Развитие художественного произведения
Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино
Развитие детского художественного произведения cостоит из трех различных и четко отделенных периодов. Отдельные периоды могут длиться более года, в зависимости от типа ребенка (с точки зрения художественного произведения).
Документация:
a. Из архива - 1. Дошкольный и начальный школьный возраст
A. Спонтанное проявление маленьких детей
Играя с карандашом, ребенок старается, чтобы его слушались:
- каракули (второй и третий год ребенка);
- наблюдение за следом – связь с движением руки и следом на бумаге (точки, кружочки, группы линий);
- архетипальные знаки – крещение двух линий, круг;
- связь между каракулей и вещами вокруг – ассоциации;
- создаются иконографические знаки детства;
- создание знаков сопровождает рассказ, приключение.
Развитие детского иконографического знака можно показать на фигуре (возраст детей указан приблизительно):
- овальная древняя форма, которая, также как и солнце, изображает лицо и множество других вещей (второй и третий год жизни ребенка),
- головоногий, лицо без тела, с отчетливой мимикой (третий – четвертый год), и ноги как символ движения,
- кукла, человеческая фигура дополненная деталями (от четырех лет),
- сочетание нескольких знаков выражает взаимоотношения между человеком и окружающей средой;
Около седьмого и восьмого года у ребенка первый этап кульминирует, а некоторое время спустя наступает кризис художественного произведения.
Документация:
b. Глаза в распашку – 1. Начальный школьный возраст
- 2. Период так называемого кризиса художественного произведения.
- 3. Подрастающие ученики
B. Проблемы в развитии – кризис художественного произведения зажигает конфликт между иконографическим знаком детства и объективным наблюдением
Простая схема не соответствует действительности, а выразить действительность ребенок не умеет – он чувствует неудачу и теряет уверенность;
потеря повествовательности зависит от меры проблем в развитии:
- потеря индивидуальных черт у знаков (схематичные знаки),
- ослабление выражения,
- потеря подвижности (остолбеневшие фигуры) и т.д.
Развитие художественных способностей сопровождает внутреннее противоречие:
- развивается технологический и художественный опыт ребенка,
- одновременно возрастает также его самокритичность, потеря уверенности в себе, теряется выражение и спонтанная художественная способность;
Неспособность расправиться с кризисом опасна:
- она влияет на внутреннюю уравновешенность ребенка т.к. это первый и существенный неуспех, с которым он в жизни встретился,
- чувство возможного срыва может отрицательно повлиять на ребенка, сопровождать его всю жизнь,
- все это заканчивается тем, что он перестанет интересоваться художественной деятельностью.
Знаки подходящего так называемого кризиса художественного произведения:
- стремление к описанию реальности среди детских знаков в пока еще свободном художественном произведении,
- превосходство локальной разноцветности, опасение преувеличения разноцветности,
- потеря уверенности – линия не сплошная, рисунок выполнен осторожно, скорее всего нарисован кистью;
Проблемы кризиса художественного произведения представляют собой обычное явление в течение развития художественных способностей учеников:
Поэтому их невозможно устранить, а вместо того
- предвидеть согласно типа художественного произведения,
- перекрыть (позже мы укажем, каким образом),
- развернуть тему – участвовать в художественных рядах.
Учитель не должен требовать слишком много. Необходимо, чтобы ребенок сталкивался с минимумом проблем:
- не уделять слишком много внимания совершенству исполнения, потому как подчеркивать совершенство исполнения – творчество не должно быть под влиянием страха от неуспеха,
- не пользоваться сюжетами, где могут быть применены детские схемы - фигуры, пейзажи,
- избегать объективной студии (без приукрашений выражения) и т.д.
Приукрашение взаимно связано с детским творчеством и изобразительным искусством – она представляет любое отклонение от реальности:
- выделение одного либо двух цветов (если сделать кору ели фиолетовой или хвою синей, это будет смотреться лучше в пейзаже),
- смещение целой расцветки (личная гармония, веселые или грустные цвета, ограничение расцветки на два главных цвета),
- значительное изменение пропорций (что важно, то и будет крупным и выразительным, поэтому и привлекает внимание).
C. Постепенный переход к произведению взрослого человека
После преодоления проблем с развитием ученик медленно приближается к творчеству взрослых.
Ученики более интенсивно воспринимают свои приоритеты так, как они приходят во время созревания;
их художественное мнение становится более разграниченным, поэтому они нуждаются в свободе выбора средств высказывания и тем;
если учитель продолжает работать по проектам предыдущих лет,
то он ученикам много нового не принесет – они будут направлены на красивый результат и будут создавать безвкусицу.
Этот процесс можно назвать кризисом переходного возраста.
Ученику необходимо находиться в собственной сфере (дифференциация художественных интересов, созревание чувств, высшие умственные способности) и поэтому он работает более индивидуально, по сравнению с тем, как работал он раньше.
Индивидуальное творчество замещает совместный труд в классе:
- кто-то предпочитает интересоваться реальностью – учебное изображение, живопись и моделировка,
- другой человек исследует свое внутреннее равновесие и собственное отношение к темам жизни и человеческого существования,
- и другой ищет связи между явлениями, ему необходимо обсуждать, искать в специализированных и прочих источниках и т.д.,
- или же жаждет доказать собственные способности в области сложных художественных техник,
- рациональные ученики созревают к геометрической абстракции и дизайну и т.д.
И тогда тема обучения новая – вместо выполнения заданий самостоятельно создают проекты, ищут основные данные, изучают различные положения профессионального художественного творчества. Таким образом, они подготавливаются к собственному художественному творчеству в области любительской и профессиональной. Студенты заинтересованы, их произведение индивидуально и отличается от других. Студент сосредоточится на собственном пути, не боясь результата, и к безвкусице он не приблизится.