Основные тематические циклы и типы художественного произведения
Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино
Изображение человека, животного, пейзажа и архитектуры четко отличается в пределах отдельных типов художественного произведения. Появление примеров с видимыми чертами художественного произведения документирует комплект демонстраций, предъявляемый учителями из многих художественных школ.
Документация:
b. Художественная типология - 3. Человек, Животное, Город, Пейзаж
– 4. Методические демонстрации
Появления выражений типологических направлений и их видов не зависят от личности учителя:
- типологическую определенность невозможно создать, изменить ни обогатить с помощью образования,
- типологическое направление можно обогащать осторожным развитием других возможностей, однако нет уверенности в том, что ученик примет их навсегда.
Изображение человека
Способность объективно изобразить человеческое лицо и тело обычно проявляется лишь в возрасте около 10 – 12ти лет.
Для следующего переходного периода, когда необходимо исключить разочарование неуспехом, рекомендуется искать запасные варианты – копирование силуэта, отпечатки конечностей, вырывание фигур из бумаги, работа с деталями тела, фигуральные объекты.
Ребенок, имеющий склонность в сторону визуального типа:
- ищет характерные черты действительности и интересные детали,
- скоро старается изобразить голову в профиль и полупрофиль,
- позже появляется остолбеневшее движение фигур и соединение конечностей (не рядом, а одна впереди, другая сзади) – признак предстоящих проблем в развитии,
- и заодно постепенно теряется связь между фигурами и средой, где остается иногда лишь цветная площадь или зигзагообразная линия;
Ребенок, имеющий склонность в сторону имагинативного типа:
- рисуя слегка линию, улавливает выражение движения, мимики либо сходство,
- фигуру выражает в виде плавно поставленный силуэт, превосходно характеризует профиль и полупрофиль,
- преувеличивает размер или моделировку лица либо других интересных элементов (руки, сандалии, сумочку),
Ребенок, имеющий склонность к монументальному декоративному типу:
- длительно использует схему куклы – разлагает фигуру по площади и все конечности рисует несоединенными и выразительными,
- фигуры и компоновку чувствует в грандиозном плоскостном решении;
Ребенок, имеющий склонность к орнаментальному типу, в некоторых чертах приближается визуальному типу:
- движение фигур напряженное, лицо наивно стилизовано, у всех фигур повторяется одинаково, одежда декоративно украшена,
- композиционное решение бывает нечетким – иногда появляется более разборчивая связь между структурально воспринимаемыми и белыми площадями, а в других случаях структурально воспринимаемые площади объединяются;
Ребенок, имеющий склонность к смешанному типу:
- отделяет части тела – голова, шея, тело, конечности,
- движение фигур повторяет лишь в нескольких вариациях,
- не ищет черты сходства – схематичный знак лица для него является достаточным.
- иногда старается лучше характеризовать фигуру с помощью деталей, позже становится все меньше определяющих знаков и движения.
- изображение человека постепенно передвигается в студийный эскиз.
Изображение животного
У детей меньше барьеров, чем при изображении человека, и только млекопитающих они часто стилизуют;
Другие виды животных вызывают интерес цветами и текстурой, движением или же ради материального исследования их способа жизни.
Ребенок, имеющий склонность к визуальному типу:
- созревает к подобным проблемам, как и при изображении человека – неуклюжее движение, соединение конечностей, неуверенное отношение к среде,
- тема животного с интересными свойствами (чешуйки, перья, надкрылья) умеет подавить черты стагнации,
- там, где у ребенка нет знаков созданных для животных, их изображение постепенно переходит в студийный эскиз;
Ребенок, имеющий склонность к имагинативному типу:
- животное представляет собой любимым, почитаемым или же опасным существом – дети переносят на них человеческие черты (глаза, улыбка, знак для души),
- тело они рисуют как сплошной силуэт в хрупко намеченном движении, например уклон тела и головы, движение ножек,
- преувеличивает характерные структуры или их наоборот подавляет;
Ребенок, имеющий склонность к монументальному декоративному типу:
- динамично выражает движение – распространяет силуэт животного по площади и четко показывает все конечности,
- сознательно создает фигуру животного в формат,
- использует отважную расцветку или же преувеличенные текстуры;
Ребенок, имеющий склонность к орнаментальному типу:
- силуэт тел выражен более визуально и его части затем орнаментально стилизованы – рисунок без выражения,
- линейный декор появляется в мелко расчлененных площадях,
- декор часто дополняет силуэт и на фоне – неразборчивость;
Ребенок, имеющий склонность к смешанному типу:
- из овалов тел и знаков для конечностей ученик складывает фигуры животных,
- интерес шерстью, чешуи или перья ослабляет механичность детского графического знака,
- ребенок возвращается позже к изображению животных путем студийного эскиза.
Пейзаж
Сознательное оформление пейзажа появляется довольно поздно и приносит усилие, направленное на его объективное изображение;
Символическое выражение пейзажа, однако, развивается с самого детства – от знаков до цветов, деревьев, гор, вплоть до более богатых неясно указанных кулис.
Ребенок, имеющий склонность к визуальному типу:
- использует локальную расцветку,
- знаки для пейзажа чаще всего выстраиваются прямо на полу, в планы, друг за другом, или же вносят в пейзаж реальное пространство в перспективном изображении,
- воспринимает именно отдельные элементы пейзажа, а не его целое лицо – пластичность рельефа решает с помощью площади раскрашенной неяркими красками либо каракулей;
Ребенок, имеющий склонность к имагинативному типу:
- изображает пейзаж как призрачное пространство, часто без горизонта,
- частично или полностью освобождаясь от локальной расцветки;
Ребенок, имеющий склонность к монументальному декоративному типу:
- использует простые графические схемы детства, характеризующие пейзаж – дом, дерево, тучу,
- плоскостное изображение пространства – использует фронтальные кулисы, элементы пейзажа складывает в ряды или же их опрокидывает,
- цвета использует как ему угодно, руководствуется своими чувствами и вкусом;
Ребенок, имеющий склонность к орнаментальному типу:
- подробно зарисовывает некоторые вдохновляющие элементы пейзажа,
- ставит их на пустую сцену, которую не заполняет или же украшает ее такими орнаментами, как и прикладных графических знаков,
- рисуя, часто соблюдает локальную расцветку;
Ребенок, имеющий склонность к смешанному типу:
- использует простые знаки, постепенно вносит их во взаимосвязи, переходит к свободной перезаписи пейзажа,
- развивает локальную расцветку и также меняет ее в зависимости от необходимости.
Дом и городской пейзаж
Городской пейзаж связан с ранними знаками домов – ребенок вариабельно меняет их размеры, пропорции, цвета и размещение на площади;
Городской пейзаж предоставляет возможность изобретательного подхода к реальности и он близок иллюстрации.
Ребенок, имеющий склонность к визуальному типу:
- oбъективно старается четко изобразить фасады,
- создает перспективно проходящие городские кулисы, в связи с элементами природы гораздо лучше воспринимается неуклюжее пространство домов,
- рисуя, осторожно использует локальные тона;
Ребенок, имеющий склонность к имагинативному типу:
- рисуя дом, он уделяет своему произведению такое же внимание, как и портрету человека,
Преувеличивает его выражение, ищет внутренний вид дома – у каждого дома другой вид, старый дом изгибается, у крепости богатый силуэт,
- выстраивает дома в расчлененные формации – в композицию включает тихие уголки, лестницы, площади, аркады и др.,
- использует призрачную или иным способом видоизмененную, с точки зрения выражения, расцветку, ищет атмосферу данного места;
Ребенок, имеющий склонность к монументальному декоративному типу:
- исходит из лапидарно стилизованных знаков – квадратный фасад с одним окном и дверью, изображает их динамично,
- находчиво группирует силуэты, складывает их друг над другом, опрокидывает их вдоль улиц, различным образом соединяет улицы, скрещивает их,
- использует преувеличенную, символичную или же иным способом преобразованную расцветку;
Ребенок, имеющий склонность к орнаментальному типу:
- для домов пользуется простой, симметричной схемой,
- украшает их всеми строительными деталями, которые он знает –кирпичи, черепицы, строительные элементы, оконные филенки, украшение цветами и т.д.
- использует локальные или пастельные цвета, часто без заднего плана;
Ребенок, имеющий склонность к смешанному типу:
- использует графические схемы, часто обогащая их характерными деталями,
- в компоновке присоединяет дома друг к другу в зависимости от того, в чем нуждается сюжет,
- пространственные планы упорядочены над или за собой.
Мир вещей
Знаки для вещей возникают изредка – миром вещей маленький ребенок интересуется лишь изредка, также редко он повторяет изображение тех же вещей до той степени, чтобы могла возникнуть прочно зафиксированная схема;
Ученик выражает самые важные свойства:
- круглость, симметричность, дуплистость, направленность, пространственность и т.д.
- множество деталей – шнуровка, соединения, ковка или декорирование;
В высших классах изображение вещей переходит в студийный эскиз, живопись, моделирование или же в различные изобразительные парафразы, например в колляж.
Ребенок, имеющий склонность к визуальному типу:
- он стремится к точному изображению, перспективное сокращение сумеет выполнить без затруднений, а позже превосходит в студийном эскизе,
- проявляет мало чувства в отношении формата бумаги – часто чертит или же рисует мелкие мотивы и площадь бумаги не сбалансирована;
Ребенок, имеющий склонность к имагинативному типу:
- преувеличивает пропорции частей предмета, меняет его форму и увеличивает значение детали – вкладывает самого себя в рисунок,
- объективность изображения его не интересует, он не стремится к ней, но несмотря на э то рисунок, по своему выражению на много более характерен, чем визуально воспринимаемый рисунок;
Ребенок, имеющий склонность к монументальному декоративному типу:
- ограниченно анализирует то, что он видит, часто даже неудачно стилизует,
- неспособен справиться с перспективой;
Ребенок, имеющий склонность к орнаментальному типу:
- стилизует не столь отчетливо,
- его рисунки будто выражают не сосредоточенность – он не осознает ошибок, фактических неточностей, не воспринимает ассиметрии;
Ребенок, имеющий склонность к смешанному типу воспринимает мир вещей без проблем – если он не привык к сюжету, то будет лучше сосредоточиться и рисунок становится верным.