По следам 8-й Международной конференции художников-педагогов

В начале февраля 2017 г. в образовательном центре ОО «Белорусский зеленый крест» собрались художники-педагоги, искусствоведы, аниматоры, руководители художественных учебных заведений, чтобы обсудить актуальные вопросы художественного образования. В этом году в конференции участвовали представители Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии, Польши, Армении и Турции.

Как и в предыдущие годы программа была насыщенной сообщениями, презентациями и обсуждениями, а, начиная с прошлого года, тематически разделилась на две части – художественное образование и детская мультипликация.

Первый день был полностью посвящен вопросам художественного образования в разных странах. После небольшого вступления со стороны организаторов слово было предоставлено одному из членов жюри - Лидии Ишковой, которая по сложившейся традиции сделала анализ работ, которые приняли участие в конкурсе. Выступление в большей степени касалось ошибок, которые допускают и авторы работ, и педагоги. Выступление получилось очень живым и наглядным, так как сопровождалось показом работ, которые, по мнению жюри, не смогли претендовать на награды.

После выступления развернулась небольшая дискуссия: педагогам было интересно обсудить замечания, высказанные членами жюри, а также немного больше узнать о том, как национальные особенности отражаются в работах конкурсантов.

Тему художественных конкурсов продолжила директор Детской художественной галереи Мизьял Карабибер Наджяроглу, презентовавшая Международный конкурс детского рисунка в г. Газантеп (Турция), организатором которого она является. В ее выступлении речь шла об истории и развитии конкурса, а также о сопутствующих ему проектах. Кроме того, гостья из Турции немного рассказала и о своем подходе в работе с детьми.

Наиболее насыщенным был блок, посвященный современному художественному образованию.

Развитию художественных школ в разных странах мира было посвящено выступление Анны Выгонной, которая за несколько месяцев 2016 г. познакомилась с опытом организации художественного образования с Литве, Латвии, Украине и Польше. В своем выступлении она обращала внимание на устройство художественных школ (отделений), их возможности и деятельность, на внимание к ним со стороны местного сообщества и на их востребованность. Несколько слов к выступлению Анны Альбертовны добавили директор Детской художественной школы г. Луцка (Украина) Иван Гаврилюк, заместитель директора по учебной части Национальной средней школы искусств в Риге (Латвия) Илгнесе Авотина и руководитель художественной студии «Creatio» при Молодежном доме культуры г.Рыбник (Польша) Альдона Качмарчык-Колюцка.

Обмен опытом работы художественных школ продолжился выступлениями представителей Детской художественной школы г. Калининграда (Россия). Директор школы Наталья Воронова рассказала о предпрофессиональных программах и методических материалах, которые разрабатываются в школе, а преподаватель Татьяна Колодяжная немного порассуждала о синтезе художественного и экологического воспитания, примером чего стали работы ее учеников в технике бумагопластика.

Небольшой перерыв также был заполнен творчеством: в галерее центра открылась выставка этюдов белорусского художника-педагога Петра Шатило. В своем вступительном слове он рассказал о том, с чего начинал свой творческий путь и как его увлечение впоследствии сказалось на жизни всей семьи.

Тему воспитания молодых художников и преемственности поколений продолжила заместитель директора Детской художественной школы г. Витебска (Беларусь) Ольга Валюшкина, рассказав об истории школы и о современной системе организации ее работы. Рассказ сопровождался примерами работ учеников школы.

Историю и современную работу своих школ также презентовали заместитель директора Севастопольской художественной школы (Россия) Павел Хлебовский и заведующий художественным отделением Школы искусств №2 г. Воткинска (Россия) Александр Сорочкин.

Более узкие темы для обсуждения предложили педагоги Детской художественной школы г. Гатчина (Россия) Марина Фазанова и Дарья Рубцова. Тема их выступлений касалась композиции: Марина Фазанова говорила о важности и результатах привлечения родителей на различных этапах работы над тематическими композициями; Дарья Рубцова шаг за шагом описала процесс обучения передаче эмоций в формальной и станковой композиции.

Завершали первый день конференции выступления о художественных проектах. Татьяна Бурейко – заместитель директора Детской художественной школы искусств №3 г. Минска (Беларусь) рассказала об опыте создания учениками школы театральных кукол для постановки, которую они в дальнейшем и сыграли. Альдона Качмарчык-Колюцка – руководитель художественной студии «Creatio» (Рыбник, Польша) – говорила о пленэрах, которые проводит для детей своей студии.

Второй день конференции был полностью посвящен мультипликации и, как и в первый день, начался с обзора результатов конкурса мультипликации и диафильмов.

Председатель жюри Михаил Тумеля рассказал о системе оценки конкурсных работ, а также немного проанализировал мультфильмы и диафильмы, которые были представлены на конкурсе: оригинальность сюжета, художественные качества, понимание движения и многое другое. Выступление сопровождалось показом некоторых лучших работ. В частности, был показан мультфильм «Люди-острова», как пример хорошей коллективной работы при этом снятый в жанре документального мультфильма. Также были отмечены работы, полностью или частично созданные ребятами с ограниченными способностями, которые на равных участвовали с остальными мультфильмами. Из недостатков были отмечены небрежность при съемке, которая ухудшала впечатление от фильмов, однотипность работ. Особое внимание в своем выступлении Михаил Тумеля уделил диафильмам, которые, по его мнению, являются весьма перспективным направлением, в том числе как первый шаг к мультипликации.

Из членов жюри выступила также Марина Волкова – издатель, педагог, психолог, которая, как и в прошлом году, высоко оценила ценность работы детей над мультфильмом и привела свои заключения по итогам конкурса. В частности, говорилось о появлении традиции и некоторой ориентированности на жюри, о появлении новых жанров. Как издатель Марина Волкова наиболее строго оценивала текстовую основу, потому довольно подробно прокомментировала выбор материала, проработку сценария, отношение к литературным произведениям и сказкам, легшим в основу фильмов.

Во время обсуждения основные вопросы касались рекомендаций по созданию мультфильма, как технических, так и творческих. В результате, было озвучено предложение, подготовить небольшую инструкцию, касающуюся заданных вопросов.

Продолжением темы дискуссии стало выступление Ольги Сухоницкой, частного преподавателя изобразительного искусства из г. Мозыря, которая рассказала о художественной мастерской, где занимается с детьми, в том числе и над созданием мультфильмов.

О различных подходах в работе с детьми над созданием мультфильмов говорили также представители Литвы, Латвии и России. Неринга Шюпинскене (Каунас, Литва) и Илгнесе Авотина (Рига, Латвия) рассказали о данном направлении в художественных школах – технических возможностях, преподавателях, истории появления направления. Илзе Руска (Рига, Латвия) говорила об организации работы в своей студии, о том, как она работает с детьми с момента зарождения идеи до презентации фильма. Естественно, все выступления сопровождались показом работ.

Наиболее ярким стало выступление Владимира Ищука и Маргариты Нагибиной, руководителей Центра анимационного творчества «Перспектива» (Ярославль, Россия). В своем выступлении они рассказали о том, с чего начинался центр, какова система обучения, как ребята приходят в центр, как выбирают направление, как работают над мультфильмами, отметили важность роли педагога – его интереса, отношения к делу, к детям, его знаний и желания развиваться самостоятельно и вместе с детьми в выбранном направлении.

Представители центра «Перспектива» особо остановились на теме музыки в мультфильмах и важности удачного подбора музыкального сопровождения. По словам Владимира Ищука в центре вопрос музыки для мультфильмов решается довольно легко, благодаря тому, что один из руководителей сам музыкант и композитор. Тем не менее в большинстве случаев сложность в работе над музыкальным сопровождением существует как для авторов мультфильмов, так и для привлекаемых к этому музыкантов, так как часто авторы не предлагают музыкантам сценарий, на который можно было бы ориентироваться. Об этом говорил и минский музыкант Андрей Евдокимов, один из организаторов публичных просмотров диафильмов.

Помимо выступлений участники конференции смогли также познакомиться с работами воспитанников Ольги Сухоницкой, выставка которых была представлена в нескольких залах центра, итогами международного пленэра «Днепровский паром», а также посетить Национальный художественный музей Республики Беларусь и галереи г. Минск.

Материалы конференции, вызвавшие немалый интерес участников, в скором времени будут размещены на сайте. Надеемся, общение и информация, полученные во время конференции, помогут художникам-педагогам в их работе, реализации своих идей и освоении новых направлений.

Тэги: