Творческое художественное мышление
Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино
Художественное мышление проявляется естественной способностью
- решать художественные вопросы в эстетически эффективной композиции, т. е. с использованием свойств элементов и художественных закономерностей,
- разложить элементы воображения с целью выразиться, т. е. в связи с фантазией, с представлениями и с ассоциационным мышлением,
- принимать художественные сообщения других,
- применять свойства выбранного материала и инструмента;
Ребенок также сумеет описать, как он воспринимает, с какими впечатлениями сталкивается, или как связаны различные явления с его художественной работой:
- почувствовать дисгармонию между представлениями и результатом,
- воспринимать роль художественного языка, усвоить его и интуитивно расквитаться с собственными недостатками,
- сначала взвесить собственное намерение и после этого решить задачу - пока ребенок не знает, что он хочет высказать, необходимо данное намерение обдумывать дольше (страх, злость, любовь, любопытство и др., но также у меня нет никаких идей, я скучаю, я упрям и ничего мне не навязывайте),
- почувствовать необходимость изменений и поменять или изменить первоначальную идею;
диапазон и качество художественного восприятия у каждого ребенка немного отличаются, потому что они связаны
- с собственным жизненным опытом и интеллектуальными способностями,
- с реакцией на побуждения и с решением, как с ними справиться,
- с осознанием самого себя, с осознанием собственной художественной работы и ее качества,
Художественная память создает среду, в которой можно двигаться и менять ее:
- сохраняет чувственные восприятия, впечатления и представления и помогает таким образом возвращаться к впечатлениям об интересных художественных операциях,
- накопление опыта способствует усвоению художественного языка.
Ребенок художественным способом рассуждает над любой задачей, эмпатическим способом воспринимает свои возможности, решает композицию и красочность, творчески обращается с художественными средствами,
педагог по искусству взвешивает все условия, в которых творческое художественное мышление детей развивается - мотивацией и собственным художественным мышлением помогает развитию мышления учеников и процессу помогает оценкой в диалоге в заключении урока.
ТВОРИТЬ означает искать, экспериментировать и эксперимент развивать;
Творчество - это свойство размышления над материалами и инструментами, которое превращается в игру - помогает детям
- открывать во время игры роль случайности, обнаруживать и развивать намеки на истории, искать новые художественные импульсы, естественно усваивать речь материалов и инструментов,
- соединять оригинальную идею со способом ее записи,
- искать альтернативы - менять сюжет или художественную форму,
- изменять обыкновенное в необычное при помощи ассоциации;
на основании художественных побуждений совершаются открытия, которые ученики бессознательно и потом заведомо переносят в свободное творчество.
Восприятие многообразности и ее видов узко связано с творчеством – наблюдение, художественное и вербальное выражение;
Разнообразие можно применять во многих художественных работах:
- экспериментировать с материалами, инструментами и с композицией,
- выражать один факт различными способами, рисовальными, живописными, пластическими и другими,
- открывать и сравнивать различные стороны факта (Собака - целое животное и деталь тела, формулированный знак, запись тактильного контакта, оставляемые следы, ее окружающая среда и т. п.),
- с учетом чутья разнообразности ученик воспринимает разные способы художественного выражения также у других:
- учится толерантности к различным разнообразностям,
- открывается значениям, которые художественные работы выражают,
- чувствительно общается - если понимает средства выражения других, сумеет принять участие в их личных и художественных впечатлениях,
- чем больше способов художественного выражения ученик акцептирует, тем лучше понимает воздействие их разницы и причины их использования.
Там, где ученик исходит из самоанализа и личной интерпретации впечатлений или полученных побуждений, он способен подать объективное и одновременно значимое субъективное показание об окружающем мире.
Отдельные виды художественного мышления многими способами друг на друга влияют, напр. как в чаще всех комбинированном художественном проявлении типа в различной мере применятся как тип визуальный, так фантазийный и декоративный:
A. Оперативное художественное мышление (лучше говорить структурное) относится к композиции художественного произведения
- к свойствам точек и пятен, структур, линий, форм, плоскости и пространства, света или цветов,
- к конструкции композиции в плоскости или пространстве, к гармонии и контрастам, к ритмичному разделению, к отношениям размеров, к плоскости формы и т. п.;
одновременно касается операций мышления, ориентированных
- на создание и решение логически построенных серий,
- на варианты форм или решений,
- на обдумывание и реализацию концептов - представлений подхода к задаче,
- к процессам обобщения и стилизации и т. п.;
полученный опыт ученик сначала несознательно и позднее сознательно применяется также во всей остальной художественной деятельности;
Первично интуитивное отношение к художественному языку во время многолетнего опыта преобразует в знания структурных правил.
B. Неоперативное художественное мышление (лучше фантазийное или ассоциационное) открывает плодотворную среду для свободного творчества - как очень оригинальное связано
- с представлениями и фантазией,
- с интуицией и вдохновением,
- с юмором, с поэтикой и метафорой,
- с душевным миром, с осознаваемым и подсознательным содержанием;
художественные проявления учеников обусловлено эмпатическим чувствованием, основанном на субъективных переживаниях и самопознании.
Фантазийное художественное мышление ученика предлагает, чтобы он пытался
- получать впечатления от контакта со светом при помощи органов чувств и впечатления художественно записывать,
- впечатление и представления обогащать своеобразной интерпретацией их видов или основных явлений, которые с ними связаны,
- ограничивать иллюстративное описание и выражать также другие, чем визуальные свойства сюжета - выразить скорость проехавшего автомобиля, гармония птичьих голосов, вызов сирены, запах шерсти и др.,
- для выражения впечатлений творческим способом использовать процессы, которые ведут к открытиям (анализ, перифразировка, абстракция, ассоциация и др.),
- в общении с остальными проверять понятность собственного проявления и проявления других, суметь о них разговаривать и выражать собственное мнение.
Неоперативное художественное мышление резонирует с целым нашим существом и без него бы творчество не являлось творчеством.
C. Восприимчивое художественное мышление (также восприятие) связано с открытием себя перед художественным произведением - ученик учится меньше смотреть и больше переживать:
- без затруднений произведение воспринимать, принять и назвать наблюдения и чувства, разговаривать о них и объяснять, что наверное художник имел ввиду (та зеленая и синяя госпожа, наверное грустная…),
- воспринимать и уважать разнообразность художественного выражения, рассуждать и разговаривать о ней, называть, сравнивать, оценивать и сортировать мысли, представления и впечатления,
- придавать произведениям знания, которые ему принесло оперативное или фантастическое мышление или узнать принципы композиции,
- от впечатлений ребенка перейти к культурному опыту и позволить понять символическое содержание,
- сравнивать то, что дети создают, с творчеством художников.
Изучающее отношение к произведениям художественной культуры поддерживает заключительную оценку детских художественных работ;
требует способность разговаривать и задумываться над художественными произведениями - сравнивать их, взвешивать слова друзей, думать об их намерениях и занимать к их работе свои позиции;
ребенок потом уже с малого возраста выражает свое мнение (нравится, не нравится), но ищет причины, почему сначала одноклассник и позднее автор картины или скульптуры выражался как раз этим способом;
Понятие изобразительного искусства поддерживает собственные художественные работы учеников, связанные с произведениями искусства
- в художественных перифразировках,
- в вариациях главных идей художников,
- в особенном обращении с художественной репродукции произведения,
- в художественных работах или в творчестве объектов и др.
D. Материальное мышление основано на отношении к качествам материала, что касается выражения, или к характеристическим следам инструментов;
в контакт с любым материалом или инструментом вступает
- при переживании тактильных качеств материала, нанесении следов инструментами, свойствах художественных техник и др.,
- новый опыт потом закрепляет роль тактильного контакта за его воздействиями выражаться - вызывают взгляды и ассоциации,
- одновременно возникает уважение свойств материалов и инструментов - материал нельзя изнасиловать.
Отношение к материалам и инструментам, поддерживаемое сосредоточено пережитым физическим контактом, мобилизирует эмоциональную, художественную и умственную активность учеников и кроме того ведет ребенка к самостоятельному выбору художественных процессов, соответствующих его типу его художественнoго выражения и творческих намерений;
также любая художественная техника без глубоко пережитого отношения к материалам и инструментам не влияет естественно – между выражением и умом находится пропасть.
Ребенок получает отношение к материалам и инструментам, прежде всего, во время экспериментирования с их свойствами, что означает
- во время художественных игр вступает в тактильный контакт с художественными материалами, в том числе нетрадиционными или деклассированными,
- использует классические инструменты, но также мало используемые или для ученика непредставительные и наблюдает за их воздействием,
- уважает речь материалов и следов инструментов - недостаток уважения материалов и инструментов приводит к неудаче,
- случайные открытия развивает в этюдах или в свободном творчестве,
- выбирают художественный процесс и предъявление сюжетов, которые удовлетворяют его представлениям и типовой художественной ориентации оптимально,
- акцептирует как можно больше способов художественного выражения в творчестве других и после определенной переплавки ими обогащаются,
- сближает таким образом собственную художественную речь с речью остальных и одновременно сохраняет исключительность собственного художественного проявления.
Принцип градации
является основным камнем всех методических процессов как путь от известного к неизвестному, от не овладаемого к овладаемому, от намеченного к сообщенному.
Изредка мы осознаем, что ведение ребенка в основной художественной школе осуществляется как минимум десять лет и что мы должны знать, по каких траекториях развития будет ученик вероятно двигаться;
градация содержится в продолжающейся последовательности точек, формирующих развитие опыта и интеллектуального и художественного зрения учеников;
по градации учебных тем в различных художественных областях также можно выводить контролируемые выходы.
Из всего, над чем мы здесь задумываемся, имеет значение принцип мышления, в котором происходит
- градация учебных тем,
- под ним немного скрытая градация знаний наших учеников;
только удивительно, как мало мы градацию обдумывали, хотя мы ее интуитивно использовали – обычный методический процесс сразу становится открытием.
Не забывайте про слово градация. Градация обуславливает обучение во всей его ширине, длине и глубине, связанность его этапов, применение учебных знаний в свободное творчество, использование психологических, выразительных и значительных способностей ребенка. Речь идет об основной структуре, в которой художественное образование происходит…
Художественный язык, необязательные примеры
Подготовительные классы, 5 – 8 лет
– Играет с материалом: Во время тактильной игры гнетет глину, сжимает бумагу и наблюдает за изменениями плоскости, смятая бумага используется в плоскостном и пространственном творчестве, работает со случайным пятном, смешивает цвета, во время игры включается в активное познание художественных средств.
- Играет со следами инструмента: Использует работу с линией, со штриховкой и с краской, выбирает интересные вырезки, оценивает роль случайности, интуитивно наводит для случайности правила, экспериментирует с основными художественными техниками, узнает их свойства и использует их в свободном творчестве.
I-ая степень
1-ый - 3-ий класс, 8 – 11 лет
От необязательной игры с материалом и инструментами выводятся первые заведомо выбранные художественные этюды, ребенок играет с основными элементами художественного языка, расширяет их запас на точку, плоскость, пространство и свет, сюжеты художественных этюдов решает в связи с беспредметными перифразировками явлений в окружающей среде (динамика дождя, цвета злости или замедления, растрескивание стекла и др.), собственными словами формулирует чувства, вызванные художественными элементами, интуитивно обращаются с художественной композицией, отличает и применяет воздействие используемых техник и материалов, использует свой опыт в свободном творчестве.
4-ый – 7-ой класс, 11 – 14 лет
Продолжает знания основных художественных элементов, - экспериментирует с основными закономерностями композиции - художественный контраст, гармония, ритм, уравновешенность и др. - создает комплекты вариантов по данным темам и ищет различные оригинальные решения - художественный язык использует для эффективного выражения эмоций и явлений - выводит воздействия выражения нарушением гармонических композиционных отношений - сочиняет художественные этюды с различными аспектами выражений (комплект случайная, свободная, динамическая и т. п.) – при помощи фотоаппарата находит визуальные знаки в своей окружающей среде и применяет закономерности композиции при составлении и изменении снимка - планирует собственные художественные серии - сравнивает свойства элементов и альтернатив композиций с творчеством художников 20-го века и др.
Старшие ученики, 15 – 19 лет
I-ый – IV-ый класс, выходы соответствуют художественному профилю ученика
- Установит связь всего предыдущего опыта и знаний художественного языка, анализирует роль художественного языка для сообщения собственного творчества, формулирует воздействия художественного языка и свое понимание документирует композиции этюдов, вместе со знаниями художественного языка корректирует сам себя, художественные направления 20 века характеризирует согласно способу использования художественного языка, художественный язык принимается с пониманием во всех областях художественного творчества и использует его как неизбежную часть его художественного мышления.
- Экспериментирует с художественными играми, этюдами и материалами, или инструментами для проектирования графического дизайна, находит декоративные плоскости от фактов, сравнивает различные виды шрифта, комбинирует отношение формы, цвета и букв к плоскости или пространству, решает, реализует и обогащает графический дизайн или дизайн предметов, объявляет себя сторонником художественно-ремесленных процессов.
- Проектирует малые постройки, их краски и световые характеристики и размеры, справляется с принципами перспективного выражения пространства, представляет свои художественные и технологические намерения в компьютерных программах и т. п.