Программа «Композиция станковая» в ДХШ №2 г.Новокузнецка
Галина КОНОРЕВА (Новокузнецк, Кемеровская область, Россия)
Преподаватель ДХШ №2 г.Новокузнецка
Работает в Детской художественной школе №2 г.Новокузнцка с 1991 года. Стаж педагогической работы – 20 лет. Высшая квалификационная категория по должности «преподаватель».
Соавтор учебных программ по рисунку, живописи, станковой композиции для учащихся 1 – 4 классов, автор программы «Мир путешествий» для учащихся подготовительного отделения. Активно участвует в разработке учебно-методических комплексов по предметам рисунок, живопись, станковая композиция.
Галина Леонидовна ведет большую профориентационную подготовку учащихся. Её выпускники продолжают свое образование в средне-профессиональных и высших учебных заведениях культуры и искусства. Двое из них вернулись в стены родной школы уже в качестве преподавателей.
Ежегодно учащиеся КОНОРЕВОЙ Г.Л. становятся призерами городских, областных, региональных, всероссийских, международных выставок-конкурсов. Сама Галина Леонидовна вляется лауреатом (1 место) Областного конкурса «Лучший преподаватель художественного образования».
Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, нужно суметь раскрыть и развить их. Преподаватель действует, создавая условия для развития творческих способностей и личности ребенка с учетом уникальности и неповторимости таланта каждого. Дополнительное образование более гибко (по сравнению с общим) дает преподавателю возможность реализовать идеи вариативности в обучении, создавать специальную развивающую среду, формировать диалогические отношения между учителем и учеником, создавать ситуацию выбора и успеха для каждого ребенка.
Чрезвычайно важным учебным предметом (где любая творческая личность сталкивается с потребностью самовыражения и решает, что она хочет выразить) является «Композиция станковая», она связывает воедино и использует для воплощения идеи произведения, знания графической и живописной культуры, пластических свойств материалов, цветоведения, полученные на занятиях рисунка, живописи, истории искусства.
Предмет «Композиция станковая» призван научить обучающегося видеть взаимосвязь элементов, переходящую в гармонию целого окружающего нас мира и природы, воплощение единства и соподчиненности форм, цвета для реализации своего творческого замысла.
Теоретические основы обучения базируются на традициях реалистического и абстрактного искусства, на их лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у обучающихся изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности.
В основу программы «Композиция станковая» положен принцип: от простого к сложному, от элементарного упражнения к сложной композиции. Создана методика по формированию композиционных умений, которая включает в себя активизацию внимания, умение видеть и воспринимать художественные образы в искусстве и жизни, способствующие всестороннему развитию способностей обучающегося, расширению его образного восприятия и логического мышления. Учебный процесс осуществляется путем индивидуальных методик, постоянного участия в творческих проектах, акциях и выставках.
Знакомство с предметом начинается с основных правил, приемов и средств композиции для того, чтобы с первых занятий обучающиеся могли грамотно выполнять свои работы.
Задачи 1 класса нацелены на развитие фантазии, образного мышления, художественного видения и тонкого чувства окружающего мира. Обучающиеся осваивают картинную плоскость, учатся видеть и решать лист как единое целое, находить и выделять главное в композиции. Параллельно развивается другое важное качество – трудолюбие и любовь к искусству. Во 2 классе продолжается более углубленное изучение средств художественной выразительности, совершенствуются умения и навыки, приобретенные в 1 классе.
В 3 – 4 –х классах «Композиция станковая» максимально ориентирована на познание и отражение окружающего мира с использованием знаний воздушно-линейной перспективы, выявления объема, пространства.
К выпускному классу у обучающихся происходит накопление определенной суммы профессиональных навыков, закладываются основы планомерной, серьезной, длительной работы, приобретается умение ставить неординарную задачу и решать её на соответствующем профессиональном уровне.
РАБОТЫ ИЗ ФОНДА ШКОЛЫ
1 класс, "Дружная смейка", Волкова Елизавета, 10 лет, преп. Донягина Е.Ю. |
2 класс, "Деревенский натюрморт", Караваева Александра, 11 лет, преп. Лялькина И.М. |
2 класс, "Натюрморт", Лигачева Надежда, 9 лет, пруп.Горохова Н.Н. |
3 класс, "Город", Митрович Крист ина, 12 лет |
4 класс, "На даче", Трунова Наталья, 14 лет |
4 класс, "Встреча", Болдырева Екатери на, 14 лет, пруп.Конорева Г.Л. |
4 класс, "Осень", Ложкина Наталья,14 лет |
4 класс, "Ярмарка", Тимонина Алена, 14 лет |
4 класс, "Ритмы завода", Афанасьев Иван, 15 лет |
4 класс, "Репетиция", Бессонова Анна, 14 лет |