Педагогика художественной культуры как элемент культурной политики: проект и практика нового образовательного направления
Ростислав ШМАГАЛО (Львов, Украина)
Доктор искусствоведения, декан факультета истории и теории искусства
Львовской национальной академии искусств
Доклад на II Международной конференции художников-педагогов
"Современное художественное образование детей и молодёжи",
9-10 февраля 2011 года
Мы являемся свидетелями и участниками нового этапа всеобъемлющего культурного процесса в Украине, обозначенного инновациями во всех сферах деятельности. Он выдвигает повышенные требования к обществу, прежде всего большое количество образованных и воспитанных специалистов, способных справиться со всеми актуальными проблемами.
Искусство и художественное образование оказываются одной из активнейших сил в культуротворческих процессах. Наблюдаем постоянное стремление мирового и украинского сообщества к расширению, перестройке и совершенствованию художественного образования и системы воспитания средствами художественной культуры. Это художественно-образовательное движение имеет давнюю и богатую историю. Новое понимание заданий европейской школы было задекларировано выдающимися педагогами еще в ХІХ ст., когда искусство как выразитель творческих сил человека было призвано стать основой всего образования. Думаю, целевую аудиторию не будет надобности убеждать в аксиоматичности старых истин. Они подтверждают необходимость организованной системы междисциплинарных связей, комплексной методики и общей системы координат, для развития всех степеней образования в отрасли художественной культуры и искусства. Педагогика художественной культуры и искусства как новое направление гуманитарных знаний, должна произвести собственные принципы выучки и оригинальные концепции создания вспомогательной литературы. В украинском случае современный этап выработки новых методов художественного воспитания, в частности, находит свое выражение в научной разработке учебных предметов художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе.
Согласно концепции Государственного Стандарта общего среднего и средне специального образования, современная образовательная модель, которая реализуется Министерством образования и науки Украины, предусматривает преподавание дисциплин так называемого культуротворческого цикла в 20605 школах разных типов. С целью качественного и количественного обеспечения заданий и содержания цикла программ по искусству, художественной культуре, этике и эстетике, необходимо создать высокопрофессиональную учебно-научную базу подготовки учителей. Дисциплины цикла „Художественная и эстетичная культура” в общеобразовательных 12-летних школах составляют 490 часов, в профильных школах – 700 часов. Кроме ЛНАИ как заведения ІV уровня аккредитации, институтов, в Киеве, Ужгороде и Косове, колледжей декоративно прикладного искусства во Львове и Вижнице, в Украине действуют пятнадцать профессионально-технических (профессионально художественных) училищ, которые готовят специалистов народных ремесел да еще пятьдесят заведений, где готовят мастеров художественного ремесла по отдельным группам. Однако, обеспокоенность вызывает в первую очередь профессиональная квалификация учителей, которые стоят у истоков формирования художественно культурной выучки. Так, в отрасли школьного художественно-эстетического образования 50% учителей не имеют профессионального художественно-педагогического образования, других 50% составляют учителя биологии, истории, литературы. Они ведут несвойственный их профессии и профессиональным знаниям художественно-эстетический цикл предметов. В серьезном осмыслении нуждается и несоответственное требованиям времени сокращение количества школ художественно-эстетического направления [12].
Одним из направлений для решения проблем, которые назрели, есть открытие новой специализации „педагогика художественной культуры” на факультете истории и теории искусства ЛНАИ в 2008 г. Специалисты, сформированные в рамках этой специализации, призваны создавать и обеспечивать новую модель художественно-образовательной вертикали от средних школ к академиям [2]. Сегодня как никогда важен научный диалог разных точек зрения, теоретических и практических школ: искусствоведческих, педагогических, музейных, менеджмента искусства и других с целью формирования на базе указанной специализации нового инновационного направления учебы.
Жизненность всеукраинского проекта „Художественная культура” прямопропорционально будет зависеть от качества квалифицированных учителей, которые будут обеспечивать изучение инвариантных предметов цикла в школах, реализацию масс-медийных художественных программ, учебных культурологических проектов, и тому подобное.
В соответствии с разработанной Академией педагогических наук (АПН) Украины „Национальной доктриной развития образования Украины ХХІ века”, парадигма художественного образования в средней школе сориентирована на эстетичное воспитание, комплексное развитие культурной и интеллектуальной составных личности. Логично, что образовательные составляющие художественной культуры приобретают статус „альфы и омеги”, главных миссионеров и гарантов осуществления отмеченных заданий культурной политики. Образно говоря, „Альфой” в этом контексте выступают дошкольное эстетичное воспитание и художественное образование на уровне среднеобразовательных заведений. „Омегой” же и главной движущей силой реализации задекларированных реформ, по нашему убеждению, должны выступить национальные академии искусств, рядом с высшими учебными заведениями педагогического направления.
В идеологиях как художественного, так и педагогического образования на протяжении второй половины ХХ ст. сформировался стойкий стереотип, что педагогов от искусства для среднего образования должны готовить в ВУЗЕ педагогического профиля. В свою очередь, специалистов академий искусств нередко обнимает амбициозная миссия „посвященных” в „высшие” задания искусства и тайны творчества, задания, что не должны опускаться к проблемам школьных уровней художественного образования. Третьим тормозным фактором структурных изменений является стереотип отождествления количества специальностей и направлений подготовки в академиях искусств с исторически сформированными отраслями и видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Об инновационных направлениях подготовки, соответствующих к запросам современной культурной политики говорится мало через объективную инертность „классической” академической системы учебы постсоветского времени.
Для того, чтобы объективно оценить организационные формы и возможности подготовки педагогов в сфере художественной культуры в современной Украине, в первую очередь необходимо проанализировать выводы ведущих представителей педагогической науки. Ведь именно они реально отображают вклад и возможности педагогических учебных заведений в развитие системы формирования учителей художественной и эстетичной культуры. О несоответствии устоявшейся системы подготовки заявляют на всех уровнях и ведущие специалисты АПН Украины и ведущие учителя-педагоги. В целом, состояние внедрения разнообразных образовательных технологий в практику художественного образования признается как неудовлетворительное [1, 4].
Следовательно, вопросы поставлены, проблемы определены, но кто и как должен их решать? Какой выход из ситуации, которая сложилась? Перед тем, как его очертить, следует детальнее проанализировать содержание и задание программ из художественной культуры, которые введены в соответствии с государственным стандартом на протяжении 2005-2009 р.р. в школах как общеобязательные. Разработка учебных программ „Художественная культура” осуществлялась как для общеобразовательных учебных заведений художественно-эстетического направления, так и для общественно гуманитарного. Цель изучения художественной культуры в школе заключается в личностном художественно-эстетическом развитии учеников, формировании мировоззрения в сфере художественной культуры, воспитании потребности в художественно творческой самореализации и духовном самоусовершенствовании в процессе овладения ценностями украинского и зарубежного культурно-художественного наследия.
Для новой школьной программы является характерной многомерность художественно-эстетических заданий и их решения в пластически образном аспекте. Каждый семестровый раздел имеет тематические блоки, которые последовательно решают теоретические и практические художественно пластичные и психологические задания изобразительного искусства. Это, в частности такие блоки тем, как „Художественный образ”, „Виды и жанры искусства”, „Загадки древнего искусства”, „Палитра художественных направлений и стилей”, „Искусство в культуре современности” (5-8 классы). Программа из художественной культуры 9-11 классов охватывает эстетику, зарубежную и украинскую художественную культуру [4, 5]
Важно, что концептуальные принципы и структура программ, их цель, задание и содержание, в целом приближаются (в сокращенном объеме) к содержанию подготовки студентов-искусствоведов, культурологов и менеджеров искусства Львовской национальной академии искусств (ЛНАИ). Таким образом, адаптация академического проекта специальности „педагогика художественной культуры” (www.іtmlnam.at.ua) относительно потребностей уровня общеобразовательных заведений не нуждалась в значительных интеллектуальных и методологических усилиях. Конечно, что формирование академических учебных курсов на принципах целостности и системности, охватывает более широкий круг профессиональных компетенций, чем круг заданий будущих педагогов художественной культуры среднего образования. Потенциал специальности включает потребности в специалистах и методистах для художественных школ, колледжей, художественно профессиональных училищ и ВУЗов с учетом возрастных особенностей формирования художественной культуры личности. Квалификацию педагога из сферы художественной культуры следует сформировать, четко различая три главных составных: профессионально художественную подготовку, культурологическую и подготовку педагогическую, интегрированную в художественную специфику.
Не вызывает сомнений, что две первые составные такой подготовки в стенах ЛНАИ уже нашли надлежащую почву.
Проект помогает снять искусственную оппозицию между развитием двух отраслей, выкристаллизовать производительную методику многоуровневого полихудожественного образования. Синхронизация между составляющими профессионального искусства, искусства педагогики и знаний из сферы художественной культуры формирует качественно новое образовательное направление. Это объективно верный путь для заполнения огромного вакуума в нынешнем образовательном пространстве. Когда и как состоялся разрыв между академиями искусств и педагогикой, красноречиво свидетельствует история художественного образования. Напомним, что статус „педагога-художника” получали не все, даже самые талантливые, профессиональные художники. Они предварительно должны были пройти соответствующую подготовку.
В интересах создания новых перспективных моделей художественной педагогики можно прибавить целый ряд аргументов из отечественной истории. Сегодня немногим известно, что в 1924 г. в Киевском художественном институте был создан художественно-педагогический факультет и Всеукраинский методологический семинар для учителей изобразительного искусства разных образовательных уровней. Академик Федор Шмидт рекомендовал создать аналогичные факультеты во всех художественных институтах (Киев, Харьков, Одесса). Внедрение осуществлялось с целью обеспечить внутреннюю связь между художниками разных специальностей для подготовки педагогов-художников-енциклопедистов [6, 27]. Такое сотрудничество разных отраслей и уровней художественной выучки в Украине было синхронным с идеями синкретизма в тогдашнем искусстве Западной Европы, в частности с программой Веймарского Баугауза (1919).
ЛНАИ должна приблизиться к профессиональной среде не только колледжей, но и среднего образования, детских художественных школ и малых академий искусств. Из этих „малых” учебных заведений, с детства, вырастает и будущее профессиональное искусство и уровень национальной культуры в целом. Следует отбросить заскорузлые стереотипы и сомнения относительно целесообразности педагогики как равноценной составной подготовки в синтезе с направлениями искусства и культуры в академии искусств. Адекватно наполненные профессионализмом звенья такого синтеза создали бы благоприятную почву для теории и практики художественной культуры. Что даст появление специалистов нового типа? Применить свой опыт и подготовку на всех уровнях – от дошкольного художественного воспитания, до обучения художественной культуре в школах, колледжах и академиях искусств. Такие специалисты получат целостное виденье специфики влияния культуры и искусства на человека любого возраста, понимания, как искусство последовательно творит мир человека.
Сверхзаданием художественного образования должно стать объединение всех сил и уровней в единственный опыт, причем с четким пониманием того, что синтез в искусстве не является сплавом. Моделирование такой художественно-педагогической целостности, координация уровней, межотраслевых связей, может быть эффективной при сохранении автономии систем обучения и в то же время при формировании новых направлений и уровней. Базовыми для методологии интеграции должны оставаться фундаментальное профессиональное искусство и педагогика, их ценностные ориентиры, творческие и методические подходы.
Предложенная факультетом истории и теории искусства ЛНАИ программа пока еще действует в рамках специализации „Педагогика искусства” образовательно-квалификационного уровня „Бакалавр” и рассчитана на студентов – выпускников средних школ, на переквалификацию тех, что уже получили высшее образование в направлениях подготовки „Педагогика”, „Искусство”, „Культура”, и других. Учебно-научный комплекс факультета ИТИ в сотрудничестве со специализированными кафедрами (академической живописи и рисунка) мог бы реализовать стратегию развития новой кафедры и направления „Педагогики художественной культуры” в структуре будущего Института искусствоведения ЛНАИ.
Учебный план подготовки может варьироваться на принципах взаимопризнания и мобильности форм полученных предварительно знаний. Цель учебы – заполнить большой недостаток учителей и преподавателей для средних, средних специальных учебных заведений и ВУЗов с общими знаниями и более специфическими компетенциями, подготовить эстетично чувствительных и педагогически мудрых специалистов. Студенты, которые закончат эту программу, смогут успешно работать в разных отраслях художественно-образовательной и культурной сферы, положительно влиять на форму и результаты государственной культурной политики. Выпускники „Педагогики искусства” будут обеспечивать творческое партнерство между разными уровнями образования – от средней к академиям искусств. Программа предусматривает налаживание сотрудничества между разными секторами, уровнями и формами образования, может варьироваться в соответствии с уровнем знаний и направленности интересов студентов.
Художественно педагогическая интеграция существенно обогатится, если к ней приобщить достижение инновационной и экспериментальной художественной педагогики ХХ ст. Ведь современный дискурс в области теории искусства все чаще строится на новых методах, без четко определенных моделей или идеологических линий. Устоявшиеся методологические принципы поддаются трансформациям. Поиск и внедрение новых художественно-образовательных технологий должен нормироваться лишь с сохранением лица школы. В его неповторимости – сила искусства. Для решения этих проблем одну из главных ролей должны сыграть новые учебники и пособия.
Целевая аудитория понимает потребность создания национальной библиотеки специальной литературы из теории и практики художественно-культурной сферы. И здесь не может быть единственной точки зрения на решение отмеченных задач. Ведь отсутствие удельной массы качественных учебников ставит в тяжелые условия процесс реализации курса „художественная культура”. У нас появилось слишком много методических изданий, что и как следует учить и как моделировать учебники, и слишком мало собственно последних. В отличие от многих европейских стран система организации художественного образования в Украине позволяет придерживаться единственных критериев качества, поскольку требования учебных планов и программ обеспечивают целостный подход к профессиональной подготовке педагогов художественной культуры. Относительно критериев оценки учебников и пособий, которые рекомендуются к печати или уже вышли в свет, то здесь наилучшим „фильтром” и судьей выступает сама педагогическая практика. Но слишком дорогой ценой может обернуться для общества некачественная литература, которая призвана учить или помогать восприятию тонких материй культуры и искусства.
Теоретико-методические изыскания в отрасли преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла часто оперируют „высокими” абстрактными положениями, одновременно отрывая учебный процесс от творческой практики и опыта эстетического восприятия искусства. Учебники и программы не всегда привлекают учеников к воссозданию национальных признаков искусства в собственной творческой деятельности. Прослеживаются также негармоничные диспропорции между подачей знаний из теории и истории отдельных видов и жанров искусства, между прививанием критически оценивающего опыта и личной творческой деятельности. Очевидно, что некоторые учебники, пренебрегая ссылками на мир современного свободного творчества, безнадежно отстают от своего времени. Становление новой системы предметов художественно-эстетического цикла требует преодоления этих стойких клише путем инновационных методик.
Учебники и пособия должны стимулировать учеников к стремлению понимать и эмоционально чувствовать произведения искусства современного и исторического, с ударением на эстетическую связь с той культурой, что их родила. Как пробудить и поддерживать заинтересованность творчеством? Сегодня в мире действует большое количество художественно-образовательных и музейных программ, которые охватывают традиционные виды творческой деятельности рядом с применением новых цифровых технологий, видеоклипов, презентаций в Power Point, Photoshop, фототекстур на ткани, манипуляций с фотоколлажами и самыми разнообразными коллекциями. Все эти методы применяются под знаком непосредственного внимания к интересам самой молодежи. Эксперименты с новейшими техническими средствами порождают сильный эмоциональный заряд для создания полностью новых визуальных объектов, музыкально слуховых или сценографических образов. Идея таких экспериментов призвана провоцировать эстетический бунт, использовать как личные, так и коллективные, формы творчества, сотрудничество над созданием совместного произведения, расширять сферу творческих навыков, подчеркивать творческий язык. Таким образом, уже в начальной школе стимулируются дискуссии об эстетических вкусах. Представим себе, что подобные творческие и методические подходы будут использоваться при моделировании учебников. Убежден, что начальное и в целом многоуровневое художественное образование от этого не обеднеет.
Среди самых распространенных недостатков современных учебников наблюдаем сомнительную ценность иллюстративного материала с точки зрения методики (искажение колорита репродукций, отсутствие эстетической логики в отборе образцов произведений и имен художников; бессистемность изложения текстов, терминологическая несогласованность, избыточная абстрагированность). Нормативность подачи текста творческих заданий и критериев оценивания учебников из художественной культуры никоим образом не может уподобляться к учебникам из точных наук (математики или химии), ведь пути творчества неисповедимы.
Уроки художественной культуры в ХХІ веке могут стать тем новым дискурсивным полем, которое воспринимает новейшее мировое искусство и такое же новейшее искусство может породить. Глобализационных веяний времени при этом не избежать, но у нас, за выражением Леся Курбаса, должно быть достаточно культуры, чтобы не размениваться на моду. Лишь сильная национальная традиция поможет привить сознательный иммунитет от всеядности лавины медиапродукции и „китча”, произвести потребность общаться с истинным искусством и сформировать эстетические вкусы.
Специалистами ЛНАИ уже создан ряд программ, пособий и учебники для теоретического и обеспечения методологического функционирования нового образовательного направления [8 - 11]. Исходя из очевидной и острой потребности новой системы подготовки, считаем оптимально эффективным внедрение нового направления «Педагогика художественной культуры» в академиях искусств Киева, Харькова, Львова и в ВУЗах художественно-педагогического направления.
ЛИТЕРАТУРА:
- Коновець С. Підготовка вчителя образотворчого мистецтва [Навчально-методичний посібник]. – Рівне, 2002. – 76 с.
- Мельничук С. Теорія і практика формування естетичної культури майбутніх вчителів (історико-педагогічний аспект). – Кіровоград, 2006. – 248 с.
- Мистецтво у розвитку особистості: Монографія / За ред., передмова та післямова Н.Г. Ничкало. – Чернівці: Зелена Буковина, 2006. – 224 с.
- Художньо-естетичний цикл. Програми для загальноосвітніх навчальних закладів. 5-11 класи. / Відп. з вип. О.В. Корнілова. – Київ: „Ірпінь”, 2005. – 233 с.
- Шмагало Р.Т. Мистецька освіта в Україні середини ХІХ – середини ХХ ст.: структурування, методологія, художні позиції”. – Львів: Українські технології, 2005. – 528 с.: 742 іл.
- Матеріяли всеукраїнської конференції художньої освіти (26 червня – 1 липня 1926). – Харків: Держ. вид. України, 1927. – 84 с.
- Художня культура: Навчальний посібник для вчителів ЗНЗ. Матеріали для проведення уроків предмета “Художня культура”. 9 клас. – Львів: “ВД Артклас”, 2009. – іл.
- Печенюк Т. Живопис. Основи кольорознавства. Навчальний посібник “Художня культура” для учнів старшого шкільного віку, вчителів ЗНЗ, та студентів художніх ВНЗ. Ч. 5 – Львів: “ВД Артклас”, 2009 – 88 с.
- Всеукраїнський освітньо-мистецький посібник “Художня культура” 1/2 Львів: “ВД Артклас”. – 2009. – 65 с.
- Художня культура України: посібник-хрестоматія (образотворче мистецтво від найдавніших часів до XVIII ст.) для вчителів ЗНЗ та студентів ВНЗ. Ч. 1. – Львів: “ВД Артклас”, 2010 – 168 с.
- Художня культура України: посібник-хрестоматія (театральне, музичне та мистецтво кіно України) для вчителів ЗНЗ та студентів ВНЗ. Ч. 3. - Львів: “ВД Артклас”, 2010 – 128 с.
- За матеріалами міжобласної наради в МОН України «Сучасна художньо-естетична освіта: реалії і перспективи» від 31.03.2009 р. [Аудіозапис ].