Типы учеников согласно их художественному выражению

Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино


 

 

Вид по художественному выражению - это обозначает предположение определенного вида художественного зрения и выражения. Ученики типологически ориентированные одинаковым способом выражаются аналогично и не сумеют выражаться другим способом. Вид художественного выражения или более сильная склонность к типу является неизменной на всю человеческую жизнь.

Документация:

1. Все являются единичными

У четких типов художественного выражения существуют свои резкие способности и одинаково выразительные ограничения - то, что для одного типа выражения дается легко, то другие два вида выражения не сумеют;

Если говорить о типах художественных выражений, то чаще всего о склонности к типу выражения:

- более или менее чистый тип художественного выражения встречается очень редко и на него нельзя способом повлиять (несколько промилле в населении),

- чаще речь идет о склонности к определенному типу – чем склонность меньше, тем легче ребенок воспринимает также другие способы выражения, если он рисует сам для себя, то он к первоначальной склонности возвращается;

- чаще всего встречается комбинация нескольких видов, которая создает универсальные предположения для всей художественной деятельности;

- уверенность о типовой ориентации ребенка учитель получит в то время, когда исчезают детские знаки, а выражение дифференцируется;

- легкая склонность - ее можно трудно определить и она приближается комбинированному типу.

Определение типа художественного выражения важно как для ежедневной работы с ребенком, так  и для наблюдения за его развитием.

Учитель не должен переживать, если он не сможет определить художественный тип, потому что он бывает часто комбинированным типом, который не требует внимания;

его можно описать словом нейтральный – дети являются всесторонними и в поддержке учителя почти не нуждаются (почти семьдесят процентов);

от указанного незаметного большинства резко отличаются визуальные, фантазийные или декоративные типы и их склонность нельзя пропустить - они требуют толерантность к отличиям в областях, в которых у ребенка менее подходящие предположения и не находится в его силах на них повлиять, и поэтому необходимо оценивать его работу с другим подходом;

во время первых лет посещения учеником ВО ЗУШ необходимо

- осознавать, кто из учеников проявляет явные характеристические черты склонности к определенному художественному типу,

- поддерживать самоуверенность детей и не подчеркивать определенные недостатки данного типа,

- предвидеть развитие ребенка, на которое влияет тип художественного выражения.

Модель, который на школьной практике можно хорошо отличить, можно изобразить как равносторонний треугольник:

- визуальный тип хорошо описывает факты (вершина A), но не сумеет выразить свои представления и чувства (вершина B), потому что не сумеет освободиться от реальности, расслабиться при использовании цветов, ни стилизовать факты (вершина C), потому что от ее точной картины он не сумеет отделиться;

- фантазийный тип чутко выражает свои чувства и представления (вершина B), но он с недовольством стилизует факты - процесс стилизации не соответствует его ориентации на выражение в творчестве (вершина C), ни объективно описать визуальные ощущения (вершина A), потому что интуитивно для выражения фактов использует преувеличение;

- декоративный тип относится к художественному языку и к материалу (вершина C), однако не умеет постигнуть реальность, потому что ее бессознательно стилизует (вершина A), ни фантастично выразить свои чувства (вершина B) – не нуждается в выражении;

выгоды ребенка содержатся под вершиной, которая ему свойственна, невыгоды ребенка, склонного к одному из указанных типов, находятся на вершинах, которым ребенок не соответствует;

комбинированный тип находится во внутренней площади треугольника - вариаций существует много, и поэтому художественное выражение детей комбинированного типа только мало похож друг на друга.

Реальность, что и сам педагог находится в рамках своей склонности к типу, может значить проблему;

если он его не осознает, недопустимо влияет на учеников и пытается, чтобы они его в его ориентации последовали.

Документация:

2. Художественная типология, Сад

Тип художественного проявления преимущественно визуальный

проявляет интерес к реальности, то, что видим, хорошо помним и пытается все объективно записать - если он наблюдается за миром, то он спрашивает: Что я перед собой вижу?

Типичные свойства

Визуально ориентированный ученик хорошо справляется с текстурой и моделированием, в графике дольше все придерживается выражения (хуже управляемый инструмент ограничивает описательность);

Объективно выражает пространство - спонтанно использует перспективу или пространство записывает пространственными планами (ренессанс);

у плохо визуально ориентированного учения появляются

- в художественном проявлении

… выступает сильное отношение к местному цвету,

… отсутствует преувеличение, потому что его местные цвета исключают,

… не рисует спонтанно, но рисует кистью или картина остается незавершенной (беспомощность);

- не чувствует формат - текстура мелкая и в форме неуравновешенная;

- из-за уважения реальности ребенок не способен стилизовать.

Развитие визуального художественного выражения является самым сложным:

- в детстве у ребенка богатая текстура с рядом деталей, его выражение воспринимается как небывалым,

- позднее устанавливаемой чертой аккуратно пытаются достичь точности,

- вне контакта с реальностью теряет его выражение жизнь;

между 9 и 10 годом ученик повторно попадает в конфликт с реальностью, которую еще не сумеет объективно изобразить;

свои неуспехи он осознает и глубоко и долго переживает т. наз. кризис художественного проявления.

Признаки затруднений приходят преждевременно и длятся долго:

- в спонтанной детской текстуре или картине начнут появляться реалистически постигнутые мотивы, напр. до деталей разрисованная бабочка,

- выражение нарушено оцепенелое движение персонажей или соединение оконечностей,

- рисование темперой заменяет рисование пастелью, который оставляет точные следы, а не неопределенное штрихи кистью,

- снижается спонтанность и уверенность художественной интерпретации - стремление к точности и чистоте выполнения,

- зависимость от реальности сопровождает не охоту к работе в представлении.

Педагогическое ведение учеников с визуальной склонностью

Интересом и обязательством учителя является сохранить в ребенке отношение к художественному проявлению и к художественной культуре:

- усиливать выражение и естественность его проявления при помощи художественных игр и свободные картины больших форматов - вода, земля, тучи, обитые стены (фантазия не ограничена реальностью),

- сохранить живую фантазию в художественном этюде – абстрактное проявление не ограничивает представление видением реальности;

- позволить личный выбор выразительных средств (ученик преимущественно выбирает рисовальные, скульптурные и графические способы выражения);

- уважать его проявление, поддерживать его и хвалить.

Оценка уважает разные диспозиции визуально ориентированного ученика. Речь не идет о недостатке творчества или таланта, но об отличии его работы. Хотим провести ребенка периодом трудностей его развития без потери интереса и самоуверенности, без психических травм, которые могут быть также постоянными. Представление, что мы все единичные, не вызывает негативную самооценку и не поранить.

Тип художественного проявления преимущественно фантазийный

Преимущественно фантазийно-чувствующий ученик считает сюжет рамками, которые он заполняет прочувствованным содержанием - если он наблюдает за миром, потом он спрашивает: Что я к этому миру чувствую?

Типичные свойства

Фантазийно-ориентированный ученик является творческим, часто также поэтичным:

- он является сосредоточенным и аккуратным, иногда даже медленным - постоянно сравнивает возникающее произведение со своим представлением и торопить его нельзя;

- пространство выражает как сценографические, или фантазийные кулисы, где каждое дерево или дом являются объектом с собственной внутренней жизнью,

- ищет многозначные виды, при посредстве которых придает выражение при помощи цветов и преувеличения размеров и плавные линии (линии, которые поют…);

трудности фантазийно-ориентированного ученика:

- преувеличение в работе согласно факту не разрешает объективно выражать реальность – ученик не сумеет подавить свои чувства,

- декоративные задачи ученика очевидно не интересуют – в его внутреннем мире для них нет места.

Развитие фантазийного художественного выражения

Отношение к внутреннему миру и к переживаниям отводит внимание от реальности и гарантирует ненарушенное развитие;

мотивацией ему является фантазия, гармония и возникающая ассоциация:

- рассуждает, сосредоточивается на своих физических и психических чувствах и переносит их во все его художественные проявления,

- вдохновляется видом, но выбирает из него элементы, эффективные для выражения, с часто преувеличенными размерами.

Ученик поэтому т. наз. кризис художественного проявления не чувствует - не сталкивается с реальностью, потому что он сосредоточен сам на себе, ни коем случае не на объективности художественного произведения.

Педагогическое ведение учеников с фантазийной склонностью

Единственной задачей учителя является предоставление ребенку свободы проявления:

- уважать его субъективный подход,

- предоставлять ему достаток спокойствия и времени - не торопит его,

- не пытаться его преждевременно ограничивать объективным выражением;

ребенок исходит из глубоко уложенных представлений и чувств - учитель ему не посоветует, потому что он не ориентируется в его внутреннем мире.

Тип художественного проявления преимущественно декоративный

Преимущественно декоративно мир воспринимающего ученика не интересует мир вокруг него, ни его внутренний мир, но художественная ценность линий, цветов и форм, которые его радуют и играет с ними - над сюжетом он спрашивает: Как и чем выразиться?

Декоративное проявление появляется в двух предельных видах – в виде монумента и в форме орнамента:

- Декоративно-монументная форма вида является энергичной, самоуверенной и с жизнерадостностью переживает воздействие цветов:

… ученик лапидарно применяет знаки в виду с боку или с торца, где их лучше видно,

… пространство сводит в полосы или его подавляет – наклон или порядок знаков в плоскости без стремления выразить его глубину;

… с чувством для цветной композиции символически выражает человеческий опыт (зеленая трава, красная крыша, синяя вода) или применяет собственное сложение цветов,

… бессознательно использует темные контуры вокруг цветных плоскостей,

… чувствительно выражает композицию формы – фигуральные мотивы разведет по всей плоскости и показывает движение всех оконечностей.

- Орнаментная форма вида повышает графический узор над сюжетом:

- сюжет выражает линию очень осторожно и неуверенно,

- плоскость внутри силуэт и на всем фоне заполняет неорганическими мелкими структурами,

- художество заменяет за механический ум - монотонный узор разрушает разборчивость, композиция теряется, не появляется контраст или ритмические изменения,

- если у него возможность, выбирает рисунок тушью или карандашом,

- его композиция цветов бывает неуверенной – иногда выражается в мягких оттенках, иногда опирается на фактах.

Развитие декоративного художественного выражения

Ученик в детстве, но также в период его созревания, реальность стилизует - не возникает конфликт, и поэтому т. наз. кризис художественного выражения не переживает.

Типичные затруднения декоративного художественного выражения

Затруднения монументально чувствующего ученика:

- объективное изображение фактов не удается – ребенок сюжет бессознательно, но энергично стилизует,

- не справляется с перспективой (бокал с эллипсом наверху и прямой линией внизу, параллельная проекция, деформация перспективы),

- вчувствование себя в свойства художественного языка и материалов, ни в коем случае не в живые существа или окружающую среду;

Затруднения орнаментально чувствующего ученика:

- ребенок проявляет интерес, прежде всего, к элементам украшения (крепость – фурнитура ворот, гирлянды на ветвях, вьющиеся розы, решетки, цветники…),

- на фоне бывает гладкая плоскость или только зигзагообразная линия,

- рисунок без выражения, он полностью нейтральный, без содержания.

Педагогическое ведение учеников с декоративной склонностью

Учитель уважает декоративное выражение ученика в определенных по типологии границах трудно развивают его реестр выражений;

уменьшает воздействие орнаментного выражения ударением на логику - не препятствует украшению, но вводит ее в отношение с реальностью (узор перьев, шерсти, листьев, одежды, кладки и т. п.).

Тип художественного проявления преимущественно комбинированный

Комбинированный тип художественного проявления в себе в различной мере соединяет все предыдущие типы, что ему приносит ряд преимуществ и одну принципиальную невыгоду:

ни в каком этапе творчества не сможет достичь самой вершины;

невыгоды отдельных типов ребенок чувствует только мало или его вообще не чувствует, но он не достигает их самых плодотворных качеств, пусть уже речь идет о студии, о художественном проявлении, или о дизайне.

Характеристические черты комбинированного художественного выражения:

- ребенок производит вид смелого и всестороннего, не чувствует затруднения, удивляет замечательной легкость, с которой решает задачи, однако, развивается медленнее,  чем дети с фантазийной склонностью,

- это причинено нерешительной реакцией на новые стимулы - ребенок бывает уверен в собственных результатах, и поэтому боится выйти за ему известные рамки.

В работе ребенка также в различной мере представлена также часть визуальная, и поэтому ему заметно грозит художественный кризис.

Трудности ученика увеличивает также определенная несерьезность:

- она может быть определена легкостью, с которой ученик выражается,

- рациональность потребительского общества для комбинированного типа является более удобным, чем эмпатический или вдумчивым подходом к жизни.

Педагогическое ведение учеников комбинированным художественным проявлением

Учитель может всесторонне развивать все художественные направления:

- сдвигает центр тяжести интереса к восприятию самого себя, пытается вызвать более глубокую сосредоточенность, поиск выражения, заведомое использование преувеличения,

- больше, чем в других типологических группах рассчитывает на возможную ориентацию на следующее художественное образование,

- во время всего развития наблюдает за появлением признаков кризиса художественного проявления и пытается их предотвращать.

Художественная документация

Общая тема Сад позволила сравнить типичные черты и появление типов художественного проявления.

задание было разделено на четыре шаги:

- в рисовании любой художественной техникой я ожидала преимущества для визуального типа проявления:

у визуального типа не означало рисование какое-нибудь очевидное преимущество (в рамках других типов детские рисунки проявились как аналогично эффективные, если даже не более эффективные, особенно в случае фантастического типа);

-  в живописи любой художественной техникой я ожидала преимущества для фантазийного типа:

преимущества фантазийного типа подтвердились, налаженная живопись приобретала самые явные качества выражения (дети с визуальной ориентацией использовали пастель скорее как цветной рисунок);

- в дизайне коробки на подарки декоративная склонность не проявилась другим способом, чем у остальной ориентации:

… дети визуально ориентированные нарисовали стены, дома, деревья, смотрящие на стену, дорогу с автомобилями,

… дети фантазийно-ориентированные приняли коробку как среду с деревьями, облаками, травой, скалами, или не фигуративно поняли плоскость как магический объект,

… дети декоративно ориентированные решили поверхность коробки как линейный или цветной этюд, дети с орнаментальной склонностью выбрали различные структуральные плоскости, или сами о себе, или в связи с иллюстрированным сюжетом;

- в моделировании животного из сада типологическое разделение не проявилось - с расстояния могу сказать, что я у пространственных пластик, ни у объектов никогда раньше, ни позднее никакие типологические проявления не наблюдала.

Тэги: