Основные тематические циклы и типы художественного произведения

Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино


 

 

Изображение человека, животного, пейзажа и архитектуры четко отличается в пределах отдельных типов художественного произведения. Появление примеров с видимыми чертами художественного произведения документирует комплект демонстраций,  предъявляемый учителями из многих художественных школ.

Документация:

b. Художественная типология - 3. Человек, Животное, Город, Пейзаж

– 4. Методические демонстрации

Появления выражений типологических направлений и их видов не зависят от личности учителя:

- типологическую определенность невозможно создать, изменить ни обогатить с помощью образования,

- типологическое направление можно обогащать осторожным развитием других возможностей, однако нет уверенности в том, что ученик примет их навсегда.

Изображение человека

Способность объективно изобразить человеческое лицо и тело обычно проявляется лишь в возрасте около 10 – 12ти лет.

Для следующего переходного периода, когда необходимо исключить разочарование неуспехом, рекомендуется искать запасные варианты – копирование силуэта, отпечатки конечностей, вырывание фигур из бумаги, работа с деталями тела, фигуральные объекты.

Ребенок, имеющий склонность в сторону визуального типа:

- ищет характерные черты действительности и интересные детали,

- скоро старается изобразить голову в профиль и полупрофиль,

- позже появляется остолбеневшее движение фигур и соединение конечностей (не рядом, а одна впереди, другая сзади) – признак предстоящих проблем в развитии,

- и заодно постепенно теряется связь между фигурами и средой, где остается иногда лишь цветная площадь или зигзагообразная линия;

Ребенок, имеющий склонность в сторону имагинативного типа:

- рисуя слегка линию, улавливает выражение движения, мимики либо сходство,

- фигуру выражает в виде плавно поставленный силуэт, превосходно характеризует профиль и полупрофиль,

- преувеличивает размер или моделировку лица либо других интересных элементов (руки, сандалии, сумочку),

Ребенок, имеющий склонность к монументальному декоративному типу:

- длительно использует схему куклы – разлагает фигуру по площади и все конечности рисует несоединенными и выразительными,

- фигуры и компоновку чувствует в грандиозном плоскостном решении;

Ребенок, имеющий склонность к орнаментальному типу, в некоторых чертах приближается визуальному типу:

- движение фигур напряженное, лицо наивно стилизовано, у всех фигур повторяется одинаково, одежда декоративно украшена,

- композиционное решение бывает нечетким – иногда появляется более разборчивая связь между структурально воспринимаемыми и белыми площадями, а в других случаях структурально воспринимаемые площади объединяются;

Ребенок, имеющий склонность к смешанному типу:

- отделяет части тела – голова, шея, тело, конечности,

- движение фигур повторяет лишь в нескольких вариациях,

- не ищет черты сходства – схематичный знак лица для него является достаточным.

- иногда старается лучше характеризовать фигуру с помощью деталей, позже становится все меньше определяющих знаков и движения.

- изображение человека постепенно передвигается в студийный эскиз.

Изображение животного

У детей меньше барьеров, чем при изображении человека, и только млекопитающих они часто стилизуют;

Другие виды животных вызывают интерес цветами и текстурой, движением или же ради материального исследования их способа жизни.

Ребенок, имеющий склонность к визуальному типу:

- созревает к подобным проблемам, как и при изображении человека – неуклюжее движение, соединение конечностей, неуверенное отношение к среде,

- тема животного с интересными свойствами (чешуйки, перья, надкрылья) умеет подавить черты стагнации,

- там, где у ребенка нет знаков созданных для животных, их изображение постепенно переходит в студийный эскиз;

Ребенок, имеющий склонность к имагинативному типу:

- животное представляет собой любимым, почитаемым или же опасным существом – дети переносят на них человеческие черты (глаза, улыбка, знак для души),

- тело они рисуют как сплошной силуэт в хрупко намеченном движении, например уклон тела и головы, движение ножек,

- преувеличивает  характерные структуры или их наоборот подавляет;

Ребенок, имеющий склонность к монументальному декоративному типу:

- динамично выражает движение – распространяет силуэт животного по площади и четко показывает все конечности,

- сознательно создает фигуру животного в формат,

- использует отважную расцветку или же преувеличенные текстуры;

Ребенок, имеющий склонность к орнаментальному типу:

- силуэт тел выражен более визуально и его части затем орнаментально стилизованы – рисунок без выражения,

- линейный декор появляется в мелко расчлененных площадях,

- декор часто дополняет силуэт и на фоне – неразборчивость;

Ребенок, имеющий склонность к смешанному типу:

- из овалов тел и знаков для конечностей ученик  складывает фигуры животных,

- интерес шерстью, чешуи или перья ослабляет механичность детского графического знака,

- ребенок возвращается позже к изображению животных путем  студийного эскиза.

Пейзаж

Сознательное оформление пейзажа появляется довольно поздно и приносит  усилие, направленное на его объективное изображение;

Символическое выражение пейзажа, однако, развивается с самого детства – от знаков до цветов, деревьев, гор, вплоть до более богатых  неясно указанных кулис.

Ребенок, имеющий склонность к визуальному типу:

- использует локальную расцветку,

- знаки для пейзажа чаще всего выстраиваются прямо на полу, в планы, друг за другом, или же вносят в пейзаж реальное пространство в перспективном изображении,

- воспринимает именно отдельные элементы пейзажа, а не его целое лицо – пластичность рельефа решает с помощью площади раскрашенной неяркими красками либо каракулей;

Ребенок, имеющий склонность к имагинативному типу:

- изображает пейзаж как призрачное пространство, часто без горизонта,

- частично или полностью освобождаясь от локальной расцветки;

Ребенок, имеющий склонность к монументальному декоративному типу:

- использует простые графические схемы детства, характеризующие пейзаж – дом, дерево, тучу,

- плоскостное изображение пространства – использует фронтальные кулисы, элементы пейзажа складывает в ряды или же их опрокидывает,

- цвета использует как ему угодно, руководствуется своими чувствами и вкусом;

Ребенок, имеющий склонность к орнаментальному типу:

- подробно зарисовывает некоторые вдохновляющие элементы пейзажа,

- ставит их на пустую сцену, которую не заполняет или же украшает ее такими орнаментами, как и прикладных графических знаков,

- рисуя, часто соблюдает локальную расцветку;

Ребенок, имеющий склонность к смешанному типу:

- использует простые знаки, постепенно вносит их во взаимосвязи, переходит к свободной перезаписи пейзажа,

- развивает локальную расцветку и также меняет ее в зависимости от необходимости.

Дом и городской пейзаж

Городской пейзаж связан с ранними знаками домов – ребенок вариабельно меняет их размеры, пропорции, цвета и размещение на площади;

Городской пейзаж предоставляет возможность изобретательного подхода к реальности и он близок иллюстрации.

Ребенок, имеющий склонность к визуальному типу:

- oбъективно старается четко изобразить фасады,

- создает перспективно проходящие городские кулисы, в связи с элементами природы гораздо лучше воспринимается неуклюжее пространство домов,

- рисуя, осторожно использует локальные тона;

Ребенок, имеющий склонность к имагинативному типу:

- рисуя дом, он уделяет своему произведению такое же внимание, как и портрету человека,

Преувеличивает его выражение, ищет внутренний вид дома – у каждого дома другой вид, старый дом изгибается, у крепости богатый силуэт,

- выстраивает дома в расчлененные формации – в композицию включает тихие уголки, лестницы, площади, аркады и др.,

- использует призрачную или иным способом видоизмененную, с точки зрения выражения, расцветку, ищет атмосферу данного места;

Ребенок, имеющий склонность к монументальному декоративному типу:

- исходит из лапидарно стилизованных знаков – квадратный фасад с одним окном и дверью, изображает их динамично,

- находчиво группирует силуэты, складывает их друг над другом, опрокидывает их вдоль улиц, различным образом соединяет улицы, скрещивает их,

- использует преувеличенную, символичную или же иным способом преобразованную расцветку;

Ребенок, имеющий склонность к орнаментальному типу:

- для домов пользуется простой, симметричной схемой,  

- украшает их всеми строительными деталями, которые он знает –кирпичи, черепицы, строительные элементы, оконные филенки, украшение цветами и т.д.

- использует локальные или пастельные цвета, часто без заднего плана;

Ребенок, имеющий склонность к смешанному типу:

- использует графические схемы, часто обогащая их характерными деталями,

- в компоновке присоединяет дома друг к другу в зависимости от того, в чем нуждается сюжет,

- пространственные планы упорядочены над или за собой.

Мир вещей

Знаки для вещей возникают изредка – миром вещей маленький ребенок интересуется лишь изредка, также редко он повторяет изображение тех же вещей до той степени, чтобы могла возникнуть прочно зафиксированная схема;

Ученик выражает самые важные свойства:

- круглость, симметричность, дуплистость, направленность, пространственность и т.д.

- множество деталей – шнуровка, соединения, ковка или декорирование;

В высших классах изображение вещей переходит в студийный эскиз, живопись, моделирование или же в различные изобразительные парафразы, например в колляж.

Ребенок, имеющий склонность к визуальному типу:

- он стремится к точному изображению, перспективное сокращение  сумеет выполнить без затруднений, а позже превосходит в студийном эскизе,

- проявляет мало чувства в отношении формата бумаги – часто чертит или же рисует мелкие мотивы и площадь бумаги не сбалансирована;

Ребенок, имеющий склонность к имагинативному типу:

- преувеличивает пропорции частей предмета, меняет его форму и увеличивает значение детали – вкладывает самого себя в рисунок,

- объективность изображения его не интересует, он не стремится к ней, но несмотря на э то рисунок, по своему выражению на много более характерен, чем визуально воспринимаемый рисунок;

Ребенок, имеющий склонность к монументальному декоративному типу:

- ограниченно анализирует то, что он видит, часто даже неудачно стилизует,

- неспособен справиться с перспективой;

Ребенок, имеющий склонность к орнаментальному типу:

- стилизует не столь отчетливо,

- его рисунки будто выражают не сосредоточенность – он не осознает ошибок, фактических неточностей, не воспринимает ассиметрии;

Ребенок, имеющий склонность к смешанному типу воспринимает мир вещей без проблем – если он не привык к сюжету, то будет лучше сосредоточиться и рисунок становится верным.

Тэги: