Mост между художественным проявлением детей и подростков
Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино
В 1963 я начала преподавать в основной художественной школе и с первого момента меня удивляла странная пропасть, которая преждевременно отговаривала детей от художественной деятельности и которой каждый специалист избегал. На протяжении целой профессиональной жизни я наблюдала за тем, что творится с детьми от девяти до тринадцати лет. Я узнала, что в этот период некоторые темы характеризует кризис, а другие нет. Поправлять художественные недостатки детей бесполезно. Я поняла, что никто не сможет повлиять на кризис ни удалить его.
Я начала собирать и классифицировать сюжеты, у которых кризис не проявлялся. Некоторое время спустя я поняла, что путем правильного подхода можно кризис не устранить, а пройти по нем, как по мосту. Возникли четыре тематические циклы, которыми я систематически занималась вместе с обучением по проектам:
- Выразительное творчество как выражение личных отношений к миру и художественная характеристика самого себя,
- Встреча с действительностью, которая от внимательного взгляда, собирания образцов и художественных мероприятий продвигается в течение периода взросления вплоть до студии,
- Постепенное ознакомление с художественными правилами, свойствами художественных элементов и композиционных правил, которые являются основой решения любого художественного задания – своеобразной художественной речи,
Художественная культура и детское выражение путем художественной деятельности, получающие вдохновение от художественного искусства от доисторических времен до современности.
Мои ученики скоро избавились от кризиса, в настоящее время не сталкивается с кризисом никто из тех, кто ко мне и к нескольким коллегам присоединился. В основной художественной школе таких учителей более двух третьих, результаты их работы предоставляют им, детям и мне большую радость.
Выразительное творчество
Документация:
1. Выразительное творчество
Выразительное творчество
Включает все, что человека существенно касается – это поиск нашего внутреннего мира, когда мы подаем информацию о себе.
Из мотивации исходит особая настоятельность, которая связана
- с более чувственным познанием мира, что предоставляет интенсивное впечатление,
- со спонтанным выражением чувств и изменений настроения,
- со свойствами материалов и стоп инструментов, цветов, линий, форм и прочих элементов или же с их композиционными связями,
- с ассоциационным выходом в абстрактные композиции старших учеников.
У выразительного творчества имеет значение глубина, в которую ребенок способен спуститься на своем пути за познанием, когда сюжет, его содержание и внутреннее расположение ребенка в полной гармонии;
Поэтому учитель сосредоточится на мотивации (наиболее интенсивно излагается тема, в которой главную роль играет сам ребенок и его ощущения):
- приводит к физическому переживанию чувственных восприятий, что способствует неотложность восприятий (прикосновения с закрытыми глазами, дождь в лицо, запах выхлопных газов и т.д.)
- усиливает личную или же всечеловеческую неотложность сюжета (какой страх или стихию я испытал, как Я представляю себе войну, боль или радость, как я воспринимаю межчеловеческие отношения и т.д.)
- внушительно обращается – мотивация как магия (драматический этюд для маленьких детей) или же призыв к соображению(ученики старшего возраста).
Недостаточная мотивация результатов не приносит – она вызывает мелкость, пассивность, стереотипные реакции, равнодушье и др.
Это сложно, однако если учитель встретиться с художественным изложением лишь несколько раз в год, то он знает, что создает для него требуемые условия. Сильные впечатления ученик укладывает в память и создает, таким образом, комплекс эмоциональных и материальных знаний, которые оказывают влияние на его поведение и прием решений. Сосредоточение на духовных ценностях поможет находить психическую поддержку на жизненном пути.
Kонцепты и преконцепты
Внутренний мир ребенка нам помогают раскрыть сильные архетипальные представления, которые мы называем концептами:
- они провожают нас с доисторических времен, они лежат в глубине нашей мысли, вызывая такую же глубокую реакцию,
- они содержат все, что имеет значение для развития человека – тайна мифов, человеческих отношений, естественных и космических явлений,
- мы знаем их как понятия, волнующие наши чувства: ИНОСТРАНЕЦ, ЗМЕЯ, ОГОНЬ, ЗВЕЗДА, БЕСПОМОЩНОСТЬ, БУРЯ, ДВИЖЕНИЕ, ВРЕМЯ и др.
Индивидуальное восприятие концептов мира мы называем преконцептами и с их помощью их близости мы можем понимать друг друга:
- каждый человек воспринимает концепт по другому, в зависимости от своего нрава и опыта (небольшая детская боль, боль разочаровавшегося любовника, боль матери, боль стареющего человека),
- каждая из индивидуальных реакция включает в себя больший или меньший объем чего-то универсального, общего,
- возникает способность сочувствия, совместного переживания, даже в случае, когда отдельные преконцепты мало похожи друг на друга.
Концепт, однако, присутствует в каждом сюжете:
Все различные ситуации в нашей жизни мы воспринимаем под воздействием концептов, прочно зафиксированных в нашем подсознании, поэтому преконцепты также проявляются в отношении к современным сюжетам;
Вызов эмоций и чувствительное и эмпатичное переживание вызовут выражение неотложности;
В каждой теме, таким образом, может быть сильный выражающий заряд или же его возможно там не будет вообще – всегда зависит от учителя, как он сам воспринимает концепты, каким образом он сможет изложить мотивацию, насколько ребенок эмпатичен и способен чувствовать различные содержания;
Эмоции можно чувствовать на двух уровнях:
- в сознательном положении они появляются в концепте темы,
- сознательное положение невольно влияет на использование художественной речи, композицию, расцветку, преувеличение и др.
Необходимым условием успеха является создание основных условий – спокойная окружающая среда, толерантные взаимоотношения в группе, возможность сосредоточиться сам на себе, без страха от непонимания.
Фотография также появляется вместе с выразительным творчеством, именно у учеников старшего возраста, для которых мобильный телефон или фотоаппарат – привлекательные предметы.
Эмоциональность кадра связана с эмпатией автора, который вкладывает свои мысли в воспринимаемые стимулы.
Красивый и яркий кадр еще не значит успех – даже и у неудачной фотографии есть предпосылки для выразительного творчества, например:
- выражение атмосферы места связано с подчеркиванием чувств (тихая серьезность, мгла, роль света, расцветка и др.),
- течение времени можно выразить как расстановку тем (шрамы на стволах деревьев, дряхление окружающей среды, износ материалов).
Фантазию поддерживают намеки на пределе между реальностью и абстракцией - что-то известное, однако нелегко заметное:
- aссоциации скрытые в случайных пятнах – структуры бревен, поверхности штукатурок, форма туч и др.,
- загадки в деталях и структурах – они значительно увеличены и из них невозможно выяснить первоначальный вид (структура фары автомобиля, отражение в кривом зеркале, пена на воде и др.),
- прохождение площадей, которое появляется в течение фотографирования через прозрачный или просвечивающий носитель (запаренное окно, всяким образом перфорированные доски, поврежденное стекло и др.)
- столкновение или же взаимное сплетение двух или же более миров – мир природы и цивилизации, мир за решеткой, пролом площади, действительное или виртуальное соединение пространств;
- мы доходим до абстракции, у которой имеет значение расцветка и размещения центра внимания в формате,
– интересна также и расфокусировка, вызванная движением фотоаппарата.
Сильно впечатляющие кадры могут перейти в другие виды деятельности – живопись, рисование, графика либо рельеф;
Кадр, однако, нельзя применить в качестве образца, а только для вдохновения, которое вызовет продвижение в понимании сюжета – парафраза, упрощение, стилизация, композиционный этюд, перенос в совершенно отличающийся носитель, исходная точка для вариаций, иллюстрация текста и др.
Опасность, скрытая на пути за художественным изложением
Слишком внушительные методы мотивации могут привести к манипуляции с детской психикой, именно там, где учитель проектирует в мотивацию слишком сильно собственные переживания, чувства или точки зрения;
Вклад учителя заключается в открытии диалога, в смысле которого ученики продолжают на собственных словах, с использованием собственных переживаний и представлений;
Если ребенок не учится искать собственный преконцепт и его перезапись, а лишь пассивно идет за учителем, то в случае его отсутствия он становится беспомощным;
Есть еще одна опасность – психологическая ошибка при оценке:
- оценка художественного произведения дело сложное – в каждую художественную работу ребенок вкладывает самого себя, свою душу,
- недостаток понимания или же почтительности к мышлению ребенка вызывает у него отрицательные реакции,
- недостаток опыта или самоуверенности учителя, проводящего оценку, может в ребенке вызвать духовное сотрясение.
Учитель должен знать, что необходимо ответственно приблизительно определить меру и способ обращения, педагогическое намерение, силу средства, выбор сюжета или же приемлемости влияния на ученика. Мы всего лишь художники, психологический подход в процессе квалификации запрещен, чтобы учитель не подвергал опасности психическое равновесие ребенка.
Сюжеты для выразительного творчества – студенческие работы
1.
Собственное дыхание (восприятие и изображение) – встреча двух и более человек (то, что колыхается в отношениях) - приветствие (рукопожатие, объятие, махание) - протекает песок сквозь пальцы (сравнивание материала по чувству) – после дождя (грязь, запах земли) – убежище на чердаке (тайные местечка для укрытия, серость, пыль, напряжение) – кто за мной стоит (защита, безопасность, опасность) - аромат (как же выглядит аромат, что происходит, когда вдохнешь его в нос? Есть ли у него цвет? Форма? - наступают сумерки (звуки вокруг, шуршание природы, голоса животных) - ощущение (мягкая шерсть мышки, грубая шерсть собаки, гладкость и холод змеиной кожи) – визуализация звука (трескучий лед, гудок, шуршание бумаги) – стихия – огонь, вода, воздух, земля (без них нет жизни – в камине приятно горит огонь, а наоборот беспощадное и все вокруг пожирающее пламя горящего леса)
2.
- Зеркало (два автопортрета, как я сам себя вижу, как видят меня другие, кривые зеркала на Петржине, зеркальное отражение в воде
- Боязнь (Эдвард Мунх – живопись на основе разговора о боязни,
- Tяжесть и вес (впечатление от чувства тяжести собственного тела, которое несут мои ноги, мои ступни. Быстрая, медленная походка по упаковочной бумаге. Чувство мягкой ходьбы босых ног в песке, хождение в воде, по снегу, который только что пал. Студия следа ручки.
- Вид из окна – вид из окна нашей квартиры. Я смотрю в край. Что я видел по дороге из окна автомобиля, поезда, самолета?
- Сон – Как спит довольный ребенок. Мягкость одеял. Я засыпаю, уставший, не могу заснуть перед предстоящей контрольной работой в школе.
- Голоса птиц – графическая запись каденций. Следы инструментов, кисти, ручки, деревяшки, цветные композиции точек и линий.
- Подстерегание – как чувствует себя подстерегающий ловец, о чем он думает, как движется, подкрадывается, наблюдает за своей целью.
- Лес – лес в смысле особого ограниченного пространства. Как он на меня воздействует? День, ночь – боюсь ли я, когда в лесу один?
3.
Заря – когда я утром просыпаюсь, чувствую радость или грусть?
Утренний туман – мир в тумане, насыщенный тишиной.
Ураган – что я чувствую при сильном порыве ветра. Спокойствие или напряжение?
Я боюсь урагана? Художественное изображение страха.
Ночное небо и свет луны – движение космоса
Ночной сад – все, что может приключиться ночью в саду
Летящая бабочка – линии в пространстве, игра со следом инструмента
Дождь – лужа, следы после дождя, цветные тона опавших листьев,
Шероховатость – можно ли изобразить гладкую, бархатную, шероховатую, морщинистую, мятую поверхность?
Зависть – выбор цветов для выражения эмоции
Kоробка – коробка, содержащая тайну, узнаешь ли его по мелкому кусочку материала под крышкой?
Зеркало воды под дождем – капли, падающие на водное зеркало пруда, воздушная перспектива, грусть.