Открытый турнир юных изобретателей Брагинского района
На базе Иолчанской средней школы 7 апреля 2017 г. состоялся первый Открытый турнир юных изобретателей Брагинского района.
В отдаленных районах и небольших населенных пунктах вопрос вовлечения детей и подростков в техническое творчество и, в перспективе, в науку всегда был достаточно актуальным. В некоторых районах, таких, например, как Брагинский, который все еще восстанавливается после аварии на Чернобыльской АЭС, этот вопрос стоит особо остро. Поэтому активисты района выступили с инициативой организовать для ребят занимательные занятия по физике и техническому творчеству. К сожалению, среди местных жителей энтузиаста, который смог бы организовать ребят, не нашлось, но при посредничестве общественной организации «Белорусский зеленый крест» инициативу поддержали на кафедре общей физики Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, где разработали цикл занятий и направили одного из молодых сотрудников для работы с детьми Брагинского района.
Одним из важных мероприятий в разработанном цикле занятий стал Открытый турнир юных изобретателей Брагинского района, организованный в рамках инициативы «Инкубатор-инициатив-2», которая является частью проекта ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом.
В турнире приняли участие 10 команд из Брагинского и Лоевского районов. Брагинский район был представлен ребятами из деревенских школ – Иолчанской, Угловской, Малейковской, Маложинской, Микуличской и Комаринской, Лоевский – учащимися педагогического колледжа, Средней школы им. А.В. Козлова и Лоевской районной гимназии.
Согласно плану организаторов турнир проходил в три тура. Ребятам было предложено решить 9 задач (по 3 в каждом туре), благодаря которым они смогли показать уровень знаний и изобретательских способностей как команды в целом, так и отдельных ее представителей. Первый тур был теоретическим, где нужно было обосновать свое мнение о постоянном и переменном токе, ответить, почему гудит трансформатор, подумать, как можно собрать свет в узкий пучок. Второй и третий были творческими, где задания были направлены на то, чтобы ребята смогли проявить свои изобретательские способности, например, предложить свой вариант ветродвигателя или способ усовершенствования велосипедного насоса.
Ответы оценивались покомандно и индивидуально – по степени вклада каждого участника в ответ. В результате, жюри, куда вошли преподаватели кафедры общей физики Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины Александр Побияха и Игорь Яковцов, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин Черниговского областного института последипломного педагогического образования им. К. Д. Ушинского, доктор педагогических наук, профессор Андрей Давиденко, химик-исследователь из Чернигова Светлана Пирожкова, директор ОО БЗК Владимир Шевцов и учитель информатики Иолчанской средней школы Александр Сетко, определило победителей среди команд.
Во итогам турнира первое место заняла команда Лоевского педагогического колледжа, второе – Маложинской средней школы, третье – Лоевской районной гимназии. Кроме того, жюри отдельно отметило некоторых ребят, наиболее активно участвовавших в решении задач дипломами «За креативность и активное участие». Все участники турнира получили памятные призы и поощрительные подарки.
Как отметили опытные изобретатели из Гомеля, Минска и Чернигова, наиболее неудачным для ребят оказался первый тур – теоретический, что, вероятно, говорит о недостаточно хорошей базе знаний. Однако второй и третий туры показали, что у всех участников есть изобретательская жилка. Решения ребята предлагали интересные и нестандартные, хотя им не всегда хватало аргументов для обоснования своих предложений. К тому же, команды были разных возрастов, потому ребятам 8-9 классов, вероятно, могло быть сложнее решать предложенные задачи, чем ребятам 10 класса.
По мнению организаторов турнир выполнил поставленные перед ним задачи: привлечь детей и подростков района, причем, как оказалось, не только Брагинского, но и соседнего Лоевского, к изучению точных наук и изобретательской деятельности, выявить талантливых юных техников, которым было бы интересно продолжить заниматься изобретательской деятельностью. Об этом свидетельствуют вопросы со стороны некоторых участников, касавшиеся возможного следующего турнира и того, как к нему можно подготовится.
Можно надеяться, что Открытый турнир юных изобретателей станет началом регулярных турниров по техническому творчеству как в Брагинском, так и в соседних районах, и что многие ребята, принявшие в нем участие, свяжут свою судьбу с наукой и изобретательством.
Настоящая публикация была подготовлена в рамках местной инициативы «Инкубатор инициатив-2» проекта ЕС-ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь». Инициатива финансируется Европейским Союзом. Публикация не отражает официальную позицию ЕС и ПРООН