В Иолчанской школе прошел 4-й открытый конкурс детского технического творчества

Уже в четвертый раз Иолчанская школа становится местом проведения открытого конкурса детского технического творчества Брагинского района. В последнюю субботу сентября здесь собрались команды из Беларуси и России, чтобы продемонстрировать свои изобретательские таланты.

Цель конкурса – привлечь интерес школьников к научно-техническому творчеству, активизировать внеклассную и внешкольную работу, направленную на развитие способностей ребят в области физики и техники.

Идею конкурса, проводимого общественной организацией «Белорусский зеленый крест» в партнерстве с Иолчанской средней школой, поддерживает и администрация района: одним из его организаторов выступает отдел образования, спорта и туризма Брагинского райисполкома. Приветствуя педагогов и ребят, которые собрались в Иолчанской школе, чтобы представить результаты своего изобретательского творчества, начальник отдела образования Брагинского райисполкома Галина Анатольевна Васенович отметила, что местные власти заинтересованы в развитии конкурса и вовлечении в него большего числа команд, поскольку участие в нем для каждого школьника – это и возможность личностного творческого развития, и шаг на пути в выборе профессии.

Напомним, что конкурс юных изобретателей впервые был проведен в апреле 2017 года, позволив оценить общий уровень знаний и подготовки ребят Брагинского и Лоевского районов в области физики и техники. Участники и организаторы второго конкурса, который прошел в сентябре 2017 года, уже смогли увидеть результаты работы кружка технического творчества, созданного при Иолчанской школе. Особенностью конкурса 2018 года года стало то, что он вышел на международный уровень – в нем приняли участие команды из России и Украины. Год назад в командном зачете лучшей стала команда Иолчанской средней школы, второе место заняла российская команда, третье место досталось команде Комаринской средней школы.

Конкурс нынешнего года тоже прошел в международном формате: участие в нем приняли команды четырех школ Брагинского района (Иолчанской, Брагинской, Микуличской и Бурковской) и – уже во второй раз – команда МБУДО «Центр дополнительного образования» из поселка Климово Брянской области России.

Изобретения ребят оценивало международное жюри: доктор педагогических наук, профессор Черниговского областного института последипломного педагогического образования (Украина) Андрей Андреевич Давиденко, старший преподаватель кафедры общей физики Гомельского госуниверситета им. Ф. Скорины Игорь Николаевич Яковцов, выпускник физического факультета Гомельского госуниверситета им. Ф. Скорины Сергей Юрьевич Езерский и директор ОО «Белорусский зеленый крест» Владимир Семенович Шевцов.

Участникам конкурса этого года организаторы предложили три задания: придумать конструкцию «дождемера» и описать порядок его использования, изобрести конструкцию простого и экономичного «заднего фонаря» для велосипеда, а также поделиться идеей устройства для измерения скорости и определения направления ветра. 

Лучшей работой в первой номинации был признан «дождемер», который придумал ученик 8 класса Иолчанской школы Шеин Захар. Жюри по достоинству оценило идею простотой и практичной конструкции из доступных материалов – воронки и двух стеклянных баночек, помещенных одна внутрь другой.

Второе место было присуждено изобретению шестиклассника Алексея Пономаренко, участника команды Центра дополнительного образования из поселка Климово Брянской области России, который предложил идею экономичного и практичного устройства из полиэтиленовой бутылки, трубки и линейки для измерения уровня выпавших осадков.

Третье место досталось Кириллу Игнатенко, ученику Брагинской школы: он сконструировал портативный компактный «дождемер» на основе пластикового стаканчика, который закрепляется у поверхности почвы.

Наиболее удачное воплощение идеи «заднего фонаря», по общему мнению членов жюри, продемонстрировал семиклассник Арсений Сетко из Иолчанской школы. Он создал конструкцию, работающую от аккумулятора и заряжающуюся от солнечной батареи: в светлое время суток происходит зарядка аккумулятора, а при наступлении сумерек солнечная батарея выделяет малое количество энергии, включая цепь «аккумулятор – фонарь».

Оригинальный велосипедный фонарь в виде светящегося сердца сконструировал участник российской команды, ученик 11 класса Костянко Артем, получивший второе место в этой номинации.

Третье место жюри присудило совместной разработке Здора Артура и Сенкевича Кирилла, восьмиклассников из Микуличской школы Брагинского района, за простую и экономичную конструкцию велосипедного фонаря на основе катафота и пальчиковых батареек.

С заданием «ветер» лучше других, по решению жюри, справился ученик 7 класса Матвей Третьяков из Климовской команды. Устройства, позволяющие измерять скорость ветра и определять его направление, понравились всем своим удобством, продуманностью деталей и грамотным исполнением: как объяснил автор изобретений, конструкция с флюгером и пропеллером устанавливается на улице, а внутри помещения располагается табло с картой, на которой при движении флюгера загораются индикаторы, указывающие направление ветра; показания скорости ветра отражаются на датчике прибора, сконструированного на основе велосипедного спидометра и генератора.

Второе место в этой номинации жюри отдало Котлобаю Николаю, учащемуся 8 класса Иолчанской школы: в своем изобретении он использовал металлический флюгер оригинальной конструкции, указывающий направление ветра, и пластинку, угол отклонения которой позволяет определять скорость ветра.

Диплом третьей степени за задание «ветер» получил Сергей Скороход, ученик 7 класса Брагинской средней школы. За основу своей конструкции он взял идею ветроуказателя, который используется в авиации и представляет собой конус из ткани, закрепленный на рейке (так называемый «колдун»). Такая простая конструкция из доступных материалов позволяет определить направление и приблизительную скорость ветра. В завершение просмотра конкурсных работ члены жюри смогли опробовать это изобретение во дворе школы.

В командном зачете лучшей оказалась команда хозяев – Иолчанской средней школы, как и в прошлом году. Диплом второй степени получила команда МБУДО «Центр дополнительного образования» из поселка Климово Брянской области, а третье место по итогам конкурса заняла команда Брагинской средней школы. Ребята получили дипломы и ценные практичные подарки. Кроме того, каждой команде были подарены памятные деревянные сувениры с символикой конкурса, выполненные Сергеем Юрьевичем Езерским. В знак благодарности за гостеприимство и помощь в подготовке и проведении конкурса коллективу Иолчанской школы и лично его директору Татьяне Ивановне Николаенко были вручены оригинальные деревянные часы работы того же мастера.

В завершение встречи члены жюри поблагодарили педагогов и ребят за совместную работу и выразили надежду на то, что в следующем году конкурс соберет еще больше команд.

Задания для пятого конкурса мы опубликуем на нашем сайте в начале 2020 года.

Приглашаем юных изобретателей и в следующем году продемонстрировать свои достижения в области технического творчества, желаем им вдохновения и успешной реализации самых смелых идей!

Смотреть полный фоторепортаж