Mост между художественным проявлением детей и подростков

Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино


 

 

В 1963 я начала преподавать в основной художественной школе и с первого момента меня  удивляла странная пропасть, которая преждевременно отговаривала детей от художественной деятельности и которой каждый специалист избегал. На протяжении целой профессиональной жизни я наблюдала за тем, что творится с детьми от девяти до тринадцати лет. Я узнала, что в этот период некоторые темы характеризует кризис, а другие нет. Поправлять художественные недостатки детей бесполезно. Я поняла, что никто не сможет повлиять на кризис ни удалить его.

Я начала собирать и классифицировать сюжеты, у которых кризис не проявлялся. Некоторое время спустя я поняла, что  путем правильного подхода можно кризис не устранить, а пройти по нем, как по мосту. Возникли четыре тематические циклы, которыми я систематически занималась вместе с обучением по проектам:

-          Выразительное творчество как выражение личных отношений к миру и художественная характеристика самого себя,

-          Встреча с действительностью, которая от внимательного взгляда, собирания образцов и художественных мероприятий продвигается в течение периода взросления вплоть до студии,

-          Постепенное ознакомление с художественными правилами, свойствами художественных элементов и композиционных правил, которые являются основой решения любого художественного задания – своеобразной художественной речи,

Художественная культура и детское выражение путем художественной деятельности,  получающие вдохновение от художественного искусства от доисторических времен до современности.

Мои ученики скоро избавились от кризиса, в настоящее время не сталкивается с кризисом никто из тех, кто ко мне и к нескольким коллегам присоединился. В основной художественной школе таких учителей более двух третьих, результаты их работы предоставляют им, детям и мне большую радость.

 

Выразительное творчество

Документация:

1. Выразительное творчество

Выразительное творчество

Включает все, что человека существенно касается – это поиск нашего внутреннего мира, когда мы подаем информацию о себе.

Из мотивации исходит особая настоятельность, которая связана

- с более чувственным познанием мира, что предоставляет интенсивное впечатление,

- со спонтанным выражением чувств и изменений настроения,

- со свойствами материалов и стоп инструментов, цветов, линий, форм и прочих элементов или же с их  композиционными связями,

- с ассоциационным выходом в абстрактные композиции старших учеников.

У выразительного творчества имеет значение глубина, в которую ребенок способен спуститься на своем пути за познанием, когда сюжет, его содержание и внутреннее расположение ребенка в полной гармонии;

Поэтому учитель сосредоточится на мотивации (наиболее интенсивно излагается тема, в которой главную роль играет сам ребенок и его ощущения):

- приводит к физическому переживанию чувственных восприятий, что способствует неотложность восприятий (прикосновения с закрытыми глазами, дождь в лицо, запах выхлопных газов и т.д.)

- усиливает личную или же всечеловеческую неотложность сюжета (какой страх или стихию я испытал, как Я представляю себе войну, боль или радость, как я воспринимаю межчеловеческие отношения и т.д.)

- внушительно обращается – мотивация как магия (драматический этюд для маленьких детей) или же призыв к соображению(ученики  старшего возраста).

Недостаточная мотивация результатов не приносит – она вызывает мелкость, пассивность, стереотипные реакции, равнодушье и др.

Это сложно, однако если учитель встретиться с художественным изложением лишь несколько раз в год, то он знает, что создает для него требуемые условия. Сильные впечатления ученик укладывает в память и создает, таким образом, комплекс эмоциональных и материальных знаний, которые оказывают влияние на его поведение и прием решений. Сосредоточение на духовных ценностях поможет находить психическую поддержку на жизненном пути.

 

Kонцепты и преконцепты

Внутренний мир ребенка нам помогают раскрыть сильные архетипальные представления, которые мы называем концептами:

- они провожают нас с доисторических времен, они лежат в глубине нашей мысли, вызывая такую же глубокую реакцию,

- они содержат все, что имеет значение для развития человека – тайна мифов, человеческих отношений, естественных и космических явлений,

- мы знаем их как понятия, волнующие наши чувства: ИНОСТРАНЕЦ,  ЗМЕЯ, ОГОНЬ, ЗВЕЗДА, БЕСПОМОЩНОСТЬ, БУРЯ, ДВИЖЕНИЕ, ВРЕМЯ и др.

Индивидуальное восприятие концептов мира мы называем преконцептами и с их помощью их близости мы можем понимать друг друга:

- каждый человек воспринимает концепт по другому, в зависимости от своего нрава и опыта (небольшая детская боль, боль разочаровавшегося любовника, боль матери, боль стареющего человека),

- каждая из индивидуальных реакция включает в себя больший или меньший объем чего-то универсального, общего,

- возникает способность сочувствия, совместного переживания, даже в случае, когда отдельные преконцепты мало похожи друг на друга.

Концепт, однако, присутствует в каждом сюжете:

Все различные ситуации в нашей жизни мы воспринимаем под воздействием концептов, прочно зафиксированных в нашем подсознании, поэтому преконцепты также проявляются в отношении к современным сюжетам;

Вызов эмоций и чувствительное и эмпатичное переживание вызовут выражение неотложности;

В каждой теме, таким образом, может быть сильный выражающий заряд или же его возможно там не будет вообще – всегда зависит от учителя, как он сам воспринимает концепты, каким образом он сможет изложить мотивацию, насколько ребенок эмпатичен и способен чувствовать различные содержания;

Эмоции можно чувствовать на двух уровнях:

- в сознательном положении они появляются в концепте темы,

- сознательное положение невольно влияет на использование художественной речи, композицию, расцветку, преувеличение и др.

Необходимым условием успеха является создание основных условий – спокойная окружающая среда, толерантные взаимоотношения в группе, возможность сосредоточиться сам на себе, без страха от непонимания.

 

Фотография также появляется вместе с выразительным творчеством, именно у учеников старшего возраста, для которых мобильный телефон или фотоаппарат – привлекательные предметы.

Эмоциональность кадра связана с эмпатией автора, который вкладывает свои мысли в воспринимаемые стимулы.

Красивый и яркий кадр еще не значит успех – даже и у неудачной фотографии есть предпосылки для выразительного творчества, например:

- выражение атмосферы места связано с  подчеркиванием чувств (тихая серьезность, мгла, роль света, расцветка и др.),

- течение времени можно выразить как расстановку тем (шрамы на стволах деревьев, дряхление окружающей среды, износ материалов).

Фантазию поддерживают намеки на пределе между реальностью и абстракцией - что-то известное, однако нелегко заметное:

- aссоциации скрытые в случайных пятнах – структуры бревен, поверхности  штукатурок, форма туч и др.,

- загадки в деталях и структурах – они значительно увеличены и из них невозможно выяснить первоначальный вид (структура фары автомобиля, отражение в кривом зеркале, пена на воде и др.),

- прохождение площадей, которое появляется в течение фотографирования через прозрачный или просвечивающий носитель (запаренное окно, всяким образом перфорированные доски, поврежденное стекло и др.)

- столкновение или же взаимное сплетение двух или же более миров – мир природы и цивилизации, мир за решеткой, пролом площади, действительное или виртуальное соединение пространств;

- мы доходим до абстракции, у которой имеет значение расцветка и размещения центра внимания в формате,

– интересна также и расфокусировка, вызванная движением фотоаппарата.

Сильно впечатляющие кадры могут перейти в другие виды деятельности –  живопись, рисование, графика либо рельеф;

Кадр, однако, нельзя применить в качестве образца, а только для вдохновения, которое вызовет продвижение в понимании сюжета – парафраза, упрощение, стилизация, композиционный этюд, перенос в совершенно отличающийся носитель, исходная точка для вариаций, иллюстрация текста и др.

 

Опасность, скрытая на пути за художественным изложением

Слишком внушительные методы мотивации могут привести к манипуляции с детской психикой, именно там, где учитель проектирует в мотивацию слишком сильно собственные переживания, чувства или  точки зрения;

Вклад учителя заключается в открытии диалога, в смысле которого ученики продолжают на собственных словах, с использованием собственных переживаний и представлений;

Если ребенок не учится искать собственный преконцепт и его перезапись, а лишь пассивно идет за учителем, то в случае его отсутствия он становится беспомощным;

Есть еще одна опасность – психологическая ошибка при оценке:

- оценка художественного произведения дело сложное – в каждую художественную работу ребенок вкладывает самого себя, свою душу,

- недостаток понимания или же почтительности к мышлению ребенка вызывает у него отрицательные реакции,

- недостаток опыта или самоуверенности учителя, проводящего оценку, может в ребенке вызвать духовное сотрясение.

Учитель должен знать, что необходимо ответственно приблизительно определить меру и способ обращения, педагогическое намерение, силу средства, выбор сюжета или же приемлемости влияния на ученика. Мы всего лишь художники, психологический подход в процессе квалификации запрещен, чтобы учитель не подвергал опасности психическое равновесие ребенка.

 

Сюжеты для выразительного творчествастуденческие работы

1.

Собственное дыхание (восприятие и изображение) – встреча двух и более человек (то, что колыхается в отношениях) - приветствие (рукопожатие, объятие, махание)  - протекает песок сквозь пальцы (сравнивание материала по чувству) – после дождя (грязь, запах земли) – убежище на чердаке (тайные местечка для укрытия, серость, пыль, напряжение) – кто за мной стоит (защита, безопасность, опасность) - аромат (как же выглядит аромат, что происходит, когда вдохнешь его в нос? Есть ли у него цвет? Форма?  - наступают сумерки (звуки вокруг, шуршание природы, голоса животных) - ощущение (мягкая шерсть мышки, грубая шерсть собаки, гладкость и холод змеиной кожи) – визуализация звука (трескучий лед, гудок, шуршание бумаги) – стихия – огонь, вода, воздух, земля (без них нет жизни – в камине приятно горит огонь, а наоборот беспощадное и все вокруг пожирающее пламя горящего леса)

2.

- Зеркало (два автопортрета, как я сам себя вижу, как видят меня другие, кривые зеркала на Петржине, зеркальное отражение в воде

- Боязнь (Эдвард Мунх – живопись на основе разговора о боязни,

- Tяжесть и вес (впечатление от чувства тяжести собственного тела, которое несут мои ноги, мои ступни. Быстрая, медленная походка по упаковочной бумаге. Чувство мягкой ходьбы босых ног в песке, хождение в воде, по снегу, который только что пал. Студия следа ручки.

- Вид из окна – вид из окна нашей квартиры. Я смотрю в край. Что я видел по дороге из окна автомобиля, поезда, самолета?

- Сон Как спит довольный ребенок. Мягкость одеял. Я засыпаю, уставший, не могу заснуть перед предстоящей контрольной работой в школе.

- Голоса птиц – графическая запись каденций. Следы инструментов, кисти, ручки, деревяшки, цветные композиции точек и линий.

- Подстерегание как чувствует себя подстерегающий ловец, о чем он думает, как движется, подкрадывается, наблюдает за своей целью.

- Лес – лес в смысле особого ограниченного пространства. Как он на меня воздействует? День, ночь – боюсь ли я, когда в лесу один?

3.

Заря – когда я утром просыпаюсь, чувствую радость или грусть?

Утренний туман – мир в тумане, насыщенный тишиной.

Ураган – что я чувствую при сильном порыве ветра. Спокойствие или напряжение?

Я боюсь урагана? Художественное изображение страха.

Ночное небо и свет луны – движение космоса

Ночной сад – все, что может приключиться ночью в саду  

Летящая бабочка – линии в пространстве, игра со следом инструмента

Дождь – лужа, следы после дождя, цветные тона опавших листьев,

Шероховатость – можно ли изобразить гладкую, бархатную, шероховатую, морщинистую, мятую поверхность?

Зависть – выбор цветов для выражения эмоции

Kоробка – коробка, содержащая тайну, узнаешь ли его по мелкому кусочку материала под крышкой?

Зеркало воды под дождем – капли, падающие на водное зеркало пруда, воздушная перспектива, грусть.