Выразительный, художественный образ в графике. Цветная гравюра на картоне

Татьяна ТИХОМИРОВА (Одесса, Украина)

Член Союза художников Украины,
методист Одесского областного учебно-методического
центра культуры и искусства,
преподаватель Одесской детской художественной школы
им. К. К. Костанди


Введение

Педагогические условия занятия искусством сегодня изменились. Мы уже не относимся к детям, как к маленьким взрослым, не обучаем их по взрослой методике, опираясь на логику и мышление, накопление знаний и умений. Современная художественная педагогика наконец-то повернулась лицом к ребенку, к его личностным проблемам развития, к его индивидуальности. Дети познают мир целостно, и процесс самосознания детей проходит через игру, через образ по своим правилам и законам. «В основе детского сознания, лежит образ, сложный, но цельный». Е.Макарова. Через создание образов, используя различные материалы и техники, художественное образование вводит детей в подлинный мир искусства, способствует воспитанию лучших эстетических и нравственных качеств, как основы формирования личности. Особое место в художественном образовании принадлежит искусству графики – эстампу, как средство художественной педагогики он раскрывает перед педагогом большие возможности. Весь процесс создания эстампа учит детей умению мыслить в материале, вести работу последовательно, целостно ее, воспринимая, укрепляет уверенность в своих силах; способствует сотворчеству ученика и учителя, становлению личности. Преподавание печатной графики - цветной гравюры на картоне до сих пор малоизученная область художественной педагогики. Если в учебный процесс и вводятся задания по тиражной графике c картонной матрицы, то они носят случайный характер. При таком подходе невозможно рассмотреть целостную картину графики как вида искусства. Длительные же занятия гравюрой дают серьезный результат – работы высокого уровня. Гравюра на картоне может быть выполнена и в однотоновом  и в цветовом варианте. Регулярное выполнение задач связанных с цветом, позволяет решать проблему не только графичности, но и живописности в эстампе, способствует развитию цветовосприятия и колористической выстроенности цветового образа. Процесс работы над гравюрной доской содержит в себе элемент занимательности и соответствует особенностям восприятия детей среднего и старшего школьного возраста. В этом возрасте детям трудно дается завершение работы, это одна из важных проблем художественной педагогики. Реализация ее возможна с помощью эстампа, ведь характер его создания предполагает конечный результат. Еще один важный момент заключается в том, что детям необходимо разнообразие видов деятельности, они переносят навыки работы в одном материале на практику работы в другом или других техниках, в результате чего активизируется и синтезируется их изобразительная деятельность. Возможность решения образа, по-разному, пользуясь одной доской, также обостряет творческую деятельность – мышление, фантазию, увлекает экспериментом. В этом виде деятельности ремесло и творчество для ребенка увлекательно объединяются – интегрируются. Эти обучающие возможности эстампа именно в среднем и подростковом возрасте позволяют добиться плодотворных результатов, делают гравюру в ДХШ незаменимой, что значительно обогатит опыт детей, весь учебный процесс, откроет новые эстетические возможности в передаче видимого мира. Даже при слабом материальном обеспечении школ, если в школе нет офортного станка,  некоторые виды гравюры можно печатать и подручными средствами – ложкой или валиком, использовать выжимное устройство от старой стиральной машины. Тем более что материал – картон, фотопленка, старая рентгеновская пленка, гипс, ПВХ  - недорогой и доступен всем.

Историческая справка

Цветная гравюра на картоне вследствие недостатка информации, или не серьезного отношения к ней не находит должного отражения в художественном творчестве и педагогике искусства. Этот вид гравюры довольно молодой он появился в 20гг. прошлого века. Первооткрывателем стал, К.В. Кузнецов открыл его, как форму для глубокой и высокой печати. Известны гравюры тех лет М.М. Урегиной и Н.П. Алексеевой. Эстампы, выполненные в этой технике, появились в 60-80 гг. Это совершенно удивительные гравюры Альбины Акритас и Воробьевой Ирины. Сегодня с успехом на Украине создает образы в этой технике Олеся Джураева, Петухова,  Стародубцева Н… Новое время предложило много новых материалов: различных пластиков, оргстекло, полистирол применяемых в быту. С появлением новых материалов появились и новые техники. Об этом в 60-80 гг. писали Ю.И. Герштейн и В. Чуркин в статьях журналов: «Юный Художник», «Искусство», «Художник». Но все они рассматривали технические приемы работы с картонной матрицей, не затрагивая вопросов создания образов в цветной гравюре. Печатная графика основана на рисунке но, как вид изобразительного искусства обладает своими изобразительными средствами и выразительными возможностями. Гравер не рисует на бумаге, а наносит изображение на какую-то твердую поверхность, а уже с нее печатает на бумагу. Печатная графика может быть станковой, книжной, прикладной и промышленной.  К ее художественно – выразительным средствам относится бумага, как изобразительная плоскость, типографские краски, линии, штрихи, пятна и печатная форма. Печатная форма может быть не только картонной, это может быть оргстекло, фотопленка, рентгеновская пленка, гипс может быть и пластик, то, что доступно детям для работы в ДХШ и где нет травления. Работа на полистироле соответствует технике линогравюры, выполняется резцами, в процессе печати последовательно срезаются плоскости цвета, которых уже напечатаны, печать ведется от светлых пятен, детальных к темным. Печатная форма представляет для начинающих трудности, но печатается легко. Цвета наносятся валиком. Если задумано, к примеру, 10 работ (вариаций), то печатать нужно все сразу, так как каждый напечатанный цвет срезается и напечатать его заново уже не возможно.

Гравюра на картоне малотиражна, но при хорошо защищенной печатной форме позволяет сделать до 60-80 оттисков. Все они будут хоть немного, но отличаться друг от друга или сильно разнится. Печатная форма делается легко, поскольку материал для гравирования мягкий, а вот печать капризна. Многое зависит от того как наложена краска, сколько положено слоев, от влажности бумаги, давления вала, качества картона и конечно же художественного чутья автора. Для цветной гравюры на картоне доступны все жанры и все направления искусства.

Подготовка к печати, материалы и оборудование

Для того чтобы создать многотиражную печать нужно иметь необходимое количество бумаги для печати в зависимости от желаемого количества оттисков. Нужна и простая бумага или газеты для промокания эстампной бумаги. Для создания печатной формы нужен картон не менее 3х мм толщины, клей ПВА или лак для грунтовки картона. Типографские или отжатые от масла – масляные краски. Могут быть и гуашевые и акварельные краски, особым образом подготовленные. Для замешивания красок нужен мастихин и палитры. Их должно быть много, для раскатки чёрной и белой красок и для замешивания красок по индивидуальным эскизам. Много хлопчатобумажных тряпочек, скипидар или очищенный керосин; обойные валики, офортные иголки, макетные ножи и наждачная бумага с разным зерном. И, конечно же, большой длинный стол для накатки краски на печатные формы. На его крышке должен быть небольшой выступ, чтобы картон мог упираться при вытирании.

Подготовка картона для печатной формы

От выбора и подготовленности картона зависит качество и характер последующей печати. Картон сам по себе может быть фактурным, гладким, очень плотным или рыхлым, в любом случае, чтобы он не тянул краску, и краска легко снималась, его грунтуют.

Грунтовать картон можно:

  1. теплым столярным клеем, (с помощью тампона)
  2. акриловым лаком  (по дереву)
  3. клеем ПВА
  4. силикатным клеем
  5. водоэмульсионной краской (при рыхлом картоне)
  6. клеем Б-Ф-2
  7. использовать готовый грунтованный картон

При грунтовке клеем клей выдавливается или раскладывается с одной стороны доски и торцом линейки его распределяют по всей плоскости ровным тонким слоем. Еще более совершенная подготовка картона состоит в том, что картон обклеивается с двух сторон белой бумагой (чтобы его не повело), а калька или пергаментная бумага с рисунком, лицом к картону, наклеивается сверху, с последующим покрытием лаком. После гравирования картон еще раз покрывается лаком, или жидким   клеем  ПВА, для укрепления печатной формы.

Бумага

Бумага для печати должна быть слабо проклеенная. От ее выбора зависит многое в решении образа. Она может быть и белой и цветной, фактурной или гладкой. Готовить ее для печати необходимо заблаговременно. Ее замачивают в емкости на 15-20 минут и мокрые листы складывают один на один в стопку на стекло, сверху придавливают также стеклом. Это проделывают в том случае, когда нужно много листов. Если листов нужно не много, то намоченный лист бумаги кладут на почти вертикально стоящее стекло (с листа быстро стекает вода), затем промокают между листами простой бумаги или старых газет, так чтобы лист оставался влажным, но на его поверхности не было пятен воды. Лист готов к печати.

Краска

Краски готовят также непосредственно перед печатью. Их замешивают в цвета мастихином на палитре.  колориcтические замесы готовим на палитре. Для печати используем типографские краски: белую, черную и 6 первичных цветов. Два желтых – холодный и теплый (ганза желтая и лимонная).  Два красных (кадмий красный светлый и кармин).  Два синих (ультрамарин сине-фиолетовый и берлинская лазурь). Получается цветовой круг из шести первичных цветов. Из трех первичных цветов цветовой круг может быть лишь в световой форме (три его первичных цвета - это синий, зеленый и красный). Смешение в форме света слагательное. В форме красок – вычитательное. В красителях, которыми располагает художник, нет таких красок, как чисто красная или чисто желтая, они все с  примесями и сдвигаются или в теплую, или в холодную сторону (красно-оранжеватый или красно-фиолетоватый). Вторичный насыщенный фиолетовый из красного и синего получить невозможно и с этой проблемой сталкиваемся сразу, как только пытаемся воспроизвести цветовой круг. Это смешение дает серовато - фиолетоватый, буроватый цвет. Но если мы смешаем кармин и ультрамарин (в обеих красках есть частично фиолетовый, то мы и получим насыщенный фиолетовый). Если в синем нет примеси зеленого, то смешав его с желтым мы тоже не получим насыщенного зеленого цвета. Для того, чтобы получить производный оранжевый, красный  должен быть с примесью оранжевого и желтый тоже. Иначе мы получим слабо насыщенный цвет.  Напрашивается вывод, что смешивая краски, (вычитательным способом) мы получаем не третий цвет в результате смешения, а цвет, который высвобождается, если он есть в смешении. Работаем с палитрой, изучаем свойства красок, свою палитру, как получать цвета слабо насыщенные , средне насыщенные,  насыщенные; затененные и осветленные. Для того чтобы не экспериментировать с цветом в слепую, не рассчитывать на случайность. Работаем ограниченной палитрой. Малое количество красок легче изучить и легче добиться их колоритного единства, выразительности цвета в решении конкретного образа. В работе с типографскими красками, также имеет значение характер наложения красочного слоя потому, что он меняет цвет и характер краски, ее эмоционального воздействия.  Для корпусного наложения красок и их осветления добавляем белила. При работе лессировками краски разжижаем олифой, цвета при этом осветляются белизной бумаги. Осветлить колорит также можно, используя первый прогон тонким слоем белил с последующими цветными прогонами. Затемняются краски противоположным цветом. Затемнение черным дает серость и глухоту смешанному цвету. Коричневые получаем в результате смешения комплементарных цветов.

В школах, где нет офортного станка и типографских красок  можно печатать гуашью. Для этого ее смешивают с тушью, а бумагу не смачивают. Можно печатать и акварелью. Акварель берется в тюбиках, выдавливается на палитру, добавляется зеленое аптечное мыло (или пена для бритья) плюс  глицерин и смешивается. Без этих компонентов краска не будет втираться в печатную форму, будет быстро сохнуть, что сделает печать невозможной. Для нанесения красок на печатную форму пользуются обойным валиком, тряпками, тампонами из свернутых тряпок. Все зависит от того какой хотим получить результат покрытия, от этого зависит художественно - выразительный эффект композиции. У каждого ученика должна быть своя палитра для смешивания красок в свои цвета. Отдельные палитры для раскатки черной и белой красок. Если работаем обойным  валиком, то для каждого цвета должен быть свой валик.  Для снятия краски с печатной формы используем скипидар или очищенный керосин.

Гравирование печатной формы

Для гравирования картона используем нож со сменными лезвиями, офортную иглу или любой другой остро заточенный инструмент – иголку или шило, наждачную шкурку со средним, крупным и мелким зерном (для нанесения тональных пятен). Особенность работы на твердом картоне заключается в том, что его можно срезать плоско, косо, или срывать верхний слой на разную глубину. В этих участках образуется фактурная поверхность, которая задерживает краску и образует на оттиске тональное пятно. Линии можно продавливать, процарапывать, широкие прорезать с двух сторон. В оттиске получаются пятна и линии разного характера, фактуры и насыщенности.  Созданный эскиз переводим на картон. Кладем его лицом к печатной форме, и перетираем каким – то закругленным предметом или карандашом.  Получаем отзеркаленное изображение и гравируем его. Эскиз желательно выполнить мягким карандашом  на тонкой бумаге, чтобы его можно было легко перевести на печатную форму.

Если мы в качестве печатной формы берем рентгеновскую пленку, то с нее вначале надо удалить сверхчувствительный слой с изображением с помощью горячей воды. Затем на заранее переведенный рисунок, это может быть белый картон или белая бумага, наклеенная на какую – то твердую основу наклеиваем с помощью желатина пленку. Кладем под пресс, после высыхания гравируем иглой.  Изображение получаем нежное, тонкое, похожее на офорт.

Также для печатной формы можно гипсовую пластину. Для того чтобы гипс  был крепче, его можно замешать на клеевом растворе ПВА (2:1 или 1:1). Гипс тонируют и, тогда хорошо видна гравировка.

Сухая игла на оргстекле. Используя этот материал для печатной формы, рисунок подставляем под стекло и гравируем. Здесь уместно использовать наждачную бумагу для нанесения тональных пятен. Для того чтобы был виден гравируемый рисунок сразу забиваем его жидкой масляной краской. При использовании различных пластиков необходимо делать фаски на печатной форме.

Печать

Печать это самый важный этап создания эстампа. Умение печатать приобретается только в процессе постоянной работы. Знание свойств краски, умение ее замешать в необходимом количестве, устанавливать правильное давление на станке.  Кроме того разными способами втирать краску в печатную форму, правильно ставить форму на лист и правильно располагать бумагу на талере. Перед работой руки покрываются густой мыльной пеной и дают им высохнуть, так они легко отмываются от загрязнений краской. Вытирают их (не моют водой) увлажненной намыленной тряпочкой, когда работа закончена. После того как печатная форма вырезана и подготовлена каждый автор решает - создать гравюру однотоновую  или многоцветную; напечатать в один  прогон, в два или в несколько. Если гравюра многоцветная, то какой цветовой контраст сделать в работе главным? Выстроить работу на контрасте дополнительных цветовых отношений или  на контрасте тепла и холода? В границах темного и светлого или на контрасте насыщения, найти художественные приемы для обогащения создаваемого образа и т.д. Работа над печатными формами ведется с учетом тонового анализа каждого цвета. При работе надо учитывать, что из-за небольшого перепада  высоты между углубленными и выступающими частями формы печатается вся поверхность картона. Даже в углублениях, только в зависимости от толщины рельефа с разной степенью интенсивности. Поэтому если рисующий цвет (он не обязательно должен быть черным) напечатать первым, а затем печатать несколько прогонов выступающие части формы, то линейный рисунок будет ослаблен. Если его напечатать завершающим, то он будет более контрастным и четким. Все диктует конкретный задуманный образ. Здесь – важный момент не утратить художественных средств графики и не перейти в живопись. Выразительность оттисков зависит от характера накатки краски, давления вала, влажности бумаги, выбранного цвета и художественного чутья автора. Печать гравюры с изменением давления дает возможность получать оттиски разные по насыщенности силы и тонального разнообразия; от легких полутонов до экспрессивной плотности мазка.  Печать с одной доски несколькими красками, как способ печати, применяема только в этой технике. Получается богатство живописных качеств эстампа. Не исключено и использование технологии работы по линолеуму - печать с нескольких досок для каждого цвета.  Мы в основном печатаем все цвета с одной формы и глубокую и высокую печать. Печать цветной гравюры это совмещение цветовых слоев в одно изображение. На талер кладут лист бумаги сверху картон краской вниз и карандашом отмечают уголки картона. Картон на бумагу кладут так чтобы сбоку  и сверху расстояния были одинаковы, а снизу больше. На второй прогон картон кладут на бумагу на 1мм. выше отмеченных уголков. Делается это в расчете на откатку вала, тогда картон попадает на место и печати совмещаются.

Художественные приемы выразительности: Однотоновая печать в один прогон. Работа «Козак» рисунок тонкими линиями и штрихами наносится офортной иглой. На печатной форме раскладываются в разных местах черная и зелёная краски они смешиваются и умело растираются по форме, где – то вытирая, а где – то оставляя большее количество краски на поверхности формы тряпочным валиком, как того требует композиция. Когда прогон завершен, бумагу с оттиском снимают с доски, слегка приподняв ее за угол, медленно не резко. Зеленовато – серые цветовые отношения в композиции навевают ощущения ушедшей героики прошлого.

Цветная печать в один прогон

Картон забивается черной краской, так чтобы она хорошо вошла в углубления и растирается по доске тряпочным валиком , оттирается до прозрачного слоя. Затем на указательный палец накручивается тряпочка (тряпки должны быть хлопчатобумажные) и нужным цветом (красным, синим, зеленым…) оттираются все элементы композиции. С каждым другим цветом тряпочка меняется. Получается многоцветная композиция в один прогон. «Рак», «Жабки», «Лягушка», «Чаепитие». Рельефной пастой проложены фактуры.

Цветная печать в два прогона

Этот способ предполагает замешивание красок с кроющими белилами. Чтобы цветовые отношения были согласованны в них кроме белого цвета, должен присутствовать ещё какой – то цвет во всех замесах.  На палитре замешиваем все цвета, которые будут в работе, в достаточном для покрытия формы количестве. Первый прогон печатает высокий рельеф, все элементы композиции которого покрыты разными цветами. Цвет набирают на тряпочку, накрученную на указательный палец, и покрывают нужный элемент. Для покрытия другого элемента тряпочку меняют. Второй прогон печатает углубления. Для этого доску покрывают черным цветом, стараясь забивать цвет в прорезы; оттирают, оставляя немного черного в одних местах и убирая в других. Совмещают две печати в одно изображение. В силу того, что первый красочный слой имеет некоторый рельеф, черный цвет второго слоя соединяется с первым мягко, не жестко. Рисующая линия получается живая, выразительная. Работы  «Ангел», «Коты весной», иллюстрации к авторской книжке  «Богатырь»  выполнена этим способом.

Печать в 4 – 5 прогонов, разжиженными красками

Первые 3-4 прогона печатают высокий рельеф, последний прогон – глубокий. Для разных способов эстампа краску готовят разной консистенции. В данном способе краски разжижаются олифой или прозрачными белилами или немного керосином, наносятся тонкими несмешанными слоями один на другой. При печати цвета на цвет образуется новый цвет, что дает богатые тональные и цветовые движения в эстампе. В первую очередь  при многослойной печати печатают легкие и светлые цвета, потом более насыщенные.  Желательно чтобы последний слой краски печатался насыщенным и мощным цветом, который бы смог объединить всю композицию – это черный цвет. В каждом слое обязательно оттираются  элементы композиции белого цвета и светлые, с разной степенью усилий. Они оттираются тряпочками. В каждом светлом остается чуть-чуть цвета из каждого слоя, получается сложный вибрирующий цвет белого или светлого. В этом способе печати важно, чтобы слой краски был тонким и накатан большими широкими движениями.  В композиции   «Похороны Андрея», последний слой - черный не вытирается полностью с поверхности формы, а остается в фигурах и дальних группах, собирая и выделяя их. Цветовой образ композиция выстроен на контрасте светлого и темного в развитии одного цветового тона – затенённого желтого. Гладкая заливка фона ещё больше подчеркивает собранность и встревоженность групп, создавая ноту печали и неожиданного горя. Этот способ печати применен и в работе «Св. Георгий Победоносец», но цветовой образ решен жизнеутверждающе – теплыми, насыщенными, сияющими цветовыми отношениями.

Печать смешанная

В этом способе совмещаются: печать тонкими несмешанными слоями и печать, где слой замешан на основе кроющих белил. Это можно проследить в работе «Рождество». Загадочно – торжественный строй композиции решен на контрасте тепла и холода. Золотисто – желтый контрастирует с голубым. Контраст света и тени дополняет этот образ. Последовательно накатываются пять прогонов, первый – желтый, второй – красный, третий – зеленый. Все три прогона накатаны чистыми несмешанными цветами.  Четвертый слой -  голубой, принадлежит только небу, он замешан с кроющими белилами. Пятый – черный, насыщенный собирающий. После оттирания остается на поверхности формы только в деревьях, домах и склонах. Композиция приобретает монументальное звучание.

Печать с использованием нескольких печатных форм и трафаретов

Применяется когда изображение должно быть на белом фоне или фактурном, или когда  на отдельные участки композиции должен быть очень четко нанесен цвет. С такой технологически непростой задачей справляются ребята постарше. Для трафарета рисунок композиции разрезается аккуратно на детали и фон. И  в зависимости,  от того, что печатается в данный момент, закрываются те или иные части композиции в разных слоях. Для создания еще одной или нескольких печатных форм рисунок переводится отзеркалено на тонкий грунтованный картон, и вырезаются необходимые  его элементы. Они могут быть гладкими, а  могут быть с нанесенным рисунком. Работа «Кот в тюльпанах». Фон вырезан и набран цветом отдельно, а кот с отдельной формы, работа выполнена в один прогон. В работе «Коза» использованы трафареты для фона, для рамки и для козы. В разных вариантах решения образа животного, трафареты были использованы соответственно, печать двухслойная. «Бабочки Кинбурнской косы» в этой работе использован коллаж, акварель, типографские краски и много отдельных печатных форм. Формы вырезаны из ПВХ – бабочки и жуки. Цветовой строй композиции выбран по аналогии с выжженной степью второй половины жаркого лета. Работа выполнена в два прогона.

Печать без гравирования формы (МОНОТИПИЯ)

На картон желаемого размера тонким слоем наносится чёрная краска,  смешанная с каким – то цветом. Рисунок выполняется по представлению или с натуры. Сверху слой краски  чем то процарапывается,  (это могут быть зубные палочки, для широких линий уховертки, мастихин и т. п.) где – то оттирается, где – то снимается краска до белого.  В результате выходит живой  рисунок с белой графикой. Работа «Кот в цветах» выполнена в этой технике.

Получение одноцветного оттиска вручную

Эта простая техника подходит малышам. Состоит она в том, что все элементы композиции вырезаются из упаковочного картона, фактурных тканей, кружев и т. п. Наклеиваются на картон или плотную бумагу  на предварительно нанесенный рисунок. Валиком закатываются в один цвет. На первый лист бумаги кладется форма краской вверх, сверху накрывается вторым листом такого же размера, так чтобы углы бумаги совпадали, и затирается ложкой. Чтобы ложка легко скользила ее можно натереть парафином или воском. На оттиске выступающие части печатаются темнее, а низкие легко, фактурно. Если бумага темная печатаем светлой краской и тогда получаем обратный результат.

Получение многоцветного оттиска вручную (картография)

Из фактурного упаковочного картона вырезаются фигурки, окрашиваются  отжатой масляной краской или типографской (или гуашью смешанной с тушью в разные цвета). Используя динамическую композицию, раскладываем фигурки по листу, накрываем вторым листом и прокатываем валиком, или затираем ложкой. Фон предварительно может быть покрыт необходимой фактурой и цветом.

Многоцветная печать готовыми формами

На листе бумаги или ткани создаем динамическую композицию с помощью, например, листьев различной формы, кусочков  кружев, намечаем карандашом их расположение и, каждый лист и  кружево валиком или тряпочками, закатываем в какой – то свой цвет, сложный или простой. Предварительно на палитре каждый автор замешивает себе «свои» цвета. Листья кладутся краской вниз к листу бумаги или ткани, затем кладем ее на талер, закрываем простым листом бумаги, фетром и прогоняем через станок. Прежде чем класть окрашенные листья на бумагу для печати их надо слегка промокнуть на кусочке ткани или бумаги, убрать лишнюю краску. Если краски будет много, она расплющится,  лист  потеряет форму и все оттенки сольются в сплошное пятно.

Печать по клеевому рельефу

Совсем маленькие -5 летки могут рисовать на кусочках картона свои линейные рисунки, а затем покрывать линии слоем клея. При высыхании он дает небольшой рельеф. Затем весь картон покрывается защитной пленкой акрилового лака. На выступающие линии наносится валиком темный цвет и совмещается с заранее закатанным цветным фактурным фоном.

Используя  различные способы печати и их сочетания, разные грунты можно всякий раз создавать новые выразительные графические образы.

Диатипия

Продавливание рисунка по ткани, прокатанной типографской (отжатой масляной) краской. На обратной стороне рисунка появляется оттиск.

Работа «Одесские крыши» выполнена разжиженной черной с оттенком сепии, эффект облачности получился растекшейся каплей керосина на уже закатанную форму. Один прогон. Печать глубокая и высокая. Грунт водоэмульсионный.

Работа «Из зоопарка» выполнена высокой печатью в один прогон на темной бумаге.

Работа «Кукуруза» выполнена в трех прогонах. Первый прогон напечатан сетками, не покрытыми краской и положенными на окрашенный фон, где цвета замешаны на кроющих белилах. Второй прогон  выполнен разжиженными красками, без белил, нанесенными широкими прозрачными движениями тряпочного валика. В нем также напечатаны сетки, но уже окрашенные темным цветом. Все два прогона печатались высокой печатью. Третий прогон напечатан чёрным глубокой печатью. Сочетание в данной работе корпусного и прозрачного цвета делает кукурузный початок по контрасту более весомым. Грунт акриловый лак.

Работа «Уточка» теплота привольность и лёгкость солнечного дня, создаётся за счет  тепло – холодных отношений   и разжиженных красок. Рисующий цвет тёплый – коричневый. Первый прогон: краски не смешанные с белилами, разжиженные, печать высокая. Второй прогон: краски раз беленные, разжиженные, печать высокая. Третий прогон: печать глубокая рисующим цветом. Грунт водоэмульсионный.

Работа «Открытка».   По тёмному фону открытки коллаж сеткам и бумагой. Выполнена в двух прогонах. Первый цветной, высокий, второй черный  - глубокий.

Работа «Мурчик отдыхает». Изменение тональности и насыщенности оттиска, от силы давления вала.

Заключение

Для успешной работы в цветном эстампе необходимо: последовательно и постепенно вести процесс обучения, усложняя задания, углубляя знания. Длительные занятия гравюрой обязательны, иначе не понять особенностей технологического процесса исполнения эстампа и, добиться высоких результатов в гравюре на картоне невозможно. При длительных занятиях цветной гравюрой у учащихся развивается колористическое, пространственное мышление -  мышление в материале, активизируется творческий процесс и понимание языка искусства. Дети учатся доверять своим чувствам, своему личному восприятию, не боятся делать в творчестве то, что хочется.

Ценность печатной графики в ее обязательном усвоении технологического процесса, связанного с эмоциональным и интеллектуальным опытом ученика.

Интеграция творчества и ремесла искусства происходит в эстампе, обогащает процесс обучения, создает творческую атмосферу.

Гравюра на картоне позволяет выполнять эстампы в глубокой и высокой печати, чем расширяет творческую реализацию, позволяет принимать самостоятельные решения, искать и находить художественные средства выразительности в реализации своих замыслов.

Можно сделать вывод, что длительные занятия цветной гравюрой дают эффективную возможность педагогу влиять на формирование личности.

Литература

  1. Чуркин В. Гравюра на картоне. Статья «Юный художник», 1988г. №12
  2. Герштейн Ю. Гравюра на бумажных формах.  Статья «Художник» 1962г. №6, «Искусство» 1958г. №10
  3. Богомольный Н. Я., Чебыкин А. В. «Техника офорта», Киев «Вища школа» 1978г.
  4. Российский сайт художников. Статья. Гравюра на картоне.
  5. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов 1946 – 1980гг. Изд. – во МГУ 1981г.
  6. Занков Л. В. Обучение и развитие.
  7. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей.
  8. Ительсон Л. Б. Учебная деятельность ее структура, источники и условия.
  9. Матюшкин А. М. Теоретические вопросы проблемного обучения.
  10. Савенкова Л. Г. Понятие интеграции в учебном процессе. «Изо\искусство в школе», 2001г. №4
  11. Амонашвили Ш. А. Теория личностно – ориентированного обучения.
  12. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно - личностной педагогики. М. Изд. Дом. 2000г.
  13. Герштейн Ю.  «Новые виды гравюры», статья «Искусство» 1958г. №10
  14. Герштейн Ю. «Вырезная гравюра», статья «Художник» 1963г., №6
  15. Кириенко В. И. «Психология способностей к изобразительной деятельности». М. Изд. АПН РСФСР 1959г. и ученика, способствовать его творческому развитию.