О чем говорили члены жюри по итогам своей работы (конспект)

О художественном конкурсе

О конкурсе мультипликации

О конкурсе фотографии

Сразу после того, как жюри всех трех конкурсов Международного художественного проекта «На своей земле» завершили свою работу, состоялся большой разговор о результатах конкурса, детском творчестве, сложностях современного художественного образования и возможностях для развития. Члены жюри поделились своим мнением по этим вопросам во время онлайн-трансляции 1 февраля 2023 г.

О художественном конкурсе

Лидия ИШКОВА, председатель жюри 18-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле»
Член Союза художников России, член Всероссийской ассоциации искусствоведов и художественных критиков, заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор Детской художественной школы №1 им. В.В. Фёдорова г. Волгограда (Россия)

О критериях оценки работ

Этот вопрос чаще всего задают родители и педагоги участников конкурса. Им, конечно, интересно знать, чем руководствовались члены жюри, отдавая предпочтения тем или иным работам.

Главный и безусловный критерий – художественная выразительность, образность. Они достигаются различными приемами и средствами. Чем шире арсенал этих средств, тем легче юному исполнителю создать интересную творческую композицию.

В Положениях конкурсов любого уровня обычно прописываются критерии. Это, как правило, выявление оригинальности творческого решения, единства содержания и исполнения, наличие художественной идеи и удачное ее раскрытие, владение выбранной техникой, целостность композиционного решения, выразительность цветового или графического решения, гармония цветовых и тональных отношений, творческая индивидуальность и т.д.

Этими критериями руководствовались члены жюри конкурса. Обращали на себя внимание ярко выраженная авторская интонация, искренность и самостоятельность выполнения работы.

Конкурс «На своей земле» отличается отсутствием списка тем, за исключением одной (в этом году – «Реставрация и реставраторы»). Перед участниками открывались неограниченные возможности выбора темы «по душе». Свобода выбора свела к минимуму штампы, повторы, закамуфлированное или прямое цитирование произведений известных художников.

Самостоятельность исполнения – важный критерий. Члены жюри отмечали, что выполнению многих конкурсных композиций предшествовала серьезная работа по изучению и применению знаний законов композиции, последовательного ведения работы, знание национальных культурных традиций.

Обсуждая итоги своей работы, члены жюри обратили внимание на то, что успех работы в немалой степени обусловлен выбором формата листа.

Конечно, оценка работ совсем юных художников и их старших коллег отличалась. Простодушие, искренность и смелость в выборе приемов и выразительных средств всегда присутствуют в работах маленьких художников. Но и в этих возрастных группах было немало рисунков, к которым применимы «взрослые» критерии (законченность композиционного решения, использование цвета, графических средств для раскрытия идеи, гармонизация формы и содержания и т.д.)

В качестве пожелания на будущее жюри рекомендовало педагогам студий, школ не присылать рисунки на одну тему от целого класса или группы. Однообразие решений «под копирку» мешало оценке работ, выявлению лучших композиций. Поэтому проблема отбора на местах, как и в прошлые годы, остается актуальной.

Опытные художники, преподаватели, входившие в состав жюри конкурса, скрупулезно, в несколько этапов, рассматривали присланные на конкурс работы. В обсуждении всегда приходили к общему знаменателю. Работа в жюри международного конкурса на белорусской земле приносила большое творческое удовлетворение и радость от общения с искусством самых искренних на земле художников.

Елена ШАПОВАЛОВА 
Руководитель Методического отдела ДХШ р.п. Краснообск Новосибирской области, победитель Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель школы искусств», заслуженный работник культуры РФ, член жюри 18-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле» (Краснообск, Россия)

О критериях

Для себя я ставила задачу, как для преподавателя, как члена жюри, разобраться в таком сложном вопросе, как современность работ, современный взгляд, выбор тем детьми, преподавателями.

Так как мы имеем дело с приобщением детей к культуре изобразительной, к грамотности, к истории искусств, истории наших стран, художник много чего должен знать. Применение в своих работах всех этих навыков, решение этих задач, это очень важная часть творческой жизни и преподавателя, и самого ребенка. Для меня, как для члена жюри, самое важное было увидеть подход к этим общим ценностям.

Одним из критериев для меня была ненадуманность в детских работах, проявление живого мышления. Одним из выражений для обозначения работ, которым пользовались члены жюри, было «живая работа». Это тоже в какой-то степени критерий, который сложно описать словами. Это надо видеть и чувствовать этот живой лист, живые эмоции, которые ребенок вложил или хотел вложить, хоть может не все получилось, поскольку это еще детская работа.

О персональном отборе

Здесь был предложен новый формат, по крайней мере для меня, собрать свою персональную папку из конкурсных работ, которые не попали в число победителей. Это был интересный опыт создания личного пространства, когда ты сам, со своими идеями, внутри себя ведешь эту работу, ориентируясь только на свои критерии, вне большого жюри. Я бы хотела применить этот опыт в своей школе, чтобы преподаватели в рамках просмотров могли со своей позиции отбирать работы, в том числе на оценки.

Любой просмотр полезен с точки зрения анализа работ. Для меня было интересно посмотреть на работу других школ исходя из проблем собственной школы. Например, у нас не так развита графика. Интересно было посмотреть, как работают с графикой разные возраста, как изменяются работы, как идет их усложнение. Интересно было увидеть, как работают регионы в разных направлениях. Для меня такая коллекция (я ее фотографировала) представляет большой интерес.

Ольга ЛОБАНОВА
Председатель предметно-цикловой комиссии специальности «Живопись», преподаватель Мурманского колледжа искусств, член жюри 18-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле» (Мурманск, Россия)

Я утвердилась в своем мнении, что много классных детских работ. Они есть, их делают. Как-то чувствуют по-особенному и преподаватели, и дети. Это видно в выборе тем, материалов.

Какие работы трогают?

Те, в которых виден неординарный подход – по композиции, где-то более сложные, где-то менее. Работа может быть где-то «кривенькая», где-то «косонькая», но она очень трогательно может выглядеть. Это хорошо, когда нет давления, не чувствуешь, что преподаватель строго-строго следил. Такие качества, когда по цвету красиво, когда сюжет неизбитый, интересный, какая-то композиция, какая-то фрагментарность, но она здорово сделана, какая-то смелость есть в работах, и вот такие работы «цепляют», такие работы трогают. Может быть, даже случайная какая-то возникает вещь, но здорово, если преподаватель это увидит и остановится на этом. Эту работу отложит, а потом еще и на конкурс пришлет. Она может быть совсем случайная, но увидеть вот эту случайность, которая выполнена здорово тоже нужно, полезно, хорошо.

Есть работы очень подготовленные, «сделанные». Если они сделаны хорошо, со вкусом, с чувством, это тоже приветствуется. Поэтому рецептов, что нужно прислать на конкурс, чтобы победить нет.

Главное учить видеть прекрасное

Главное, мне кажется, что нужно учить себя, воспитывать свой вкус, должна быть насмотренность, умение видеть в простом прекрасное. Тогда будет получаться. Учить ребят, следуя принципу «Посмотри за окно, смотри внимательно и ты там все увидишь», и не надо будет далеко ходить. Хотя может быть надо будет и далеко сходить: в музеи, за журналами и книгами, в интернет, чтобы увидеть все прекрасное.

Надо смотреть, надо видеть, учить их видеть и тогда все сложиться. Себя тоже развивать, конечно. Тем, кто работает с ребятами, с детьми нужно в первую очередь себя учить видеть это прекрасное.

Юлия АГЕЕВА
Преподаватель художественного отделения Детской школы искусств №6 г. Липецка, член жюри 18-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле» (Россия)

О жюри

Участие в жюри – это настоящий подарок, потому что это колоссальные эмоции. Столько впечатлений, которые сейчас еще до конца не осознаются, но пройдет время и осознание придет.

Конечно же, очень приятно и полезно для всех преподавателей выйти из своей школы, даже, наверное, из города, из того котла, в котором мы варимся, и посмотреть на все другими глазами, глазами своих коллег. Например, отбор. Мы смотрим работы нашей школы, слышим о них, видим их глазами других людей, слышим не всегда лицеприятные отзывы, и это полностью переворачивает сознание. Теперь, общаясь с коллегами из других городов, я буду по-другому смотреть на коллег из своей школы. Так что повезу с собой эту практику: во время отбора узнать, почему коллеги выбрали те или иные работы, а через это узнать своих коллег поближе, получше.

Про отборы на конкурс

Работы на конкурс все равно должны проходить внутренний отбор. Это полезно и для школы – меньше работ, меньше переплата за посылку, и для жюри, которому легче работать, когда приходят хорошие работы. Хотя может быть сложнее, когда много хорошего, но сложность повышает уровень, для жюри становится интересней.

При отборе нужны пояснения, почему выбрана та или иная работа. Поясняя, педагог начнет сам расти и понимать, что он хочет, чтобы вопросов о критериях было меньше, то есть мы внутри начнем их разбирать, и каждый в своих ответах поднимаясь на конкретную какую-то высоту, сможет понять, что присылать.

О взаимодействии ученика и педагога

Очень правильная мысль в том, что ребенок должен доверять педагогу. Должна быть возможность для ученика и учителя работать в гармоничной паре. Когда ребенок может прочувствовать условия и пропустить их через себя, а не просто следовать тому, что диктует учитель, при этом не объясняя почему. Учитель, с другой стороны, не должен давить на ребенка, навязывая свое мнение, а должен прочувствовать самого ученика, и помочь ему двигаться в некоем направлении.

Дамир НАФИКОВ 

Директор Лесосибирской детской художественной школы №1, преподаватель высшей категории, член жюри 18-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле» (Лесосибирск, Россия)

Мне, как члену жюри, охота всегда увидеть новую идею, то, чего я не видел: какой-то новый сюжет раскрыли; отражение реального мира, то, что сейчас происходит, как дети это видят. Пример из моей школы. Простая тема – «Остановка». Дети приносят эскизы, а там люди стоят в фуфайках, в валенках. Возникает вопрос, откуда дети взяли этот соцреализм, ведь люди сейчас так не ходят. Это очень интересно, что дети воспринимают людей, как будто они из прошлого, а не настоящего. Интересно выяснить откуда эти истоки.

Татьяна ШИЛОВА
Режиссер театра, культуролог, член жюри Международного конкурса мультипликации и диафильмов (Минск, Беларусь)

Чтобы дети творили, нужно быть творцом самому. Нужно все время учиться, развиваться, идти не только вглубь, но и вширь, то есть в другие виды искусства. Сейчас такой мир, когда одно тесно взаимосвязано с другим и, чем шире поле деятельности, тем, мне кажется, это интереснее.

О персональном отборе

В мою папку вошли те работы, которые меня наталкивали на какую-то историю. Я смотрю на работу и вдруг вижу, кто что говорит. В некоторых работах, кажется, слышишь голос и скрип снега, или ощущаешь атмосферу – одинокий ворон, несчастный, сидит во всей красоте, но он один. Передать эмоцию, мне кажется, – это самая главная задача искусства. Эмоцию, мысль, идею. А средства и техника – это то, что ребенок должен усвоить в школе с помощью руководителя. Главное разглядеть у ребенка его идею, его рассказ, то, что его волнует в данную минуту, то, что он увидел, то, что он зафиксировал. Потому что мы все разные, и взгляд у всех разный. Мы не можем посмотреть на мир глазами того или иного ученика, но зафиксировать этот взгляд можно. Мне кажется в этом задача учителя, в любой области, в театре, во всяком случае, я так делаю.

Объединить изобразительное искусство с театром

У меня к вам предложение. Хочется заложить что-то в проект, чтобы было связано с театральным искусством. Театр – это и дизайн, и архитектура, и декоративно-прикладное искусство, и живопись. Сценография – это разработка интерьера, в зависимости от сцены – действие может происходить на улице – следовательно, это и архитектура. Изучение костюма, материала. Костюм не обязательно может быть сделан из ткани, он может быть сделан из бумаги, из газет. Эскизы. Маски. Какое огромное богатство и развитие детской фантазии – кукольный театр. Создать куклу можно из всего, что есть. Хочется поиграть в эти истории, мне кажется, это может быть интересно.

Хочется, чтобы ребенок «проиграл» свою работу. Приведу пример. Когда начинаешь работать с детьми, даешь им какой-то текст, они начинают читать и ничего не получается. Пока не начинаешь добавлять движение. Попробуйте сказать просто «взмахивает руками» и тоже самое, взмахивая руками. Звук идет по-другому. Почему я предлагаю проиграть то, что они нарисуют, не делать спектакль, но сделать движение. Тогда иначе чувствуется, как пойдет линия. У нас все взаимосвязано – голова, руки, воображение. Когда делаешь какой-то костюм, например, птицы, распахни крылья. Это как пример. В это можно поиграть, это не значит ставить спектакль, потому что это сложно, это долго, это другое, но легко поиграть с этим. Тогда и у детей будет другая увлеченность, они вовлекутся в этот процесс и будут чувствовать по-другому.

Александра АДАМОВИЧ

Студентка 3-го курса Белорусской государственной академии искусств, ассистент жюри 18-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле» (Минск, Беларусь)

О графике

Очень много графических работ прислали из Польши, Словении, Сербии. Было бы здорово, если бы в Беларуси дети тоже работали с офортом, линогравюрой. У нас больше живописная школа, графике у нас учат только в Академии искусств. Но было бы здорово, если бы графику больше популяризировали в нашей стране.

Комментарий Лидии Ишковой:

Не во всех школах есть технические возможности для графики. В России сейчас есть вариативные программы, по которым можно выбрать графическую композицию, как отдельный предмет, что повышает уровень графических работ. Но, конечно, графика требует затрат, некоторые техники могут быть недоступны. В частности, офорт, где требуется травление кислотой, или литогравюра, где идет работа с камнем.

Всеволод РОМАНКОВ
Преподаватель изобразительных искусств ГБОУ города Москвы «Школа №1955», художник-акварелист, Член Союза художников России, Заслуженный учитель города Москвы, член жюри 18-го Международного конкурса живописи и графики «На своей земле» (Россия)

О конкурсах и методах работы жюри

Любой конкурс для меня, особенно, когда принимаю участие как член жюри, – это что-то найти. Необязательно что-то новое, может быть наоборот, взглянуть на что-то хорошо известное с новой стороны.

Нужно сказать, что характер тех конкурсов, в которых я принимал участие как член жюри, гуманистический. Они направлены на сохранение того лучшего, что есть в человеке. Безотносительно к творчеству, политической ситуации, внутриполитической ситуации, которая бывает в странах, в конкретных городах.

Детское искусство – это то, что относится к основным ценностям цивилизации, как оно было осознанно в начале ХХ века. Именно тогда задумались о том, что это искусство – рисунок ребенка, – и значение его только возрастает.

Говоря о разных методах работы жюри, мне кажется, в Гонконге больше такой организации, когда жюри более строго подходит к выяснению голоса за каждую работу, но меньше обсуждения, почему и как это происходит. Очень строгая процедура, но большее количество работ допускается до самого конкурса. В Лидице предварительный отбор гораздо больше, он чешский. Международное жюри участвует только в последнем туре и это дает большое представление о том, что является ценным в детском творчестве.

Со стороны было бы виднее, но, хочется сказать, что для нас, как для русско-белорусского жюри, характерно обсуждение работ, вникание в работу, в то, что ребенок имел в виду, нет ли здесь личного понимания темы, что делает портрет мамы на стене у папы, это качественная вещь. Это связано с тем, что у нас единый культурный контекст. Казалось бы, близкая Польша, но уже чуть-чуть другой культурный контекст, не говоря уже о восточных странах, которые требуют понимания и традиций, и культуры. Чем шире представление в жюри разных школ и разных культурных традиций, тем конечно же жюри богаче, чего мы и пожелаем от души нашему дружественному конкурсу «На своей земле».

Когда задается вопрос о том, чем обусловлен характер того или другого выбора, то нужно сказать, что чем глубже мы с вами, дорогие педагоги, погружаемся вместе с детьми в культуру, которую мы любим, ценим и понимаем, тем, собственно говоря, мы обретаем те самые критерии. Потому как, чем больше мы понимаем об этой культуре, чем больше мы можем рассказать об этом детям, тем лучше мы можем раскрыть их. Конечно, существуют традиции те или иные живописные, и наш визит в Витебск был очень интересен, было очень полезно знакомство с другой живописной традицией в дизайнерском направлении и в формальной композиции.

Хочется сказать еще о нескольких конкурсах и сравнить их в этом отношении, может быть тем самым напомнить о тех самых друзьях и знакомых. Это македонский конкурс, один из старейших в Европе, в городе Битола, который проводит студия святых Кирилла и Мефодия. Конкурс с очень большой традицией, характерен еще тем, что победители приглашаются на 10-дневный пленэр в саму Битолу, и это тоже большой учебный процесс для педагогов прежде всего. Потому что одно дело, когда мы смотрим результат, который пришел в конвертах, другое дело, когда педагог и его дети работают рядом с вами на улице. Конечно, это разный жанр, разная стилистика, но тоже очень важно. В таком же ключе работает конкурс в Эворе в Португалии. Можно упомянуть о конкурсе в Гонконге. Существует такая организация как Российский союз педагогов-художников, который организует свои пленэры, конкурсы и выставки. Конкурс, который проводит центр Неменского, «От искусства к жизни». Крупные московские вузы, в частности Строгановский и Суриковский участвуют в конкурсах. В Строгановке есть своя Олимпиада, продуктивная и интересная, даже помогающая поступать детям при их результатах на экзаменах.

Образ будущего

Дети иногда подкидывают нам образ будущего. Подкидывают через образы аниме, которые нам кажутся неприятными или странными. Но мы в этом сами виноваты, потому что, если вы откроете youtube, то увидите огромное количество каналов, где их же сверстники показывают и рассказывают, как нарисовать того или иного персонажа, с мастер-классами, неплохо снятые на те же телефоны, что для взрослого довольно сложно. Каналов педагогов вы найдете немного, потому как это довольно трудно для взрослого человека, а часть культуры находится там. Хорошо, что мы способны это обсудить. Это также то, что трудно переоценить. Пройдет время и у вас будет коллекция работ, которые будут отражать время, которое в работах бежит уже чуть вперед. Вы сможете проанализировать, о чем думали дети начала 2000-х, в 2020-е годы. Это такой срез времени, который много о чем нам рассказывает. Иногда мы неспособны услышать это, а только увидеть потом.

Конечно, нам хочется, чтобы то, что мы любим, то, что мы ценим, продолжалось: какая-нибудь живописная школа, графическая школа, использование той или иной техники, культурной традиции. Поэтому от того, как мы расставляем акценты, как мы обращаем на то или иное дело внимание, иногда выданная грамота может послужить для человека целым направлением творческой биографии. Это большая наша ответственность, и мы как члены жюри, ее осознаем. При просмотре всегда стараемся максимально доброжелательно отнестись к автору, педагогу в той ситуации, которая складывается вокруг работы. То, за что хвалить, так же важно, как и то, за что ругать.

О дополнении работы жюри мастер-классами и поездками

Большое впечатление произвел мастер-класс Рыжиковой Светланы Леонидовны. Обязательно расскажу и педагогу, который ведет наброски в нашей школе, и детям, чтобы как-то вдохнуть новую жизнь в целеполагание.

Знакомство с Витебской школой, например очень важная вещь, потому что она по-другому совершенно раскрывает традиции художественного образования в Беларуси вообще. Я, например, осознал такую цельность этой школы и того, как это важно, что оно присутствует в вашей культуре и как это влияет на все. Потом выяснилось, что художники, которых я знаю, учились в Витебске.

Жюри во все углы нашего общего пространства повезет эти впечатления. Я в свою школу и свое сообщество. Коллеги за Урал, и в Сибирь, и на Поволжские берега. Все это приведет к тому, что впечатления будут более важные и ценные, чем если бы это просто была работа и конференция. Общая атмосфера доверия, которая позволяет высказываться не только откровенно, но, мне кажется, продуктивно. Это работает на благо общего дела. Качество отобранной коллекции, качество представленных работ говорит о том, как мы поработали и что мы считаем хорошим.

Анна ВЫГОННАЯ
Художник-реставратор, член Белорусского союза художников, член оргкомитета Международного художественного проекта «На своей земле» (Минск, Беларусь)

О новых техниках

В прошлом году у нас был чудесный член жюри Дмитрий Пуховский. Он сделал выставку по итогам прошлогоднего конкурса. К сожалению, недавно он ушел из жизни. Он был преподавателем художественной школы в Могилеве. Это было его предложение ввести новые техники – коллаж и монотипию. Это предложение было принято, и я погрузилась в тему, стала изучать как этим занимаются. Прошлым летом мы провели несколько мастер-классов, связались с замечательным художником, графиком Машей Капиловой. По итогам что-то даже представили на сайте.

За эти несколько дней я попыталась немножечко проанализировать, что же вышло в результате конкурса монотипии и коллажа. Думаю, что касается монотипии, если мы планируем продолжать предлагать эту технику, то ее надо выделять в отдельную номинацию, потому что она имеет специфические композиционные законы и ее надо рассматривать исключительно отдельно. Это интересная, полезная техника, которая, может быть, не даст больших сложных композиций, но дает понимание материала, сочетаемости материала. Анализируя работы, можно видеть, что любой шаг влево-вправо и мы попадаем в китч, в несочетаемость материалов. Но если хорошо почувствовать эту технику, то это хороший художественный опыт, эта техника экспромта, со своими законами.

Техника коллажа. Вообще сам термин художественного коллажа не очень разработан. Коллаж переводится как «клеить», и аппликация переводится как «клеить». Но я попробовала, проанализировав работы, разделить их. Одни работы, я бы назвала бумажной мозаикой, то есть бумага клеится и используется как мозаика разных цветов, или как интарсия более крупными кусками, или где-то используют принцип белорусской вытинанки. Но есть удачные случаи, где эта техника в чем-то обогащает художественный язык. Она также требует определенной импровизации.

Вопросы от слушателей

Как справляться с аниме рисунками?

Лидия Ишкова: Очень сложный вопрос, педагоги мало знают, чем живут дети. В Волгоградской школе пошли от обратного – персональная выставка работ девочки, в основном аниме рисунки. Когда все рисунки были раздарены, такая тяга к теме аниме немного поутихла.

Стоит ли использовать фотографии при разработке станковых композиций?

Юлия Агеева: Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если, например, вбили в поисковик тему, нашли подходящее фото и перерисовали его, то это категорически нет, это понимают все и педагоги, и даже учащиеся уже это понимают.

Если использовать фото, как дополнительный материал, как подспорье в работе над эскизами, различные кусочки, из которой составляешь большую композицию, то, наверное, это важно, это необходимо, никто не может обладать такой громадной информацией в голове, иметь все образы. Хорошо, как раз сейчас, благодаря интернету, наличию всего, можно посмотреть, как выглядел костюм в XIX, XV веке, как выглядит лиса в Австралии, здесь фотография помогает.

Посмотрел-перерисовал, это категорически нет, но если посмотрел, понравилась тема, пропустил через себя, творчески переоформил, наверное, это имеет смысл.

Культура стиля и изображения в детском творчестве при решении выбранного сюжета для работы. Каким образом достичь отсутствия китчевой навязанности и гламурной литературщины?

Лидия Ишкова: Китч окружает детей, потому основная задача художественной школы, школы искусств, привить эстетический вкус, вкус к красоте. Поэтому очень важны межпредметные связи, история искусств, хорошие специалисты, посещение музеев и знакомство с живым искусством. Выставки современного искусства очень важны. На выставках педагог должен объяснять, ведь на выставках тоже не всегда показывают то, что может воспитывать детей эстетически, наоборот даже. Если ребенок не ходит в музей и не видит живые работы, в школе не преподается история искусств, бороться с таким явлением как китч, достаточно сложно, практически невозможно. Объяснять детям, особенно тем, кто пришел в школу в уже достаточно сформированном виде, эти вещи достаточно сложно.

В нашей школе, например, занятия начинаются с 5 лет. Прививать любовь к творчеству, к красоте окружающей жизни начинать желательно, чем раньше, тем лучше. К школьному возрасту к 12 годам они уже подходят воспитанные нами, уже знают, что такое хорошо, что такое плохо. А вот те, кто приходит «с улицы», с ними уже сложно. Но этим надо заниматься иначе китч вас просто поглотит с головой. Дурновкусие корни пускает очень быстро, как паразит моментально захватывает свои территории.

Какие новые техники вы используете для раскрытия художественного замысла?

Лидия Ишкова: У нас молодые преподаватели какое-то время назад активно стали использовать в работе с детьми мусор – коробки, пробки, но это очень быстро надоело. Детям поначалу нравилось, как игра, забава, но быстро отошли. По большому счету неважно в какой технике, важно, чтобы работа была выразительной, интересной.

Наталья Святкина: Мы заметили почти полное отсутствие работ, выполненных цветным карандашом. На это надо обратить внимание, потому что существует очень большая разница в возможностях цветного карандаша и фломастеров.

Рассматриваете ли вы участие в вашем конкурсе конкурсные работы в электронном виде? (так как посылкой очень дорого)

Наталья Святкина: Нет, мы не принимаем работы онлайн, только живые работы.

Семен Шевцов: Фотография работы – это все-таки фотография, а не сама работа. Вы никогда не сможете передать правильно цвета в первую очередь. В результате получается совершенно другая работа.

Наталья Святкина: Семен сделал такую ремарку, потому как он каждый год делает фотографии работ. Это огромная работа, очень длительный процесс обработки, чтобы фотография соответствовала присланной работе, хотя бы по цветовой гамме. Мы понимаем проблемы материальные. В этом году мы столкнулись с другой проблемой. Люди не могли отправить работы, почта не принимала, потому что логистические связи нарушены. Однако даже этот аргумент не перевесил наш принцип.

В прошлом году мы провели жюри в два этапа. Сначала был белорусский отбор. Потом мы оцифровали все работы, которые хоть что-то получили и отправили в 7 стран, где были сформированы свои жюри. Мы увидели, что это два разных конкурса: для фотографий работ – это был уже конкурс экранных версий работ, совсем другое восприятие. Поэтому мы не будет принимать работы онлайн, хоть это и удобно, на конкурс будут приниматься только оригиналы работ. Хотя конкурсы экранных работ тоже имеют право быть.

Ольга Лобанова: Сейчас очень много конкурсов, где принимают работы онлайн, есть платные, есть бесплатные. Но вся суть этого конкурса в том, что ты отправляешь живую работу, жюри живую работу оценивает, каждая работа – это не только набор изображений, это какая-то энергия, и это тоже влияет. В этом вся ценность. Ценность также в общении: мы собираемся, все это обсуждаем, решаем вместе, во взаимодействии. Иначе это теряет смысл, это уже становится другой конкурс. В этом его ценность, что он очный, что нужно отобрать работу, нужно подумать, потратить ресурс, чтобы ее отправить. У нас в школе он ценится.

О конкурсе мультипликации

Ольга СВИРИДОВА
Киновед, преподаватель, режиссер, член жюри 8-го Международного конкурса мультипликации и диафильмов «На своей земле» (Минск, Беларусь)

О мультипликационных работах

Я бы хотела сказать про динамику развития конкурса. Вначале он развивался стремительно. 4-5 лет назад мы ввели предварительный отбор просто потому, что из-за технической неграмотности и сложности была дрыгающаяся картинка, от которой кружилась голова и рябило в глазах. То есть отбор был нужен, чтобы отсеять технически слабые неграмотные работы. Тогда начался рост, очень быстрый. Люди стали осваивать технологию и освоили ее. Но этот стремительный рост закончился в прошлом году. Казалось, еще вот-вот и будет кино. В этому году пришли работы, на которых уже ничего не дергается, грамотно снимают, выстраивают свет, а кино не получилось. Мне хочется озвучить эту проблему.

Надо вспомнить, что анимация – это не техническая игра. Мы говорим о кино, об анимационном кино, об анимационных фильмах. Мне бы хотелось, чтобы педагоги задумались о том, что монтаж, это не просто процесс превращения набора из тысячи кадров в кусочек видео. Монтаж – это композиционное средство. Эйзенштейн писал, что монтаж – это сильнейшее композиционное средство для организации фильма. Хочется, чтобы шли дальше. Вот я смотрю мультфильм и понимаю, что люди, например, не знают законов смены крупности. Из-за этого мультфильм плохо смотрится, не читается смысл.

Очень хочется посоветовать почитать Эйзенштейна, вообще подумать о том, что это фильм, это киноязык. Это другой вид искусства. Этому надо учиться педагогам. Дети творят, детям нравится, и это чувствуется. В этих мультиках есть эмоция, есть детство, этим они ценны. Мне кажется надо помогать детям начинать делать кино, в котором они могут осознанно и осмысленно, и это возможно, этому можно научиться, свои эмоции, горести и радости, выражать. Тогда получиться настоящее детское кино. Теперь это возможно, потому что снимать научились.

Есть еще пласт драматургии. С этим тоже надо разбираться. В этом году был мультфильм, который меня потряс. Мультфильм про овощ. Главный герой овощ, всеми брошенный, его жалко, но в конце его режут на салат и человек, который это сделал становится шеф-поваром и открывает свое кафе. Причем как его резали на салат показали крупно и в деталях. С точки зрения драматургии – это очень неожиданный ход.

Хочется пожелать педагогам работать дальше и учиться. Надо, чтобы дети и себя радовали, и нас радовали, и росли, и присылали нам еще больше хороших работ.

Есть ли различие между студийными и семейными работами?

Есть различие в подготовке педагогов. Может быть мама, которая поможет ребенку создать шедевр просто потому, что она обладает определенным набором знаний. А может быть студийная работа, которая даже не пройдет предварительный отбор.

Валентина ОВСЯННИКОВА
Художник, фотограф, аниматор. Магистр искусствоведения. Преподаватель художественных дисциплин и мультипликации МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», член жюри 8-го Международного конкурса мультипликации и диафильмов «На своей земле» (Полярные Зори, Россия)

Я хочу обратить внимание на то, что в первую очередь оценивается не техническая сторона. Когда ничего не дергается не отвлекает, это хорошо, но техника – это не главное. В позапрошлом году был мультфильм, который был снят на не очень хорошую камеру, но там был сюжет, были иносказания, он был хорош как фильм.

О развитии педагога мультипликационной студии

Отсутствие техники не должно останавливать ход мысли. Я знаю этот процесс изнутри. До недавнего времени я была руководителем образцовой студии мультипликации и фотографии «Мультистудия» в городе Витебске. Мы начинали из ничего, как эксперимент в студии. Это была свобода поиска. Нам хотелось одно попробовать, другое, мы старались, искали, учились, росли. Но, поскольку мы были частью официальной структуры, в какой-то момент мы начали работать «на заказ». Детям приходилось снимать фильмы не про то, о чем им хочется, а про разделение мусора, например. Когда студии присылают такие фильмы, я их понимаю, мне им хочется всем посочувствовать. Как член жюри я не рублю разом эти мультфильмы, я понимаю, почему студии их снимают и присылают. Но в большинстве своем эти мультфильмы неинтересные просто потому, что детям это неинтересно снимать. Молодцы те преподаватели, которые находят решение этих проблем. На сайте вы увидите мультфильмы, в которых эти темы перерабатываются. Но хотелось бы видеть творчество, а не «заказные» темы.

Другая крайность, в которую мы впали в нашей студии – техническая. Я узнала, что есть DragonFrame, в котором можно снимать «чистенько». Но этот этап тоже надо пройти, надо самому напробоваться, «наиграться», дети тоже должны попробовать, отработать технические моменты. Как у художников, когда дети учатся, они выполняют задания. Так и здесь, чтобы не получалось так, что сразу начинают снимать кино, не зная каких-то банальных вещей, вроде ускорения, замедления. В итоге же получится что-то сухое, неживое.

Также из своего опыта. Я художник, фотограф, для меня художественная сторона и техническая – настроить камеру, установить свет – проще. Выбор материала с детьми тоже. Насколько я неограниченна, настолько неограниченны мои дети. Но я в себе чувствую провал режиссуры. Я открыто об этом говорю. По работам своих детей я вижу и понимаю, что это не проблема детей, это мое отражение. Насколько я в этом развиваюсь, настолько они могут в этом развиваться.

Еще о чем мы не сказали – это музыка. Мы можем доверить выбор музыки полностью детям, мы можем влиять, договариваться. Но не должно быть диссонанса между картинкой и звуком.

Это к вопросу о том, куда развиваться педагогам. Понимаю, что нужную информацию очень сложно найти. Что можно порекомендовать: на ютубе есть серия уроков «Анимация и Я» – по разным техникам, по режиссуре; Большой фестиваль мультфильмов выкладывает информацию; молодые ребята, которые где-то ведут занятия, делятся своим опытом. К сожалению, нет собранного, базового материала, который можно открыть и пользоваться.

Есть такое желание пригласить студии поделиться опытом, проблемами. Найти какую-то платформу, не для соревнования, а для развития. Ведь наша цель, чтобы детям было хорошо, чтобы они могли и развиваться, и показывать себя со своим миром. Взрослые должны создать условия для этого, иначе влияет youtube, и влияет очень сильно. По детским мультфильмам это видно. Игры также влияют. Нужно развивать насмотренность хорошим материалом. Например, чешские мультфильмы, «Песнь моря» – это другие мультфильмы, но они хороши. Тогда у детей будет другая опора, на основе которой можно создать тоже что-то хорошее.

Еще один момент, педагоги лучше знают техническую сторону, а у детей другой запрос, они снимают для контента. Если эта разница покрывается, то направление будет востребовано. Это касается и фотографии, и мультипликации. Нужны новые подходы к организации процесса, обновление программ, если вопрос касается организации студии в художественной школе, например.

Хочу еще сказать про школу искусств. Анимация там может быть, но может быть в другом формате, это вопрос педагогов. Мы ездили на региональный мастер-класс в г. Кировск. Там есть замечательное задание – дети лепят греческие вазы, со всеми красивыми силуэтами бегущих людей. Педагог сама сказала: «Мне бы хотелось оживить это». Они придумали, что можно сделать этих людей, бегущими по вазе. Это не мультфильм, но это анимация, и это новый способ вовлечения детей в искусство. Также как мы использовали анимацию, как прием, на занятиях по истории искусств, когда дети собирают картинку, потом она разбирается, и из нее собирается что-то другое. Дети точно запомнят эти картины. Я не призываю сразу снимать кино, я призываю использовать анимацию для того, чтобы дети были еще более заинтересованы.

Татьяна ШИЛОВА
Режиссер театра, культуролог, член жюри 8-го Международного конкурса мультипликации и диафильмов «На своей земле» (Минск, Беларусь)

О некоторых фильмах

Мне понравились все работы студии «Рябинушка». Руководители понимают и учитывают возрастную психологию студийцев, подмечают и фиксируют детские находки, рассуждения, визуальные образы, отчего в работах видна огромная любовь к детям, к тому, что они делают.

В мультфильме «Цветочный вальс» была создана атмосфера за счёт совпадения визуального ряда с музыкой. Получилось волшебство, которое вызывает ответное чувство.

Мультфильм «Африка» – это символ детства. История сложилась из рассуждений детей, и получилась непосредственность, зафиксированная в кадре.

«Птичка» – нежный трепетный фильм. Весь такой старательный, ровный по скорости и с неожиданным финалом, очень простым и очень смешным. Чувствуется вглядывание, всматривание педагога в ребёнка. Фильм не нарушен взрослой правкой, это ценно.

«Югра» – фильм рекламный, но здесь удачно появляются символы в гербе. Детям трудно объяснить символику на занятиях изобразительным искусством, а здесь получилось.

«Глаза и уши Петербурга». Здесь нужно отметить режиссуру! Сложный сюжет решен за счёт смешения анимационных техник, очень удачного смешения. Интересный сюжет, интересное решение, хорошо сделано. Действительно, глаза – визуальный ряд, и уши – в озвучке при повторе с текстом. На мой взгляд он достоин Гран-при.

О конкурсе фотографии

Валентина ОВСЯННИКОВА
Художник, фотограф, аниматор. Магистр искусствоведения. Преподаватель художественных дисциплин и мультипликации МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», член жюри 1-го Международного конкурса фотографии «На своей земле» (Полярные Зори, Россия)

О конкурсе фотографии

Если жюри видит, что ребенок соревнуется сам с собой, то понятно, что ребенком занимаются, что это не случайные кадры. Тогда не возникает вопросов педагог это снимал или ребенок. По работе видно, что снимал ребенок, видно, что он мыслит. Хотелось бы отметить минскую студию «Краявид», сказать спасибо педагогу за то, что вы развиваете своих детей, чувствуется школа.

Об обучении фотографии

К сожалению, там, где фотография всегда была – в домах детского творчества – сейчас ее почти нет. Ниша сейчас занята людьми, которые проводят платные курсы за большие деньги, но там может быть большой вопрос к качеству образования. Ближе всего к художественной фотографии все-таки художники. Это разговор о том, чтобы видеть. Видеть композицию, видеть свет, видеть, как это работает. Хочется, чтобы в конкурсе участвовало больше художественных школ. Спасибо всем, кто уже прислал работы, кто не побоялся и принял участие в конкурсе.

О фотографии для художника

Фотография – это хорошее подспорье для художников. Я и по анимации знаю. Например, как человек поскользнулся и падает, пока ребенок как актер на себе это не прочувствует, он не понимает механику этого процесса и не может его нарисовать. Они пробуют на своем теле, сняли на видео, пересматривают и только после этого используют этот материал, который через себя пропустили. То же самое с фото-референсами на пленэрах. Фотографию можно по-разному воспринимать. Это может быть инструмент для дальнейшей работы художника, а можно использовать фотографию, как взгляд со стороны, чтобы увидеть свои ошибки.

Комментарий Всеволода Романкова:

Глупо отрицать, что художники используют сегодня фотографию для работы. Но картинная композиция очень отличается от фотокомпозиции. Чтобы это увидеть, надо долго учиться. Вопрос, где заканчивается сжатие времени и упрощение – нажал кнопку и получил кадр (скомпоновать фотокадр проще, чем картинную композицию), а где есть культура. Могу только из личного опыта сказать, но я это всегда очень четко чувствую в работах. Есть картины, которые можно написать по наброску. Есть хорошо написанные картины по фотографии, из которой прямо объектив вываливается на зрителя. Это сейчас становится популярно. Если вы посмотрите на современные акварели, там с потрясающей техникой (сейчас много мастер-классов) написаны картины с фотографий. Люди смотрят и радуются.

Ольга СВИРИДОВА
Педагог, руководитель творческой мастерской «Взгляд» (Минск, Беларусь)

Главная задача на занятиях по фотографии – это научить детей видеть. Технически это действительно несложно, нет уже пленок, необходимости ее проявлять, печатать фотографии, кнопку нажал и все. Поэтому очень важно научить видеть.

Одно из упражнений, которое я предлагаю, – фоторазминка. Нужно сделать пять разных кадров, не сходя с места. В первый раз, когда мы это делали, у детей был шок. Они стремились ходить, и нужно было их останавливать и снова объяснять, что они должны сделать разные кадры, стоя на одном месте. Когда они поняли, это действительно стало работать как хорошая разминка. Теперь мы постепенно дошли до 10 кадров.

Есть момент слома, когда человек остановился, после этого они прекрасно учатся.

64801135