Сельская школа, школьный сад и деревня в эпоху глобализации

В дни осенних каникул 40 представителей школ из Беларуси, Украины и Молдовы собрались на форум-диалог «Сельская школа, школьный сад и деревня в эпоху глобализации». На протяжении трех дней с 4 по 6 ноября участники успели обсудить вызовы, с которыми сталкиваются сельские территории на постсоветском пространстве в XXI веке, определить актуальные и эффективные направления образования сельской молодежи в данной ситуации и подвести итоги II открытого конкурса «Пришкольный участок как образовательная площадка для современных безопасных агротехнологий».

Первый – дискуссионный – день начался по традиции с приветствий. Руководитель команды поддержки программы EU4Youth Андрий Павлович в своем приветственном слове обозначил вызовы нынешнего времени в работе с молодежью и немного рассказал о программах Европейского союза, направленных на данную целевую группу. В частности, он обозначил общие задачи программы EU4Youth, описал возможности программ образовательного обмена и стажировок, таких как Erasmus+ и Salto. Владимир Шевцов, руководитель проекта «EU4Youth: «Школьный сад» для развития сельскохозяйственного предпринимательства», в рамках которого проводился форум-диалог, напомнил собравшимся о задачах проекта, познакомил с результатами первого года и обозначил основные вопросы форума.

После непродолжительного вступления настало время знакомства и дискуссий. Небольшое упражнение «Ретроспектива», предложенное приглашенными фасилитаторами Медеей Ахвледиани и Надеждой Адамович, помогло участникам узнать, кто чем занимается, какие у них общие интересы, что их объединяет в стремлениях, деятельности и планах. Так как многие уже были знакомы, разбивать лед не пришлось, все сразу включились в работу и всего за 8 минут создали небольшие презентации, из которых стало понятно, что всех объединяет любовь к их малой родине, стремление сделать жизнь на селе привлекательной и вернуть молодежь в деревню.

Воодушевленные тимбилдингом участники продолжили групповые дискуссии. В формате «Мирового кафе», разделившись на группы, представители школ обсудили следующие вопросы: что деревня может предложить городу и чем конкретно привлечь горожан, какие профессии, виды работ и услуг нужно развивать сегодня в деревне, что может дать пришкольный участок педагогам и школьникам. В дискуссиях родилось множество идей, но главная – это обратиться к интересам самих сельских школьников и молодежи, показав им опыт развития агроэкотуризма, ремесел, органического сельского хозяйства, возможности продвижения и маркетинга, внедрения it-технологий, а также взаимодействия в местном сообществе.

Второй день форума-диалога стал для белорусских участников своеобразным испытанием. Представители 28 школ поделились результатами работы на своих пришкольных участках в сельскохозяйственном сезоне 2019 года и приняли участие в очном туре ІІ конкурса среди пришкольных участков Витебской, Гомельской и Минской областей. Жюри оценивало не только уровень разработанности участка, но и степень вовлеченности ребят в работу на нем – исследовательскую, производственную, предпринимательскую. На суд жюри были вынесены и школьные бизнес-идеи, как уже реализуемые, так и планируемые. Среди многих стоит отметить реализованный в этом году бизнес-проект Лужковской средней школы «От школьной грядки до школьной столовой», наглядным примером которого стал витаминный чесночно-перечный букет, а также идею Слободковской школы «Современный огород» по совместному выращиванию овощей, пряных трав и цветов и составлению фиточаев. Из учебных идей внимание привлекло использование школьного сада при изучении не только биологии, но и других дисциплин, например информатики. В качестве задания может быть разработка программного обеспечения по контролю за севооборотом. Это идея была предложена представителем Холопеничской школы. Поздно вечером жюри подвело итоги конкурса, а результаты были объявлены на следующий день.

Но прежде чем получать награды, участники обсудили еще одну важную тему – развитие пришкольных участков в контексте кооперации сельских школ. Базой для разговора стала инициатива «Арбуз и его друзья», реализованная этим летом в Гомельской области. 

Участники форума познакомились с результатами сетевого эксперимента «Сортоизучение арбуза» и опытом совместного маркетинга во время праздника «День Арбуза и его друзей», а также узнали о планах сотрудничества в проведении экспериментов с выращиванием лука и чеснока на базе сельских школ Минской, Витебской и Гомельской областей. Гости из Украины и Молдовы поделились своими впечатлениями от двухневной работы и поблагодарили коллег за возможность обменяться опытом, новыми знаниями и идеями.

Участники разъезжались воодушевленные и наполненные энтузиазмом на новые свершения и достижения. Итогом форума стало более тесное объединение школ участников. «Мы стали не только командой, а большой дружной семьёй, где тебя поймут, дадут нужный совет, направят, поддержат, а это самый ценный подарок судьбы для каждого из нас», – поделился один из участников форума Александр Плешкунов. Теперь школы думают не только о своем развитии, но и о вариантах взаимодействия и совместной реализации своих задумок в области агротуризма, ремесленничества, маркетинга и, конечно, вовлечения в этот процесс молодежи и школьников.

Фото: форум-диалог (день 1-й)  

Фото: форум-диалог (день 2-й и 3-й) 

 


Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данной публикации несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.

 

Тэги: