открытий художественных игр – увеличение случайной детали, повторение следа инструмента, соединение вырезки со шрифтом,
- от решения художественных этюдов – форма и ее соединение со шрифтом, композиция декоративной площади, применение контрастов, ограничение расцветки и т.д.,
- от учебного рисунка – освобождение от деталей, разборчивость силуэта, стилизация формы в знак, вариация знака и т.д.;
Важное значение имеет прочно усвоенный опыт, полученный при художественных играх и этюдах, и на творчестве объектов, которое пользуется выразительными свойствами материалов.
В связи с тем, насколько сложно наученное предложение дизайна и творчество в материале, рекомендуется включать его в программу высших классов. На Iой степени основной учебной программы до проведения дизайнерской деятельности происходит ознакомление с художественным языком, который подготавливает детей к этой области творчества.
Примеры для познания художественных правил
1.
Художественная игра
Зачистка кошачьих когтей (экспрессивные ритмичные засечки в мягкое основание) – игра со структурой (фроттажи из древообделочного цеха, из леса, с улицы) – игра с материалом (мятье слоенных полос рваной бумаги – шторм) – рисование пальцами в слой песка (линия, сгущение, ритмизация)- между игрой и этюдом (перфорация многослойного картона) – соблюдение следа инструмента (перезапись линий с помощью жестов)
Художественные этюды для элементов художественной речи
линии (плотность и направление линий как движение воды или ветра) - регулярная мягкая форма (круги на воде, годичные кольца дерева) – отыскивание геометрических тел и форм в реальной среде (натюрморт, пейзаж) – отпечатки органические и неорганические на мокром песке или глине) – разрушение форм (постепенный убыток, дробление, разрывание) – затухающая цветная шкала с примесью черного цвета (туман) – разнообразность (незначительная и большая разница в цветах, монохроматическая световая композиция) – локальная расцветка (листы, овощи); упорядочение подобных оттенков (осень)
художественные этюды для художественной композиции
гармония и контраст (дополнительные цвета, три геометрических формы, темные и светлые площади)– ритмизация линий (связанные и свободные ствола, соломины, веточки, гость травы, а также и деревянные шпильки) – порядок и хаос (мероприятия на природе, упорядочение опавших листьев и их разбрасывание); контраст двух художественных элементов (материй туч и линий дождя, структур крыш и их форм) – цветные контрасты (цвета теплые и холодные, светлые и темные, насыщенные и ненасыщенные, спокойные и динамичные) – постепенная графическая стилизация (разрастание корней и ветвей)
художественный эскиз
дзен сад – эскиз распределения, соединение форм и линий в песке – эскиз листовки, плаката (анализ камней, стилизация, соединение шрифта и знака) – эскиз и реализация подвесного ковра (рисование темы пастелью, свободная парафраза эскиза тканьем из текстильных полосок) – эскиз современной пластики из листа (рисование и пространственная компоновка из резанной бумаги) – эскиз и реализация керамического комплекта и др.
2.
Художественная игра:
Случайность – цвет высказывает, возбуждает реакции и ассоциации – требует собственной структуры (смешивание, растирание руками, царапание, моделирование кистью …) – в конце работы следует подыскать самые красивые случайности.
Речь животных – градирование интенсивности звука … пенье птицы, мяуканье кошки, лаянье собаки, звук слона, песня кита… выражение в виде рисунка – играй с силой и следом линии и ее интенсивностью или же тонкостью.
Художественная проблема:
Речные течения – нерегулярная мягкая линия
Реку и текущую воду создают взаимно переплетающиеся струйки, которые извиваются, проступают, расходятся и вновь встречаются, чтобы создать одно сплошное бесконечное движение.
Формы – уравновешивание, прикосновение, соединение, перекрытие
У тебя три геометрические формы одинакового или различного размера и цвета. Составь варианты компоновки по собственному соображению. По необходимости ты можешь что-нибудь дополнить, пользуясь карандашом или ручкой.
Запись музыки – линии, точки, запись ритма
Слушанье различных музыкальных стилей и их запись в виде цветов –одна демонстрация ритмична, через другую проходит меланхоличная линия, а другая веселая … Присоедини цвета к демонстрациям, ты можешь внести даже рисунок.
Дерево – структура, годичные кольца, оттенки цветов
Нарисуй структуры дерева и отличия между ними. А в следующей фазе давай и вспомни все то, что в дереве можно найти. Жуки, древоточцы … укажи их дорожки путем вкалывания, шершевания, вырытой линией…
Лестница – ритм, порядок повторения и последовательность
Давайте обсудим отношение М. Ц. Эсхера к пространству. Это игра. Вдохновись и узнай, каким образом можно работать с пространством, воспользуйся этим вдохновением для своей художественной работы. Лестница соединяет одно место с другим, вверху и внизу. Как ты это решишь в своей фантазии?
Дизайнерская деятельность:
Марка – стилизация, работа со шрифтом
Вы получили заказ создать марку, лого. Воспользуйся лишь одним цветом, стилизуй и постарайся соединить шрифт с художественной темой.
Шрифт – умышленное применение компоновки и ее возможностей
Отличия в развитии шрифта (клинопись, пиктографический шрифт, азиатские знаки, азбука, латинский шрифт, типология шрифта):
1. Создай свою собственную монограмму (ты можешь воспользоваться и пиктографическим шрифтом, который более забавный)
2. Создай собственный алфавит или его часть (логика правил, дисциплинированное решение)
Настольная игра, включая фигуры и игровой план
Сначала увеличенные изобразительные студии классических фигур (кегли и игровые кубики, шахматные фигуры) соединить с собственными идеями (кошки, например), а затем решать игровой план с ограниченной расцветкой.