Что такое пестициды и какая существует альтернатива им

Проект: 

Что такое пестициды и какая существует альтернатива им

Справочное пособие для учителей и школьников

 

Авторский коллектив: Мацкевич М.Н., Жовнер М.А., Пашукевич Н.А., Чумакова Д.В., Леончикова Е.В.

Под редакцией В.С. Шевцова и Д.С. Войтки

 

 

ОТ АВТОРОВ

Мир становится с каждым годом сложнее. Растет количество людей, растут и их потребности. Высокие технологии создают новые материалы, которые легко входят в повседневную жизнь. Но высокие технологии требуют высокой культуры, как у производителей, так и у потребителей. Как же ее достичь? На постсоветском пространстве сегодня происходят переходные процессы. Высокие технологии соревнуются с примитивными, коллективные хозяйства – с индивидуальными, качество – с дешевизной. Активная и порой агрессивная реклама окончательно запутывает человека. В итоге широкое население, т.е. потребители, находится в замешательстве. Как разобраться самому в этом сложном мире?

Для того чтобы распутать этот клубок, и разработано настоящее пособие. В его фокусе находится, прежде всего, безопасность. Цена человеческой жизни и здоровья несоизмерима с экономической и коммерческой выгодой предприятий и бизнеса.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН сегодня основывает свою стратегию, прежде всего, на снижении рисков и предпочтении безопасности применяемых технологий. Это означает, что первый шаг состоит в замене более опасных технологий на менее опасные и, в конце концов, переходе на полностью безопасные методы ведения сельского хозяйства. Особое внимание на этом пути уделяется повышению осведомленности широких кругов населения и расширению государственного и общественного контроля.

Почему мы выбрали в качестве целевой группы школьников? Потому что они наиболее открыты к новой информации, а также стараются применять новые знания на практике. Потому что они несут культуру современного потребления в семьи, делятся ей со своими родителями и убеждают их.  Школа – наилучшая сложившаяся система для распространения любых знаний. С другой стороны предлагаемый курс учит молодых людей думать, собирать и анализировать информацию и принимать решения самим, что очень важно в современной динамической ситуации, особенно в странах СНГ. Школьники несут знания в семьи и стараются их там внедрить, порой преодолевая консерватизм родителей. Ведь чем старше становится человек, тем более он консервативен.

Настоящее пособие разработано для учителей средних и профилированных школ и ориентировано на работу со школьниками в возрасте от 14 до 17 лет.

 

ВВЕДЕНИЕ

Ещё несколько десятилетий назад человек не задумывался, что может быть вредной его пища, зараженной земля, на которой стоит его дом, и опасным материал игрушек его ребенка. Рост народонаселения Земли и стремительная урбанизация заставляют искать новые способы для удовлетворения всевозрастающих потребностей человека. Стреми­тельная технологическая революция ХХ века, казалось бы, смогла решить многие из этих проблем. Но она же и привела к небывало опасному загрязнению окружающей среды, поставившему под угрозу жизнь и здоровье человека.

Один из способов повышения урожайности – применение пестицидов в сельском хозяйстве, которое сегодня приобрело огромные масштабы. Сегодня химические корпорации активно работают над созданием новых поколений более безопасных пестицидов, не оставляющих долговременных последствий. Однако любые подобные препараты не могут быть абсолютно безопасными и требуют соответствующей культуры пользования. Конечно, никто достоверно не знает всех результатов влияния на человека новых химических веществ, особенно в долговременной перспективе. Проводимые многочисленные исследования вскрывают отдельные механизмы воздействия, но часто демонстрируют противоположные результаты.

Что такое пестициды, какое место они занимают в нашей жизни? Есть ли в наше время альтернативы им и какие? Кратко, но по возможности широко ответить на эти вопросы и призвано настоящее пособие. В нем нет прямого ответа: да, все хорошо или нет, все плохо. Жизнь намного сложнее, в ней вместе существуют преимущества и недостатки, возможности и опасности. Однако, выбирая пути решения одной из самых актуальных проблем современности – обеспечение населения продовольствием, мы должны быть осторожными и использовать древний принцип «не навреди», иными словами, прежде всего, выбирать безопасную альтернативу новым химическим «чудесам».

Пособие ориентировано на преподавателей экологии, биологии, химии и географии и может использоваться для проведения факультативных занятий по темам, касающимся данной проблематики. Пособие разделено на 2 раздела. В первом обзорно представлена информация о том, что такое пестициды, история вопроса, особенности современного состояния проблемы. Во втором разделе описаны альтернативы пестицидам, как новые, так и старые забытые методы повышения урожайности сельскохозяйственных культур и приемы борьбы с сельскохозяйственными вредителями. В приложении помещена более подробная информация об эволюции и классификации пестицидов, механизме их действия на организм человека, методах защиты, международных конвенциях и законодательстве.

 

РАЗДЕЛ 1. Что такое пестициды

Глава 1.1. Понятие пестициды

Глава 1.2. Пестициды в окружающей среде

Глава 1.3. Влияние пестицидов на здоровье человека

 

РАЗДЕЛ 2. Альтернатива пестицидам

2.1. Главная цель альтернативы пестицидам - безопасность

2.2. Агротехнические мероприятия

2.3. Биологический контроль

2.4. Биологически активные вещества

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. История, классификация и виды современных пестицидов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Непригодные пестициды

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Механизм действия пестицидов на организм человека. Симптомы острого отравления и первая помощь

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Международные конвенции о пестицидах и национальное законодательство

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Пестициды в Беларуси

 

СЛОВАРЬ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Все права защищены. ОО БЗК поощряет распространение материалов, содержащихся в настоящем информационном продукте. Разрешается их бесплатное использование в некоммерческих целях. Тиражирование в целях перепродажи или в других коммерческих целях запрещено. Вопросы, запросы, предложения, замечания, пожелания, советы, обращения следует направлять по электронной почте по адресу: gcb@greencross.by.

Курс переработан и обновлен при поддержке ФАО-ЕС проекта «Повышение потенциала для устранения и предотвращения повторного использования непригодных пестицидов в качестве модели для решения проблемы неиспользованных опасных химических веществ на территории бывшего Советского Союза».

© ОО “Белорусский зеленый крест”, 2015

 

 

Тэги: