Роль материалов на уроках искусства

Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино


 

 

«Я нашел кусок дерева, пахнувший медом, понимаешь? Сделал я из него странную голову с полуоткрытыми глазами и полуоткрытым ртом, к которой если приблизишься думаешь, что она заговорит? Но она не говорит, а чувствует мед? Однако, не знаю, как долго она будет этот мед чувствовать. Я бы хотел этого знать.»

О. Задкин

Первичным вдохновением творчества является спиритуальная основа массы, она охватывает обещание действительного произведения – притягивает тебя, хочет до нее дотронуться, вызывает представления и переживания, воодушевляет творчество.

Если сказать слово "масса", перед нами появится что-то неопределенное - если его заменить словом "материал", потом под этим подразумевается любая масса, реагирующая на намерения человека, на соприкосновение руки или инструмента;

визуальный и, прежде всего, тактильный контакт с массой человек глубоко воспринимает - вид, контакт, творческое придание ей формы;

тот, кто с материалом полностью отождествится, чувствует к нему уважение, сумеет использовать все его качества для высказывания своих мыслей.

Все средства выражения в детском пространственном творчестве явно показывают свои корни в изобразительном искусстве 20 века:

 

  • связь с побуждениями кубизма – соединение найденных предметов в художественном объекте, который действует остроумным соединением или дополнительным моделированием (П. Пикассо),
  • связь с определенными чертами дадаизма - использование случайности (К. Швиттерс),
  • связь с девизами сюрреализма - побуждения человеческого сознания, физический контакт с материалом (Дж. Арп),
  • связь с деловой и жестической живописью - применение жестов при использовании инструментов (художественная, графическая и скульптурная рукопись),
  • связь с информелью - создание текстуры и контраста материала или пластики,
  • связь с созданием объекта (Д. Споерри) и т. п.;

 

Выражение дети находят там, где возникает художественный контакт между материалом и миром человека, особенно, если речь идет о старом, уже используемом, материале, который несет в себе уже историю своего существования.

Материалы и инструменты

Природные материалы к человеку ближе всех - отношение к природным материалам и к их свойствам определено глубоко сохраненным человеческим опытом;

человек в своей истории касался глины, камня, древесины, растительного и животного волокна, поэтому его с ними связывают эмоциональные отношения;

структура и поверхность природного материала обусловлены процессом их возникновения или роста и богатством их применения; она позволяет нам понять закономерность расположения волокон древесины, полостей в костях, слоев камня;

внимания просят также и природные поверхности (рельеф коры деревьев, скопления слоев слюды или углубленные морщинки на коже).

Промышленные материалы являются одинаковыми и холодными - на искусство 20 века они влияют своей чистотой, элегантностью и сдержанностью (пластмасса, жесть, таблички стекла или оргстекла, блестящая проволока);

на уроках искусства, однако, мы чувствуем, что нам не сумеют заменить существенное волшебство материалов природных и использованных;

неопытность младших учеников нарушает восприятие пространственной композиции - только в руках подростков новые, промышленным способом изготовленные массы являются эффективными для их проявлений.

Деклассированные материалы, бывшие в использовании и использованные, несут в себе особенное колдовство следов человеческих рук, которые его держали до нас – чувство продолжительности, связанное с приданием ему его вида;

выразительно на них отражаются

  • воздействия природных явлений - патина медянки и ржавчина, гниение или износ древесины, потускнелые цвета шпагата и пакли,
  • человеческие следы - пятна, отверстия, нерегулярная форма или обтрепанные края и т. п.;

материал так в себе сохраняет процесс житья и старения – с пониманием его принимаем, думаем о нем и развиваем побуждения, присутствие которых мы только подозреваем.

Деклассированный материал означает самый свободный подход к творчеству;

дети свободу воспринимают потому, что речь идет о материале

  • очень разнообразном, и у них есть свобода выбора от тонких до очень контрастных комбинаций, даже агрессивных,
  • видимый износ, с точки их зрения маловажный, который уже нельзя более испортить;

поэтому он позволяет отважно экспериментировать без забот о неуспехе

Инструменты, придающие материалу форму, оставляют характеристические следы - оттиск, острая царапина, или отверстие (резец, шпатель, но также пальцы, долото или молот).

следы инструмента дают увидеть жест руки, или плеча и рассказывают о человеке, который их оставил - любой след обладает собственным видом и выражением;

изменение материала поэтому бывает разным - оно плавное или прерывистое с хрупким соединением, создает группы нежных прикосновений или уверенных изменений, иногда производит впечатление осторожности, или энергичности.

Любое открытие, и даже обстоятельства с ним связанные, оставляют значительные следы в памяти человека (неожиданный сюрприз, аромат запаха или дождя и др.);

тактильные основания материалов это также сумеют - однако, бывают настолько деликатные, что требуют работы без использования зрения;

восприятия потом являются более глубокими и холод, твердость, нежность, жесткость, волокнистость, но также звук или запах материалов вызывают побуждения на реакцию словами или искусственным произведением:

  • формирование материалов в форме игры помогает понять их сложение, пластичность или несущие способности и приводит к их осознаваемому применению,
  • побуждение для тактильных чувств гармонии и контраста материалов помогают ладу между индивидуальным художественным намерением и использованным материалом, который в художественном творчестве ученик несет в себе всю свою жизнь;

Неподготовленные ученики воздействия побуждений материала не воспринимают - они реагируют безразличием или непониманием, потому лучше задуманное художественное мероприятие перенести.

Примеры тем для открытия речи материалов:

  • сбор и наблюдение за материалами - физическое переживание их свойств всеми чувствами,
  • установка тактильных контактов с художественными материалами и инструментами, включая материалы и инструменты мало используемые,
  • эмпатический подход к любому художественному материалу или технике – чувство для их качества выражения,
  • организация коллекций – представление различных видов единственного материала (различные виды бумаги), сборники образцов различных материалов (пластмассы, проволок, ткани) и т. п.,
  • тематизация коллекций – напр. Солнце: круглая форма, лучеобразная формы или теплые цвета (открытия из дома и его окружности, собирание, установка и др.),
  • естественные изменения материалов и ткани - изменения в подготовленной ситуации (изменения состояния воды, увядание, слоение песка и камней в стакане и т. п.);
  • изменения вида материалов – придание новой формы, замен или дополнение материалов, деструкция, перфорирование;
  • развитие свойств художественных и других материалов и инструментов в художественных этюдах, или в свободном творчестве,
  • поиск многозначительных соединений материалов - тактильное воздействие неоднородных материалов, их чувствительное соединение или контраст, выбор трех видов материалов для игрушки для слепых, большое крыло Икаруса из любого материала и т. п.;
  • применение собственных представлений о свойствах выбранных материалов и инструментов – научиться думать в пределах возможностей материалов и следов инструментов и приспособиться им,
  • создание индивидуального сложения средств выражений, которые соответствуют художественному типу ученика,
  • понимание свойств выражения материалов и следов инструментов в творчестве других, которое приводит к пониманию их переживаний,
  • реакция на побуждения материала - рассуждения, художественные этюды, художественные перифразы, перемены, ассоциация и другие значения.

Методические примечания

Тактильные побуждения развивают художественное выражение при всех обстоятельствах – в плоском и пространственном творчестве, в фотографии, в архитектуре и в других:

  • позволяют детям, чтобы они чувства от материалов убежденно выражали (мягкость и нежность меха, шероховатость сисаля, хрупкость картона, прозрачность целлофана и т.п.),
  • вдохновляют связь материала и ассоциации и представлений в верных понятиях, произнесенных или записанных,
  • отражаются в коротких текстах - записи об открытии, короткие литературные формы, диалоги (повесть ржавой проволоки, коры, тряпки с потухшими цветами, корочки хлеба и т. п.).

Позже речь материалов в пространственном творчестве развивается

  • в разработке случайных открытий в художественные этюды или в богатые вариации;
  • в решений художественных проблем – композиция, связанная с изменением ритма палочек, в линейной структуре, создаваемой из граней положенной слоями бумаги, в рисовании проволокой в пространстве и др.,
  • в изображении природных закономерностей – рост и распад, кристаллизация, структурирование поверхностей, уничтожение деструкции и др.,
  • с уважением к материалу и с увеличивающимися способностями обдумывать и переживать художественное творчество увеличивает требования в задании - предотвращает стереотипные решения и сможет постоянно удивлять.

Обстоятельства, при которых можно различные материалы и инструменты на уроках искусства использовать, должны быть всегда связаны с педагогическим намерением - ПОЧЕМУ;

выбор материалов и инструментов является эффективным тогда, если он соответствует выбранному сюжету, опыту учителя и ловкости учеников; случайное копирование выставленных экспонатов на выставке является неудачной идеей, которая противоречит понятиям творческих уроков искусства, о которых мы говорим.

Тэги: 
64801135