Оперативное художественное мышление

Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино


 

 

Давайте вернемся к оперативному художественному мышлению, связанному с творческим изобретением;

ожидаем, что ученик в любом возрасте способен намеренно думать и самостоятельно решать задания:

  • соответственно возрасту и способностям использовать художественный язык и получать, таким образом, опыт на поле художественного творчества:

… внимание и осознание расположения элементов (обращаться с ними, сравнивать их и комбинировать, менять воздействие, преобразовывать их, различно менять и др.),

… анализировать художественную проблему в отношении к теме (разноцветность, контраст света, расположение в пространстве и др.),

… внимательно воспринимать качества элементов выражения и их взаимные отношения и поддерживать таким способом и способность выражаться;

  • осознавать роль средств для выражения, прежде всего, во время заключительной оценки, когда при сравнении детских работ естественно все объяснит;
  • выражать соответствие с художественным распорядком

… применять его эстетические или выразительные свойства,

… заведомо его нарушать и вносить в композицию напряжение,

… при помощи различных средств менять сюжет (напр. перенесением художественного мотива в другую технику я должен его приспособить, поменять, чтобы он поладил с новой техникой),

  • создавать композиционные или другие вариации (композиция вариаций других форм круга, квадра и треугольника, сгустить или разбавить структуру различных элементов и т. п.),
  • усваивать основную художественную терминологию, термины уже с детства применяемые, свободно ими владеть.
 

"Проблематику художественного языка можно лучше всего понять при сравнении с вербальным языком. Слова состоят из гласных и негласных букв, которые сами по себе не обладают никаким значением. Со слов составляем предложения по правилам данного языка, которые необходимо соблюдать, чтобы люди друг друга смогли понять. Предложение является основной единицей выражения мысли. Сложением предложений объясняются явления и отношения к фактическому состоянию".

Р. Фила, Художественная подготовка

Откуда появилось интуитивное понимание правил? Чувствует его все одинаково?

Миллионы лет эволюции человека, которая в нас закодировала образ мира, дала нашему визуальному пониманию общее значение; вызвала различные формы естественных правил, напр.

  • правила природы (каждое дерево является индивидуальным миром, камни это кости Земли и др.),
  • общественные правила (египетское или античное общество, или демократия, или диктатура и др.),
  • математические правила (увеличивающаяся сложность математических операций);

отношение к правилам повлияло также на культурные образцы, наследованные всегда следующим поколением (буддизм, иудаизм, христианство, ислам и др.);

также опыт и впечатления заведомо или подсознательно влияют на наши индивидуальные отношения к элементам и к их расположению.

Подобным образом возникало также осознание художественных правил, которое формировалось в течение ежедневной жизни человечества - напр.:

  • гармоничное чувство размера, соответствующего опыту человеческого тела, и впечатление несоответствующего размера (дизайн и наоборот лэнд-арт),
  • изменения ритма, вызывающие внимание и чувство напряжения: регулярное (повтор темпа), переменное (звук моря, разговор), и нерегулярное (гроза, звуки с улицы),
  • интимность внутреннего пространства действует безопасно, наружное пространство соответствует тому, как мы способны или не способны к нему относиться (бесконечность пустыни и наоборот гостиная);
  • космические движения - движение платен связано со строительством доисторические святыни (Стоунхендж, ориентации пирамид), страх из космических событий связан с историческими событиями (затмение солнца, появление кометы - летописи).

Правила, их нарушение или даже отсутствие на нас всех воздействуют в результате обобщенного опыта человечества.

Художественный язык содержит

a. Элементы воображения, которые являются основными строительными камнями художественного произведения - точка, пятно, структура, линия, площадь и пространство, форма, свет и цвет;

отдельные виды элементов воображения постепенно меняют свою суть – точка работает с одним размером, линия и плоскость с двумя, плоскость в движении и пространство с тремя, следующим феноменом являются свет и цвет;

элементы друг на друга влияют – встречаются при создании художественного произведения в композиционных и выразительных отношениях.

b. Композиционные закономерности составляют произведение - гармония и контраст, уравновешенность, симметрия, художественный ритм, размеры и др.;

композиция применяет качества элементов выражений - напр.:

  • линия - твердость или атака (прямая линия, отрезок, ломанная линия), строгие правила, плавность или мигание (линейные структуры), межчеловеческие отношения (диалог линий, линейный контраст и т. п.,
  • формы – гармония сложения, переменность (неопределенные плоскости и объемы), постройка (внутреннее сложение природных материалов, стабильность и лабильность), движение (динамика, изменение фаз) и т. п.,
  • цвета – спокойствие и благодать (незначимая разность цвета), ударность (контраст белого и черного цвета, большая разница цветов, комплементарные отношения), впечатление как предварительный концепт (частная красочность грусти, злости, ласки) и т. п.;

художественное мышление разрешает активно работать с элементами:

  • найти оригинальные идеи  и наладить способ их записи,
  • менять сюжет или предлагаемую художественную форму,
  • сдвинуть значение и подчеркнуть его цветом, светом или увеличением размеров, ассоциацией, деструкцией и др.

Методы работы

Узнавание художественный правил - это процесс, в течение которого ученик находит закономерности художественного языка. Элементы художественного языка, их отношения и использование принадлежит не только к композиционным, но также к выразительным средствам.

Знания художественного языка передает учитель в простой форме, которая соответствует возрасту детей и сюжету;

не имеет смысла изучать часто сложные теоретические принципы (лучше, чем знать, необходимо чувствовать их присутствие и с пониманием с ними обращаться) - полностью достаточно,

  • если их осознает учитель во время подготовки урока, формирует их сам для себя как художественную проблему, содержащуюся в любом сюжете, и если он зазвучит в мотивации,
  • если даст детям возможность, чтобы они интуитивно решали то, что им мотивация намекала - некоторые ученики проблему чувствуют и используют (ценным является только то, что дети сами обнаружат),
  • если в оценке раскрывает художественную проблему и на детских работах обращает внимание на его воздействие или отсутствие;

Ребенок должен осознавать существование художественных правил интуитивно:

  • взвешивать чувство "как это должно быть" (уже с 6 лет возраста) и сравнивать возникающую работу с представлением "что хочу сказать" (с 9 лет возраста);
  • по данным рассуждениям потом вытекает, как сообщение оптимально сдвинуть, чтобы соответствовало представлению о задуманном воздействии (с 12 лет возраста);

если ученик с художественными проблемами встречается более часто, потом он без затруднений их поймет и после десятого года своей жизни использует профессиональные термины с собственным представлением их содержания (процесс учебы он не осознает);

данный метод обучения называем процессом накопления опыта.

Художественная проблема содержит мелкие частички художественного языка, которым учитель намеренно и ученики иногда бессознательно, а в другом случае и заведомо уделяют внимание;

Художественная проблема появляется в ряду ситуаций в относительно различном виде - так возникает подсознание о свойствах элементов (линии в протекающем ручье, в сигналах со звезд, в динамических ссорах, в записи летящей бабочки, в положении железнодорожных рельсов и т. п., о конструктивных художественных этюдах уже не говорим);

учитель ученикам предлагает как сюжет на решение один, как максимум две художественные проблемы одновременно, хотя в процессе творчества каждый из нас решает десятки художественных вопросов:

  • чаще всего художники решают художественные проблемы чувством и сосредоточены только на нескольких основных вопросах,
  • аналогично также дети решают художественную проблему и вместе с ней ряд остальных художественных вопросов, хотя бы они этого осознавали,
  • так как учитель для учеников выбирает только единственную проблему, к которой он привлекает внимание, может его ученик более просто осознавать и попытаться его решить,
  • если бы учитель пытался объяснить несколько вопросов сразу, мотивация бы детей запутала (несколько различных проблем разрушает внимание и работа не удается);

обратный путь, т. е. от поучения к художественному проявлению, ведет к механической парафразе художественной проблемы;

если художественную проблему сжать в ясно определенных правилах, закроем детям путь к ее остальным формам;

если укажем в качестве примера отношения теплых и холодных цветов оранжевый и сине-зеленый цвет, дети не обнаружат, что существуют также теплые и холодные оттенки основных цветов (теплый красный с примесью желтого цвета, холодный красный с примесью синего цвета и т. п.).

Во время усвоения художественного языка

учитель распределяет задачи таким способом, чтобы незаметно, естественно

  • применял учебу в различных связях,
  • продолжал задание, в котором постепенно расширяется и углубляется понятие о данной художественной проблеме,
  • увеличивал требовательность художественного обучения и во время учебы продуманно создавал знания о строительстве художественного языка;

художественный язык таким образом дети учат постепенно (в первые годы они его вообще не осознают):

  • во время оценки всех обыкновенных художественных задач (обратите внимание на то, как эти два цвета дополняются, нарушаются и перетягиваются),
  • во время художественных игр с материалом и с инструментом - игры, эксперименты, открытия и их вариации (наблюдайте, что случится, если…),
  • во время художественных этюдов - композиционный ключ, определенный мотивацией (вариация пяти прямых линий должна содержать пять линий, а не восемь колец), эксперименты с данными элементами и т. п.

Художественные этюды воспринимают дети всего возраста как интересную игру, которая с одной стороны доходит до художественного свидетельства, с другой стороны к дизайну и шрифту.

Для обучения я использую два направления:

  • выразительное творчество я использую в рамках моста между художественным проявлением детства и созревания уже с малого возраста - часто в качестве выражения реальных сюжетов (как поднимать пыль, какие звуки слышно на улице, какими цветами обладает осень и др.),
  • конструктивные и другие художественные этюды я использую с 9 лет и меньшего возраста (сколькими способами может черкать карандаш – создание структур, сколько похожих цветов можно смешать - композиция оттенков коричневого, красного, зеленого или других цветов).

Бессознательный поиск или осознание отношений между художественными элементами является основой обучения. Речь  идет об основном методе работы, на основании которого учитель проверяет художественный образовательный процесс, без того, чтобы он вмешивался в своеобразность, эмоциональное понимание сюжета и во внутреннее пространство художественного проявления ученика (могу обратить внимание на ошибки в композиции, ни в коем случае не на человеческое содержание сюжета, напр. в выражении цветов, потому что он передо мною скрыт в детской душе).

Тэги: 
64801135