Примеры школьных садов в разных частях мира

Дети учатся на практике
Sligoville, фермерское сообщество, стало первой свободной деревней на Ямайке после отмены рабства. Школа для всех возрастов считалась «наиболее экологически осознанной» на Ямайке. Директор выступала за разбивку сада, так как была убеждена, что дети учатся на практике. Дети получают навыки, которые они могут использовать на практике, учителя находят новые способы обучения, и все вкусно и полезно питаются. Большая часть персонала – это опытные садовники, а также активная ассоциация родителей и учителей принимает участие в уходе за садом.

У каждого класса есть свой небольшой участок, где дети выращивают несколько культур, например, морковь, кукурузу и тимьян. Дети постарше ухаживают за акром земли со всевозможными овощами, а также бананами и деревьями какао. Также в школе ухаживают за животными: курами, кроликами и козами. Сам сад является полностью органическим. Дети употребляют в пищу продукты с сада и даже приносят некоторую часть урожая домой; часть урожая готовится дома, а часть ребята продают сообществу. Каждый год разрабатывается междисциплинарный проект, который фокусируется на одной культуре. Например, как-то они исследовали кукурузу, выращивали разные сорта, сочиняли песни, стихи и делали поделки. Их книга “Corn in the Classroom” («Кукуруза в классе») была переведена на 84 языка и даже транслировалась по радио (C. Power, personal communication, 2003; Bruce, 1998).

Сироты, больные СПИДом, сами себя содержат
На севере Замбии в поселке Манса Церковь адвентистов седьмого дня открыла небольшой приют для больных СПИДом, сирот при поддержке Ротари-клуба и правительства Замбии. Для обеспечения детского питания они отвели полгектара под сад, где дети работали под наблюдением квалифицированного садовника-волонтера.

Небольшой грант от ФАО покрыл расходы на семена, инструменты и ирригационную систему. Теперь под неусыпной заботой детей сад процветает. Там растут баклажаны, горох, кукуруза, перец, соевые бобы, сладкий картофель, помидоры. В приюте построена также небольшая птицеферма, где дети выращивают цыплят. «Дети сами обеспечивают себе овощами, кукурузой и мясом птицы», отмечает Karel Callens, специалист ФАО по питанию. «Дети выращивают столько овощей, что излишки продают на рынке, а вырученные деньги вкладывают в развитие сада». Дети также учатся работать в команде и узнают о ноухау сельского хозяйства. Данные навыки помогут им в течение всей жизни.Karel Callens говорит «В данном случае мы видим большую отдачу от небольших инвестиций». (FAO Telefood, 2004a)

Благодаря школьным садам знания и навыки передаются в дома учащихся
В Trincomalee на Шри-Ланка отсутствие продовольственной стабильности являлось серьезной проблемой после гражданских волнений и войны. Тогда были сформированы сельскохозяйственные клубы в школах, состоящих из восьми студентов и преподавателя. Министерство сельского хозяйства координировало базовое сельскохозяйственное обучение. На территории школы построили теплицы и заложили школьные сады, а теперь овощные семена продаются населению.

Знания и практика передаются из дома в дом: ученики выращивают саженцы у себя дома и рассказывают о том, как правильно за ними ухаживать, друзьям и семье. Ребята считают, что они получили знания, практические навыки и возможности для самозанятости. (Wanasinghe, 2003)

Разнообразие видов деятельности, разнообразие форм обучения
Школа Manorbier, расположенная в Уэльсе, Великобритания, находится в отсталом регионе с высоким уровнем безработицы. Несмотря на то, что она расположена в сельской местности, для многих детей это был первый самостоятельный опыт выращивания растений. В школьном саду можно найти травы, цветы, игровую площадку, большую яблоню. Там растут фасоль, помидоры, подсолнечник и лук-порей (Уэльский государственный символ). К школьному саду примыкает небольшой лес и пруд для изучения дикой природы.

Всей школой была создана галечная мозаика на входе в школу, с определенным участком для каждого класса. Идея заключается в том, что сад принадлежит детям, и именно они должны ухаживать за ним. Каждую неделю выбирают волонтеров, которые ухаживают за садом. Каждый класс отвечает за определенный участок - например, дошкольники ухаживают за цветами, ученики старших классов –за прудом. Клуб сада собирается раз в неделю после окончания занятий. Сад является площадкой для проведения практических опытов в области биологии, математики, литературы и искусства. (J. Greenhouse and L. Carr, personal communication 2003).

Сад во дворе школы
Сад во дворе школы - это проект, инициированный программой Transition Towns România. Проект охватывает различные дисциплины и предназначен для внешкольной программы, в ходе которой дети активно познают природу и ее дары. Проект был реализован в сотрудничестве с бухарестской школой им. Фердинанда I, которая теперь может похвастаться первым садом в школьном дворе.

В школьном саду садовники в возрасте от 8 до 12 лет выращивают 25 сортов культурных растений. Дети учатся ухаживать за растениями, как их сочетать друг с другом, что научит их ценить традиционные культуры, и особенно они познают вкус здоровой пищи и радость совместного труда рядом с друзьями и коллегами.

Их деятельность и добровольная инициатива волонтеров привлекли к себе внимание средств массовой информации, Mediafax опубликовала статью, в которой подробно рассказала о саде во дворе школы.

В настоящее время, этот проект относится к внеклассной работе. Но хотелось бы, чтобы в будущем, по мере того как все больше школ присоединятся к нему, родители и педагоги осознали его значимость. Слишком много городской детской детворы никогда не видели, как выходит из яйца цыпленок, никогда не собирали своими маленькими ручками помидоры, никогда не залезали на дерево. Дети отчуждены от природы. И нет никакой необходимости в занятиях. Достаточно посмотреть, как изумленно смотрят городские дети на все, что их окружает, при посещении фермы. Достаточно услышать ребенка, который изумленно спрашивает: “Что, у коров есть рога?" – чтобы чувствовать к нему жалость. Больше бы таких инициатив! (http://www.modelandviitorul.blogspot.ro/2013/05/gradina-din-curtea-scolii.html).

Первые школьные сады в Российской империи
В России один из первых садов был организован в 80-е годы 18 века при Петербургском шляхетском корпусе. С целью ознакомления кадетов в нем выращивали лекарственные и культурные растения, среди последних – большое количество овощей. Для дынь и арбузов устрвивали парники. Сад был создан также в Царскосельском лицее. За лицеистами закреплялись индивидуальные грядки, на которых они выращивали различные растения.

Когда в начальных школах было введено естествознание, передовые учителя понимали, что для его изучения необходимы школьные участки. Но они не были узаконены и поэтому до 60-х годов 19 века школьные сады были созданы отдельными энтузиастами при некоторых учебных заведениях.

После отмены крепостного права (1861) развитие сельского хозяйства России стало зависеть от крестьянских хозяйств, а крестьяне оставались неграмотными. Чтобы поднять их культуру, надо было увеличить число сельских народных школ и через них влиять на улучшение сельскохозяйственного производства. В то время сельских учителей готовили семинарии. В них ввели преподавание сельского хозяйства и начали организовывать сельскохозяйственные участки для практики учащихся. С начала 60-х годов 19 века лучшие педагоги ратовали за организацию школьных садов в учебных целях. Состоявшиеся в 1861 и 1862 годах съезды естествоиспытателей и учителей имели большое значение для улучшения образования в России. На первом съезде было определено значение естествознания, на втором – обсуждались вопросы о наглядности обучения – было рекомендовано широко использовать живые объекты, иметь в школах гербарий, аквариум, садик.

В 1864 году был принят устав о школьных участках. Министерством народного образования ставился вопрос о выделении народным школам земельных участков. Предполагалось выращивание на них сельскохозяйственных культур соединить с учебными и экономическими выгодами. А. Я. Герд посадил сад в колонии для малолетних преступников и использовал его в воспитательных целях.

В 1882 году Н. П. Животовский организовал школьный сад при Белевском реальном училище и позднее при педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге для проведения экскурсий городскими школами.

В 1890 году состоялся первый съезд по техническому и профессиональному образованию, на котором обсуждался вопрос о необходимости сельскохозяйственного образования для крестьян. В принятой резолюции отмечалась полезная роль народных школ в деле распространения сельскохозяйственных знаний. После съезда народным школам стали выделять землю для организации на ней садов и огородов. Они вводились и в городских школах. Второй съезд, состоявшийся в 1895 году, признал полезным создание садов при народных школах. Сады должны использоваться для занятий с учащимися по естествознанию, для обучения их простым опытам, наблюдениям за растениями.

Школьные сады в СССР и постсоветских государствах
В 1918 г. были опубликованы «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение о единой трудовой школе». «Основные принципы», более известные среди педагогической общественности под названием «Декларация о единой трудовой школе», требовали учета интересов учащихся, возбуждения их активности и самодеятельности, развития детского творчества, тесной связи школы с жизнью, рекомендовались производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе. В «Декларации» указывалось на огромную воспитательную роль физического труда, назывались разнообразные виды ремесленного труда, которым должны овладеть школьники I ступени обучения. В старших классах школы рекомендовалось вводить производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве. Многим городским и сельским школам были отведены пришкольные участки, которые обрабатывались силами учащихся; получаемые продукты шли на школьные завтраки. На пришкольных участках школьники непосредственно изучают жизнь природы, ставят интересные биологические и ботанические опыты.

К середине 20 века в СССР практически в каждой школе – начальной, базовой или средней были созданы пришкольные учебно-опытные участки. Минимальные размеры учебно-опытных участков, которые находятся в городской местности – 0,05 га. В средней общеобразовательной школе, которые находятся в сельской местности – 0,25 га, в школах- интернатах всех типов в городской местности – 0,1 га, в школах интернатах всех типов в сельской местности – 2 га.

На учебно-опытном участке школ организуются отделы: полевых, овощных и плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, коллекционный, зоолого-животноводческий, начальных классов. В состав участка входят защищенный грунт, "зеленый класс", подсобное помещение, географическая площадка. На учебно-опытном участке могут создаваться и другие отделы: производственный,

дендрологический. Площадь участка определяется руководством школы с учетом местных условий и количества учащихся, привлекаемых к работе. Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание растений и животных, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. В сельских школах, в которых организованы ученические производственные бригады, тематика наблюдений и опытов должна учитывать направление научно-исследовательской, опытнической работы УПБ. (Из приказа минпроса рсфср от 02.06.1986 n. 140 о положении об учебно-опытном участке общеобразовательной школы).

 В настоящее время не многие школы сохранили свои пришкольные участки-огороды. В полном объёме они функционируют, пожалуй, лишь в сельских школах.

Островок благополучия и экологического равновесия
Мы пытаемся сотворить небольшой островок благополучия и экологического равновесия на территории нашей маленькой, но уютной начальной школы № 3 города Шуя Ивановской области. Наш сад позволяет человеку насладиться красотой природы, почувствовать яркость и неповторимость красок лета, полюбоваться на волшебные композиции, в центре которых торжествуют цветы, сменяя друг друга на почетном посту с мая по октябрь, подивиться выдумкой, фантазией работников школы, открыть в себе самые добрые чувства, ощутить волшебником и чародеем на маленьком островке, где мысль парит, душа поет, где добро и любовь побеждает зло и ненависть. (Е.И.Пермякова Рекомендации по организации и оформлению пришкольного участка. http://www.openclass.ru/node/361530)

Социально значимый проект «Урожайные грядки»
Задачи, стоящие перед вечерней школой сегодня таковы, чтобы из ее стен выходили адаптированные, востребованные, адекватно реагирующие на изменения в жизни общества люди. Овощеводство – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства, так как овощи имеют огромное значение в питании человека. В связи с тем, что школа расположена в сельском районе, предполагается обучить учащихся выращиванию овощей, что в дальнейшем позволить им вести самостоятельное овощеводческое хозяйство.

Ежегодно ко Дню пожилого человека педагоги школы и обучающиеся собирали овощи для формирования овощных наборов для ветеранов педагогического труда школы. Члены комитета ученического самоуправления предложили выращивать овощи на пришкольном участке, для того чтобы в дальнейшем подарить их ветеранам труда школы.

Новизна проекта заключается в благоустройстве пришкольного участка, разработке школьного огорода для долговременного развития школы как центра подготовки обучающихся к самостоятельной жизни. Так как в наше время рынок заполнен продуктами питания, но цены на них в течение всего года высоки наша задача заключается в выращивании дешевых и экологически чистых овощей для ветеранов педагогического труда школы. (О.А. Дружинина Муниципального вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения «Тяжинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Тяжинского района Кемеровской области. http://yandex.by/yandsearch?text)

Из книги "Закладка и уход за садом. Руководство для учителей и родителей"

Тэги: