ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН САД? Цели и принципы

Цели

  • Переоценить принципы и приоритеты
  • Поставить цели
  • Выбрать миссию

Навыки выживания


«Сады приносят большую пользу, так как они учат детей навыкам выживания» (S. Ncube, personal communication,2004)


Школьные сады могут иметь различное предназначение и рассматриваться с разных сторон как с практической, так и с образовательной. Таблица ниже четко отделяет «практические» цели от «образовательных». А какие цели приоритетны для вас?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Практические цели школы:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Дети учатся:

САДОВОДСТВО

заложить успешный, устойчивый сад, используя органические методы

 

как безопасно выращивать культуры и ухаживать за садом

 

наслаждаться садоводством и положительно относится к сельскому хозяйству

 

показать модель смешанного огорода местному населению

 

обсуждать с семьями и местным населением  методы и приемы  садоводства

 

ПИТАНИЕ

выращивать продукты для школы

 

как выращивать полезные культуры для собственного потребления

 

улучшить рацион питания детей

 

как улучшить рацион питания и готовить полезные блюда

 

улучшить привычки питания детей

 

понимать важность здорового питания и менять свои пищевые привычки

 

МАРКЕТИНГ

продавать выращенную продукцию для получения дохода для школы

 

бизнес навыкам и предпринимательству

 

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

облагородить окружающую среду школы (трава/деревья/тропинки/цветы и т.д.)

 

уважению и заботе об окружающей среде школы

 

собирать дождевую воду, способствовать появлению полезных насекомых,  предотвращать эрозию почвы и т.д.

 

экологической осознанности, уважению к природе, управлению природными ресурсами

 

 ШКОЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

укрепить некоторые области знаний детей (например, физика, биология, домоводство)

 

конкретным предметам благодаря практическому опыту

 

НАВЫКИ ДЛЯ ЖИЗНИ

помочь детям приобрести знания и навыки , позволяющие выживать в трудных  жизненных ситуациях

 

как правильно делать планы, принимать решения, сотрудничать, брать ответственность, объяснять и убеждать и т.д.

 

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

объединить школу, детей, семьи и все местное население  общей целью

 

умению общаться со взрослыми в разных ситуациях и иметь представление о методах садоводства, принятых в конкретном сообществе

 

Благодаря садам школа получает прибыль и полезные  продукты, а дети учатся маркетингу, естествознанию и работе в команде

Школа Nebiri находится в заповеднике в долине Замбези в Зимбабве. В саду растут манговые деревья, папайя, лимонные деревья и грядки с помидорами, капустой и другими овощами. Благодаря небольшому гранту было решено купить электрический забор на солнечных батареях, чтобы отпугивать местных животных (хотя это не особо удерживает обезьян). Дети приносят навоз слонов и буйволов для компостной кучи.


На вырученные от продаж деньги школа закупает канцелярские принадлежности и оборудование: продукцию продают на местном рынке и семьям за полцены. Старшие ученики продают продукты и ведут бухгалтерский учет. Ответственный учитель набирает «команду сада», которая состоит из четырех учеников и меняется каждый месяц. Учителя используют сад как ресурс для изучения математики, биологии и экологии.

(S. Ncube and L. Chinanzvavana, personal communication, 2004)


A. УРОКИ, ВЫНЕСЕННЫЕ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Ваши цели могут меняться с течением времени. Однако важно, чтобы они:

  • были реалистичными;
  • соблюдали баланс между образованием и производством;
  • затрагивали всех членов сообщества (например, детей, семьи, учителей, персонал школы, школьную службу питания);
  • были согласованы главными участниками;
  • уважали и защищали права ребенка.

Уроки, вынесенные из опыта:

Обычно поставленные цели успешны, если они представляют собой интересы людей. Избегайте навязывания целей. Узнайте, чего хотят люди и сформулируйте цели, основанные на их желаниях.

Дети должны получать ощутимую пользу от сада, и это должно быть видно всем членам сообщества. Дети должны кушать свежие овощи и фрукты; школа будет получать доход, а образование останется приоритетом.

Школьные сады должны улучшать здоровье детей на практике.

  • школьники будут получать питательные и полезные фрукты и овощи, которых не хватает в рационе;
  • ребята узнают, как выращивать, готовить и употреблять в пищу различные культуры;
  • работа ребят будет мотивировать их семьи закладывать свои собственные сады;
  • дети поймут, что значит здоровое  питание;
  • дети полюбят полезную домашнюю еду;
  • дети увидят взаимосвязь между тем, что они выращивают, едят и как они себя при этом чувствуют.

Школьные сады могут внести/добавить пищевую ценность и разнообразить рацион питания школьников, но они не могут накормить всю школу! Для того, чтобы выращивать продукты для всей  школы, детям придется работать очень долго. И это не является ни этическим, ни образовательным подходом, и очевидно, что не будет восприниматься положительно ни школьниками, ни родителями.

Школы-интернаты или пансионы , как правило, могут выращивать большое количество продуктов, чем обычные. Некоторые учреждения образования, например, сельскохозяйственные колледжи практически полностью обеспечивают себя продуктами.

Дети испытывают гордость за школу. Наиболее успешные проекты школьного сада вызывают гордость за школу и за ее территорию, а также за школьный сад.

У школьного сада много функций. Он важен как для школы, так и для общества. Он должен быть местом где:

  • хорошо учиться,  работать, играть;
  • можно выполнять много проектов: изучать насекомых, наблюдать за развитием растений, измерять количество атмосферных осадков;
  • люди встречаются друг с другом: волонтеры, родители, дети, школьные учителя;
  • проходят различные мероприятия: продажа кулинарных изделий, постановка спектаклей, проведение выставок или ярмарок выращенных продуктов;
  • выполненная работа освещается: фотографии, рисунки, карты, счета
  • все учатся, включая посетителей и учителей.

Просто зарабатывать деньги для школы недостаточно! Зарабатывание средств- это может быть важная функция сада, но она не должна перекрывать образовательные цели. Продажа урожая также должна рассматриваться с образовательного ракурса.

Будьте готовы к тому, что некоторая часть местного наседения будет относиться к саду отрицательно. Сельское хозяйство и садоводство в качестве сфер занятости долгое время имели низкий статус. Вполне возможно, что всем сотрудникам нужно будет постараться, чтобы изменить данное отношение; стоит начать это с обсуждения восприятия сада и ценностей.

Попытайтесь связать работу в саду с учебными достижениями: не «выбрасывайте» чтение или написание сочинений из вашей программы!

Использование сада в образовательных целях зависит от ситуации. Насколько школьный сад может быть интегрирован в учебный процесс? Это зависит от изучаемых предметов (например, природоведение, биология, основы предпринимательства, домоводство) и от того, насколько учителя могут сами ставить учебные задачи и т.д. Конечно, некоторые учителя могут независимо использовать сад для закрепления изучаемого предмета.

«Образовывать местное население» нужно осторожно

Школа должна быть уверена, что она знает достаточно для того, чтобы образовывать местное население, и что люди готовы учиться. Но в первую очередь необходимо давать советы местным жителям, а не поучать их, например, учителя могут способствовать тому, чтобы дети делились опытом дома, приглашать семьи в сад, делиться саженцами.

Школы также могут учиться у местных жителей и делать на этом акцент.

Б. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ

В первую очередь данное руководство делает акцент на практических занятиях и широком понимании концепции школьного сада. По нашему мнению, главная цель сада – это привить полезные и здоровые привычки питания детям, а также способствовать эффективному обучению. Не стоит рассматривать сад как источник дохода, или только как источник получения экологически чистых продуктов питания.

Приоритеты руководства:

  • садоводство нужно для здорового  питания и формирования полезных привычек в питании;
  • садоводство и продажа продуктов с целью образования;
  • облагораживание окружающей среды школы;
  • вовлечение семьи и всего местного населения;
  • использование органического подхода;
  • развитие жизненно необходимых навыков.

Мы думаем, что также важно…

1. Школьные сады полезны для здоровья и образования детей.

Сбалансированное питание играет важную роль в процессе образования. Дети, которые не получают полноценного питания, часто не растут и плохо учатся. Такие дети часто болеют, пропускают занятия и даже могут рано уйти из школы. Также у них меньше шансов найти хорошую работу.

Школьные сады закладывают не просто для выращивания продуктов, но и для улучшения привычек питания. Школьные сады могут значительно удешевить питание школьников и улучшить их рацион качественными, экологически чистыми продуктами. Благодаря саду у детей появляется возможность употреблять местные  фрукты и овощи, богатые витаминами и минералами, что имеет большое значение для роста и развития детского организма. Также можно пополнить школьное овощехранилище овощами и фруктами на зимний период, когда их неваозможно собирать непосредственно с грядок..

Но дети должны не просто лучше питаться, они должны знать, как и зачем это делать. Ваша школа является тем местом, где они могут узнать все необходимое о здоровом питании. Весь процесс обучения происходит в тесном сотрудничестве с семьями (которые в первую очередь отвечают за питание детей). Когда школа таким образом относится к питанию, то у детей формируются здоровые привычки. Школа может обеспечивать хорошую санитарию или даже проводить мероприятия по охране здоровья такие как дегельминтизация и витаминизация. Школьный сад поможет закрепить это понимание, так как дети будут учиться выращивать культуры, собирать урожай, хранить и обрабатывать его.

2. Школьные сады можно использовать в образовательных целях

Школьные сады благотворно влияют на процесс обучения: они очень практичны, и дети видят результаты своих решений и действий.

Обучение навыкам садоводства не только улучшает здоровье, но и обеспечивает жизнеустойчивость и     самодостаточность. В школах, где учатся много сирот, можно обучить детей тем сельскохозяйственным навыкам, которые им больше не могут передать родители, а также привить основополагающие жизненные ценности.

В саду можно получить практические навыки по выращиванию плодовых, ягодных и овощных растений. Кроме того сад – это  живая лаборатория для изучения окружающей средыШкольный сад-это удивительное место, где можно увидеть много невероятного и сделать собственные открытия. «Образовательным садоводством» можно заниматься в течение всего учебного года, оно представляет огромный интерес для детей и учителей, а также не требует много места или больших капиталовложений. Требуется лишь время!

3. Школьные сады обучают предпринимательским навыкам.

Многие школы используют сады для того, чтобы заработать средства для школы. Это стоящая практическая цель, и иногда даже жизненно необходимая для школы и учащихся. Однако ценность сада куда больше, если коммерческая деятельность рассматривается также и в образовательном ракурсе. Многие ученики из деревень будут всю жизнь работать в сельском хозяйстве. Некоторые будут выращивать культуры на продажу. А кто-то откроет бизнес, никак не взаимосвязанный с сельским хозяйством. Каждый из них нуждается в базовых предпринимательских навыках, способе мышления и жизненном/практичном предпринимательском опыте. Все эти навыки можно безболезненно приобрести, работая в школьном саду, который является отличной тренировочной площадкой для старших учеников.

4. Школьные сады улучшают окружающую среду

Уважение к окружающей среде непосредственно формируется дома и в школе. Школьная территория включает в себя элементы естественной природной среды; среду, созданную человеком и социальную среду: почву, растения и деревья, насекомых и дикую природу; систему водоснабжения и санитарные удобства, тропинки и заборы, здания и беседки; места для отдыха и учебы; социальную жизнь и контакты с окружающим миром. Осознанность детей и их отношения ко всем составляющим своей жизни, способ посредством которого они познают действительность, помогут им стать ответственными взрослыми. Проекты, направленные на улучшение окружающей среды, повышают уровень осведомленности и гордости, а также улучшают репутацию школы в глазах сообщества. Даже маленькие работы по улучшению территории школы должны быть внесены в школьное расписание.

5. Школьные сады, семьи и местное насление  помогают друг другу и наоборот.

Семьи и  все  местное население могут быть вовлечены в планирование, консультирование и обучение в проектах школьного сада. Также они могут оказать практическую помощь (например, спонсорская поддержка). Образовательная ценность сада для гаселения  проявляется в форме демонстраций продукции, посещений,   открытых дней и освещения деятельности сада в СМИ.


Население и школа работают сообща

В Буркина-Фасо проект школьного сада и население  оказали огромное влияние друг на друга. Работницы коммунальных служб помогали школам закладывать сады для выращивания продуктов, богатых витамином А. Некоторые из этих продуктов (например, морковь и батат с оранжевой мякотью) были совершенно новы в данном регионе. Первыми их попробовали дети, а потом принесли эти продукты на «дегустацию» домой. После этого эти культуры выращивают на домашних огородах, и как результат, люди выращивают и едят куда большее количество овощей. С увеличением употребления витамина А снизился уровень заболевания куриной слепотой. Садовники пытаются пробовать даже те части растений (например, ботва картофеля), о которых не говорили работницы общественных служб.

(Sifri et al., 2003 год)


6. Школьные сады положительно влияют на почву.

Органическое садоводство сохраняет почву, защищает окружающую среду и «работает» сообща с природой, нежели против нее. Это такой метод выращивания продуктов, при котором основной упор делает на естественные ресурсы земли, такие как почва, солнце, воздух, растения и животные. Используются естественные  методы удобрения  почвы  и борьбы с вредителями и болезнями растений. Бывает, что результаты видны не так быстро, как могли бы при использовании традиционных методов, которые подразумевают использование минеральных  удобрений и пестицидов. Но в долгосрочной перспективе такой метод здоровее, устойчивее и экономически более выгодный. Благодаря органическим методам водные ресурсы остаются чистыми. Также использование методов органического садоводства сохраняет здоровье детей, так как опасные химикаты не наносят вред здоровью. С коммерческой точки зрения это также более выгодно, так как все большее число людей хотят покупать только экологически  чистую продукцию.

Мы советуем применять следующие органические методы:

  • посев  семян или высаживаниеп рассады  на постоянне грядки, которая не требует частого вскапывания;
  • севооборот;
  • использование естественных удобрений, таких как компост, зеленые удобрения, навоз;
  • кормление животных естественными отходами;
  • выращивание местных сортов и видов  растений;
  • экономия воды путем мульчирования, использование  капельного способа полива, а также  использования для полива дождевой воды;
  • естественные  методы борьбы с вредителями, которые позволяют не использовать искусственные пестициды.

Более подробную информацию об органическом садоводстве вы можете найти в приложении Садоводческие заметки.

7. Школьный сад содействует обучению жизненно важным навыкам: дети растут вместе с садом.

 «Жизненные навыки» - это личные и социальные способности, например, управление процессом работы, планирование и организация, умение брать ответственность, умение работать в команде, понимание всех процессов, обучение младших, обучение на практическом опыте. Если вы решили обучать детей «жизненным навыкам» - это означает, что вам нужно уделять столько же внимания «взращиванию детей», сколько и выращиванию растений. Данная цель должна учитываться при организации мероприятий и определении основных подходов к работе в саду.

 Например:

  • Если вы хотите просто выращивать растения, то наиболее эффективно будет просто сказать детям, что делать. Но если вы хотите, чтобы дети решили, что выращивать и понимали, что они делают, то нужно будет потратить много времени на обсуждение, объяснение, наблюдение и принятия решения, что выращивать.
  • Самый быстрый способ сделать компост – это собрать одну большую кучу. Но если вы хотите, чтобы дети научились это делать и гордились своими достижениями, то лучше, чтобы каждая группа собирала небольшую кучку.
  • Если вы заинтересованы только в производстве, то ошибки детей вы будете воспринимать только как раздражающие заминки в четком плане действий. Однако если вы заинтересованы в приобретении детьми жизненных навыков, то ошибки будут для вас всего лишь возможностями все лишний раз обсудить и частью учебного процесса на пути к социальному и личностному развитию.

В. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Как только вы определились с главными целями вашего школьного сада, оформите их в вашу общую задачу.  Затем вы также можете ее обсудить с представителями школы, родителями, учителями, детьми, группой ответственных за участок, спонсорами и др. Ниже приведены некоторые примеры.


ЦЕЛИ ПРОЕКТА ШКОЛЬНОГО САДА ДЛЯ ПЯТИ ШКОЛ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ЭКВАДОРА:

  • Расширить знания детей о процессе выращивания растений;
  • Заинтересовать детей более разнообразным рационом  питания;
  • Научить детей выращивать экологически чистые овощи и фрукты;
  • Выращивать культуры, необходимые местному населению, а также адаптированные к местному климату;
  • Предоставить детям возможность употреблять в пищувыращенные ими же овощи и фрукты;
  • Вдохновить детей на умение работать в команде, быть ответственными и уверенными в себе; мотивировать их и научить ценить труд.

(Источник: Chauliac et al., 1996)


ЦЕЛИ ИНИЦИАТИВЫ ГОРОДСКОГО ПИТАНИЯ в Западной Филадельфии (США). Наши школьные сады нацелены на повышение уровня образования в сфере питания, поддержку органических методов ведения сельского хозяйства, развитие молодежного предпринимательства и благоустройство окрестностей. Мы нацелены на:

  • создание и развитие междисциплинарной учебной  программы, которая фокусируется на улучшении здоровья населения.
  • улучшение рациона питания бедных слоев населения путем увеличения потребления фруктов и овощей.
  • улучшение состояния городской среды посредством создания школьных садов.
  • распространение оздоровительных проектов в школьных сообществах.

Способствование социально-экономическому развитию посредством изучения предпринимательства, что включает в себя мероприятия, направленные на развитие предпринимательских навыков (ЮНИ, 2001 год).


Однако не пытайтесь прыгнуть выше своей головы! Советуйтесь с более опытными людьми в этой сфере и обсуждайте, что достижимо, а что нет. Начните с малого, а потом совершенствуйте свой сад по мере его роста. Каждый год можно привносить что-нибудь новое. Ваши амбиции могут расти вместе с вашим садом.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ДЕЙСТВИЮ

  • Определите приоритетные цели сада касательно количества выращиваемой продукции
  • Сформулируйте задачу, где  будут отражены главные идеи и интересы
  • Обсудите черновой вариант формулировки задачи с учениками, родителями, завучем, работниками школы, группой ответственных за участок, учениками и другими заинтересованными лицами. Затем еще раз проверьте его и утврдите задачу на Совете школы.
  • Узнайте о методах органического садоводства, используемых в вашем регионе.
  • Определите примерную площадь вашего сада ( Помните: что начинать надо с малого!)

Итоги: утвержденная задача

СОВЕТЫ И ИДЕИ

  • Научите детей, как они сами могут объяснить значение плаката «Расти вместе с садом» , который расположен в конце части 1, другим детям, родителям и учителям.
  • Попросите детей проиллюстрировать утвержденную задачу в школе и организуйте выставку иллюстраций в школе.

В КЛАССНОМ КАБИНЕТЕ

Сначала выполняйте первоочередные задания

Можно провести уроки еще до того, когда начнутся работы в саду. На подготовительных уроках вы можете  обсуждать с детьми цели разбивки сада, рассказывать им про растения, типы почв, садоводство, методы экологического садоводства, а также вы можете научить детей, как правильно вести записи по саду.

1. Нужен ли нам сад? Ученики участвуют в дебатах, нужен ли школьный сад.

Цели. Ученики узнают о том, чем полезен сад, осознают свою потенциальную роль, обсуждают, почему сад необходим именно им и вдохновляются перед началом работ.

Мероприятия. Ученики характеризуют те сады, которые они знают, прикрепляют слова и картинки обсуждаемых предметов, на которых изображено то,  что  выращивается в этих садах, что происходит с  растениями, что еще есть в саду (например, заборы, трубы,  краны) и для чего это нужно. Они описывают различные работы, проводимые в саду (например, вскапывание, прополка) и обсуждают, что бы они хотели делать в саду,  ассоциируя  свои идеи с вывешенными словами или картинками.

2. Что такое растение  Ключевой урок для детей о всех аспектах садоводства и  природоведения.  

Цели Ученики узнают и учатся определять потребности конкретных растений

Мероприятия Ученики находят больные и здоровые растения, описывают их и обращают внимание на разницу. Потом они представляют, что они растения с корнями (ноги) и листьями (пальцы) и отвечают на вопросы:

  • Какие у вас корни? Свободные? Переплетенные? Влажные? Сухие?
  • Какие у вас листья? Темные?  Светлые? Они на свежем воздухе? Развеваются ли на ветру?
  • На что похоже ваше растение? Оно большое? Рядом много сорняков? Каждый день получает хорошее питание? А что насчет  насекомых, ведь некоторые из них друзья, а другие могут нанести  вред?

Дети рассуждают о том, почему больные растения плохо себя чувствуют, потом оценивают, какая опасность угрожала растению, как детям удалось его спасти.

3. Изучение почвы. Дети внимательно рассматривают почву

Цели. Дети учатся различать поверхностный слой почвы и подпочву, на взгляд и наощупь определять, хорошая ли почва, а также узнают об основных компонентах почвы.

Мероприятия. На школьном дворе дети выкапывают небольшую яму и определяют поверхностный слой почвы и подпочву, а затем рассматривают примеры богатой и бедной почвы, отвечают на вопросы о почве и учат слоган: «Хорошая почва – значит, влажная, темная, рассыпчатая и полная жизни». На листах бумаги дети разбирают компоненты почвы на 4 группы: остатки растений, компоненты, оставшиеся от животных, живые организмы  и «другое» и учатся оценивать органический состав. После этого дети проводят эксперимент, подтверждающий, что в почве содержится воздух (кладут образец почвы в воду – из почвы выделяются пузырьки вохздуха) и вода (накрывают образец почвы тарелкой и кладут на солнце; на внутренней стороне тарелки появляются мелкие капельки воды)

4. Механический состав  почвы. Ставятся простые эксперименты на предмет определения механического состава  почвы, а также ее дренажа
Цели. Дети получают хорошее представление о механическом составе  почвы и его значении.

Мероприятия

Ученики обсуждают, что способствует развитию корней растений,  и какие особенности почвы обеспечивают проникновение в нее  воздуха и воды; что способствует сохранению поверхностного слоя почвы мягким; обеспечивает поступление необходимых веществ для питания растений; что содействуют удержанию растений; жизни животных и бактерий,  удержанию  воды или ее высыханию. Свойства почвы во многом определяются ее механическим составом (песок, мелкозем, глина). Дети пытаются наощупь определяют тип почвы в саду по механическому составу (глина, суглинок, супесь, песок). Для этого поступают следующим образом. Небольшое количество почвы увлажняют и перемешивают до тестообразного состояния. Из подготовленной почвы на ладони скатывают шарик и пробуют раскатать его в шнур («колбаску») толщиной около 3 мм или чуть более, а затем свернуть его в кольцо диаметром 2-3 см. Песок не образует ни шарика, ни колбаски; супесь образует шарик, но раскатать его в колбаску не удается; суглинки образуют колбаску, но при попытке свернуть его в кольцо, оно распадается или трескается; глинистая почва легко скатываются в колбаску и кольцо (с трещинами и переломами, или без них).

Определить приблизительное соотношение частичек почвы можно следующим образом: небольшое количество почвы помещают  в прозрачный сосуд с водой. После взбалтывания на дно быстро осядет песок, потом мелкозем, а потом глина.  Наилучшим считается механический состав, промежуточный по свойствам песка и глины: 40 % песок, 40 % мелкозем и 20 % глина (такой состав соответствует суглинкам). Естестенно  в почве должны присутствовать растительные остатки разной степени разложения.

Дети также проверяют уровень дренажа почвы следующим способом: необходимо выкопать ямку и наполнить ее водой, дать ей высохнуть, а потом опять наполнить водой. Засеките время и с помощью измерительного стержня определите, насколько быстро высыхает вода (приблизительно 6-10 см в час). В конце дети узнают, что удобрение почвы с помощью компоста - прекрасный способ ускорить дренаж почвы.

(Эксперименты, предложенные Guy et al., 1996год.)

5. Семена и их проращивание. Этот урок сочетает естествознание со здоровыми перекусами.

Цели. Ученики приходят к пониманию природы и процесса прорастания семян, а также учатся выращивать съедобные побеги и употреблять их в пищу.

Мероприятия. Ученики изучают семена некоторых растений, например, пшеницы, ржи, ячменя, капусты, сельдерея, чечевицы, фасоли, гороха, тыквы,  подсолнечника и др.  Они описывают их форму, окраску, поверхность (гладкие или шероховатые), размеры.Дети высказывают предположения,  каким видам растений они принадлежат, съедобные или нет.

Для того, чтобы семена проросли и дали побеги, ученики проращивают их. Для этого они тщательно промывают семена водой, затем перекладывают в глубокую тарелку или стеклянную посуду,  накрывают плотной увлажненной тканью и ставят в темное теплое место в классе. Ученики высказывают предположения насчет того, что случится дальше. Дважды в день они ополаскивают семена холодной водой и наблюдают, что происходит, и сравнивают реальные результаты со своими предположениями. После того, как семена дали проросли, ученики помещают растения на   свет на день или два, пока молодые прростки не позеленеют, и готовят пир. Проросшие семена тщательно промывают холодной водой несколько раз, затем обливают кипятком. Из них после предварительного измельчения можнориготовить вкусный и полезный салат, добавив мед, или изюм, тертую морковь, сухофрукты, свежие фрукты или свежую зелень. Ученики должны будут повторить этот эксперимент дома и объяснить его членам своих семей.

6. Выращивание растений. Данный урок предусматривает изучение  жизненного цикла некоторых культурных растений . 

Цели Ученики узнают о том, как надо выращивать растения, принимая во внимание их жизненный цикл.

Мероприятия. Ученики строят догадки о том, что происходит, когда растения дают побеги. Они наблюдают по рисункам  и видео  за растениями, находящимися в разных фенологических фазах (появление всходов и первой пары настоящих листьев всходов, ветвление, образование соцветий, цветение, плодоношение), раскладывают рисунки  в  порядке наступления фенофаз. Если изучение  происходит в подходящее время (весна, лето) то на  школьном дворе дети рассматривают растения, находящиеся на разных этапах развтия. Потом ученики применяют знания о фенофазах к культурам, которые они хорошо знают или планируют выращивать, в каждом случае обсуждая, что мы будем собирать с каждого вида растений –  листья, стебли, корни, плоды или семена.

7. Органическое садоводство. Органическое садоводство полезнее для детей, выращиваемых культур и для окружающей среды.

Цели Ученики узнают, как улучшить условия существования для растений, применяя органические методы.

Мероприятия Ученики находят «грустное растение» и обсуждают, как улучшить его жизнь, отвечая на следующие вопросы: Достаточно ли ему места и света? Не слишком ли почва твердая/сухая/влажная? Достаточно ли почва  богата полезными веществами, чтобы «кормить» растрение? Может, жуки или другие вредные насекомые едят растение? Как мы можем способствовать его росту? Потом они разрабатывают план действий, дают имя растению, указывают дату, диагноз и «лечение» и в течение двух недель они наблюдают за растением. Ученики старших классов продолжают задавать вопросы относительно органических методов выращивания растений, например, Стоит ли применять мульчирование в данном случае? Стоит ли использовать удобрения? Какого типа? Какие черви и насекомые приносят пользу саду? (см. Органическое садоводство в приложении Садоводческие заметки).

8. Папка с документами по саду. Конспектирование жизни сада закрепляет полученные знания и усиливает мотивацию.

Цели. У учеников есть желание делать заметки о мероприятих, проводимых в саду, они учатся вести записи и осознают их ценность.

Мероприятия Учитель показывает некоторые известные «документы по саду» (например, фотографии, карту, рисунки). Ученики расставляют их в хронологическом порядке, предлагают названия, подписи и даты для каждого документа. Затем класс выбирает определенных учеников, которые будут подписывать документы. Учитель показывает, как собирать документы в «Папку с документами по саду» и просит учащихся сложить их один за другим. Ученики обсуждают, что они поместят в папку (лучшее сочинение на тему «Наш сад», фотографии, комментарии посетителей), а также где хранить папку, чтобы она была доступна в любое время, но при этом была в безопасности. В конце ученики обсуждают, как оформить обложку и титульнуй лист, а также выбирают тех учеников, кто будет заниматься оформлением. Волонтеры обязуются объяснить и показать документы отсутствующим ученикам.

Тэги: