Компостирование на учебно-демонстрационных площадках

Весной 2016 года на трех учебно-демонстрационных площадках по органическому земледелию – на базе Образовательного центра ОО "Белорусский зеленый крест", а также Воротовской и Драчковской сельских школ – созданы участки по производству компоста.

Это эффективное натуральное удобрение образуется в результате разложения органических остатков под влиянием деятельности различных микроорганизмов. Сегодня все больше сторонников органического земледелия применяют его для выращивания сельхозпродукции.

В качестве субстрата для производства компоста используются самые разные материалы органического происхождения: пищевые отходы, остатки растений, листья, мелкие ветки, сорняки, картон, кора, корни, древесная зола, опилки, скошенная трава, солома и др. Использование такого материала позволяет уменьшить количество отходов, которые необходимо вывозить с территории школ, и более того – применить их с пользой: получить эффективное природное удобрение.

В марте-апреле на трех демонстрационных площадках были подготовлены участки для установки компостеров, выбрано место для их размещения. В это же время школьники собирали органический материал для закладки в компостные кучи.

В мае на площадке Центра БЗК установили пластмассовый компостер. Позже из металлической сетки изготовили цилиндрические компостеры, а также трехсекционный деревянный. На площадках школ изготовили и установили двухсекционные деревянные компостеры. После этого с соблюдением всех требований в компостеры заложили органический материал.

Двух- и трехсекционные компостеры предназначены для активного, или «горячего», компостирования. При этом способе органический материал периодически перекидывают из одной секции в другую, и компост созревает через 2–4 месяца. Пластмассовые и цилиндрические компостеры используются для пассивного, или «холодного», компостирования – в них органические отходы не перекидывают, и для созревания компоста в этом случае требуется до двух лет.

Процесс созревания компоста постоянно контролируют сами юные агрономы под руководством педагогов школ и специалистов Центра БЗК: компостный материал аэрируют, с периодичностью в 10 дней перекидывают его из одной секции в другую, следят за температурой и влажностью внутри компостных куч. Кроме того, постоянно собирают органический материал для будущих закладок.

Планируется, что полученный компост будет применяться при выращивании органической продукции на учебно-демонстрационных площадках по органическому земледелию, а также использоваться в качестве субстрата для вермикомпостирования (производства биогумуса с использованием специальных компостных червей).

В помощь тем, кто хочет освоить технологии производства компоста и биогумуса, с привлечением экспертов разработаны информационно-методические материалы:

- презентации «Компостирование» и «Вермикомпостирование»;

- «Методическое руководство по компостированию и вермикомпостированию»;

- «Журнал по компостированию и вермикомпостированию».  

 

Смотреть фотоотчет.

 

Тэги: