Чешский взгляд на конкурсы детского изобразительного искусства
Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино
Каждый учитель рад представляет художественные работы детей общей публике. В большинстве случаев речь не идет о нездоровой состязательности, а о нужде общаться, захватывать, похвастаться и получить похвалу или найти и выяснить собственные ошибки. Поэтому выставки мы воспринимаем, прежде всего, как какое-то продолжающее обучение.
Перечень конкурсов и выставок
Определенные способы представление детских художественных работ являются полезными - иногда они захватывают среду учеников, другие предназначены для профессиональной публики;
- выставка в конце школьного года является необходимой для создания взаимосвязи между учителем, учениками, их родителями и семьями, или друзьями, в малых поселках также их соседями:
… показывает разнообразье детского восприятия мира,
… дети приобретают чувство гордости завершающее их работу в течение всего года,
… много родителей находит в своих детях ум, которого они пока не видели,
… и одновременно все раскрывают личность учителя, которая отражается в понимании учебы;
- художественный салон - это камерная выставка нескольких учителей с одинаковой площадью для всех:
… салоны можно организовать там, где существует большое пространство, чтобы имело смысл сравнивать концепции и методы работы,
… выбор экспонатов является делом учителя - выбор не делает жюри,
… в областном или государственном масштабе салон нельзя в современных условиях реализовать,
- государственные выставки, проверяющие развитие области, ставят на позицию участника вместо детей скорее учителей:
… некоторые выставки повторяются в регулярные периоды десяток лет - они основаны на годах, когда у ВО не было возможности вместе сравниться, поэтому были в свое время очень полезными - Лидице, Алшова страна, Окружающая среда и др.,
… сегодня предоставляют некоторым учителям постоянно консервативную среду, неподлежащую изменениям, где они могут со своими учениками представиться;
- гибко меняющимися являются народные выставки художественных работ учеников основных художественных школ с названием Глаза в распашку:
… их целью является встреча различных тем, видов и использования художественного языка, реакций на изобразительное искусство, творчество подростков и их подготовка к поступлению в школы с художественной специализацией, представление творчества выражения, решение дизайна и т. п.;
… представляемые работы чаще всего расположены в ряду художественных произведений и упорядочены по проектам - комплекты ряда произведений свидетельствуют процессы, которыми дети проходили,
… то, что детские работы являются красивыми, не имеет серьезного значения - более серьезное значение имеет, если они правдивы - если из них мы чувствуем ребенка и способ его мышления или глубину выражения,
… работ показано несколько тысяч - каждый учитель их взаимно сравнивает, ищет для себя комплекты, соответствующие его подходу к урокам искусства, фотографирует их,
… хотя бы учитель выбрал только десять процентов своей выставки, он уходит обогащен вдохновительными сюжетами,
… выставка также реагирует на новые идеи и вносит их в свои следующие классы - иногда в следующем триеннале появляются его последователи, иногда окажется, что это была только попытка, которая не предоставила достаточный импульс для инновации,
… таким образом, выставка помогает развитью художественных специализаций в основных школах искусства;
участи на всех выставках и галереях является добровольным - все зависит от выбора мероприятия, которые соответствуют педагогическим подходам к учебе, иногда чувствуется воздействие руководства школы на успешную презентацию в области искусства. Этому также соответствует результат.
Некоторые мероприятия являются для воспитательного и образовательного процесса полностью вредными:
- конкурсы о дорогостоящие призы (конфеты, книги, которые популярны, экскурсии, полеты над Прагой и др.), которые организуют предприятия, организации, или государство, привлекающие к себе внимание за минимальные расходы:
… до 1989 года это были напр. конкурсы пожарных, армии, союза дружбы с СССР и др., сегодня обстановка является аналогичной, только темы отличаются - европейские темы, радио и телевизионные конкурсы, охрана животных и другие,
… они нарушают обучение в соответствующих рамках и проектах и не помогают ни образованию, ни воспитанию детей,
… победителей выбирает только частично квалифицированное жюри – это не профессионально (жюри, составленное опытными учителями всегда однозначно не согласится с общим победителем);
- конкурсы о призы и медали, выписываемые квалифицированными учреждениями, министерствами и т. п. не являются объективными, и поэтому их этично нельзя защищать:
… произведения детского творчества не являются только результатом художественных, но также интеллектуальных процессов - если принять тезис, что каждый ребенок оригинал, потом результаты также нельзя сравнивать (кто лучше Шагал, Модильяни, или Клее? Кто получит медаль?),
… художественные работы интуитивно оценивает жюри, которая не придерживается совместно установленных критериев - сильная личность на себя возьмет решение (я не люблю синий цвет; ой, кошечка и др.),
… существуют учителя и члены жюри, которые путают детский художественный конкурс с олимпиадой - в отличие от уроков искусства спортивные дисциплины можно изменить сантиметрами или секундами,
… члены жюри должны спешить и рядом с сотнями и тысячами детских работ останавливаются по собственному вкусу и по возможности времени,
… оценка детского творчества призами и медалями является сомнительной - решение основано на эстетическом рассуждении взрослых и дети со своими чувствами и переживаниями не уважаются;
… учитель, который вознагражденного ребенка учил, не всегда из-за решения жюри хорошо - он хорошо знает, что приз заслужил бы его другой ученик или даже несколько его учеников и только с затруднениями сообщает ученикам результаты конкурса, в которых сам не уверен,
учитель не должен быть согласен в выбором жюри,
- однако он должен без предубежденности посетить выставку, сравнить работы с собственными результатами и создать собственное мнение,
- узнать, какова обстановка в данной области, что додумать, что нового попробовать и где в рамках данной области находится он сам.
Значение выставок детского художественного творчества
Государственные выставки заменяют роль ребенка ролью педагогического мышления учителя – мотивация учителей является для учебы и для учеников незаменимым девизом;
жюри поэтому награждает лучших учителей призом жюри, не 1-ым, 2-ым или 3-им местом;
ребенок не нуждается в призах и медалях – победителем является каждый, работа которого показана, и данная точка зрения является справедливой, потому что она охватывает целую шкалу художественных работ;
необходимо также помнить, что речь не идет о наших успехах:
- ребенок и его художественная работа является смыслом всей нашей работы;
- для него мы ищем лучшие методы и подходы,
- с ним мы разговариваем и открываем ему неожиданные взгляды на жизнь.
Девиз выставок растет в связи с квалифицированным семинаром:
- взаимные встречи создают отношения в общине учителей ВО основных художественных школ,
- помогают найти друзей на всю жизнь с аналогичным отношением к миру, к искусству или к детям,
- помогает понимать другую работу с учениками,
- приносят обогащение взглядов на обучение, возможность посоветоваться,
- контакт с другим мнением вынуждает учителя оппонировать, думать и формировать собственное мнение;
Открытое рассмотрение результатов жюри считаем особенно полезным - позволяет учителю, чтобы он посмотрел все полученные работы, услышал мнение жюри, участвовал в выборе победителей, общался, а не только ожидал результат (действует в случае 30 - 50 участников):
- на областном конкурсе при заседании жюри принимают участие все участники,
- лично предъявляют коллекцию, которую сами выбрали, ее сложение обосновывают и отвечают участникам на вопросы,
- если необходимо уменьшить коллекцию, учитель присутствует и он может сделать это самому (не жюри без знаний обстоятельств),
- он видит свои достоинства и недостатки чужими глазами, получает новые побуждения, учится у других, может у коллег попросить помощь,
- если он присутствует на заседании жюри, он знает, что оно было выполнено объективно и не обладает чувством непризнания или обиды;
открытое заседание жюри оправдалось на областном уровне выставки Глаза в распашку как самого эффективного семинара продолжающего образования учителей;
в случае закрытого заседания жюри является выбор для выставки шагом в неизвестное:
- учителя с чувством неясной обиды ставит в нерешаемую конфронтацию с остальными учителями или с членами жюри,
- дети выполняют ожидание, на которые повлиять им не под силу.
Учитель всегда должен избегать погоне за медалями и участвовать только в малом количестве выставок, т. е. две или три в год. Данные сюжеты выполнить тем, что возникает под систематичным управлением обучения, или построить короткую серию, которая тему ответственно разработает. Выбрать для себя выставки, связанные с семинаром, который выставку объективно оценит, откроет новые пути, пояснит вопросы, позволит лучшим учителям открыто описать свою работу над выставленными проектами. Сами призы не ценные, потому что работы детей нельзя сопоставлять, и поэтому их вручение не является этическим.