Типы учеников согласно их художественному выражению
Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино
Вид по художественному выражению - это обозначает предположение определенного вида художественного зрения и выражения. Ученики типологически ориентированные одинаковым способом выражаются аналогично и не сумеют выражаться другим способом. Вид художественного выражения или более сильная склонность к типу является неизменной на всю человеческую жизнь.
Документация:
1. Все являются единичными
У четких типов художественного выражения существуют свои резкие способности и одинаково выразительные ограничения - то, что для одного типа выражения дается легко, то другие два вида выражения не сумеют;
Если говорить о типах художественных выражений, то чаще всего о склонности к типу выражения:
- более или менее чистый тип художественного выражения встречается очень редко и на него нельзя способом повлиять (несколько промилле в населении),
- чаще речь идет о склонности к определенному типу – чем склонность меньше, тем легче ребенок воспринимает также другие способы выражения, если он рисует сам для себя, то он к первоначальной склонности возвращается;
- чаще всего встречается комбинация нескольких видов, которая создает универсальные предположения для всей художественной деятельности;
- уверенность о типовой ориентации ребенка учитель получит в то время, когда исчезают детские знаки, а выражение дифференцируется;
- легкая склонность - ее можно трудно определить и она приближается комбинированному типу.
Определение типа художественного выражения важно как для ежедневной работы с ребенком, так и для наблюдения за его развитием.
Учитель не должен переживать, если он не сможет определить художественный тип, потому что он бывает часто комбинированным типом, который не требует внимания;
его можно описать словом нейтральный – дети являются всесторонними и в поддержке учителя почти не нуждаются (почти семьдесят процентов);
от указанного незаметного большинства резко отличаются визуальные, фантазийные или декоративные типы и их склонность нельзя пропустить - они требуют толерантность к отличиям в областях, в которых у ребенка менее подходящие предположения и не находится в его силах на них повлиять, и поэтому необходимо оценивать его работу с другим подходом;
во время первых лет посещения учеником ВО ЗУШ необходимо
- осознавать, кто из учеников проявляет явные характеристические черты склонности к определенному художественному типу,
- поддерживать самоуверенность детей и не подчеркивать определенные недостатки данного типа,
- предвидеть развитие ребенка, на которое влияет тип художественного выражения.
Модель, который на школьной практике можно хорошо отличить, можно изобразить как равносторонний треугольник:
- визуальный тип хорошо описывает факты (вершина A), но не сумеет выразить свои представления и чувства (вершина B), потому что не сумеет освободиться от реальности, расслабиться при использовании цветов, ни стилизовать факты (вершина C), потому что от ее точной картины он не сумеет отделиться;
- фантазийный тип чутко выражает свои чувства и представления (вершина B), но он с недовольством стилизует факты - процесс стилизации не соответствует его ориентации на выражение в творчестве (вершина C), ни объективно описать визуальные ощущения (вершина A), потому что интуитивно для выражения фактов использует преувеличение;
- декоративный тип относится к художественному языку и к материалу (вершина C), однако не умеет постигнуть реальность, потому что ее бессознательно стилизует (вершина A), ни фантастично выразить свои чувства (вершина B) – не нуждается в выражении;
выгоды ребенка содержатся под вершиной, которая ему свойственна, невыгоды ребенка, склонного к одному из указанных типов, находятся на вершинах, которым ребенок не соответствует;
комбинированный тип находится во внутренней площади треугольника - вариаций существует много, и поэтому художественное выражение детей комбинированного типа только мало похож друг на друга.
Реальность, что и сам педагог находится в рамках своей склонности к типу, может значить проблему;
если он его не осознает, недопустимо влияет на учеников и пытается, чтобы они его в его ориентации последовали.
Документация:
2. Художественная типология, Сад
Тип художественного проявления преимущественно визуальный
проявляет интерес к реальности, то, что видим, хорошо помним и пытается все объективно записать - если он наблюдается за миром, то он спрашивает: Что я перед собой вижу?
Типичные свойства
Визуально ориентированный ученик хорошо справляется с текстурой и моделированием, в графике дольше все придерживается выражения (хуже управляемый инструмент ограничивает описательность);
Объективно выражает пространство - спонтанно использует перспективу или пространство записывает пространственными планами (ренессанс);
у плохо визуально ориентированного учения появляются
- в художественном проявлении
… выступает сильное отношение к местному цвету,
… отсутствует преувеличение, потому что его местные цвета исключают,
… не рисует спонтанно, но рисует кистью или картина остается незавершенной (беспомощность);
- не чувствует формат - текстура мелкая и в форме неуравновешенная;
- из-за уважения реальности ребенок не способен стилизовать.
Развитие визуального художественного выражения является самым сложным:
- в детстве у ребенка богатая текстура с рядом деталей, его выражение воспринимается как небывалым,
- позднее устанавливаемой чертой аккуратно пытаются достичь точности,
- вне контакта с реальностью теряет его выражение жизнь;
между 9 и 10 годом ученик повторно попадает в конфликт с реальностью, которую еще не сумеет объективно изобразить;
свои неуспехи он осознает и глубоко и долго переживает т. наз. кризис художественного проявления.
Признаки затруднений приходят преждевременно и длятся долго:
- в спонтанной детской текстуре или картине начнут появляться реалистически постигнутые мотивы, напр. до деталей разрисованная бабочка,
- выражение нарушено оцепенелое движение персонажей или соединение оконечностей,
- рисование темперой заменяет рисование пастелью, который оставляет точные следы, а не неопределенное штрихи кистью,
- снижается спонтанность и уверенность художественной интерпретации - стремление к точности и чистоте выполнения,
- зависимость от реальности сопровождает не охоту к работе в представлении.
Педагогическое ведение учеников с визуальной склонностью
Интересом и обязательством учителя является сохранить в ребенке отношение к художественному проявлению и к художественной культуре:
- усиливать выражение и естественность его проявления при помощи художественных игр и свободные картины больших форматов - вода, земля, тучи, обитые стены (фантазия не ограничена реальностью),
- сохранить живую фантазию в художественном этюде – абстрактное проявление не ограничивает представление видением реальности;
- позволить личный выбор выразительных средств (ученик преимущественно выбирает рисовальные, скульптурные и графические способы выражения);
- уважать его проявление, поддерживать его и хвалить.
Оценка уважает разные диспозиции визуально ориентированного ученика. Речь не идет о недостатке творчества или таланта, но об отличии его работы. Хотим провести ребенка периодом трудностей его развития без потери интереса и самоуверенности, без психических травм, которые могут быть также постоянными. Представление, что мы все единичные, не вызывает негативную самооценку и не поранить.
Тип художественного проявления преимущественно фантазийный
Преимущественно фантазийно-чувствующий ученик считает сюжет рамками, которые он заполняет прочувствованным содержанием - если он наблюдает за миром, потом он спрашивает: Что я к этому миру чувствую?
Типичные свойства
Фантазийно-ориентированный ученик является творческим, часто также поэтичным:
- он является сосредоточенным и аккуратным, иногда даже медленным - постоянно сравнивает возникающее произведение со своим представлением и торопить его нельзя;
- пространство выражает как сценографические, или фантазийные кулисы, где каждое дерево или дом являются объектом с собственной внутренней жизнью,
- ищет многозначные виды, при посредстве которых придает выражение при помощи цветов и преувеличения размеров и плавные линии (линии, которые поют…);
трудности фантазийно-ориентированного ученика:
- преувеличение в работе согласно факту не разрешает объективно выражать реальность – ученик не сумеет подавить свои чувства,
- декоративные задачи ученика очевидно не интересуют – в его внутреннем мире для них нет места.
Развитие фантазийного художественного выражения
Отношение к внутреннему миру и к переживаниям отводит внимание от реальности и гарантирует ненарушенное развитие;
мотивацией ему является фантазия, гармония и возникающая ассоциация:
- рассуждает, сосредоточивается на своих физических и психических чувствах и переносит их во все его художественные проявления,
- вдохновляется видом, но выбирает из него элементы, эффективные для выражения, с часто преувеличенными размерами.
Ученик поэтому т. наз. кризис художественного проявления не чувствует - не сталкивается с реальностью, потому что он сосредоточен сам на себе, ни коем случае не на объективности художественного произведения.
Педагогическое ведение учеников с фантазийной склонностью
Единственной задачей учителя является предоставление ребенку свободы проявления:
- уважать его субъективный подход,
- предоставлять ему достаток спокойствия и времени - не торопит его,
- не пытаться его преждевременно ограничивать объективным выражением;
ребенок исходит из глубоко уложенных представлений и чувств - учитель ему не посоветует, потому что он не ориентируется в его внутреннем мире.
Тип художественного проявления преимущественно декоративный
Преимущественно декоративно мир воспринимающего ученика не интересует мир вокруг него, ни его внутренний мир, но художественная ценность линий, цветов и форм, которые его радуют и играет с ними - над сюжетом он спрашивает: Как и чем выразиться?
Декоративное проявление появляется в двух предельных видах – в виде монумента и в форме орнамента:
- Декоративно-монументная форма вида является энергичной, самоуверенной и с жизнерадостностью переживает воздействие цветов:
… ученик лапидарно применяет знаки в виду с боку или с торца, где их лучше видно,
… пространство сводит в полосы или его подавляет – наклон или порядок знаков в плоскости без стремления выразить его глубину;
… с чувством для цветной композиции символически выражает человеческий опыт (зеленая трава, красная крыша, синяя вода) или применяет собственное сложение цветов,
… бессознательно использует темные контуры вокруг цветных плоскостей,
… чувствительно выражает композицию формы – фигуральные мотивы разведет по всей плоскости и показывает движение всех оконечностей.
- Орнаментная форма вида повышает графический узор над сюжетом:
- сюжет выражает линию очень осторожно и неуверенно,
- плоскость внутри силуэт и на всем фоне заполняет неорганическими мелкими структурами,
- художество заменяет за механический ум - монотонный узор разрушает разборчивость, композиция теряется, не появляется контраст или ритмические изменения,
- если у него возможность, выбирает рисунок тушью или карандашом,
- его композиция цветов бывает неуверенной – иногда выражается в мягких оттенках, иногда опирается на фактах.
Развитие декоративного художественного выражения
Ученик в детстве, но также в период его созревания, реальность стилизует - не возникает конфликт, и поэтому т. наз. кризис художественного выражения не переживает.
Типичные затруднения декоративного художественного выражения
Затруднения монументально чувствующего ученика:
- объективное изображение фактов не удается – ребенок сюжет бессознательно, но энергично стилизует,
- не справляется с перспективой (бокал с эллипсом наверху и прямой линией внизу, параллельная проекция, деформация перспективы),
- вчувствование себя в свойства художественного языка и материалов, ни в коем случае не в живые существа или окружающую среду;
Затруднения орнаментально чувствующего ученика:
- ребенок проявляет интерес, прежде всего, к элементам украшения (крепость – фурнитура ворот, гирлянды на ветвях, вьющиеся розы, решетки, цветники…),
- на фоне бывает гладкая плоскость или только зигзагообразная линия,
- рисунок без выражения, он полностью нейтральный, без содержания.
Педагогическое ведение учеников с декоративной склонностью
Учитель уважает декоративное выражение ученика в определенных по типологии границах трудно развивают его реестр выражений;
уменьшает воздействие орнаментного выражения ударением на логику - не препятствует украшению, но вводит ее в отношение с реальностью (узор перьев, шерсти, листьев, одежды, кладки и т. п.).
Тип художественного проявления преимущественно комбинированный
Комбинированный тип художественного проявления в себе в различной мере соединяет все предыдущие типы, что ему приносит ряд преимуществ и одну принципиальную невыгоду:
ни в каком этапе творчества не сможет достичь самой вершины;
невыгоды отдельных типов ребенок чувствует только мало или его вообще не чувствует, но он не достигает их самых плодотворных качеств, пусть уже речь идет о студии, о художественном проявлении, или о дизайне.
Характеристические черты комбинированного художественного выражения:
- ребенок производит вид смелого и всестороннего, не чувствует затруднения, удивляет замечательной легкость, с которой решает задачи, однако, развивается медленнее, чем дети с фантазийной склонностью,
- это причинено нерешительной реакцией на новые стимулы - ребенок бывает уверен в собственных результатах, и поэтому боится выйти за ему известные рамки.
В работе ребенка также в различной мере представлена также часть визуальная, и поэтому ему заметно грозит художественный кризис.
Трудности ученика увеличивает также определенная несерьезность:
- она может быть определена легкостью, с которой ученик выражается,
- рациональность потребительского общества для комбинированного типа является более удобным, чем эмпатический или вдумчивым подходом к жизни.
Педагогическое ведение учеников комбинированным художественным проявлением
Учитель может всесторонне развивать все художественные направления:
- сдвигает центр тяжести интереса к восприятию самого себя, пытается вызвать более глубокую сосредоточенность, поиск выражения, заведомое использование преувеличения,
- больше, чем в других типологических группах рассчитывает на возможную ориентацию на следующее художественное образование,
- во время всего развития наблюдает за появлением признаков кризиса художественного проявления и пытается их предотвращать.
Художественная документация
Общая тема Сад позволила сравнить типичные черты и появление типов художественного проявления.
задание было разделено на четыре шаги:
- в рисовании любой художественной техникой я ожидала преимущества для визуального типа проявления:
у визуального типа не означало рисование какое-нибудь очевидное преимущество (в рамках других типов детские рисунки проявились как аналогично эффективные, если даже не более эффективные, особенно в случае фантастического типа);
- в живописи любой художественной техникой я ожидала преимущества для фантазийного типа:
преимущества фантазийного типа подтвердились, налаженная живопись приобретала самые явные качества выражения (дети с визуальной ориентацией использовали пастель скорее как цветной рисунок);
- в дизайне коробки на подарки декоративная склонность не проявилась другим способом, чем у остальной ориентации:
… дети визуально ориентированные нарисовали стены, дома, деревья, смотрящие на стену, дорогу с автомобилями,
… дети фантазийно-ориентированные приняли коробку как среду с деревьями, облаками, травой, скалами, или не фигуративно поняли плоскость как магический объект,
… дети декоративно ориентированные решили поверхность коробки как линейный или цветной этюд, дети с орнаментальной склонностью выбрали различные структуральные плоскости, или сами о себе, или в связи с иллюстрированным сюжетом;
- в моделировании животного из сада типологическое разделение не проявилось - с расстояния могу сказать, что я у пространственных пластик, ни у объектов никогда раньше, ни позднее никакие типологические проявления не наблюдала.