Встреча с реальностью
Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино
Познание и переживание реальности осуществляются посредством чувств и ума – впечатления, эксперимента, наблюдения, художественного мероприятия, собирания образцов и их приспособления, анализа увиденного. Переживание реальности в детстве связано с совершенно свободным выражением, а позже и субъективным изображением, связанным с преувеличением, и в конце также объективная студия.
Связь увиденного с соображением или художественной проблемой
Способствует творческому мышлению - тренировку художественных способностей замещает психическая деятельность, связанная с необычным заданием;
Этот подход, который воспринимает студию cкорее как свободное проявление, а не только как тренировку способностей, учитывает
- тип ученика с точки зрения художественного произведения,
- субъективное отношение ребенка к сюжету,
- выбор средств выражения и т.д.
приучая учеников студийному эскизу, изображению или моделированию можно поступать двумя способами, а именно
a. преждевременная или строгая тренировка сложных способностей ограничивает творчество учеников,
сосредоточенность на труд у менее талантливых учеников бывает причиной страха от неудачи (проявление художественного кризиса);
b. толерантность к восприятию реальности, столь свойственна у детей,
вызывает интерес к компоновке, материалам, художественному изложению -
тренировка способностей проходит сама по себе, не обращая на себя внимание;
собственное изложение реальности, субъективный рисунок, все это остается в силе как минимум до одиннадцати лет – чем больше времени длится, тем и лучше т.к. рисунок остается расслабленным;
объективное рисование можно включать начиная с двенадцати лет– в качестве составной части художественных линий и проектов или же как студию при подготовке к экзаменам талантливости для поступления в художественную школу.
Спешить некуда – визуально ориентированный ученик созревает до объективного изложения реальности без помощи учителя,
Ученик с декоративным или фантазийным чувством реальности воспринимает давление на объективность студии как лишнее изнасилование своего произведения.
Художественная рефлексия действительности
Анализ действительности
Анализ составления модели:
- наблюдение за формами, пропорциями и цветами,
- поиск типичных деталей,
- подавление лишних элементов,
- ощущение света и объемов и т.д.
Изображение основных наблюдаемых параметров на рисунке:
- линейное изображение,
- моделирование с помощью света и тени,
- графическая или пластичная текстура и т.д.
Художественная концепция студии:
- монохроматическая расцветка, расцветка от ограниченной до полной, индивидуальная гармония цветов и т.д.
- цветное изображение объемов, ритмов, атмосферы;
Пластичное изображение форм путем моделирования, линий граней, объемов, контрастов, глубин и высот, ритма изменений и т.д.
Объективное наблюдение сопровождает своеобразность художественного изображения:
- подавление или выделение контрастов,
- характер шрафуры,
- преувеличение и другие изменения реальности,
- характерный художественный почерк и т.д.
Связь между художественным изображением и художественной проблемой
Необычный вид:
- форма – вид снизу, вид сверху, монументальная концепция целого, внутреннее пространство, поворачивание моделью или рисование с разных мест, перспектива, видимая в живом виде (фотоаппарат),
- свет – рассеянный свет, прямой свет, противоположный свет, боковое, нижнее и верхнее освещение, тень падающая и собственная, цветной свет, свет искусственный и натуральный;
Игра с форматом:
Вариация размещения рисунка в формате в полиэкранной компоновке, поиск разницы между изображением и выражением на словах;
Игра с деталью:
- распределение детали с различным увеличением,
- полиэкран с разных видов на модель (шесть деталей ботинка, печатной машинки и т.п.)
- полиэкран из одной детали с применением различных техник или способов рисования (различные варианты штрихового эскиза, сравнение концепции реалистического, декоративного, сюрреального и т.д.);
Игра с вырезкой:
- разборчивость строительных принципов (разрез капусты или цветной капусты, вырез части натюрморта и т.п.)
- распределение поверхностных структур – вариация техник, постепенное увеличение или уменьшение, эксперименты с моделированием;
Игра с поверхностью:
- ознакомление со свойствами материалов, от фроттажей до изображения материалов,
- студия предмета с помощью различных техник, соединение нескольких техник в одном рисунке (как можно точнее изобразить материал),
- натюрморт из материалов (гармония или контраст материалов, натюрморт из единственного вида материала – деревянный, стеклянный, металлический),
Монументальное предварительное увеличение предмета, детали, выреза;
Использование документационных техник:
- прямоугольная проекция,
- вид спереди, вид сверху, вид сбоку,
- запись процессов (разложение движения на фазы, вращение моделью и др.)
Фотографирование
Наблюдение за реальностью помогает интересоваться действительностью, осознавать ее свойства, одновременно упорядочить детскую фантазию и изобретательность.
Тематические коллекции кадров, которые привлекают внимание, вызывают интерес к окружающей среде.
- различными формами и свойствами (формы каналов, повреждение асфальта на улицах, ритмы жалюзи и др.)
- следами присутствия человека (облупленные стены, ненужные вещи на чердаке, ржавые решетки и др.)
- зондирование конкретного места, среды, течения времени (что можно увидеть на улице, еврейское кладбище, старение дерев и др.)
- увеличение кадра, изоляция детали, ограничение выреза,
- группа быстрых видов и улавливание изменений (проезжающий поезд) и др.
Рядом постоянных прочных форм появляются непостоянные формы окружающей среды – движение воды или туч, формы теней, отблески на стекле и др.
Вклад фотографии вызывает градуирующий процесс – после первого кадра (достаточно сделать мобильным телефоном) чувствуется необходимость
- посмотреть ближе и еще ближе,
- посмотреть даже с другой стороны,
- интересоваться деталями и вырезами,
- думать, что находится рядом с выбранным местом, если или же каким образом включается в контекст.
Фотография заставляет глаза ребенка воспринимать комплекс и детали, создавать варианты или же вдохновляет в целях прочей художественной деятельности (поэтому речь идет не о рисовании по фотографии);
В результате не получается изображение реальности так, как видит ее фотоаппарат, а новая художественная реальность с чертами детской личности;
фотографическое мотивирование художественной серии или же проекта также привлекает внимание к теме, которое увеличивается в зависимости от появления следующих фотографий:
- ученик сосредоточится на поиске мотивов, связанных с темой – вдохновение корой старого тополя, покинутым домом или экскаватором забрызганным грязью,
- с изумлением находит черты, которых он не привык замечать, он находит магию неожидаемого, слоенного, утаенного.
С помощью фотографии ученик обнаруживает, насколько богата и разнообразна его окружающая среда, насколько недостаточны наши обобщенные визуальные формулы – некая общепринятая башня или дерево.
Примеры тем для изучения реальности
1.
Свет и тень – натюрморт, состоящий из трех различных объектов – варианты освещения – падающая тень – связь между предметом и тенью.
Цвета и их воздействие – простой натюрморт в холодных тонах, второй в теплых тонах. Наблюдай за взаимодействием обеих вариантов – грусть, радость, темнота, свет, чувство вечера или утра.
Отражение – говорят: „я вижу тебя как в зеркале“, а вообще что это значит? – как вещи отражаются в зеркале – какие в данном случае действуют закономерности – поставь вещи перед зеркало и нарисуй их
Mой пенал в другом виде – моделирование вещей в увеличенной шкале, отпечатки в дощечке из глины (там может быть ручка, циркуль, точилка, краска в тюбике, возможно и ключ) – знание формы самых обычных вещей
Папина мастерская – чемоданчик с инструментами (для девочек мамино шитье), рисование инструментов и вспомогательных средств с разных углов
Детские деревянные игрушки - тренировка рисования и подцветки различных емкостей (цилиндры, кубы, шары с разных углов)
Ботинок – студия деталей (тесемки, металлические застежки, подошвы); отпечаток узора подошвы и копия в виде линогравюры)
2.
Набор образцов камней, коры деревьев, дорнов – накопление (ящик в столе, чемоданчик с инструментами) – документ (старая лестница, следы в грязи) – засыхание, увядание – листы развернутые, завернутые – рисунок по осязанию (чехол, сумка, ветка, камень) – художественные загадки (мелкие детали природных материалов, например мох и лишайник изображенные с увеличением) - фроттажи из реальной среды (деревообрабатывающие мастерские, из леса, с улицы, школы)– трещины (посуда, щели, трещины в тротуаре) – запись происшествия, цикла (растворение ледяного кубика) – общий вид и деталь (раковина, поленце) – разделение действия на фазы в форме серии (откусывание яблока, движение руки) ритмизация линий (связанные и свободные соломинки либо травинки) - преобразование (шаль, преобразованный в пейзаж, преобразование собственного лица) – увеличенная деталь (птичьи перья)
3.
- изгороди, сети, трикотаж кофты, растительная сетка (штриховой рисунок структур, рисунок детали под лупой, потом графическое изображение)
- корзинка, плетка из прутьев, плетенка или другие изделия из прутьев (зарисовка целого предмета, а потом детали переплетающихся линий)
- мягкость бархата, дерева, поверхность наждачной бумаги (я не копирую то, что вижу, а это мое осязательное ощущение)
- лук (штриховой рисунок целого или разрезанного лука). Aссоциация: лукообразные предметы – храмовый купол, часы. Так называемая лукообразная форма на фарфоре – натюрморт с действительным фарфором (голубые чернила)
- шишкa (сосна, ель, экзотические виды деревьев). Инструктивное табло для карты хвойных пород дерева (ветка и шишка)
- зерновые культуры – упорядочение зерен в колосе различных видов зерновых культур, их ритм – изменения поле – распускающаяся зелень весной, жаркое лето, золотые хлеба и урожай, осенний стернь, пашня, белая площадь зимой
- израстание – почки каштана либо других видов деревьев в детали и предварительном увеличении, отпрыски молодого папоротника или ревеня, завернутые листы
- сад – выбегай в парк, сделай три фотографии, на которых будет деталь стенки, цветочка, жука, скрещенных веток, камня, коры дерева, тени ….
- предметы с разными видами поверхности - фроттаж (рельефное стекло, мешковина, стена, гофрированный картон) и художественные реакции на фроттаж (колляж, завершительная часть живописи, дорисование). Оформление фроттажной структуры в виде студийного эскиза.